Как определить износ тормозных колодок


Как определить износ тормозных колодок?

О том, какое значение имеет тормозная система для безопасности, говорить не нужно — все и так это понимают. Несколько лишних метров или секунд могут стоить жизни водителю, его пассажирам и другим участникам дорожного движения. Поэтому состояние тормозных колодок, тормозных цилиндров нужно постоянно контролировать и в случае обнаружения каких-либо проблем срочно принимать меры.

Определить износ колодок можно разными способами — косвенными и непосредственным визуальным осмотром. Поскольку каждый день вряд ли какой автолюбитель будет залезать под свой автомобиль или снимать колесо, то определить износ можно по поведению автомобиля при торможении.

Об износе свидетельствуют следующие признаки:

  • визг при остановке — если слышится звук высокой тональности, как только вы жмете на тормоз, значит колодки свое уже отслужили;
  • неэффективное торможение — приходится сильнее давить на педаль или, наоборот, педаль блокируется на половине пути и торможение происходит слишком резко и неравномерно;
  • биение — истертая колодка трется своим металлическим основанием о диск, это может привести к деформации тормозного диска, в результате при нажатии на педаль ощущается биение и вибрации;
  • увеличение тормозного пути — еще одно свидетельство износа тормозных колодок.

Тормозные колодки во время торможения прижимаются к диску, их фрикционное покрытие со временем стирается и металлическая основа трется о диск, вызывая высокотональный визг. Но звук — это не самое страшное, деформируется и сам диск или барабан — в зависимости от вида тормозной системы. К тому же шток рабочего цилиндра должен выдвигаться на большее расстояние, чтобы прижать колодку к барабану, поэтому и приходится сильнее давить на педаль тормоза.

Конечно, доводить ситуацию до полного износа колодок не нужно — это плохо отображается и на управляемости и вообще на безопасности. Лучше всего время от времени проверять состояние колодок. Как пишут сами производители, колодки в зависимости от материала фрикционной накладки могут проходить и 10 тысяч, а некоторые и до 100 тысяч километров. Но это зависит от манеры езды — если вы любите экстремальный стиль вождения, то колодки могут износиться гораздо раньше.

Как визуально оценить степень износа колодок?

Легче всего определить степень износа тормозных колодок владельцам тех машин, в которых есть датчик тормозных колодок. Как только фрикционная накладка стирается до определенного уровня, загорается лампочка на панели, что пора менять колодки. Но, как свидетельствует практика, датчик может работать не совсем корректно, или вообще не работать, потому что проводу датчика постоянно приходится контактировать с грязью, влагой, мокрым снегом и водой из луж, и со временем он поддается коррозии.

Важным фактором износа колодок является падение уровня тормозной жидкости, хотя он может падать и из-за утечек. А это еще одна серьезная проблема, выяснить причину которой нужно обязательно.

Время от времени нужно обращать внимание на колеса, в зависимости от вида колесных дисков — штампованные или легкосплавные — можно оценить состояние. Например если у вас штамповка и одет колпак, то под ним накапливается пыль. Черная пыль с примесью металлических частиц говорит о том, что колодки пора менять. Если же стоят легкосплавные диски, то пыль выдувается и такой способ нельзя применить.

Кроме того в суппорте имеются специальные технологические отверстия, в которые можно вставить штангенциркуль и измерить износ. Как добраться до этих отверстий — зависит от колесного диска, если штамповка, то придется полностью снимать колесо, но зато вы сразу же сможете оценить всю картину — состояние тормозного диска и самих колодок. Если же у вас легкосплавные или кованные диски, то снимать колесо не нужно, достаточно найти технологическое окошко в суппорте.

Стоит также сказать, что причины вышеперечисленных проблем с тормозной системой могут быть самые разные, а не только износ колодок. Поэтому, если не можете разобраться самостоятельно, лучше довериться опытным механикам из СТО.

