Болты головки блока цилиндров
Затягиваем гайки: так ли необходим динамометрический ключ?
При проведении технического обслуживания автомобиля зачастую возникают вопросы, которые лишь вскользь оговариваются на форумах или в литературе. Одним из них является момент затяжки креплений основных узлов автомобиля. Для выяснения всех нюансов крепления болтов головки блока цилиндров сконцентрируемся на двигателе, «сердце» автомобиля. А при понимании принципов момента затяжки резьбовых соединений полученные знания несложно будет экстраполировать на любой узел автомобиля.
Любое резьбовое соединение рассчитано на определённый момент затяжки. Он регламентирован отраслевыми стандартами качества, например, «ОСТ 37.001.050–73 Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки» и руководящими документами заводов-изготовителей транспортных средств. Иностранные производители используют другие стандарты, но в основном они сходны с отечественными. Приведённая ниже информация будет излагаться, опираясь на российские стандарты.
До какой степени можно затягивать резьбовые соединения
Почему важно выдерживать правильный момент затяжки? Только грамотное затягивание обеспечит надёжную фиксацию детали, с одной стороны, и предотвратит повреждение резьбы и/или самой детали — с другой стороны.
Рассмотрим, что произойдёт при превышении момента затяжки на примере болта с гайкой:
- Немедленная деформация резьбы. Из-за слишком большого прилагаемого усилия происходит деформация и срыв резьбы на детали. Болт или гайка не подлежит дальнейшей эксплуатации, кроме того, возникнут определённые сложности при попытке открутить гайку для замены. Скорее всего, придётся воспользоваться дрелью или пилой по металлу, чтобы срезать гайку.
- Повреждение металла, скрытое от глаз. Может показаться, что гайка затянута правильно, однако из-за превышения предела текучести в болте или гайке происходят необратимые изменения: деформация, нарушения кристаллической решётки металла. Такой случай особенно опасен, так незаметен сразу, но через какое-то время трещина болта может привести к печальным последствиям.
Пределом текучести называют механическую характеристику материала, характеризующую напряжение, при котором деформации продолжают расти без увеличения нагрузки. Обозначение σт.
Единица измерения — Паскаль [Па] либо кратные [МПа].
Это важный параметр, с помощью которого рассчитываются допустимые напряжения для пластичных материалов.
После прохождения предела текучести в металле образца начинают происходить необратимые изменения, перестраивается кристаллическая решётка металла, появляются значительные пластические деформации.
Wikipedia
Если же, напротив, недотянуть гайку с соответствующим моментом, через некоторое время она просто открутиться, что также может привести к нежелательным последствиям. Поэтому настоятельно рекомендуется затягивать резьбовые соединения не «со всей силы», не от руки, а с умом, используя специальное оборудование.
Основным инструментом контроля момента затяжки является динамометрический ключ. Так называется гаечный ключ, в который встроен динамометр (прибор для измерения момента силы). Существуют следующие виды устройств:
- Индикаторный — при затягивании отображает прилагаемую силу в цифровом виде или с помощью стрелки. Погрешность — 6–8%.Индикаторный динамометрический ключ недорог, но обладает самой большой погрешностью
- Цифровой — подвид индикаторного, но для отображения момента использует ЖК-дисплей. Поддерживает возможности оповещения звуком, выгрузки данных на компьютер и прочее. Погрешность — до 1%.Цифровой динамометрический ключ — самый точный
- Предельный — при достижении заданного момента прекращает затяжку, используя щелчковый механизм. Погрешность — до 4%.
Предельный (щелчковый) динамометрический ключ отличается удобством в использовании
Для непрофессионального использования или небольшого автосервиса подойдут индикаторный или предельный ключ, как самые доступные. Цифровой будет востребован в крупном автосервисе.
При работе с ключом предельного вида для того, чтобы достичь необходимого момента, следует:
- Перед началом затяжки подобрать необходимое усилие при закручивании, например, 50 Нм. Усилие выставляется на основной шкале устройства, но не 50, а 48 Нм.
- На вспомогательной шкале выставляется усилие в 2 Нм, что в сумме даст нам требуем 50 Нм.
- Используя торцевую головку необходимого размера, затягиваем гайку. При достижении усилия в 50 Нм раздастся щелчок и затягивание прекратится.
Контроль за усилием при работе с ключом индикаторного типа осуществляется визуально.
