Какая тормозная жидкость


Выбор тормозной жидкости — семь раз проверь

Несмотря на то что именно тормозная жидкость определяет уровень активной безопасности автомобиля, к её выбору большинство автолюбителей подходит без особенной внимательности. В лучшем случае приобретение осуществляется согласно техническим рекомендациям производителя, а в худшем — с ориентацией на слова продавца, который утверждает, что именно этот состав является оптимальным для вашего транспорта. Однако в мире существует множество разновидностей подобных товаров, и чтобы узнать, как выбрать тормозную жидкость, необходимо ознакомиться с её параметрами и стандартами.

Правильный выбор тормозной жидкости улучшит уровень активной безопасности автомобиля

Важнейшие характеристики

Как и любые другие расходные материалы для автомобиля, тормозная жидкость имеет определённые параметры, на которые стоит обращать внимание перед приобретением. В частности, обязательно стоит уточнять, какой является температура замерзания или частичного застывания — в твёрдом виде прочие характеристики тормозной жидкости уже не будут иметь большого значения, так как она не сможет создавать необходимое давление в контуре и выполнять полезную работу. Также лучше просмотреть и то, при какой температуре она закипает — в подобном состоянии в жидкости появляется множество пузырьков воздуха, которые существенно ухудшают свойства. Кипящая тормозная жидкость проявляет себя в виде резкого ухудшения эффективности замедления, а также чрезмерно «мягкой» педали.

Характеристики тормозной жидкости
Наименование DOT 3 DOT 4 DOT 5.1 DOT 5
Температура кипения неувлажнённой жидкости, ˚С Не менее 205 Не менее 230 Не менее 260 Не менее 260
Температура кипения жидкости при содержании влаги 3,5%, ˚С Не менее 140 Не менее 155 Не менее 180 Не менее 180
Кинематическая влажность увлажнённой жидкости при рабочей температуре 100˚С, мм2/с Не более 1,5 Не более 1,5 Не более 1,5 Не более 1,5
Кинематическая влажность увлажнённой жидкости при температуре -40˚С, мм2/с Не менее 1500 Не менее 1800 Не менее 900 Не менее 900

Не менее важная и гигроскопичность, то есть способность впитывать влагу — чем больше содержание воды в подобном расходном материале, тем меньше будет температура кипения и выше — точка замерзания. Когда проводится длительный тест тормозных жидкостей, в различные моменты их эксплуатации берутся пробы на массовую долю воды, которая по нормативам не должна превышать 3,5% в момент исчерпания ресурса. Наконец, необходимо быть уверенным, что контур тормозной системы не будет повреждён в результате воздействия агрессивной среды — для этого жидкость испытывают, длительное время выдерживая в ней резину и металлические изделия. Положительным результатом считается отсутствие признаков коррозии и растрескивания.

Классификация

Составы

Любой автомеханик скажет вам, что цвет тормозной жидкости определяется её химическим составом — в большинстве случаев он является естественным, однако для выделения некоторых продуктов используются красители. В частности, именно к этой категории принадлежит бывшая популярной в СССР БСК. Название свидетельствует о том, что в её состав входит бутиловый спирт и касторовое масло — соответственно, в ней нет ни единого синтетического компонента. Конечно, такая тормозная жидкость очень бережно относится к резинотехническим изделиям и металлическим соединениям, однако у неё есть существенный недостаток — она замерзает уже при -20 градусах и начинает кипеть, нагревшись до 120–140 градусов.

Тормозная жидкость БСК к сегодняшнему времени утратила свою популярность

БСК уже почти исчезла с рынка, однако, если вам необходимо узнать, какую тормозную жидкость заливать в старые автомобили с барабанными тормозами, вы найдёте в инструкции по эксплуатации указание именно на неё. Причиной тому служит несовершенство конструкции гидравлического контура, в котором содержится множество деталей, разрушающихся под действием синтетических веществ. В настоящее время большинство тормозных жидкостей производят на основе полигликолевых соединений — они очень устойчивы к нагреву и охлаждению, а также нейтральны по отношению к металлу и резине. Единственный их недостаток — значительная гигроскопичность, которая вынуждает менять жидкость уже спустя 1–1,5 года. Наиболее современным вариантом является силиконовая жидкость — она не имеет никаких недостатков, кроме агрессивной химической реакции с резиной — все трубки в автомобиле должны быть изготовлены из специальных материалов, способных выдерживать контакт с синтетическими полимерами.