(1 оценок, среднее: 3,00 из 5)

vodi.su

Необходимость в замене тормозных колодок и дисков на ВАЗ 2114

Купив автомобиль, некоторые водители забывают, что транспортное средство нуждается в регулярном техническом обслуживании и диагностике. Они также игнорируют текущий ремонт узлов и агрегатов автомашины. Но запущенное состояние авто часто обходится дорого владельцу, так как серьезный ремонт предполагает замену крупных узлов и агрегатов, которые могут стоить намного больше, чем расходные материалы (свечи зажигания, фильтры, масла и т.д.). А вот неисправности в тормозной системе (ТС) и вовсе недопустимы, так как они напрямую связаны с безопасностью движения. Поэтому периодическая проверка тормозов и всех элементов этой системы необходима, и пренебрегать ей не стоит.

Проверка тормозной системы - обязательное мероприятие

Колодки

На какой пробег рассчитаны тормозные колодки, точного ответа нет. Сколько они проходят, может зависеть:

  • От качества изготовления;
  • условий эксплуатации автомобиля;
  • стиля вождения;
  • производителя.

В любом случае, колодки нормального качества не могут износиться раньше, чем через 10 тыс. км пробега. Даже на почти новой машине при проведении технического обслуживания проверяется состояние ТС. Периодичность замены колодок обычно устанавливается заводом-изготовителем транспортного средства, и менять тормозные колодки положено через определенное количество пройденных километров. Причем чаще проводить замену можно, а вот реже крайне не рекомендуется.

Диски

Тормозные диски не так быстро изнашиваются, и поэтому их замена производится реже. Хотя следует оговориться – если на автомобиле установлены барабанные тормоза, то колодки в такой ТС меняются значительно реже, чем в дисковых. Особенно, если речь идет о задней подвеске. Износ задних тормозных колодок барабанного типа происходит где-то в среднем за 50-100 тыс. км.

Обычно диски меняют в два раза реже, чем колодки. Но здесь тоже много зависит от различных факторов, иногда замена требуется раньше планируемого срока.

Факторы, влияющие на износ дисков и колодок

Износиться раньше времени вышеперечисленные детали ТС могут в следующих случаях:

  1. при динамичной езде с частым резким торможением;
  2. в результате длительной эксплуатации автомобиля на мокром дорожном покрытии;
  3. вследствие заклинивания поршня переднего суппорта;
  4. при постоянном перегревании деталей ТС.

Чтобы детали служили дольше, следует бережнее эксплуатировать свой автомобиль:

  • вовремя проводить техническое обслуживание;
  • не злоупотреблять экстренным торможением;
  • при возникновении шумов и скрипов диагностировать причину их возникновения.

Определение износа

Жесткая эксплуатация вызывает не только преждевременный, а еще и неравномерный износ трущихся деталей в любой тормозной системе. Неравномерный износ тормозных дисков можно определить при движении по биению и шуму во время нажатия на педаль тормоза. Соответственно, в таком случае и колодки снашиваются не одинаково.

У автовладельцев часто возникает вопрос, как определить износ тормозных колодок по внешним признакам, не разбирая авто. Признаки неисправности:

  • ухудшается эффективность торможения;
  • загорается световой сигнал (при наличии датчиков износа колодок в автомобиле);
  • увеличивается свободный ход педали, иной раз педель и вовсе проваливается;
  • как самый крайний вариант, возникает металлический звук при нажатии на педаль. Это говорит уже о том, что колодки стерлись до железа.

Нужно хорошо понимать, чем грозит неисправность тормозной системы. При любом подозрении на присутствие дефекта необходимо проверить состояние деталей

. Для проверки состояния деталей дисковых тормозов на передней подвеске нужно:

  1. ослабив переднее колесо, поднять машину домкратом, затем колесо снять;
  2. произвести снятие колодок и внимательно осмотреть детали.

Как определить износ колодок? Без снятия состояние колодок можно не разглядеть, так как даже довольно толстые накладки на них порой имеют неравномерный износ. Толщина фрикционных накладок не должна быть менее 1,5 мм. Колодки необходимо менять целиком комплектом, так как разная толщина фрикционного слоя отрицательно скажется на эффективности торможения. Также замену следует проводить:

  • при попадании масла на детали;
  • при обнаружении сколов и трещин;
  • при отслаивании фрикционного слоя колодки.

