Как отрегулировать клапана на уаз 402


Регулировка клапанов на 402 двигателе ЗМЗ

Несмотря на то, что ЗМЗ-402 давно снят с производства, он пользуется большой любовь российских автолюбителей. Не слишком прожорливый, он отличается потрясающей ремонтопригодностью даже по сравнению с любыми моторами ВАЗ, а его крутящего момента и мощности вполне достаточно не только для Волги, но и для достаточно тяжелой Газели. В этой статье мы расскажем о том, в каком порядке регулируют клапаны этого мотора и откроем некоторые секреты, которые позволят вам улучшить его работу.

Периодичность процедуры

Несмотря на потрясающую ремонтопригодность, по своим техническим характеристикам ЗМЗ-402 получился не слишком удачным. Нижнее расположение распредвала, наличие длинных тяг толкателей, да не слишком высокое качество деталей, все это увеличивает вибрационную нагрузку на газораспределительный механизм, а значит, сокращает временной промежуток между регулировками. Если мотор используется бережно, без работы под максимальной нагрузкой и резких стартов, то регулировку необходимо проводить каждые 15 тысяч километров. Если же водитель любит быстрые старты, езду на малой скорости и высоких передачах, а также вынужден возить тяжелые грузы или ездить по горам, то пробег сокращается до 10 тысяч километров. Если же вы используете не соответствующий головке блока цилиндров (ГБЦ) бензин, то вне зависимости от настроек зажигания клапаны необходимо регулировать через 5–6 тысяч километров. Это позволит снизить вероятность прогара клапанов и потери компрессии.

Инструменты для работы

Чтобы отрегулировать тепловые зазоры клапанов ЗМЗ-402 вам потребуются:

  • ключ-трещотка с удлинителем и длинной головкой на 10 мм;
  • рожковые и накидные ключи на 8, 10, 11, 12, 13 и 14 мм;
  • свечной ключ;
  • мощная плоская отвертка;
  • крестовая отвертка;
  • молоток;
  • универсальный щуп;
  • чистая тряпка.

Величина тепловых зазоров

В официальном руководстве по обслуживанию ЗМЗ-402 тепловые зазоры впускных и выпускных клапанов определены в 0,40 мм. Однако такая регулировка подходит лишь для Газелей, которые постоянно возят тяжелые грузы. Из опыта известно, что уменьшение теплового зазора до 0,25–0,3 на впускных и выпускных клапанах позволяет увеличить приемистость и тяговитость двигателя, а также снизить расход топлива. Однако, это касается лишь спокойной езды. Если вы любите ездить быстро, резко стартуете или часто ездите по горам, то зазоры необходимо увеличить до 0,30–0,35, а в особо тяжелых случаях до 0,40.

Также необходимо увеличить зазоры до 0,40, если ГБЦ под 92-й бензин, а вы ездите на 76-м(80-м). И наоборот, если головка под АИ-76 (АИ-80), а вы заливаете АИ-92. Если же ГБЦ под 92-й бензин, а вы ездите на сжиженном природном газе (СПГ), то зазор должен быть 0,35 для впускных клапанов и 0,40–0,45 для выпускных. Использовать газ с ГБЦ под 76-й бензин нельзя, быстро прогорят поршня и клапаны.

