Знаки запрещающие разворот


Тема 8.4. Развороты.

Прежде чем начать разговор о манёвре «Разворот», сначала ещё несколько слов о манёвре «Поворот».

Правила. Раздел 8. Пункт 8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Если вы ещё не забыли, пункт 8.5, обязывает водителей перед поворотом или разворотом занять соответствующее крайнее положение. И это крайнее положение надо понимать буквально, то есть, например, перед поворотом направо надо расположиться не просто на правой полосе, а на правом краю правой полосы так, чтобы правее вас не могло двигаться никакое другое транспортное средство, даже велосипед.

То же самое и при повороте налево или развороте. Вот как вас спросят об этом на экзамене:

Кто из водителей нарушает правила поворота на перекрестке?

1. Оба.

2. Только водитель мотоцикла, поворачивающий налево.

3. Только водитель автомобиля.

4. Никто не нарушает.

Во-первых, нарушает водитель автомобиля, и вам это должно быть понятно сразу. Поворачивая направо, он обязан был вести своё транспортное средство как можно правее.

И ещё нарушает водитель мотоцикла, поворачивающий налево. Если сейчас второй мотоциклист не притормозит, они обязательно столкнутся. Этого можно легко избежать, если строго выполнять требование Правил. А Правила требуют совершать поворот налево не просто с крайней левой полосы, а с крайнего левого положения на проезжей части данного направления (то есть так, чтобы левее вас никто не мог двигаться).

К сожалению, это требование (перед поворотом занять соответствующее крайнее положение) не всегда выполнимо.

 

Посмотрите на рисунок: при повороте направо прицеп оказался на тротуаре, а при повороте налево – на встречке.

И то и другое совершенно недопустимо!

В подобных ситуациях водители просто вынуждены выбирать другую траекторию поворота, и чтобы не делать их нарушителями, Правила и ввели это разрешение (процитируем его ещё раз):

Правила. Раздел 8. Пункт 8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Но эту «вольность» Правила разрешили только для поворотов (про разворот в пункте 8.7 ничего не сказано).

С разворотом дело обстоит несколько иначе. Правила отдельно определили поведение водителей при развороте на перекрёстке и при развороте вне перекрёстка, и ещё особо оговорили ситуацию с разворотом при наличии трамвайных путей.

Разворот на перекрёстке без трамвайных путей.

Из всех многочисленных требований восьмого раздела Правил к этому случаю разворота имеет отношение единственное требование:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, первый абзац. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении.

И всё! Никаких других требований к развороту Правила в восьмом разделе не предложили!

Ну что же, давайте будем руководствоваться этим единственным требованием.

Если перед перекрёстком нет никаких знаков или разметки, устанавливающих особый порядок движения, тогда соответствующее крайнее положение и для поворота налево, и для разворота – крайняя левая полоса.

А как быть на этом перекрёстке? Здесь с помощью знака 5.15 установлен особый порядок движения!

Здесь два соответствующих крайних положения для поворота налево!

Неужели и разворачиваться можно с двух левых полос?!

То же самое и здесь – разметка 1.18 предлагает водителям два соответствующих положения для поворота налево.

И если руководствоваться пунктом 8.5 Правил, то и разворачиваться тоже разрешено с двух полос.

Но этого не может быть!

Такое разрешать нельзя!

И Правила, конечно же, это не разрешили. Только сказали об этом не в восьмом разделе, а «запрятали» в Приложение 1 (Дорожные знаки) и в Приложение 2 (Дорожная разметка и её характеристики).

Правила. Приложение 1. Дорожные знаки. Знаки особых предписаний. Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.

Правила. Приложение 2. Дорожная разметка и ей характеристики. Разметка 1.18, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот из этой полосы.

И вот это надо усвоить раз и навсегда:

Какой бы не был перекрёсток, и какое бы не было транспортное средство, разворот на перекрёстке всегда разрешён

только из крайнего левого положения!

Чтобы проверить, знаете ли вы это, на экзамене вам предложат такую задачку:

Разрешается ли Вам выполнить разворот на перекрёстке по такой траектории?

1. Разрешается.

2. Разрешается, если видимость дороги не менее 100 м.

3. Запрещается.

На любом перекрёстке разворот всегда разрешен только с крайнего левого положения!  Разворачиваясь с правой полосы (на перекрёстке!), водитель грубо нарушает Правила.

При этом Правила не содержат никаких требований к самой траектории разворота. Правила сознательно оставили свободу выбора водителям – решайте сами, по какой траектории будете разворачиваться в каждой конкретной ситуации. Единственное и обязательное условие – разворот на перекрёстке необходимо всегда начинать с крайнего левого положения!

 

Хотите – разворачивайтесь по малой дуге (траектория Б), хотите – по большой (траектория А), Правила не возражают.