Категории

К отдельной группе относят органический состав БСК — он не соответствует ни одному современному стандарту, поэтому и не был включён в международную классификацию. Для остальных же составов применяется категоризация по DOT, которая позволяет быстро определить, какими характеристиками обладает тормозная жидкость, какая лучше подходит для определённого транспортного средства. Согласно стандартам DOT проводятся испытания тормозных жидкостей по четырём основным параметрам:

  • Точка кипения неувлажненного состава.
  • Точка кипения максимально увлажнённого состава.
  • Вязкость кинематическая при рабочей температуре 100 градусов и максимальном увлажнении.
  • Вязкость кинематическая тормозной жидкости при -40 градусах.

    Тормозная жидкость должна соответствовать определённым параметрам

В настоящее время на рынке массово представлены товары классов DOT 3–5. Если вам необходимо узнать, какую выбрать тормозную жидкость для автомобиля, стоит понимать, что продукция, соответствующая DOT 3, DOT 4, DOT 4+, DOT 5.1 изготавливается из полигликольных соединений. Тормозная жидкость DOT 5 уже имеет в своём составе синтетический силикон, что обуславливает срок её службы не менее 5 лет, а также достижение оптимальных физических характеристик. Вместе с тем не стоит отдавать ей однозначное предпочтение — к примеру, стандарт 5.1 обладает аналогичными параметрами, а единственным его недостатком является сокращённый до 1,5–2 лет срок службы, типичный для гликолевых составов.

Ни в коем случае не смешивайте тормозную жидкость с другими веществами

Какую бы тормозную жидкость вы ни использовали, необходимо помнить о том, что смешивать её с другими веществами недопустимо. В крайнем случае производители допускают возможность доливания гликолевых жидкостей различного стандарта в один бачок, однако составлять смесь из них в сочетании с силиконовыми и органическими веществами нельзя. При этом возникают разнообразные химические реакции, следствием которых является полная потеря полезных свойств. Поэтому, приобретая расходные материалы за пределами авторизованного сервисного центра, обязательно уточняйте все подробности, связанные с ним, включая состав и принадлежность к определённому классу. Кроме того, стоит взглянуть на цвет материала перед доливкой или заменой — гликолевые составы имеют жёлтый или коричневатый цвет, а силиконовые — насыщенный красный оттенок.

Отправляясь за покупками…

Видео о том, как выбрать тормозную жидкость:

Даже если продавец скажет вам, что перед вами — лучшая тормозная жидкость для конкретного автомобиля, не поленитесь открыть руководство по эксплуатации и просмотреть, какие именно расходные материалы допустимо использовать при обслуживании транспортного средства. Вполне возможно, что физические свойства будут на высоте, однако через небольшой промежуток времени вы столкнётесь с ускоренным износом гидравлического контура. Кроме того, старайтесь никогда не осуществлять смешивание тормозных жидкостей, если вы не знаете их состава — это может привести к фатальным последствиям в виде отсутствия нормального замедления автомобиля. Напоследок хотелось бы дать ещё один совет, о котором можно часто услышать от опытных автомобилистов — старайтесь не приобретать товары на рынках и в небольших автомобильных магазинах. Большая часть подобной продукции является подделкой, не соответствующей никаким стандартам качества — делать покупки лучше в сервисных центрах и авторизованных торговых предприятиях.

365cars.ru

Выбор и замена тормозной жидкости

Тормозная система – одна из самых главных в составе автотранспортного средства, и существенную роль в ней играет каждый без исключения элемент. Не зря говорится – «С тормозами не шутят», поэтому ко всему здесь следует относиться серьезно. Также важно знать, какую лучше заливать тормозную жидкость, в этой статье мы разберемся с этим вопросом. Еще узнаем, можно ли смешивать жидкости, когда следует производить замену, и какой ассортимент продукции может предложить промышленность.