Попробуем определить износ тормозных дисков. Толщина рабочей поверхности этих деталей не должна быть меньше величины, которая предусматривается изготовителем данной марки автомобиля. Считается, что толщина диска не может быть меньше 11 мм.

Чтобы правильно определить износ, следует обратить внимание на общее состояние деталей. Замене подлежат диски:

  • с толщиной рабочей поверхности, меньше допустимой величины;
  • с неравномерным износом рабочей плоскости;
  • искривленные, овальные диски.

Такие тормозные диски подлежат замене

Чем руководствоваться при выборе тормозных колодок

Сейчас появилось много неоригинальных запасных частей от различных производителей, и выбор становится нелегким. Но при покупке неоригинальных тормозных колодок покупателя могут ожидать разные неприятные сюрпризы:

  • фрикционный материал может оказаться очень мягким, и колодки будут быстро изнашиваться;
  • слишком твердый материал может вызывать преждевременный износ тормозных дисков;
  • при установке неоригинальных запчастей может возникать при торможении скрежет и скрип.

Чтобы избежать подобных неприятностей, следует приобретать запасные части оригинального производства. Самое главное, не попасться на подделку. Чтобы не купить подделку, необходимо придерживаться определенных правил:

  1. приобретать товар в проверенных торговых точках с хорошей репутацией;
  2. обращать внимание на качество упаковки и исполнения самих деталей;
  3. не соблазняться на подозрительно низкую цену.

Цена оригинальных деталей, конечно, выше. Но если учитывать, что такие запасные части служат значительно дольше неоригинальных, к тому же не возникает никаких проблем в процессе их эксплуатации, то выбор здесь очевиден. И скупой всегда платит дважды.

autovaz-2114.ru

Когда следует производить замену тормозных колодок

Каждый рачительный хозяин своей машины регулярно перед выездом проводит ее осмотр, проверяя уровень масла, тормозной и охлаждающей жидкости. Но о периодической проверке такой «мелочи», как тормозные колодки (планки) многие автовладельцы даже не задумываются, а зря. В вопросе безаварийной езды не может быть мелочей, ведь от их состояния напрямую зависит безопасность, а в некоторых случаях жизнь людей. Понятно, что демонтировать каждый раз колесо, чтобы проверить состояние планок нет смысла, есть определенные признаки, подсказывающие водителю о приближающихся сроках их замены. В этой статье мы рассмотрим, как определить износ тормозных колодок. А также какого типа планки бывают, какие из них чаще приходится менять: передние или задние. Сколько тысяч км пробега они могут выходить и на что в общем надо обращать внимание.

Типы фрикционного покрытия колодок

Основным рабочим материалом, отвечающим за процесс остановки авто, является фрикционный слой, закрепленный на металлической части колодки. Идеального сочетания материалов, применяемых в их производстве, достичь пока не удалось. Сейчас производятся четыре типа тормозных планок:
  • Колодки с нанесенным на них полуметаллическим фрикционным слоем, в котором встречается до 65% составляющих из меди, стальной проволоки или порошка железа, смешанных для лучшего трения с графитом. Их плюс – высокая теплоотдача, а минусы – быстрый износ и шум.
  • Планки с приклеенным к ним материалом из органических составляющих: высокотемпературной смолы, резины, стекла, кевлара и углерода. К их положительным качествам можно отнести менее шумную работу и мягкость, а к отрицательным – меньший срок службы и достаточное количество выделяемой ими пыли.
  • Колодки с небольшим содержанием металлических элементов, не более 30%, с добавлением органических (вышеописанных) веществ. Что способствует неплохому теплообмену, но сказывается на их шумности.
  • Керамические планки, считающиеся на данный момент лучшим вариантом. Их фрикционный слой изготовлен из керамических волокон с добавлением наполнителя, включающего в себя небольшое количество меди. Обладая небольшим весом, эти колодки в эксплуатации более долговечны и производят меньше шума.