И, кстати, завершая разворот, разрешается заезжать на любую свободную полосу.

Повторяю – Правила оставили водителям свободу выбора – решайте сами, по какой траектории вам лучше развернуться в каждой конкретной ситуации.

Ученики. Наш инструктор учит нас на любом перекрёстке разворачиваться только по большой траектории, а Вы говорите, что можно по любой.

Учитель. Правильно делает ваш инструктор. Дело в том, что ГИБДД упрямо продолжает квалифицировать разворот по малой дуге как выезд на полосу встречного движения.

Ученики. Так оно вроде так и есть. Разворачиваясь по малой дуге, мы действительно выезжаем на встречку.

Учитель. Хорошо, давайте поговорим об этом поподробнее.

Установим перед перекрёстком знак, информирующий водителей о том, что на пересекаемой дороге организовано одностороннее движения.

Теперь как ни разворачивайся всё равно выезжаешь на встречку (по логике ГИБДД).

Но разворот на этом перекрёстке не запрещён!

И за разворот на таком перекрёстке (по любой дуге) ГИБДД не наказывает.

На таком перекрёстке запрещён только поворот налево и об этом чётко сказано в Правилах:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Но про разворот ничего такого не сказано! Ведь чем отличается разворот от поворота. При повороте вы съезжаете на другую дорогу (и в данном случае оказываетесь на встречке), а при развороте остаётесь на той же дороге, только меняете направление движения на противоположное. И никакая «встречка» тут ни при чём, разворот на перекрёстке (точнее – на пересечении проезжих частей) просто разрешён без всяких указаний на то, по какой траектории его нужно совершать.

Да вот же, чего далеко ходить, задачка из Билетов ГИБДД:

Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?

1. Дождётесь другого сигнала регулировщика.

2. Уступите дорогу легковому автомобилю, осуществляющему разворот.

3. Проедете перекрёсток первым.

Такой сигнал регулировщика разрешает движение обоим транспортным средствам и, как видим, водитель легкового автомобиля разворачивается по короткой дуге (на глазах у инспектора!), и ничего страшного не происходит.

Тем не менее, вопреки всему, инспектора ГИБДД упрямо продолжают карать водителей за разворот по такой траектории.

Тут мне вспоминается, что в предыдущей редакции Билетов была ещё и такая задачка:

Какие знаки разрешают выполнить разворот?

1. Только Б.

2. Только Б и В.

3. Все.

Правильный ответ – третий – ВСЕ ЗНАКИ РАЗРЕШАЮТ ВЫПОЛНИТЬ РАЗВОРОТ! А в комментарии к задачке так прямо и было написано: «Знаки «Выезд на дорогу с односторонним движением» НЕ запрещают разворот на перекрёстках таких дорог».

Но ссылки на какой-либо пункт Правил не было. Её и не могло быть, Правила вообще ничего по этому поводу не сказали. А что не запрещено, то разрешено.

Правда, в действующей редакции Билетов этой задачки нет. Возможно, со временем уберут (или изменят) и предыдущую задачку (с регулировщиком). Возможно, даже перепишут Правила, где прямо укажут, что разворот по малой дуге запрещён.

Но пока ситуация такова – Правила разрешают разворот по любой траектории, а ГИБДД разрешает только по большой дуге.

Тут, правда, есть один нюанс.

На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться вот такая задачка. Имейте в виду, в данном случае разворачиваться нужно только по большой дуге.

По какой траектории Вам разрешено выполнить разворот?

1. Только по А.

2. Только по Б.

3. По любой из указанных.

Давайте разберём эту задачку.

В данном случае ваша дорога имеет разделительную полосу, а на перекрёстке в разрыве разделительной полосы нанесена разметка 1.1 – короткий отрезок сплошной осевой линии.

То есть при развороте по малой дуге справа от вас окажется сплошная линия, назначение которой -  разделить встречные потоки транспорта!

В данном случае, огибая разделительную полосу по кроткой дуге, вы точно прокатитесь по встречке!

Ученики. А если разметки не будет или она не видна?

Учитель. Всё равно, если приходится огибать разделительную полосу, разворачивайтесь обязательно по большой дуге.

В Правилах (в частности в восьмом разделе) о таком развороте нет ни слова. Авторы сборника «Экзаменационные тематические задачи», комментируя эту ситуацию, ссылаются на пункт 8.6:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Комментарий, мягко говоря, странноватый. Причём здесь пункт 8.6?!  В нём речь идёт о повороте! А мы собираемся выполнить разворот! А про разворот в пункте 8.6 ничего не сказано. И повторяю ещё раз – в Правилах вообще ничего не сказано о том, по какой траектории следует выполнять разворот. А что не запрещено, то разрешено.