Помимо динамометрического ключа, в продаже можно найти динамометрические отвёртки и шуруповёрты, работают они по такому же принципу. При выборе динамометрического ключа помните, что нужный вам момент затяжки должен быть на 25% меньше максимально допустимого для ключа. Используя ключ «на пределе», вы довольно быстро выведите его из строя. И также обязательно изучите инструкцию по его использованию.
Ну а проверить правильность затяжки соединения можно угломером.
Порядок работы с самодельным динамометрическим ключом
Как правило, динамометрический ключ — довольно дорогой инструмент. Его покупка вряд ли будет оправдана для частного использования. Однако простейшее приспособление несложно изготовить самому. Для этого понадобятся:
- обычные пружинные весы с крючком и круглой шкалой, позволяющие взвесить до 20 кг (так называемый безмен);
- отрезок довольно толстой трубы (2,5 см) длиною около полуметра.
Закрепив на конце трубы крючок весов, вставляем в другой конец гаечный ключ и тянем за весы, закручивая гайку. При этом для создания момента в 10 Нм потребуется приложить усилие в 2 кг. По этой схеме можно заранее посчитать, какое усилие в килограммах вам потребуется приложить для затягивания.
Безусловно, самодельный ключ будет иметь довольно большую погрешность, но это всё же лучше, чем ничего.
Видео: как изготовить динамометрический ключ своими руками
Стандартные моменты затяжки болтов головки блока цилиндров
Чтобы знать наверняка, с каким усилием затягивать конкретное резьбовое соединение, можно использовать следующие данные.
Таблица: моменты затяжки соединений в зависимости от диаметра резьбы
Основные резьбовые соединения в двигателе
Перечень основных резьбовых соединений двигателя и особенности их затягивания:
- Головка блока цилиндров (ГБЦ). Очень важный узел, поэтому при её креплении к блоку важно соблюдать не только момент затяжки, но и порядок затягивания болтов. Как правило, ГБЦ затягивается довольно большим моментом, начиная от центра блока к краям в несколько заходов. Обязательно уточняйте эту информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля (для каждой модели двигателя цифры и порядок могут быть различны)!
- Клапанная крышка. Из-за того, что шпильки креплений клапанной крышки имеют маленький диаметр, при их затягивании следует соблюдать особую осторожность и не превышать необходимый момент. Порядок затягивания и момент также уточняйте в руководстве.
- Свечи зажигания и свечи накаливания. Они затягиваются в произвольном порядке, но очень внимательно, так как в случае повреждения резьбы в двигателе потребуется дорогостоящий ремонт.
- При затягивании форсунок также соблюдайте осторожность: из-за их небольшого диаметра легко повредить резьбу.
- Затягивать подушки двигателя следует после полной установки двигателя, когда уже он своим весом держится на них. Если затянуть подушки до того, как двигатель полностью ляжет на них и будет убран домкрат, подушки быстро порвутся при эксплуатации.
Такой порядок затяжки ГБЦ чаще всего используется для рядных четырехцилиндровых двигателей
Итак, теперь вам известны основные правила при работе с резьбовыми соединениями. Если нет динамометрического ключа, но необходимо затянуть что-либо в двигателе, лучше приобретите или одолжите такой ключ у кого-нибудь. В крайнем случае, воспользуйтесь самодельным, но не затягивайте гайки «на глазок», этим вы скорее навредите и двигателю и своему кошельку, ремонт ДВС у автомобилей с пробегом — недешёвое удовольствие.
- Автор: Дмитрий Пустовалов
autozam.ru
Установка прокладки ГБЦ - Весь мир Mitsubishi!
1. Обезжирить поверхность установки прокладки головки блока цилиндров.
Не допускать попадания посторонних материалов в каналы систем охлаждения и смазки, а также в отверстия цилиндров.
2. При замене прокладки головки блока цилиндров (11) считать данные идентификационной метки старой прокладки, а затем подобрать новую согласно следующей таблице.
Спецификация | Идентификационная метка (толщина, мм) | Номер детали по каталогу |
А | 05-205 (0,95 ±0,04) | 1005А205 |
В | D5-206 (1,0 ±0,04) | 1005А206 |
С | D5-207 (1,05 ±0,04) | 1005А207 |
Толщина оригинальной прокладки головки блока цилиндров подбирается согласно величине выступания поршня над поверхностью блока цилиндров. Поэтому, если блок цилиндров, поршень, шатун или коленчатый вал заменены новыми, величина выступания может измениться. Подбирать необходимую прокладку, измерив величину выступания поршней.