Факторы, влияющие на износ колодок

Давайте рассмотрим факторы, влияющие на то, как часто будут меняться тормозные планки. Их немного, но они напрямую влияют на такие показатели, как: через какой срок это произойдет, и сколько километров пробега проедет машина, прежде чем сработает соответствующий индикатор на панели приборов. Вот некоторые из них:
  • Режим поездок. Когда машина двигается в городе, часто приходится останавливаться через короткие промежутки, что способствует быстрому износу планок.
  • Стиль езды. Неагрессивная манера вождения способствует меньшей нагрузке на тормозной механизм и увеличивает промежуток, через который потребуется менять колодки.
  • Характер загрузки машины. При постоянной загрузке багажника уменьшается нагрузка на передние тормозные планки, соответственно и менять их нужно будет реже.

Сроки замены и признаки

Исходя из модели механизма тормозов и фрикционного материала планок, производители указывают, сколько тысяч километров пробега смогут выходить колодки. Также производители рекомендуют, когда нужно менять планки, ориентируясь на оставшийся минимально допустимый фрикционный слой. Все это описано в инструкции к машине, но существуют усредненные нормы, значение которых колеблется в интервале от 20 до 30 тысяч км, для передних планок в дисковых тормозах. А для колодок задних тормозов барабанного, а также дискового типа, этот интервал пробега в км, нужно умножить на два. Также большое значение, на скорость износа, имеет масса машины. Вышеописанные цифры актуальны для небольших легковых авто массой до 1300 кг. Если же рассматривать большие седаны весом около 1600 кг, то износ планок произойдет в полтора раза быстрее. У машин же снаряженной массой 1800 кг и более, замену колодок нужно будет производить после преодоления ими расстояния в два раза меньшего, чем сможет проехать небольшой легковой автомобиль. Если же машина покупалась б/у, зачастую нет возможности узнать, когда последний раз менялись колодки, и каков их пробег. Понять, что пришла пора их заменить, помогут некоторые признаки:
  • Загорелся сигнальный индикатор износа колодок на панели приборов. На некоторых тормозных планках стоит электронный или механический индикатор, подающий сигнал, когда фрикционный материал изнашивается до минимального предела и наступает пора их менять.
  • Появился звук при остановке авто. Этот звук возникает, при определенном проценте износа фрикционного материала, когда он стирается до металла.
  • При резкой остановке слышится звук и ощущается биение в районе колес. Причиной этому служит неравномерный износ колодок или трещины и сколы, которые могут возникать на диске или фрикционном слое. При этом может не сработать даже индикатор при его наличии. Неравномерный износ фрикционного слоя опасен тем, что через определенное количество км пробега придется менять не только планки, но и диск или барабан колеса.

(Осторожно! Громкий звук.)

  • Вырос тормозной путь и время, затраченное на остановку авто. Это случается когда происходит неравномерный или полный износ планок, в этом случае нужно срочно их менять.
  • Занос из-за неравномерного срабатывания тормозов, когда одно из колес схватывается быстрее, а второе, на котором износились колодки, медленнее.
Наиболее точным способом узнать о том, что пришла пора менять тормозные планки является регулярный визуальный их осмотр, после того как пробег авто превысил общепринятые 30 000 км. В этом случае правильно определить состояние фрикционного слоя помогут линейка или штангенциркуль. При этом допустимый его остаток не должен быть менее 1,5 или 2 мм в зависимости от марки авто. Все вышеописанные факторы износа касаются и задних тормозных механизмов в независимости от их типа. Разница лишь в том, что в задних дисковых тормозах способы проверки аналогичны передним. Единственным отличием, актуальным для колодок барабанных механизмов является то, что определить их износ можно еще и по срабатыванию ручного тормоза. Если при выжатом ручнике на уклоне, планки не удерживают машину от скатывания, значит, пришла пора их заменить. Также при визуальном осмотре состояния тормозов барабанного механизма, в некоторых моделях машин предусмотрено окошко в барабане. Глянув в него, можно определить степень износа фрикционного слоя колодок. Не допускайте полного износа на колодках фрикционного слоя, установите для себя, в зависимости от стиля езды и других факторов, оптимальный, именно для вашей машины пробег, после которого придет пора озаботиться проверкой их состояния. Метки: замена, износ, индикатор износа, пробег, тормозные колодки, фрикционный слой

AutoRemont2.ru

Как определить необходимость замены тормозных колодок

Тормозные колодки – одни из немногих деталей автомобиля, которые работают «на трение». Поэтому их износ и замена являются закономерными и неизбежными.