 

Логика авторов Билетов такова – прежде чем сделать разворот, водитель (в данной ситуации, когда на вашей дороге есть разделительная полоса) сначала совершает поворот налево и, следовательно, подпадает под  действие пункта 8.6, запрещающего при повороте оказаться на встречке.

Ну, не знаю, в данной ситуации разворачивать действительно нужно только по траектории А. Но не потому, что манёвр «Разворот» можно разделить на два «подманёвра» - сначала один поворот налево, потом другой поворот налево.

А потому, что в данной ситуации на перекрёстке в разрыве разделительной полосы нанесена осевая линия разметки, разделяющая встречные потоки транспорта.

Тут уж скорее подходит пункт 1.4:

Правила. Раздел 1. Пункт 1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

Хотя какая разница, как это комментировать, главное мы усвоили:

1. Если на пересекаемой дороге одностороннее движение (неважно в какую сторону), можете смело разворачиваться по любой траектории – и Правила не возражают, и гаишники не наказывают.

2. Если приходится огибать разделительную полосу, тогда только по большой дуге.

3. Во всех остальных случаях на экзамене - только по большой дуге (иначе экзамен не сдадите). Да в жизни, если развернётесь по большой дуге, никаких проблем тоже не будет.

А при развороте по малой дуге водители сегодня рискуют получить наказание. Причём наказание нешуточное (вплоть до лишения прав на полгода). Свою правоту придётся доказывать в суде. Оно вам надо?

Разворот на перекрёстке при наличии трамвайных путей.

Итак, на перекрёстках всем транспортным средствам разворот разрешён только с крайней левой полосы! Это если слева нет трамвайных путей, расположенных на одном уровне с проезжей частью. А если трамвайные пути есть, тогда водители обязаны руководствоваться уже знакомым вам пунктом 8.5 Правил:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них.

 

То есть разворот (так же, как и поворот налево) водители обязаны выполнять с трамвайных путей (если они попутного направления, расположены слева от вас на одном уровне с проезжей частью).

В данной ситуации крайнее левое положение будет на трамвайных путях, и разворачиваться водители обязаны только по траектории А.

И это требование вполне логично - левее вас через перекрёсток уже никто не поедет.

У пункта 8.5 есть ещё продолжение:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения.

 

 Перед этим перекрёстком установлен знак 5.15 «Направление движения по полосам». Да ещё и на проезжей части разметка 1.18 (стрелы, дублирующие действие знака).

 Этот знак и эта разметка строго предписывают:

Поворот налево и разворот выполнять с левой полосы проезжей части.

Движение прямо через перекресток по трамвайным путям запрещено.

Теперь и поворачивать налево, и разворачиваться надлежит по траектории Б.

В данной ситуации крайнее левое положение будет на левой полосе проезжей части. И через перекрёсток левее вас (по трамвайным путям) никто не имеет права двигаться.

У пункта 8.5 есть ещё продолжение, и полностью он звучит так:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

О том, как надлежит не создавать помех трамваю, мы подробно поговорили в предыдущей теме «Повороты», когда обсуждали поворот налево с трамвайных путей.

Разворот вне перекрёстка.

Если есть трамвайные пути, тогда разворачиваться нужно обязательно с них (если, конечно, знаками или разметкой не дано иных указаний). К этому случаю применим всё тот же пункт 8.5:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения.

Как видим, здесь не сказано, о каком месте идёт речь (на перекрестке, до перекрёстка, после перекрёстка), а, значит, это требование действует везде.

И, кстати, на экзамене вас об этом тоже спросят:

Вам можно выполнить разворот:

1. Только по траектории А.

2. Только по траектории Б.

3. По любой траектории из указанных.

При развороте с трамвайных путей левее вас уже никто не поедет, и уступать дорогу надо будет только встречным транспортным средствам. Ну, и конечно, трамваю попутного направления, на чьи рельсы вы заезжаете:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.8. При повороте налево или развороте вне перекрёстка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

 

Если трамвайных путей нет, разворот, естественно, должен выполняться с крайнего левого положения на проезжей части.

В этом случае уступать дорогу придётся только встречным транспортным средствам.

 

Но Правила разрешили и такой вариант – разворот от правого края проезжей части (если ширина дороги не позволяет выполнить разворот с крайнего левого положения).

Понятно, что в этом случае придётся уступать дорогу и встречным и попутным. Вот как об этом сказано в Правилах:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.8. Если при развороте вне перекрёстка ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Обращаю ваше внимание! – на узкой дороге при наличии тротуара разворот допускается осуществлять от правого края проезжей части, а при наличии обочины, можно даже с обочины. Но всё это при условии, что ширина проезжей части недостаточна для разворота из крайнего левого положения.