Основные характеристики тормозной жидкости

Так как все тормоза современных автомобилей гидравлического типа, тормозная жидкость (ТЖ) является неотъемлемой частью в составе транспортного средства, и без нее машина нормально работать не сможет. Жидкость обеспечивает легкое и эффективное нажатие на педаль тормоза, облегчает работу водителю, способствует мгновенному срабатыванию цилиндров. Недостаточное количество или отсутствие ТЖ, ухудшение ее свойств приводит к аварийной ситуации, сказывается на безопасности движения.

Минеральные ТЖ выпускаются на основе этилового (ЭСК) или бутилового (БСК) спирта, также в состав входит 50-60% касторового масла. Гликолевые жидкости изготавливаются на основе полигликолей, еще в них присутствуют эфиры, в России они известны под названиями DOT 5.1/ DOT 4/ DOT 3 (американский стандарт) и применяются практически на всех современных авто. Производство ЭСК в настоящее время остановлено, главная причина снятия этого товара с продаж – низкая температура закипания этило-касторового состава. БСК пока еще бывает в продаже, но встречается крайне редко, применяется только на старых автомобилях, основной недостаток этой жидкости – застывание уже при 20-25 градусов Цельсия со знаком «минус». Еще в пределах РФ встречаются марка DOT 5, здесь главным компонентом является силикон.

Наибольшее распространение сейчас получила жидкость под маркой ДОТ 4, она отвечает предъявляемым к ней требованиям и обладает:

  • высокой температурой закипания;
  • достаточной вязкостью;
  • неплохими смазочными свойствами;
  • стойкостью к низким температурам;
  • несжимаемостью.

DOT-4 не вызывает коррозию металла, разбухания манжет и других резинотехнических изделий, эту жидкость можно использовать на автомобилях не только с барабанными, но и с дисковыми тормозами, где детали тормозной системы нагреваются до очень высоких температур.

ТЖ с одинаковым успехом применяется на заднеприводных (типа ВАЗ 2107) и переднеприводных (типа ВАЗ 2114) отечественных машинах, практически на всех иномарках, считается, что к более высокому классу относится ДОТ 5.1, к наиболее низкому – ДОТ 3. Самый главный недостаток жидкостей на основе полигликолей – высокая гигроскопичность (впитывание влаги), поэтому вне зависимости от состояния через определенное время ТЖ необходимо менять.

Можно ли DOT 4 смешивать с другими тормозными жидкостями

ДОТ-4 допустимо смешивать с однородными по своему составу жидкостями, т. е., с продуктами класса ДОТ 3 или 5.1. Но всегда рекомендуется производить доливку жидкости такого же или более высокого класса, а это значит, что в «четверку» можно добавлять 5.1, а вот «тройку» лить крайне нежелательно. С ДОТ-5, а тем более c БСК, эта тормозная жидкость несовместима, и последствия смешения могут оказаться весьма плачевными:

  • произойдет разбухание резиновых манжет;
  • изменятся основные свойства состава, и как себя поведет в дальнейшем тормозная система, предсказать сложно.

Так как DOT-4 – это только общая маркировка, а единый стандарт в России на ТЖ так и не установлен, под одним и тем же именем продукцию могут производить различные фирмы. Чтобы исключить нежелательные последствия, рекомендуется заливать жидкость одного и того же производителя, и только те марки, которые предписаны заводом-изготовителем. В целом смешивание разных составов – дело сомнительное, заводские испытания подобного рода не проводились, да и автовладельцам они нужны вряд ли.

Стоимость DOT 4

ТЖ чаще всего расфасовывается в непрозрачную пластиковую тару объемами 0.25, 0.5, 0.9 или 1 литр, но так же могут быть 5-ти, и даже 20-литровые канистры, соответственно, стоимость упаковки существенно отличается. Литровая бутыль в среднем продается по цене от 500 до 800 рублей, а поллитровая канистра стоит приблизительно в два раза дешевле. Производителей жидкости достаточно много, чаще всего в магазинах можно встретить продукцию иностранных брендов:

  • Liqui Moly;
  • Castrol;
  • Elf;
  • Motul;
  • Pentosin;
  • Mobil;
  • Total;
  • Valvoline

Также существует немало российских торговых марок, основная продукция выпускается в городах Дзержинск, Нижний Новгород, Обнинск, Москва, Пушкино, чаще всего на прилавках российских магазинов встречаются товары;

  • Роса-4;
  • ОЙЛРАЙТ;
  • UNIX;
  • ROSDOT-4;
  • Felix;
  • Extra;
  • Niagara;

Если импортные тормозные жидкости расфасованы точно, а характеристики в основном соответствуют указанным данным, то российские упаковки часто грешат недоливом, реальные показатели могут не соответствовать стандарту (например, температура закипания отличается на несколько градусов от заявленной нормы).