От чего зависит скорость износа тормозных колодок

Быстрее других изнашиваются тормозные колодки передних колес.

В силу того, что в момент торможения происходит перераспределение веса автомобиля с переносом большей его части на передок машины, нагрузка на переднюю ось автомобиля значительно больше, чем на заднюю, следовательно и тормозные механизмы передних колес нагружены больше задних.

Более того, эта разница довольно ощутимая, вследствие передние тормозные колодки изнашиваются примерно в два-три раза быстрее задних.

Существенно влияют на скорость износа тормозных колодок вес автомобиля, конструкция тормозного механизма, материал как самих колодок, так и тормозных дисков или барабанов.

При эксплуатации транспортного средства в теплое время года скорость его движения выше и интенсивность выполнения различных маневров выше, нежели зимой.

Много зависит и от манеры вождения: у водителей, предпочитающих агрессивный стиль езды с резкими ускорениями и экстренными остановками, тормозные колодки изнашиваются быстрее, чем у автолюбителей, выполняющих все маневры плавно и мягко.

О том, что тормозные колодки порядком износились, вам подскажет сам автомобиль. Главное – заметить и правильно интерпретировать сигналы, которые неизбежно будет подавать машина.

Увеличение тормозного пути автомобиля или его уход от прямолинейной траектории движения укажут на неполадки в работе тормозной системы.

Увеличение рабочего хода педали тормоза, ее «смягчение» в компании со снижением уровня тормозной жидкости засвидетельствуют необходимость проверки и обслуживания тормозных механизмов.

На износ тормозных колодок укажет и слишком резкое срабатывание тормозов, когда блокировка колеса происходит скачкообразно. Вероятнее всего, фрикционная накладка, состоящая из синтетического каучука, смол и различных модификаторов, полностью износилась и торможение происходит за счет трения металлической части колодки о тормозной барабан или диск.

В результате износа тормозных колодок при резком торможении ощущаются биения колеса. Если ситуацию пустить на самотек, игнорируя аномальный шум и скрежет, издаваемый тормозным механизмом, езда с такими тормозами может закончится заклиниванием колодки с последующей блокировкой колеса или ее разрушением, вследствие чего тормоза банально откажут. Хорошо, если скорость транспортного средства в этот момент будет невысокой…

Неплохим индикатором состояния тормозных колодок является налет на поверхности колесных дисков. До тех пор, пока он угольный, темного цвета, о состоянии колодок можно не беспокоиться.

Если же на нем появятся металлические вкрапления, выдающие себя блеском, значит фрикционная накладка имеет приличный износ, из-за чего началось царапанье колодки тормозным диском. Для вентилируемых тормозов и колес с легкосплавными дисками этот способ диагностики неприменим.

Как определить ресурс тормозных колодок

Некоторые автопроизводители оснащают выпускаемые ими тормозные колодки специальными датчиками. Механические устройства контроля за износом колодок при достижении фрикционным слоем накладки критического значения издают скрип.

Электронные устройства в таком случае посылают сигнал в блок управления автомобилем, сигнализируя об износе включением индикатора на панели управления.

Об износе колодок можно судить по специальным поперечным бороздам, находящихся на защитных накладках. Если накладки стерлись до самого основания этих полосок – тормозные колодки пора менять.

Минимально допустимой толщиной фрикционных накладок тормозных колодок считается значение 2-3 мм. Точное значение толщины накладок можно узнать из технического описания автомобиля и технических характеристик тормозных колодок.

Не затягивайте с заменой тормозных колодок – берегите свое здоровье!

(голосов: 4, средний: 5,00 из 5) Загрузка...

goodmaster.com.ua


Смотрите также