И об этом на экзамене спрашивают:

Можно ли Вам выполнить разворот по данной траектории?

1. Можно.

2. Можно, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения.

3. Нельзя.

Ну, а теперь самое главное – где разворот запрещён.

Разворот может быть запрещён или разметкой, или знаками, или Правилами.

Как разворот может быть запрещён дорожной разметкой.

 

Вот самый простой случай – осевая линия на двухполосной дороге не прерывистая, а сплошная. И значит, на всём перегоне между перекрёстками разворот запрещён.

 

Но возможен и такой вариант – с обеих сторон трамвайных путей проведены продольные сплошные линии. В этом случае движение по трамвайным путям запрещёно даже при объезде препятствия. Что уж тогда говорить о развороте.

Ученики. Можно ли развернуться на многополосной дороге при отсутствии разметки?

Учитель. Давайте заглянем в Правила:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

Отсюда следует, что движение по встречке на многополосных дорогах запрещено категорически.

Если разметки нет, включайте собственный глазомер и во всех случаях двигайтесь по своей половине проезжей части.

А про разворот сказано вот что: «…развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой».

То есть если разметка разрешает, пожалуйста, разворачивайтесь.

Но если разметки нет, то это тоже место, где разворот не запрещён разметкой (раз разметки нет, то она и запрещать ничего не может).

Так что по Правилам разворот на многополосных дорогах при отсутствии осевой линии НЕ запрещён.

Как разворот может быть запрещён дорожными знаками.

 

Нет ничего проще – повесили перед перекрёстком соответствующий знак, и разворот на перекрестке запрещён.

 

А на этом перекрёстке не только нельзя развернуться, нельзя даже повернуть направо или налево. Только прямо!

Как разворот может быть запрещён Правилами.

Правила. Раздел 8. Пункт 8.11. Разворот запрещается:

- на пешеходных переходах;

- в тоннелях;

- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

- на железнодорожных переездах;

- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

- в местах остановок маршрутных транспортных средств.

1. Разворот запрещён на пешеходных переходах.

Пешеходный переход – это место, где Правилами разрешено появление пешеходов на проезжей части. Вполне логично, что те же Правила побеспокоились о безопасности пешеходов и запретили здесь разворот, движение задним ходом, остановку и стоянку транспорта, а также обгон.

Получается, что пешеходный переход – это зона с особым режимом движения. Тогда необходимо определиться – какова протяжённость этой зоны, в которой действуют все перечисленные выше ограничения. Заглянем в Правила:

Правила. Раздел 1. «Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками.

Отсюда следует, что если на проезжей части нанесена «зебра», тогда неважно, есть знаки или их нет.

В любом случае зона пешеходного перехода это расстояние между внешними границами "зебры".

 

Если «зебры» нет или её не видно (например, из-за выпавшего снега), тогда ориентиром для водителей могут служить только знаки.

В этом случае зона пешеходного перехода – расстояние между знаками.

Правила запрещают разворот именно на пешеходном переходе.

Непосредственно перед ним и после него разворот не запрещён, и на экзамене об этом спрашивают:

Вам можно выполнить разворот:

1. Только по траектории А.

2. Только по траекториям А или В.

3. По любой траектории из указанных.

2. Разворот запрещён в тоннелях.

 

С трудом представляю себе водителя, который рискнёт разворачиваться в тоннеле. Тут и Правила никакие читать не надо, достаточно одного здравого смысла.

3. Разворот запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними.

Здесь, как мне кажется, тоже не требуется никакой комментарий. Единственное, что, пожалуй, стоит сделать, так это разобраться с тем, что такое путепровод и эстакада, и чем они отличаются от моста.

 

Мост соединяет два берега реки или пролива, или оврага.

 

Путепровод — один из видов мостовых сооружений, пропускающий дорогу над другой дорогой.

 

Эстакада - инженерное сооружение, предназначенное для размещения дороги выше уровня земли.

4. Разворот запрещён на железнодорожных переездах.

Уж что-что, а железнодорожный переезд – это точно зона с особым режимом движения. И, конечно же, разворот в зоне железнодорожного переезда Правилами категорически запрещён.

Но какова протяжённость этой зоны? Где именно запрещён разворот? Что интересно, в Правилах об этом ни слова, приходится обращаться к другим источникам.

Вот как определена зона ж/д переезда в книжке «Комментарии к ПДД» (авторы А.Ю. Якимов, С.Н. Антонов, М.Б. Афанасьев и др.) под общей редакцией Главного Инспектора БДД генерал-лейтенанта В.Н. Кирьянова: «Запрещение разворота распространяется на весь железнодорожный переезд, границами которого являются шлагбаумы, а если их нет – дорожные знаки 1.3.1 или 1.3.2».