Когда нужно менять жидкость

За время эксплуатация автомобиля тормозная жидкость теряет необходимые свойства, и на транспортном средстве становится ездить небезопасно. Замена жидкостной составляющей в тормозной системе производится:

  • не реже одного раза в течение двух лет (по пробегу – через каждые 30-40 т. км);
  • при покупке подержанного автомобиля;
  • при потемнении жидкости;
  • в том случае, если неизвестно, когда последний раз ТЖ менялась.

Следует учитывать, что в «тормозухе» со временем накапливается влага, которая негативно сказывается на эксплуатационных свойствах и общем состоянии автомобиля:

  • от воды начинает ржаветь металлические части, возникает риск заклинивания цилиндров;
  • снижается температура кипения;
  • при низких температурах ТЖ густеет и продавливается с трудом.

Замену жидкости следует проводить в полном объеме, также не помешает провести промывку тормозной системы. Доливка разрешается, если «тормозуха» уходит, но ездить с подобной неисправностью долго нельзя – необходимо разобраться в причине дефекта и устранить его.

Замена ТЖ на автомобиле Mitsubishi Lancer IX

Замену тормозной жидкости рассмотрим на примере авто Мицубиси Лансер 9, перед началом работы следует приготовить все самое необходимое:

  • заранее купленную упаковку ДОТ-4 (допускается и DOT-5.1), лучше канистру брать с запасом (1 л);
  • чистую пластиковую бутылку с трубкой;
  • прокачной ключ;
  • шприц с пластиковой трубкой на конце.

Работу производить удобно на яме, еще лучше, если машину удастся загнать на подъемник, чтобы вывесить все колеса. Выполняем операцию по замене в следующем порядке:

  • открываем капот, тряпкой или полотенцем накрываем левый лонжерон кузова (жидкость ядовита, и попадание ее на металл нежелательно);
  • открываем крышку заливного бачка ГТЦ (главного тормозного цилиндра), опускаем пластиковую трубку шприца в бачок, выкачиваем из него все содержимое;
  • заливаем в бачок из канистры DOT-4 доверху, затем запускаем двигатель и производим прокачку тормозов;
  • при прокачивании используем бутылку с трубкой, опущенной до самого дна – старая ТЖ стекает в емкость, а опущенная до самого низа трубка не позволяет воздуху проникнуть в жидкость, поэтому система не «завоздушится».

Прокачку необходимо производить вдвоем: один из участников этой операции нажимает на педаль тормоза, а второй надевает трубочку на прокачной штуцер тормозного цилиндра (суппорта) и при накачивании педали штуцер ослабляет. При этом педаль проваливается, вместе с «тормозухой» из системы выходит воздух. Сидящий за рулем человек отпускает педаль тормоза только после того, как будет закручен штуцер, а сама операция повторяется до тех пор, пока воздух не перестанет выходить из системы. Так следует прокачать все четыре колеса, не забывая после в бачок добавить жидкость до нужного уровня. Еще прокачку на машине с задними барабанами начинают с заднего правого колеса, затем в порядке «крест-накрест».

Отзывы о жидкости DOT 4

В сети автовладельцы о качестве ТЖ оставляют различные отзывы, в поле зрения попадают как отечественные, так и импортные продукты. Многие автолюбители считают, что тормозная жидкость Liqui Moly относится к разряду самых качественных:

  • даже в жаркую погоду при частых торможениях эффективность тормозов не меняется, отсюда можно сделать вывод, что «тормозуха» не закипает;
  • в морозную погоду тормоза также работают без изменений, жидкость не густеет и при очень низких температурах (ниже минус 40 градусов).

Ликви Моли ДОТ-4 честно отрабатывает свой положенный ресурс, на протяжении всего периода эксплуатации характеристики ТЖ почти не меняются (Liqui Moly не темнеет, если тормозная система исправна, долива жидкости не требуется). Недостатки данного продукта – несколько завышенная цена, отсутствие в розничной сети (не всегда бывает в наличии).