Порядок действий при регулировке клапанов

  1. Отсоедините все шланги, которые отходят от клапанной крышки, а также снимите шланг устройства опережения зажигания.
  2. Отсоедините тросик или тягу акселератора, если они прикреплены к клапанной крышке.
  3. Выкрутите 6 болтов и снимите клапанную крышку. Иногда для этого приходится снимать воздушный фильтр, зависит от модели карбюратора.
  4. Выкрутите свечи.
  5. Установите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Для этого совместите третью метку на шкиве коленвала и прилив на корпусе двигателя. Коленвал вращайте с помощью стартера или лопастей вентилятора (за исключением переделанных моторов, в которых вентилятор приводится в действие электродвигателем).
  6. Снимите крышку трамблера и убедитесь, что бегунок находится напротив контакта 1-го цилиндра. Если нет, проверните коленвал на 1 оборот и снова совместите метки на шкиве и корпусе.
  7. Регулируйте клапаны в следующем порядке: 1 впускной, 1 выпускной, 2 выпускной, 3 впускной. Затем проверните коленвал на полный оборот, совместите метки на шкиве и корпусе и отрегулируйте 2 впускной, 3 выпускной, 4 впускной и выпускной. Если вы не знаете, какие клапаны впускные, а какие выпускные, то придерживайтесь следующего порядка – сначала 1, 2, 4, 6, затем 3, 5, 7, 8.
  8. Для регулировки клапана сделайте следующее – покачайте коромысло вперед-назад по валу, затем молотком не сильно стукните по нему над клапаном. Не перепутайте место удара. Если вы ударите над толкателем, то погнете его и толкатель придется менять.
  9. Придерживайте регулировочный винт ключом на 11 или мощной отверткой и открутите фиксирующую его гайку.
  10. Измерьте зазор и при необходимости отрегулируйте его.
  11. Придерживая ключом или отверткой болт, зафиксируйте его гайкой. Если зазор соответствует норме, переходите к следующему клапану, если нет, повторите регулировку.
  12. Установите на место свечи, крышку трамблера и высоковольтные провода.
  13. Заведите двигатель и убедитесь, что на все толкатели подается масло. Если масло не идет, ослабьте гайку крепления оси коромысел в районе 4-го цилиндра. Если это не помогло, мотор требует прочистки масляной системы.
  14. Заглушите двигатель, наденьте клапанную крышку, закрутите болты и подключите все шланги.
  15. Заведите мотор и дайте ему поработать до полного прогрева. Послушайте звук работы клапанов. Если вы их правильно отрегулировали, то не будет ни металлического звона, ни глухого цокота.

VipWash.ru

Регулировка клапанов 402 двигатель на Волге ГАЗ 3110

16.06.2017

Каждый владелец отечественных автомобилей знает, что через довольно длительное время эксплуатации автомобиля (около 20 000 км. пробега) придется делать регулировку клапанов, 402 двигатель, который стоит в Волге 3110 – не исключение. Регулировать приходится зазоры между коромыслами и клапанами, это детали ГРМ. На сервисе за регулировка клапанов 402 двигатель будет стоить больших денег. Поэтому если есть желание сэкономить, то придется самому разобраться и отрегулировать клапана, но процесс, конечно, не простой и если нет инструментов и опыта в ремонте автомобилей, то лучше сразу эту процедуру сделать на СТО. А если есть смелость и желание самому отрегулировать клапана 402-го мотора, то далее будут все необходимые рекомендации.

Для чего нужно регулировать клапана мотора ЗМЗ 402

ЗМЗ – Заволжский моторный завод, который выпускает довольно надежные и неприхотливые моторы, и 402-й двигатель служит тому подтверждением. Этот мотор настолько прост, что регулировка клапанов ЗМЗ 402 может успешно осуществиться своими руками в собственном гараже. В моторе 4 цилиндра, карбюратор, конструкция примерно такая же, как и на очень древних автомобилях, но все равно были применены некоторые новшества, которые дали возможность ГАЗ 3110 неплохо ездить среди современных автомобилей. В Газели кстати, тоже установлен этот мотор.

Но регулировать зазоры клапанов ЗМЗ 402 приходится потому, что в ГРМ нет гидрокомпенсаторов. Сама регулировка зазоров нужна для того, чтобы:

  • цилиндры наполнялись горючей смесью в полном объеме;
  • обеспечивалась максимальная компрессия;
  • а на выпускном такте отработанные газы будут отлично удаляться.