 

Если переезд оснащён шлагбаумами, тогда зона железнодорожного переезда – это расстояние между шлагбаумами.

До шлагбаума и после шлагбаума разворот не запрещён.

Если это переезд без шлагбаумов, тогда на месте шлагбаумов будут стоять знаки 1.3.1  «Однопутная дорога» или знаки 1.3.2  «Многопутная дорога».

В этом случае зона железнодорожного переезда – это расстояние между знаками. Именно в этой зоне разворот и запрещён. До переезда и после переезда разворот НЕ запрещён. И об этом на экзамене спрашивают:

Можно ли Вам выполнить разворот в этом месте?

1. Можно.

2. Можно только при отсутствии приближающегося поезда.

3. Нельзя.

5. Разворот запрещён в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м.

 

При скорости 90 км/ч автомобиль проезжает 100 метров за четыре секунды, а при скорости 60 км/ч – за 6 секунд. Правила сочли, что этого вполне достаточно для безопасного разворота.

На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться вот такая задачка:

Можно ли Вам развернуться в этом месте?

1. Можно.

2. Можно только в светлое время суток.

3. Нельзя.

На рисунке оценить на глаз, есть ли тут 100 метров до поворота, затруднительно, но никто вам этого и не предлагает. Сейчас вас спрашивают о другом - знаете ли вы, на каком расстоянии до первого поворота устанавливается эта комбинация знаков на дороге вне населённого пункта.

Надеюсь, ещё не забыли – от знаков до поворота 150-300 м. Так что смело разворачивайтесь.

В некоторое смущение может ввести второй ответ – «Можно только в светлое время суток».

 

Действительно, ночью дорогу тоже не видно на 100 метров, причём во всех направлениях!

А вдруг там дальше поворот, и оттуда сейчас вылетит встречный, разве не опасно в этом месте в таких условиях разворачиваться?

 

И в тумане дорогу тоже ни видно на 100 метров, и тоже во всех направлениях, и разворот в условиях недостаточной видимости может иметь те же последствия, что и в условиях ограниченной видимости.

Так что же, в дождь, в снег, в тумане вообще нельзя нигде развернуться?

И ночью на неосвещённых участках дорог, пока не рассветёт, водителю разрешается движение только в одном направлении?

По «букве» Правил получается, что так.

В Правилах ведь как сказано: «Разворот запрещён в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м». Следовательно, и ночью и днём водитель обязан для разворота найти такое место, откуда дорога во все стороны просматривается минимум на 100 метров.

А на экзамене в ГИБДД при решении этой задачи выбирайте первый ответ, иначе, сделаете ошибку. Авторы этой задачки, сознательно или нет, провоцируют вас на ошибку. И, кстати, в комментарии к этой задачке те же авторы неоднозначность второго ответа стыдливо замалчивают. Так что с их стороны было бы честнее второй ответ вообще не предлагать.

Можно ли Вам развернуться в этом месте?

1. Можно.

2. Можно только в светлое время суток.

3. Нельзя.

6. Разворот запрещён в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Обозначенные остановки автобуса, троллейбуса, трамвая – это всё места, где возможно появление пешеходов на проезжей части. Поэтому, так же как и на пешеходном переходе, Правила запретили здесь разворот,  движение задним ходом и стоянку транспорта.  Остановку, правда,  разрешили, но только для посадки или высадки пассажиров и только при условии, что не будет создан помех маршрутным ТС.

Получается, что место остановки маршрутного ТС (как и пешеходный переход)  – это тоже зона с особым режимом движения. Но тогда водителям надо знать протяжённость этой зоны! Где начинают действовать все эти ограничения, и где заканчивается их действие.

В принципе, у организаторов дорожного движения есть возможность указывать протяжённость зоны остановки маршрутных ТС с помощью таблички 8.2.1 «Зона действия».

Такая возможность содержится в ГОСТе  Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Но лично я за всю свою 40-летнюю автомобильную карьеру такой комбинации знаков ни разу не встречал.

При этом в Правилах о зоне остановки маршрутных ТС – ни слова! Везде и всюду речь идёт только о месте остановки маршрутных ТС.

Единственная подсказка содержится в Разделе 12.

Правила. Раздел 12. Пункт 12.4, абзац 7. Остановка запрещается ближе 15 м от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при её отсутствии – от указателя остановки маршрутных транспортных средств.

Ну, что ж, вполне чёткий ориентир. Именно эти «15 м» и будем использовать для определения границ зоны остановки маршрутного ТС.

Если место остановки маршрутного ТС обозначено только знаком, отложите мысленно от знака в обе стороны по 15 метров – это и будут границы зоны остановки маршрутного ТС.