Российская жидкость РосДот 4+, изготавливаемая на заводе «Тосол-Синтез» в городе Дзержинске, также нравится многим, основные ее преимущества, отмеченные пользователями:

  • универсальность (применяется на многих современных машинах, в том числе и на автомобилях с ABS);
  • соответствие заявленным характеристикам;
  • доступность (встречается во многих магазинах);
  • невысокая цена.

Минусов ROSDOT-4 практически нет, если не считать небольшой недолив, еще следует при покупке обращать внимание на этикетку – срок хранения данного товара ограничивается пятью годами.

avtobrands.ru

Какая тормозная жидкость DOT 4 и DOT 5 лучше?

Основной причиной роста дорожно-транспортных происшествий часто считается увеличение автомобильного парка страны. Но многие ли знают о том, что авария может произойти, например, из-за некачественной тормозной жидкости. На этот фактор стоит обратить особое внимание. По сравнению с 3-4 заводами во времена СССР, производящими тормозную жидкость DOT 4 и DOT 5, сейчас аналогичных предприятий – более полусотни. Все ли они выпускают продукцию, отвечающую необходимым требованиям по безопасности движения и эксплуатации транспортного средства? Трудно ответить. Ведь до настоящего времени единый Государственный стандарт ГОСТ на автомобильные тормозные жидкости отсутствует.

В настоящее время на товарном рынке России работают около 50 предприятий-производителей и многочисленное число посредников, которые реализуют более 30 марок продукции, предлагаемой потребителям в качестве тормозных жидкостей для автомобильной техники. Указанные тормозные жидкости (ТЖ) вырабатываются по многочисленным техническим условиям (ТУ) этих предприятий. Большинство ТУ не согласованы с ведомствами, организациями, институтами, представляющими интересы потребителей. Следовательно, наряду с известными марками ТЖ могут использоваться их различные модификации или подделки. Например, под измененной маркой “Роса” встречаются: “Раса”, “Rosa” и др. В то время как заводом-изготовителем “Капролактам” ОАО “Сибур-Нефтехим” производство тормозной жидкости “Роса” прекращено в 1996 г.

Проведенными проверками, в частности, со стороны ГУП “Мострансконтроль” совместно с 25 ГосНИИ МО РФ и ФГУП “НАМИ” установлено, что до 50 % данной продукции не соответствует требованиям, заявленным в нормативной (технической) документации. Причем на большинство из этих некондиционных и не имеющих допуска к применению жидкостей имеются сертификаты соответствия, выданные различными сертификационными центрами.

С введением разрешения для стран СНГ с 1995 г. (ГОСТ 2.114- 95) разработчикам (производителям) подготавливать ТУ на товарную продукцию без обязательного согласования их с потребителями, наряду с упрощенной формой получения сертификата соответствия без углубленной проверки и апробации эксплуатационных свойств продукта. Открылись неограниченные возможности для выхода на российский рынок “новой” продукции от различных производителей, в том числе и по тормозной жидкости. Данные обстоятельства создали серьезную угрозу безопасности эксплуатации автомобильного транспорта и, кроме того, ухудшили экологическую обстановку. Следует подчеркнуть, что от качества тормозных жидкостей непосредственно зависит работоспособность и надежность тормозной системы, отказы которой могут вызывать различного рода аварийные ситуации с угрозой для жизни водителей и пешеходов.

Проведенный анализ состояния данной проблемы показывает, что все вырабатываемые тормозные жидкости, из числа предлагаемых на потребительском рынке РФ, производимые по множеству различных технических условий, должны изготавливаться по государственному стандарту. Большинство методов испытаний ТЖ также нестандартизировано и, как следствие, ни одна из этих тормозных жидкостей не включена в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Только некоторые марки из предлагаемых российскому потребителю могут быть по праву отнесены к товарной продукции, допущенной к производству и применению в соответствии с установленным в РФ порядком.