Если клапана неотрегулированы, то будет ощутима потеря в мощности. Если зазор будет сильно увеличен, то возможно прогорание клапанов, что приведет к серьезному ремонту мотора. Чтобы этого не случилось лучше вовремя сделать регулировку клапанов на ЗМЗ 402 – каждые 20 000 км. Также регулировку надо делать после ремонта мотора, после замены маслоотражательных колпачков, а также если появился подозрительный стук под клапанной крышкой.

Многие автомобилисты могут по звуку определить, что пришло время регулировки клапанов 402 двигателя. Если зазоры увеличенные, то слышен звонкий звук металла, если же зазоры уменьшенные, то звук будет наоборот – глухим.

Необходимые вещи для регулировки клапанов

Зазоры клапанов ЗМЗ 402 надо регулировать при холодном моторе, когда температура двигателя такая же, как и температура воздуха. Также понадобятся такие инструменты:

  • отвертка;
  • гаечные ключи;
  • измерительные щупы;
  • заводная рукоятка.

Перед регулировкой клапанов ЗМЗ 402 еще надо сделать такие действия:

  • для установки заводной рукоятки надо снять номер;
  • открутить свечи, чтобы легче было коленвал прокручивать;
  • убрать крышку распределителя зажигания, для того, чтобы нанести метки, показывающие, в каком положении находятся поршни;
  • отключить аккумулятор.

Регулировка клапанов 402 двигатель ЗМЗ

Для каждого цилиндра своя величина тепловых зазоров, далее более подробно для какого клапана необходим какой зазор:

После того, как определись с величиной зазора пора приступать к регулировке, здесь будет несколько этапов. Первый этап — снять корпус воздушного фильтра для начала, для этого потребуется:

  • с помощью отвертки открутить хомут, который крепится к шлангу для отвода газов, снять этот шланг;
  • снять крышку корпуса фильтра, для этого надо 5 зажимов разъединить;
  • достать фильтр;
  • ослабить хомут на заборе воздуха с помощью отвертки;
  • стопорные шайбы надо отогнуть при помощи отвертки, также ключом на 10 открутить 3 гайки.
  • снять корпус воздушного фильтра.

Этап 2 – продолжение подготовки к регулировке:

  • надо отсоединить шланг вакуумного регулятора от датчика-распределителя зажигания;
  • отсоединить шланг, отводящий картерные газы;
  • снять крышку ГРМ, для этого надо 10-м ключом 6 болтов открутить;
  • снять прокладку.

Этап 3 — регулировка клапанов на волге, а именно тепловых зазоров:

  • выставить поршень 1-го цилиндра в положение верхней мертвой точки, чтобы это сделать – надо с помощью заводной ручки так повернуть коленвал, чтобы совпали 3-я метка на шкиве и ребро-указатель на крышке распределительных шестеренок. Причем надо проследить, чтобы бегунок распределителя был на уровне контакта 1-го цилиндра. Если этого не произошло, то надо прокрутить коленвал еще на 360 градусов, при этом 2 клапана надо держать закрытыми;
  • затем надо открутить гайку регулировочного винта клапанного механизма на 1-м цилиндре, для этого надо ключ на 14, винт надо открутить на 1-2 оборота. После этого надо вставить щуп нужного размера между клапанным стержнем и коромыслом. Затем надо закрутить винт до того момента, когда щуп будет передвигаться в зазоре с небольшим усилием.

  • отпустить контргайку регулировочного винта клапанного механизма 1-го цилиндра ключом на 14 и отвернуть винт на 1-2 оборота. Вставить щуп соответствующего размера между коромыслом и клапанным стержнем и закрутить винт до момента, когда щуп с небольшим усилием будет двигаться в зазоре;
  • тоже самое надо проделать и для второго клапана 1-го цилиндра;
  • затем надо повернуть коленвал на 180 градусов и отрегулировать клапана 2-го цилиндра в таком же порядке, как и с первым цилиндром;
  • далее еще раз повернуть коленвал на 180 градусов и сделать корректировку зазоров для 4-го цилиндра;
  • еще раз повернуть коленвал на 180 градусов и выставить нужный зазор для 3-го цилиндра.