3. Установить головку блока цилиндров в сборе (10).
Перед установкой болтов головки блока цилиндров, проверить количество меток на их головках (болты можно использовать повторно не более четырех раз). Количество таких меток указывает на то, сколько раз болт затягивался по пределу текучести. Если болт имеет пять меток, заменить его новым.
4. Установить шайбу болта головки блока цилиндров выступами к головке болта.
5. Нанести небольшое количество моторного масла на резьбу болтов и на шайбы.
6. Затянуть болты головки блока цилиндров (9) следующим образом:
a) Затянуть болты моментом 78 ±2 Н-м в порядке, указанном на рисунке.
b) Полностью отвернуть болты в порядке обратном указанному на рисунке.
c) Затянуть болты моментом 29 ±2 Н м в порядке, указанном на рисунке.
d) Нанести метки краской на головки болтов и головку блока цилиндров, затем дотянуть болты на 90°, как показано на рисунке.
• Болт не затянут полностью, если угол дотяжки меньше 90о.
• Если угол затяжки превышает установленное значение, отвернуть болт и начать процедуру затяжки с шага а).
е) Дотянуть болт еще на 90°, как показано на рисунке, а затем визуально убедиться в том, что метки на головке болта и на головке блока цилиндров находятся на одной линии.
7.Установить насос гидроусилителя рулевого управления (8).
8. Установить заднюю крышку ремня привода газораспределительного механизма (7).
9.Используя специальные приспособления (держатель переднего шкива (МВ990767) и штифты (MD998719)), зафиксировать шкив распределительного вала (6).
10. Затянуть болты крепления моментом затяжки 88 ± 10 Н м.
11.Подсоединить масляный шланг (5).
12.Подсоединить верхний шланг радиатора (4).
13.Подсоединить разъем свечей накаливания (3).
14.Подсоединить разъем модуля измерения температуры охлаждающей жидкости (2).
15.Подсоединить разъем датчика температуры охлаждающей жидкости (1).
ПРИМЕЧАНИЕ:
• Установить ремень привода газораспределительного механизма.
• Установить турбокомпрессор и выпускной коллектор.
• Установить воздушный фильтр.
• Установить аккумулятор давления топлива.
• Установить топливные форсунки.
• Установить впускной коллектор.
• Установить клапан и трубопровод системы рециркуляции отработавших газов.
• Установить корпус дроссельной заслонки.
• Заправить моторное масло.
• Заправить охлаждающую жидкость.
• Удалить воздух из топливной системы.
Метки
Метки: аккумулятор, блок, блок цилиндров, болт, впуск, выпуск, выступ, газ, датчик, держатель, дроссель, жидкость, клапан, коленчатый вал, компрессор, корпус, метка, метки, механизм, момент, мотор, накал, насос, поверхность, поршень, привод, провод, пуск, радиатор, разъем, распределитель, ремень, трубопровод, турбо, турбокомпрессор, установка, фильтр, цилиндр, шатун, шкив, шланг (рейтинг +1, голосов 1) Loading...citydrive-nk.ru
3.1.2.1.11. Снятие и установка головки блока цилиндров
Специальные стойки крепления задней части защиты привода зубчатого ремня
1 - головка блока цилиндров, 2 - прокладка головки блока цилиндров, 3 - направляющая клапана, 4 - седло клапана, 5 - крышка подшипника распределительного вала, 6 - маслопровод, 7 - крышка распределительного вала, 8 - прокладка |
Порядок затягивания болтов крепления головки блока цилиндров
МОДЕЛИ ДВИГАТЕЛЕЙ С 8 КЛАПАНАМИ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||||||||||||
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||||||
|
Процесс снятия головки блока цилиндров аналогичен модели 1905 см3 с 16 клапанами (см. выше) за исключением следующих изменений:
- при необходимости снять оба распределительных вала; - при снятии впускного коллектора отключить блок управления; - отвинтить болт крепления трубы маслоизмерительного щупа от головки блока цилиндров.
Фильтр канала смазки
Этот фильтр следует систематически заменять. |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||
|
Идентификация прокладок головки блока цилиндров
А - тип, применяемый в настоящее время, В - тип, применяемый в некоторых моделях ранних годов выпуска, 1 - прокладка головки блока цилиндров, 2 - болт крепления головки блока цилиндров, | 3 - подкладки под болты крепления головки блока цилиндров, 4 - дистанционная втулка около насоса охлаждающей жидкости, 5 - гильза цилиндра |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||
|
carmanz.com