Характеристики современных тормозных жидкостей (dot 4)

Назначение тормозных жидкостей – передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным. Задача хоть и узкая, но чрезвычайно ответственная; у тормозной системы нет права на отказ ни при каких обстоятельствах. Когда в гидравлическом приводе тормозов жидкость не подтекает, внимания на нее, казалось бы, обращать не нужно. Однако от ее состояния зависит эффективность торможения и стабильность работы системы. Если, например, плохой антифриз или моторное масло лишь сокращают срок службы двигателя, то низкое качество тормозной жидкости может привести к аварии.

Общие сведения

Тормозная жидкость (ТЖ) состоит из основы (ее доля 93-98%) и различных присадок (остальные 7-2%). Устаревшие жидкости, например “БСК”, изготовлены на смеси касторового масла и бутилового спирта в пропорции 1:1. Основа современных, наиболее распространенных, в том числе (“Нева”, “Томь” и РосДОТ, она же “Роса”), – полигликоли и их эфиры. Гораздо реже применяют силиконы. В комплексе присадок одни из них препятствуют окислению ТЖ кислородом воздуха и при сильном нагреве, а другие – защищают металлические детали гидросистем от коррозии. Основные свойства любой тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов.

Основные свойства тормозных жидкостей.

Температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура превысит допустимую, ТЖ закипит, и образуются пузырьки пара. Несжимаемая жидкость станет “мягкой”, педаль “провалится”, а машина не остановится вовремя. Чем быстрее ехал автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком “спортивном” стиле управления автомобилем. Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.

Вязкость. Характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура окружающей среды и самой ТЖ может быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при интенсивном замедлении машины (в рабочих цилиндрах). В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля. Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая – будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая – повышает вероятность течей.

Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо. Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в цилиндрах, поэтому не исключено подтормаживание автомобиля. С усевшими уплотнениями система будет негерметичной из-за утечек, а замедление – неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая усилие тормозным колодкам).

Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод перестает работать.

Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют течи ТЖ.

Стабильность – устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ разъедают металлы.

Гигроскопичность – склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации – в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка. Тормозная жидкость имеет одно неприятное свойство: она впитывает влагу. Из-за постоянных перепадов температуры в ней образуется и накапливается конденсат. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее. Наличие в тормозной жидкости всего 2–3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах. Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное усилие резко ослабевает.

Классы тормозных жидкостей

При разработке жидкостей, как правило, ориентируются на требования американской системы безопасности автомобилей FMVSS № 116 (DOT). Жидкости классифицируют по температуре кипения и вязкости (см. таблицу), остальные их свойства близки.

Наименование показателя DОТ 3 DОТ 4 DОТ 5 БСК Нева А Нева Б Томь
Температура кипения,°C, не ниже 230 240 260 115 200 195 220
Температура кипенияувлажненной жидкости,°C, не ниже 140 155 180 140 137 160
Вязкость кинематическаяпри -40°C,мм/сек., не более 1500 1800 900 1500 1500 1500

Какую ТЖ нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель. Тормозная система автомобиля (в том числе резинотехнические и конструкционные материалы) разрабатывается под определенный тип тормозных жидкостей, поэтому не следует применять отечественные жидкости на иномарках – и не потому, что наши хуже, а импортные лучше. Просто каждая машина сделана из своих материалов, и разные ТЖ могут на них по-разному воздействовать. Главное правило применения тормозной жидкости – это следовать рекомендациям прилагаемой к автомобилю инструкции.Жидкости типа DОТ 3 предназначены для гидропривода тормозов барабанного типа, а также для дисковых тормозов при обычных условиях эксплуатации. Жидкости типа DОТ 4 используются на автомобилях с дисковыми тормозами, эксплуатирующихся в городских условиях ( на режимах “разгон-торможение”).Спирто-касторовая жидкость “БСК” не может рассматриваться как ТЖ для современных автомобилей. Она была разработана для старых автомобилей времен ГАЗ-21 и застывает уже при температуре – 20° С. Жидкость “Нева” марки “А” незначительно уступает требованиям DОТ 3, а марка “Б” – не соответствует им по температуре кипения как сухой, так и увлажненной жидкости. ТЖ “Нева” была разработана для применения в тормозных системах первых моделей “Жигулей”.Тормозные жидкости DОТ 3, “Томь” и DОТ 4 могут применяться практически на всех отечественных автомобилях. Тормозная жидкость DOT5 также известна, как “силиконовая” тормозная жидкость (“silicone”). Ее преимущества: не разъедает краску; не поглощает воду и может быть полезна там, где абсорбция является проблемой; является совместимой с любыми резиновыми частями. Недостатки: DOT5 нельзя смешивать с DOT3 или DOT4. Большинство проблем с DOT5 возникает, вероятно, по причине смешивания с некоторым количеством других видов тормозной жидкости. Наилучшим способом перейти на DOT5 является полная переборка гидравлической системы. Жалобы на то, что DOT5 приводит к выходу из строя резиновых частей тормозов, были присущи, как правило, ранним формулам (композициям) DOT5. Считалось, что причиной этого было несоответствующее использование различных добавок. В последних формулах эта проблема была устранена. Так как DOT5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в гидравлике. Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе. В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается. Может потребоваться несколько прокачек. DOT5 является несколько компрессионной (что дает едва заметное ощущение “мягкой педали”). Точка кипения DOT5 ниже, чем у DOT4.