Для двигателя ЗМЗ 402 важно делать регулировку зазоров именно в таком порядке цилиндров: 1, 2, 4, 3.

После того, как все зазоры клапанов отрегулированы надо включить мотор и прогреть его, сделать небольшую обкатку, если результат не радует, то придется регулировку клапанов ЗМЗ 402 заново переделать.

Далее более подробно на видео про регулировку клапанов 402 двигатель:

Также на эту тему Вы можете почитать:

avto-cool.com

Как отрегулировать клапана на 402 двигателе, порядок регулировки

Клапана двигателя представляют собой важную составляющую системы двигателя внутреннего сгорания и непосредственно влияют на работоспособность мотора.

Главной задачей клапанов в процессе работы является обеспечение эффективного процесса сжигания смеси. Со временем в процессе работы при большом пробеге клапанам смещаются и ходят с посадочных мест.

Невооруженным глазом невозможно увидеть данные изменения (для того необходимо по меньшей мере вскрывать блок головки двигателя, а чтобы заметить какие либо изменения необходим специальный инструмент).

Проблемы от износа

Смещение клапанов с посадочных мест влечет за собой несколько негативных факторов:

  • Увеличение расхода топлива из-за нестабильной работы и взаимодействия поршней и клапанов. В процессе смещения места клапан не так точно выполняет свою функцию общий коэффициент полезного действия снижается, вызывая механические потери в работе, что в свою очередь приводит к повышению топливного аппетита автомобиля;
  • Увеличение естественного износа деталей двигателя. Детали выполненные из стали подвержены постоянному воздействию и со временем изнашиваются. Однако простимулировать процессы износа может неточность в постановке деталей и здесь ярким примером служат клапана. При увеличении необходимых зазоров износ увеличивается и соответственно общий ресурс двигателя сокращается.

Поэтому клапаны двигателя нуждаются в периодической регулировке, для того чтобы сохранять износостойкость всей системы автомобиля. В современных двигателях, оснащенных гидрокомпенсаторами процедура регулировки клапанов не требуется, 402 двигатель к такой серии не относится и требует периодической регулировки.

На видео- как отрегулировать клапана на 402 двигателе:

Процесс устранения зазоров

Процедура происходит в несколько этапов. Для ее проведения необходимо иметь специальный набор регулировочных шайб, набор ключей разной величины и несколько отверток:

  • Процедура должна проводиться на холодном двигателе, так как при нагретом состоянии металл имеет свойство расширяться и произвести правильную настройку в таком случае проблематично;
  • Также необходимо обесточить систему машины, сняв с аккумулятора минусовую клемму;
  • Затем следует аккуратно установить рукоятку (ее еще называют заводной) в коленчатый вал (его храповик) во избежание поворотов этой детали;
  • После этого нужно снять хомуты и резиновые патрубки, которые могут препятствовать доступу в системы двигателя – головке блока цилиндров. Эти патрубки снимаются при помощи ключей или отверток;
  • После демонтажа патрубков следует снять клапанную крышку двигателя (она закреплена несколькими болтами);
  • Затем с помощью заводной рукоятки необходимо прокрутить коленчатый вал до момента пока одни из поршней (ближний к бамперу) не достигнет верхней точки;
  • При этом необходимо зафиксировать размеры зазоров в определенной последовательности – на 1 и 4 цилиндрах зазоры фиксируются на выпускных клапанах, на 2 и 3 цилиндрах в ином положении;
  • Для регулировки непосредственно клапанов следует ослабить ключом (диаметр 14) гайку на механизме;
  • Потом необходимо отсоединить регулировочный винт на 1 или 2 оборота;
  • Вставить между коромыслом и стержнем щуп и завернуть винт регулировки до момента пока не пройдет люфт в щупе;