Если место остановки обозначено одновременно и знаком, и разметкой, тогда по 15 метров в обе стороны необходимо отмерять от краёв разметки 1.17.

Именно в этой зоне, которую каждый водитель должен мысленно определить на проезжей части, ориентируясь на собственный глазомер, и запрещён разворот.

Примечание. Этой разметке  водители дали название «гребёнка», и в дальнейшем мы будем пользоваться этим названием наряду с «зеброй».

.

А про разворот в местах обозначенных остановок маршрутных ТС вас спросят следующим образом:

Разрешёно ли Вам выполнить разворот в этом месте?

1. Разрешёно.

2. Разрешёно, если пи этом не будут созданы помехи движению маршрутных транспортных средств.

3. Запрещено.

Тот факт, что в данном случае для остановки маршрутного ТС сделано уширение проезжей части (а сама остановка – на левой стороне дороги), ровным счётом ничего не меняет - в местах остановок маршрутных транспортных средств разворот запрещён!  Причём запрещён категорически, без всяких «если».

xn--80aaagl8ahknbd5b5e.xn--p1ai

Изучаем, где можно разворачиваться на автомобиле, а где нельзя

Как мы прекрасно знаем, в правилах дорожного движения Украины конкретно не определенны места дорожного полотна, где можно разворачиваться. Там только четко указано, где нельзя совершать разворот. Но, исходя из этих запретов, методом исключения, можем определить, где все-таки можно разворачиваться.

Где разворот разрешен

В первую очередь отмечу, что разворот необходимо исполнять так, чтобы не пересекать сплошную и, при этом, не ехать "по встречке".

Например, из правил следует, что вы можете совершить разворот за пешеходным переходом на перекрестке, но на перекрестке с разделительной полосой, выполнить маневр без выезда на центр перекрестка – нереально.

Важно! Можно совершать разворот на регулируемом перекрестке, при условии, что сигнал светофора и регулировщика разрешают это сделать. Только не забудьте пропустить встречный транспорт.

Такие же действия вы можете совершать на нерегулируемом неравнозначном перекрестке, и при этом ехать по главной дороге, которая не меняет своего направления. В таких случаях вы, обезопасите как себя, так и других участников дорожного движения, увеличив пропускную способность перекрестка.

В некоторых других, похожих ситуациях, разворачиваться сразу за пешеходным переходом, без выезда к центру перекрестка и при активном движении просто опасно. Этот маневр можно выполнять тогда, когда в вашем поле зрения нет приближающихся машин.

Если на дороге организовано одностороннее движение по правую от вас сторону, то разворачиваться при въезде на нее не запрещено. Но обратно выполнить маневр уже нельзя, так как вы будете какое-то время двигаться по встречной полосе.

Также, правилами не запрещен разворот перед шлагбаумом, но это не дает водителям права создавать препятствия и опасные ситуации при таком манёвре. При таком повороте необходимо уступить дорогу тем транспортным средствам, путь которых окажется перекрытым в результате вашего маневра.

Также не запрещен разворот на автомагистрали и дороге для автомобилей, где знаком 5.26 и 5.27 обозначены разрешенные места для этого маневра.

Важно! Выполнять разворот всегда нужно с крайнего левого участка дороги.

Места, где разворот запрещен

В правилах дорожного движения чётко определены места, где манёвр разворота запрещен. Их список является исчерпывающим, и, к сожалению, не содержит в себе конкретные указание, которые разрешают разворот. Разворот запрещен на железнодорожных переездах, так как места такого рода характеризуются повышенным уровнем опасности, и тут уже ничего не зависит от его ширины, длины и т.д.

Нельзя разворачиваться и при проезде по мостам, эстакадам, путепроводам и под ними. Это обусловлено тем, что в таких местах ограничена возможность маневрирования. Скорость, эстакады, да и узость моста – не лучшее для этого место. Лучше выехать с этого участка, и развернуться в месте, где вы не будете создавать препятствий для другого транспорта.

Следующим, в списке запрещенных мест для разворота, идет туннель. Это всегда ограниченное пространство и низкий уровень освещения, что крайне отрицательно сказываются на любых маневрах водителя (снижается видимость и, соответственно, искажается возможность адекватно расценивать дорожную обстановку). При этом, водитель, несмотря на время суток, при въезде в туннель должен включить ближний свет фар, тем самым отметив себя перед остальными водителям.

Нельзя разворачиваться и в случае, когда видимость на дороге составляет мене 100 м. То есть, в силу особенностей местности, либо погодных условий, трасса может недостаточно освещаться и ограничивать видимость для водителя. Поэтому, для исключения опасных ситуаций, разворот при таком уровне видимости запрещён.

