Как восстановить клемму на аккумуляторе


Ремонт клеммы аккумулятора своими руками

Доброго времени суток всем читателям блога! Вы знаете, почему клеммы на аккумуляторах делают именно из свинца, а не из другого материала? Дело в том, что это мягкий металл с низкой температурой плавления. И в случае короткого замыкания, контакты просто расплавятся и разорвут цепь. На самом деле удобно, но из-за того, что металл мягкий, может потребоваться ремонт клеммы аккумулятора, так как она может окисляться, ломаться или выгорать.

Содержание

Профилактика клемм аккумулятора

Иногда требуется провести профилактические работы с контактами на аккумуляторе. Давайте сразу разберемся, какие они бывают, и разделим их на виды.

Какие работы может потребоваться сделать:

  • восстановить клемму после разрушения;
  • заменить клеммы, которые подсоединяются к АКБ;
  • очистка клемм аккумулятора от окисления.

Все это без проблем делается своими руками, разве что с восстановлением придется повозиться. Итак, теперь давайте разбираться подробнее.

Чистка окисления

Почистить клеммы от окиси, пожалуй, проще всего. Для этого даже существуют специальные приспособления. С одной стороны у него чинка для токовыводов, а с другой стороны развертка для очистки внутренней части контактов.

Впрочем, для обычного автолюбителя не критично обладание таким прибором. Если есть хорошо, а нет – вопрос как почистить клеммы аккумулятора решается просто. Для этого потребуется:

  • щетка по металлу;
  • мелкая наждачная бумага.

Очищать окисление, в общем просто. Главное не переусердствовать и не стереть свинец. Когда металл начнет блестеть – можно заканчивать.

И еще, если уж вы начали избавляться от окиси, не забудьте помыть и сам АКБ. Основная причина появления белого налета это выделение паров электролита через трещины возле контактов. Поэтому на самом корпусе, вполне мог скопиться осадок серной кислоты. А если так оно и есть – на него будут идти большие потери тока.

Есть один хороший вариант, чем помыть аккумулятор, понадобится обычный содовый раствор. Делается он так:

  • берется теплая вода;
  • в нее добавляется 10% пищевой соды.

Корпус нужно мыть хорошо отжатой тряпкой. Самое главное – не переворачивать аккумулятор автомобиля.

Кстати, когда на контактах появляется окисление, вопрос как очистить клеммы аккумулятора, не столь важен. Гораздо важнее, определить причины, по которым она появилась и сразу же их устранить.

После очистки, желательно проверить уровень заряда АКБ – вполне возможно, ему потребуется подзарядка. Если вы не знаете, каким током его заряжать – не беда. Определить его поможет маркировка аккумуляторных батарей. Максимальный ток не должен превышать 10% от его емкости. Т.е. для 70 Ач, ставится ток не больше 7 А.

Замена клемм

Иногда требуется заменить клемму аккумулятора. Когда это нужно делать:

  • она растянулась и болтается на контакте батареи;
  • треснула.

В экстренных случаях, если клемму не удается хорошо затянуть, а ехать нужно, можно отремонтировать ее вставив любую подложку. Но, важно понимать, что так лучше долго не ездить. В следующий раз она может просто треснуть. А это будет, как всегда, в самый неподходящий момент.

Кстати, клеммы лучше всего ставить свинцовые. Иначе есть риск возникновения гальванической пары, где более слабый металл, будет взаимодействовать с более сильным. А в результате такого взаимодействия появится окисление.

Итак, как заменить клеммы? Да очень просто – старые снять, а новые поставить. Сложность может возникнуть при откручивании старых контактов. Иногда соединения прикипают так сильно, что их очень тяжело раскрутить.

Как вариант, можно просто их отрезать. Но, не спешите это делать – учтите, что длины укороченных проводов на автомобиле, может не хватить, чтобы подсоединиться к аккумулятору. Поэтому, лучше сделать предварительные замеры.

Восстанавливаем клеммы аккумулятора

В первых двух случаях, вопрос решается просто. Но, иногда контакты разрушаются. В этом случае, только один выход – придется ее наплавить. Как уже писалось выше, такое восстановление клемм аккумулятора сделать своими руками можно, но придется немного повозиться.