Сбор производится в обратной порядке (с затягиванием контргайки и проверкой зазора для надежности);

  • В процедуре с впускным клапаном ситуация аналогична и полностью повторяется;
  • Затем необходимо повернуть коленчатый вал на 180 градусов и производить проверку следующего цилиндра;
  • После этого при повороте вала опять на 180 градусов можно приступать к регулировке последующего цилиндра и так далее;

Монтаж оставшегося оборудования производится в обратном порядке.

На видео- регулировка клапанов 402 двигатель в два приема:

Также существует более простой в производстве способ регулировки в два приёма. Для него необходимо:

С помощью метки провести первый цикл работ и отрегулировать 1,2,4,6 клапаны; Затем повернуть ручку на 360 градусов и отрегулировать 3,5,7,8 клапаны.

Такой способ несколько проще однако чреват возникновением проблем с запуском двигателя и повышением расхода топлива. Также такой способ из-за меньшей надежности может вызвать обрыв ремня ГРМ.

new2tuning.ru

Двигатель 402 ЗМЗ — регулировка клапанов, порядок работы

Автор: Максим Марков

Дата: 2017-07-17

За время эксплуатации автомобиля периодически появляется необходимость в регулировочных работах, будь то коррекция угла зажигания или регулировка зазоров клапанов. А двигатель 402 нуждается в выполнение процедуры регулировки клапанов через каждые 15 тысяч км пробега, так как если будут нарушены тепловые зазоры, двигатель внутреннего сгорания (ДВС) потеряет мощность и увеличится расход топлива. В представленной статье как раз об этом пойдет речь.

Содержание

Периодичность регулировочных работ

Несмотря на то, что двигатель ЗМЗ 402 снят с производства, он остается довольно популярным среди российских автомобилистов. Связано это с тем, что он не сильно много расходует топлива и прост в техническом обслуживании.

Периодичность регулировки напрямую зависит от манеры езды, загруженности транспортного средства, и правильности использование бензина конкретной марки. Если автомобиль эксплуатируется без резкой езды, сильно не нагружен, тогда период регулировки составляет 15 тысяч км пробега, если транспорт используется для грузоперевозок, тогда 10 тысяч км. Ну а если используется не соответствующий тип топлива для головки блока цилиндров (ГБЦ), вне зависимости от настроек системы зажигания, зазоры клапанов регулируется через 5-6 тысяч км пробега.

Семейство автомобилей ГАЗ комплектуется следующими моделями ДВС: 402, 405 и 406 двигатель. 402 двигатель устанавливается как на Волги, так и на ГАЗели. Теперь стоит перейти к показателям допустимых норм.

Допустимые нормы зазоров

Зачем вообще осуществляется регулировка клапанов, и что будет, если ее вовремя не выполнить? Последствия могут привести к прогоранию цилиндра и в следствии к дорогостоящему и по времени затратному ремонту 402 двигателя. Иными словами, эта процедура позволяет поддерживать в работоспособном состоянии детали ДВС.

Есть несколько явных признаков того, что пришло время процедуры регулировки:

  • стук клапанов в движке;
  • нестабильная работа;
  • падение мощности;
  • увеличенный расход топлива.

Допустимые нормы представлены ниже:

  1. 1 и 4 цилиндры. Для этих цилиндров допускные показатели на всасывающих клапанах будут в пределах 0,40-0,45 мм, а для выпускных 0,35-0,40 мм.
  2. 2 и 3 цилиндры. Тут показатели как на впускных, так и на выпускных будут в диапазоне 0,40-0,45 мм.

Порядок работы цилиндров в двигателе ГАЗ 402 следующий: 1-2-4-3. Полный рабочий цикл у чытерхтактного мотора составляет два оборота коленчатого вала, что в градусах будет означать 720°, а у двухтактного двигателя — 360°.