Запрещены развороты на пешеходных перекрестках и на протяжении 10 метров до и после них. Поскольку подобный маневр на перекрестке уже создает опасную ситуацию, как для пешехода, так и для других водителей, разворот в таком месте не разрешается, а исключением является случай, описанный в первом пункте.

Важно! Вы можете подъехать к центру перекрестка. не уступая дорогу встречному транспорту только тогда, когда вы движетесь по главной дороге и вам горит зеленый свет.

Разворот на автомагистрали и дороге для автомобилей – запрещен. Обычно, водители пытаются совершить этот маневр на разрывах разделительной полосы, но и это категорически запрещено, особенно учитывая тот факт, что такие места предназначены для оперативных транспортных средств. Так, в указанных разрывах, при наличии специального удостоверения, могут совершать движение транспортные средства, оборудованные жёлтыми маячками, которые занимаются обслуживанием автомагистрали.

Разворот и светофор

Совершать разворот под регулировку светофора – удобно и, в большинстве случаев, безопасно. Проще всего выполнять маневр на зеленый сигнал светофора или согласно предписаниям стрелки «налево», с зелёным сигналом светофора. При отсутствии встречного транспорта, необходимо доехать до нужного и удобного для вас места, где вы сможете с первого раза сделать разворот, и развернуться.

Знаете ли Вы? Когда вам горит зеленая стрелка «налево», остальным водителям и пешеходам, которые движутся с других направлений – горит красный сигнал.

Если вам получается развернуться в центре перекрестка, но есть встречные автомобили – остановитесь, не доехав до его центра. Только пропустив встречный транспорт, вы можете проехать туда, куда вам нужно, и развернуться.

Когда светиться стрелка «налево» вместе с зеленым или красным сигналом – встречные автомобили должны отсутствовать.

Когда совершаете разворот на зеленый сигнал, следите за задним водителем и за тем, который может поворачивать по дополнительной стрелке «направо». Часто, именно в таких случаях, случаются аварийные ситуации.

Важно! Старайтесь держать на зрительном контроле поведение водителя машины, которая находится за вами. Он может попытаться сделать поворот налево раньше вас, и, соответственно, столкнется с передним автомобилем.

Разворот и знаки

Еще с курсов вождения, многие водители знают, что есть информационные, предписывающие и запрещающие знаки дорожного движения. Какие знаки разрешают разворот вы, думаю, изучали, но для уверенности предлагаю рассмотреть их еще раз.

Информационные знаки

Информационные знаки, которые разрешают разворот в определенном месте дороги – знак 5.26 «Место для разворота» и знак 5.27 «Зона для разворота». Знак 5.26 «Место для разворота» запрещает поворот налево, в то время как разворот разрешен. Знак 5.27 «Зона для разворота» - обозначение, на котором указывается метраж зоны, в которой водитель сможет сделать разворот. Этот знак запрещает поворот налево.

Предписывающие знаки

К знакам, которые предписывают возможность разворота относятся: знак 4.3 «Движение налево», знак 4.5 «Движение прямо или налево», 4.6 «Движение направо или налево».

Знак 4.3 «Движение налево», в нашем случае, разрешает разворот при повороте налево. Если на дороге две и больше полосы в одном направлении, то этот указатель, по правилам, устанавливается над левой полосой. Также на дороге с разделительной полосой, его можно устанавливать на самой разделительной полосе. В этом случае:

Знак 4.5 «Движение прямо или налево» разрешает двигаться на перекрестке прямо, налево и совершать разворот.

Знак 4.6 «Движение направо или налево» говорит сам за себя, и дает разрешение на движение направо, налево и на разворот.

Запрещающие знаки

Знаков, которые запрещают поворот, достаточно много, но только один из них запрещает именно разворот. Все остальные, запрещают поворот, но разворот, соответственно разрешен, так как и знак «Разворот запрещен» не запрещает поворот. Например, если вы видите знак по которому поворот налево запрещен, то он разрешает разворот.

В большинстве случаев, такой знак устанавливают на перекрестке, где разворот может быть опасным для других транспортных средств и пешеходов. Этот знак, в таком случае, действует на весь перекресток, а не на отдельную его часть. Если на участке ведутся дорожные работы, то этот знак можно увидеть с жёлтым фоном, что обозначает его временность. Можно ли развернуться вне перекрестка

Водитель, особенно неопытный, часто задается вопросом, разрешен ли разворот вне перекрестка? Ответ на этот вопрос, в принципе, вы можете найти в правилах дорожного движения.

Согласно им, разворот на дороге вне перекрестка, разрешается в том случае, когда нет встречных транспортных средств, а значит, водитель не сможет создать опасную ситуацию.

Также разрешается поворот на трамвайных путях, или разворот через них, но только в случае, если они находятся по левую сторону от водителя, на одном уровне с проезжей частью. Более того, не должно быть знаков, запрещающих совершать этот маневр.