Во-первых, нужно раздобыть необходимый инвентарь:

  • свинец;
  • графитовый стержень;
  • кусок медного провода с сечением не меньше 2-х квадратов, а лучше даже больше.

Загвоздка может возникнуть с графитовым стержнем. Если вы не планируете восстанавливать аккумуляторы серийно, то проще всего достать его из обычной пальчиковой батарейки. Для ремонта своего, этого вполне хватит.

Итак, восстановление клеммы аккумулятора, последовательность действий:

  • приготовьте форму для нового контакта. Ее можно сделать из жести, либо использовать для этого съемный контакт, предварительно закрыв внутренности фольгой;
  • старая клемма тщательно очищается;
  • свинец нужно порубить мелкими кусочками;
  • если клемма разрушена до самого основания, то перед тем, как напаять ее, имеет смысл вкрутить небольшой шуруп в остаток контакта. Он послужит хорошей армировкой;
  • к одному краю провода подсоединяется графитовый стержень, а другой прикручивается к рабочему контакту АКБ;
  • теперь, ставим на контакт форму и при помощи графитового стержня начинаем его плавить. Как только свинец разогреется, начинайте подкидывать кусочки свинца, не забывая подогревать его графитом;
  • после того, как форма заполнится, дайте свинцу остыть;
  • теперь осталось только зачистить замененную клемму наждачкой и все.

Очень важно, не забывать про технику безопасности:

  • работать нужно в респираторе, защитных очках и перчатках;
  • делать такой ремонт лучше на улице, чтобы автомобильный аккумулятор хорошо обдувался воздухом. Если же ремонт проводится в помещении – ставьте мощный вентилятор. Имейте в виду, что такой ремонт может закончиться взрывом аккумулятора, поэтому нужно быть крайне осторожным и максимально себя защитить.

После восстановления нужно подзарядить аккумулятор. Для этого, лучше всего использовать автоматическое зарядное устройство, которое автоматически понижает напряжение на выходе. Если же вы используете обычное, то не забывайте контролировать процесс. Если при зарядке аккумулятора кипит электролит – это приведет к сульфатации пластин и потере емкости.

Итак, мы разобрались с вами, как восстановить аккумуляторные клеммы даже в самых запущенных случаях. Как говорится – глаза боятся, руки делают. Поэтому не спешите выкидывать свой АКБ, если у него выгорели контакты – его вполне можно реанимировать.

На этом все, до скорых встреч. Надеюсь, информация была полезной. Не забывайте комментировать и читать другие наши статьи.

С уважением, Максим Марков!

carsmotion.ru

BUTAMUHbI4.ru

01 Мар 2013, 22:13Просмотров статьи: 13185

Рубрика: Грузовушка и легковик

Долго думал над первым топиком моего сайта. И не определившись, решил ткнуть в кучу фотографий случайным образом и начать с того, на что наткнусь. Наткнулся на расплавленные клеммы моих 190-ых сербских аккумуляторов марки Black Horse, произведённых «Заводом аккумуляторов Сомбор А.О.» в городе Сомбор.

Причиной выгоревшего минусового борна (в простонародье: аккумуляторная клемма), а выгорел он, как вы видите, серьёзно, стала моя оплошность. Как-то перед рейсом в Пермь я проводил ревизию аккумуляторов, после чего просто забыл затянуть клеммники, чего очень стыжусь.. Но зато теперь есть, что рассказать людям.

Вообще, я слышал, что расплавленные борны ремонтируют. Ну, это и понятно. Вроде бы, что сложного, восстановить свинцовый элемент — мягкий металл, лёгок в плавлении. А вот пока не коснёшься, всё кажется простым. Особенно, если это случается на трассе. Порывшись в интернете, я нашёл только то, чего слышал до этого и сам: нужна пайка свинца графитовым стержнем от батарейки. Теория — дело хорошее! И дабы её не нарушать, а даже подтвердить, я решил надыбать и разобрать батарейки. Люди писали, что надо брать толстую батарейку, мол, в ней грифель больше и горит он поэтому дольше. Но всё, что я раздобыл — это куча пальчиковых из нескромных запасов моего сына :-). Да и, забегая вперёд, скажу, что мне хватило бы и одного грифеля на две клеммы, если бы я его сам не сломал сверхусердием.