Подготовительный процесс

Прежде чем приступать к регулировочным работам своими руками, нужно приготовить необходимый инструмент и расходные материалы, к числу которых относятся:

  • комплект щупов для замера;
  • набор ключей (торцевых или накидных);
  • новая прокладка клапанной крышки;
  • ключ храповика коленвала;
  • свечной ключ. Понадобится для выкручивания свечей зажигания;
  • крестовая и плоская отвертки;
  • чистая ветошь.

По завершении подготовки, когда весь требующийся инструмент приготовлен, можно приступать непосредственно к регулировочным работам.

Процесс регулировки углов тепловых зазоров

Для тех, кто задается вопросом, как отрегулировать клапана на автомобиле с 402 мотором, ниже будет подробно представлен весь процесс. Важно помнить, что сам процесс следует выполнять на холодном двигателе, так как на прогретом моторе горючая смесь может обжечь автомобилиста.

Регулировка клапанов на 402 двигателе выполняется следующим способом:

  1. Отсоединение шланг. Первым делом необходимо отсоединить все шланги, подходящие к клапанной крышки, а также трос акселератора.
  2. Снятие воздушного фильтра и клапанной крышки. Затем следует снять воздушный фильтр с корпусом, и открутить 6 болтов крепления клапанной крышки.
  3. Снятие свечей зажигания.
  4. Установка первого цилиндра в ВМТ. Следующим этапом регулировочного процесса будет установка первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ). Для этого необходимо, чтобы третья метка на шкиве коленчатого вала совпала с отметкой на корпусе блока ДВС. Делается это путем прокручивания коленвала.
  5. Очередность регулировки клапанов. Порядок регулировки клапанов следующий: 1, 2, 4, 6, следующим шагом нужно провернуть коленвал на один полный оборот по часовой стрелке до момента совпадения отметок. Далее регулируются 3, 5, 7, 8 клапана.
  6. Процесс регулировки. Используя головку на 11 или отвертку, необходимо придерживать регулировочный винт, и в этот момент откручивать гайку фиксирующую его. С помощью щупа нужного размера произвести замер (щуп должен двигаться с незначительным усилием), если замер теплового зазора в норме, тогда можно переходить к следующему клапану.
  7. Монтажные работы. Следующим этапом будет сборка в обратном порядке, т.е. устанавливаются обратно свечи зажигания, клапанная крышка с новой прокладкой, но при этом затягивать болты необходимо согласно рекомендуемым моментам затяжки (такой показатель составляет 0,5-0,8 Н.м (кг.м)), воздушный фильтр и шланги.
  8. Проверка при заведенном двигателе. Теперь следует завести ДВС и дать ему немного времени поработать до полного прогрева, затем прислушаться к его работе. Если отсутствует любой металлический звон или глухой цокот, это будет означать, что регулировка тепловых зазоров выполнена правильно.

Вот таким способом выполняется регулировка клапанов и настройка правильной работы ДВС. Такой порядок работ подойдет для всех автомобилей с 402 мотором, будь то ГАЗ 3110 (Волга) или же ГАЗель.

Подведение итогов

Настало время подвести небольшие итоги. Своевременная регулировка клапанов на автомобилях с 402 карбюраторным двигателем, позволяет продлить срок эксплуатации узлов, входящих в ДВС, а также отвечает за правильную и безаварийную работу самого ДВС. Как видно сам процесс не занимает много времени, но при этом, регулируя тепловые зазоры клапанов, следует быть внимательным, дабы все правильно сделать.

(1 голос, в среднем: 5 из 5)

Уважаемые читатели, если вам понравилась данная статья, то вы всегда можете поделиться ею со своими друзьями в соц. сетях:

С уважением, Максим Марков!

Понравилась статья? Добавляйте сайт в закладки!

carsmotion.ru


Смотрите также