Штрафы за нарушение правил разворота

Если вы нарушили правила разворота на перекрестке, то это вам обойдется в сумму от 425 – 510 грн. В то же время, при выполнении указанного маневра на переезде железнодорожных путей, размер наказания будет находиться в пределах 255 – 340 грн.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today

Разворот вне перекрестка

Часто у автолюбителей возникает сомнение разрешен ли разворот на дороге, не доезжая перекрестка. Особенно пугает выезд на встречную полосу на дорогах имеющих четыре и более полос движения. Томить не будем, разворот разрешен. Об этом прямо говорит пункт 9.2 Правил дорожного движения:

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

Кроме того требования к развороту вне перекрестка указаны в пункте 8.8 Правил:

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

В общем случае по умолчанию разворот разрешен, а запрет уже устанавливается специальными нормами Правил дорожного движения:

  1. В тексте правил
  2. Разметкой
  3. Знаками

Разворот запрещен Правилами

Общие запреты разворота установлены требования в пункте 8.11 ПДД. То есть разворот запрещен вне зависимости от наличия знаков или разметки в следующих случаях:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

И в пункте 16.1:

16.1. На автомагистралях запрещается:

разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;

Рассмотрим некоторые места, где разворот запрещен.

Разворот запрещен на пешеходных переходах

Маневр начинается с начала смены направления и заканчивается когда началось движение в обратном направлении. Ни начинать, ни завершать разворот на пешеходном переходе запрещено.

Запрещенный разворот на пешеходном переходе. Начало маневра до перехода Запрещенный разворот на пешеходном переходе. Начало маневра после перехода Разрешенный разворот вне перекрестка перед пешеходным переходом

Для разворота перед пешеходным переходом отсутствуют требования к расстоянию до перехода. Не забывайте, как определяются границы пешеходного перехода согласно определению.

Разворот запрещен в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Первая ошибка это когда зону запрета разворота определяют по радиусу 15 метров от знака. Это не верно. Во первых расстояние 15 метров относится к запрету остановки, во вторых действие знака распространяется по направлению движения.

Место остановки маршрутного транспортного средства, это место где маршрутное транспортное средство осуществляет остановку для посадки и высадки пассажиров, и никакое другое.

Если есть разметка, то место, где разрешен разворот определить просто. Маневр нужно выполнить не наезжая на эту разметку.

Разрешенный разворот вне перекрестка около остановки маршрутных транспортных средств

Далее первого ряда транспортные остановку не осуществляют и место в левой полосе не является местом остановки.

При отсутствии разметки правила границы места остановки не устанавливают. Есть лишь косвенное подтверждение из пункта 12.4 Правил - 15 метров до и после знака.

Разворот запрещен в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Разворот запрещен разметкой

Разметка, которую запрещается пересекать соответственно запрещает и разворот

Разворот запрещен через двойную сплошную.

Обратите внимание! На дорогах с реверсивным движением разворот вне перекрестка запрещен.

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах - с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.

Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

Разворот вне перекрестка запрещен на дорогах с реверсивным движением.

Разворот запрещен знаками

Дорожные знаки, которые запрещают разворот вне перекрестка это знак 4.1.1 "Движение прямо", установленный в начале участка дороги.

Разворот вне перекрестка запрещен на дорогах, где установлен знак "Движение прямо".

И знак 5.1 "Автомагистраль"

Разворот запрещен на автомагистралях.

Во всех остальных случаях разворот вне перекрестка разрешен, в том числе и на трамвайных путях.

Было интересно? Будем благодарны за репост в социальных сетях.

ruspdd.ru

Знак 3.19 Разворот запрещен с пояснениями - Запрещающие знаки

Знак информирует водителя о запрете разворота на данном участе

Пояснения и комментарии действия знака:

Начало действия знака.

Знак устанавливается непосредственно перед участком дороги на котором запрещен разворот

Начинает действовать от места установки знака.

Конец действия знака.

Зона действия знака начинается в месте его установки и распространяется на ближайший перекресток.

Особые условия

Желтый фон на знака, установленного в местах производства дорожных работ, означает, что этот знак являются временными.

Важно: В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.

На кого знак не действует.

Действие знаков не распространяется на:

  • маршрутные транспортные средства;
  • спецтранспорт с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов;

Правила проезда и штрафы

За нарушение полагается 12.16 часть 2 КоАП  Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги— административный штраф в размере от 1000 до 1500 рублей

Сервис поиска и оплаты штрафов ГИБДД. Вы можете пройти, на специальную страницу, по выше или заполнить форму здесь.

Проверка по официальной базе ГИБДД

www.driver-helper.ru


Смотрите также