В общем предисловие закончилось. Далее будет локальный минимум слов и только суть..

Как восстановить клемму аккумулятора и что для этого надо: аккумулятор с расплавленной клеммой, пара пальчиковых батареек, свинец (грузило),  форма для плавки свинца (клеммник+фольга), плоскогубцы, ножик.

Также в первом способе мною использовалась тара для плавки свинца (банка-жестянка из-под кофе) и источник открытого огня для плавления свинца (газовый балон с распылителем). Но в дальнейшем я понял, что это было лишнее. Ниже поймёте и вы.

Способ 1. Не очень удачный, как раз с использованием газовой горелки.

Для начала надо разобрать батарейку. Для этого нам понадобятся плоскогубцы и ножик. После несложных телодвижений вынимаем графитовый стержень:

Зачищаем расплавленную клемму аккумулятора. Одеваем на неё форму для отливки свинца («опалубку»). В моём случае — это новый клеммник:

Берём провод сечением по-толще, один конец которого соединить с целой клеммой аккумулятора, а к другому концу прикрутить графитовый стержень от батарейки. Этим грифелем один человек (кстати, этот человек мне и рассказал о пайки графитом клеммы аккумулятора, он видел этот процесс лет 15 назад) плавит сгоревшую клемму, нагревая её периодическими «потыкиваниями» графитовым электродом:

Другой человек в это время плавит свинец (грузило) в жестянке:

И заливает его в форму для плавления свинца («опалубку»). Кстати, на фотографии видно, что свинец немного вытек за пределы дозволенного:

Вот, казалось бы, и всё. Так в чём же минус данного способа? А в том, что свинец из банки не «прилип» к дефектной клемме. О чём говорит не только явная трещина:

Этот свинцовый «имплонтант» не спаялся с огрызком. Он болтался на нём. Возможно, причиной тому послужила не до конца зачищенная клемма, хотя чистил я её до блеска. А может и разный тип свинца. Потому как «клеммный свинец» жёсткий, а рыболовное грузило очень мягкое, режется ножом, как масло. Но в любом случае чтобы доделать дело до конца, я одел формочку обратно на клемму и «тыкающими» движениями графитовым электродом начал плавить клемму снова. Больше и глубже. Когда свинец расплавился практически по всему объёму клеммника (т.е. вся клемма), я сделал несколько вращательных движений электродом, как половником в супе, чтобы свинец перемешался. После чего клемма стала цельной.

А далее я опишу уже отточенный способ по восстановлению сгоревшей клеммы без лишних телодвижений. Именно им я воспользовался на втором аккумуляторе. На что ушло уже около 10-15 минут против первых 1.5 часов. И понадобилась всего одна пара рук.

Способ 2. Вот так надо делать! Напишу так, будто до этого ничего не писал и не делал.

Плоскогубцами и ножом разбираем пальчиковую батарейку, дабы достать из неё графитовый стержень:

Зачищаем расплавленную клемму аккумулятора. Одеваем на неё «опалубку» из фольги и клеммника, чтобы не растёкся свинец.

Берём медный провод сечением по-толще. Одеваем его на нормальную клемму аккумулятора. К другому концу провода прикручиваем графитовый электрод (стержень от батарейки).

Этим грифелем «тыкающими» движениями нагреваем сгоревшую клемму, пока она не начнёт плавиться.

Затем подкладываем в формочку кусочки заранее приготовленного свинца, накрошенного из рыболовного грузила,  перемешивая всю консистенцию грифелем, чтобы получилась однородная масса. Проделываем процедуру, пока вся формочка не заполнится жидким свинцом.

Прекращаем плавление. Дожидаемся затвердевания и остывания массы и снимаем клеммник с фольгой с восстановленной клеммы. Обрабатываем поверхность клеммы нождачным полотном. Можно пользовать.

Добавлено 27.04.2013:

Когда писал эту статью, сайт был ещё настолько сырой, что я мог тогда только мечтать о кнопках социальных сетей. И я тогда не помышлял о рубрике «Интернет по касательной«. Но как выяснилось, мне есть, что сказать и в этом направлении.

ПостСкрипы:

  1. Данная статья не является руководством к действию и правилом пользования! Всё делаете по своему умозаключению!
  2. Одевайте угольный респиратор, чтобы не вдыхать пары свинца.
  3. Соблюдайте противопожарные нормы! Возможно выделение водорода, как следствие — его взрыв от искр или пламени горелки. Поэтому помещение должно быть хорошо проветриваемым! Чудесный вариант описан в комментарии от Вильдана: использование вентилятора для развеевания паров водорода!
  4. Подзарядите аккумулятор после данной процедуры. (Если у вас нет такой возможности, вы где-то в пути, то не переживайте, автомобиль вы заведёте, но по приезду домой всё равно зарядите аккумулятор. У меня после восстановления клеммы на первом аккумуляторе заряд просел на 0.2-0.3В, потому как на нём проходило боевое крещение. А на втором и того меньше — практически ноль. Но всё же я зарядил оба.)

Метки: аккумулятор, грузовушка, электрика

Не жадничайте! Поделитесь с друзьями.

butamuhbi4.ru

Как восстановить клемму аккумулятора самостоятельно

Как-то в одно прекрасное утро после короткого щелчка, вместо ожидаемого веселого жужжания стартера установилась полная тишина. Открыв капот обнаружил, что отвалился провод от клеммы на аккумуляторе. В принципе это проблема назревала давно, но узнав цену как-то на ее с кабелем в сборе, решил не покупать и восстановить клемму аккумулятора самостоятельно.

Кабель с клеммой для стартера

Причины

Основная причина по которой происходит такая поломка это  вибрация, но процесс значительно ускоряется когда происходит нарушение изоляции. Поэтому при трещине изоляции возле клеммы замотайте ее толстым слоем изоленты. Еще одна причина — это окисел появляющийся в кабеле и разъедающий жилы, обычно голубой.

Инструменты

Чтобы восстановить  клемму аккумулятора понадобиться:

  • паяльник мощностью 100 Вт или нагреваемый на газе (горелке);
  • кислота паяльная, можно просто флюс из канифоли, но придется повозится с залуживанием;
  • олово;
  • дрель со сверлом на 8;
  • пассатижи.

Восстановление клеммы

Ремонт клеммы на аккумуляторе начинаю с высверливания остатка старого кабеля. Далее смазываю отверстие флюсом, в данном случае паяльной кислотой (не самый лучший вариант), помещаю в него кусок олова и нагреваю на газе. Залуживание происходит быстро, олово при нагревании растекается по высверленному отверстию.

У кабеля откусываем место обрыва, зачищаем изоляцию на глубину высверленного отверстия в клемме. Смазываем место пайки кислотой и залуживаем при помощи паяльника и олова.

Можно обойтись без паяльника при наличии горелки, так как провод сам припаяется внутри клеммы при нагревании.

После подготовительных работ нагреваю клемму с кусочком олова на газе, удерживая ее с помощью пассатижей и после его расплавления засовываю кабель в расплавленное олово. Хорошенько нагреваю, чтобы пайка прошла более качественно. После остывания, заматываю изолентой.

С другой стороны была контактная площадка для крепления к корпусу, ее так же было решено отремонтировать при помощи пайки. Так же как и в первом случае залуживаю кабель и площадку.

Обжимаем площадку с кабелем пассатижами и спаиваем

Обжимаю площадку вместе с кабелем пассатижами и нагреваю до полного спаивания поверхностей.

После ремонта клеммы аккумулятора автомобиля зачищаем поверхности наждачной шкуркой и прикручиваем кабель на место.

Во избежание появления вышеупомянутых окислений делайте защиту клемм аккумулятора.

znatokvaz.ru


Смотрите также