Тормозная жидкость DOT5.1 является относительно новой, поэтому она постоянно вводит автолюбителей в заблуждение. Этого заблуждения можно было бы избежать, если бы эту тормозную жидкость назвали бы по-другому. Обозначение “5.1” может навести на мысль, что это модификация тормозной жидкости DOT 5 на силиконовой основе. Более естественно было бы назвать ее 4.1. или 6, так как DOT5.1 имеет гликолевую основу, так же как DOT3 и DOT4, а не силиконовую, как DOT5. Что касается принципиального характера тормозной жидкости 5.1, его можно определить, как “высокотехнологичная” тормозная жидкость DOT4, нежели чем традиционная DOT5. Ее преимущества: DOT5.1 обеспечивает превосходную работу, по сравнению с другими тормозными жидкостями, которые рассматриваются в данной статье. У нее более высокая точка кипения, по сравнению с DOT3 или 4, как начальная, так и конечная. Фактически, конечная точка кипения (около 275 градусов С) почти такая же, как у гоночных тормозных жидкостей (около 300 градусов С), а начальная точка кипения тормозной жидкости 5.1 (примерно 175-200 градусов С) естественно значительно выше, чем у гоночных тормозных жидкостей (около 145 градусов). Считается, что DOT5.1 является совместимой с любыми резиновыми компонентами.

Недостатки: DOT5.1  – не силиконовые тормозные жидкости, следовательно, они поглощают воду. DOT5.1, как DOT3 и DOT4, разъедает краску. Жидкости класса DОТ 5.1, не содержащие силикона, иногда обозначают, как DОТ 5.1 NSBBF, а силиконовые ДОТ 5– ДОТ 5 SBBF. Аббревиатура NSBBF означает “non silicon based brake fluids” (“тормозная жидкость, не основанная на силиконе”), а SBBF – “silicon based brake fluids” (“тормозная жидкость, основанная на силиконе”).

 

Особенности эксплуатации тормозных жидкостей

Поглощение воды из атмосферы свойственно ТЖ на полигликолевой основе. При этом температура их кипения снижается. FM VSS нормирует ее для “сухих”, еще не набравших влагу, и увлажненных, содержащих 3,5% воды, жидкостей – т.е. ограничивает только предельные значения. Интенсивность процесса поглощения не регламентирована. ТЖ может насыщаться влагой сначала активно, а потом – медленнее. Или наоборот. Но даже если значения температуры кипения у “сухих” жидкостей разных классов сделать близкими, например к DОТ 5, при их увлажнении этот параметр вернется на уровень, свойственный каждому классу. ТЖ нужно периодически заменять, не дожидаясь когда ее состояние приблизится к опасному пределу. Срок службы жидкости назначает автозавод, проверив ее характеристики применительно к особенностям гидросистем своих машин.

Проверка состояния жидкости. Объективно определить основные параметры ТЖ можно только в лаборатории. В эксплуатации – лишь косвенно и не все. Самостоятельно жидкость проверяют визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Кроме того, в автосервисах (преимущественно крупных, хорошо оснащенных, обслуживающих иномарки) специальными индикаторами оценивают ее температуру кипения. Поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) и в колесных цилиндрах ее свойства могут быть разными. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах – нет. Зато там жидкость часто и сильно нагревается, и ее стабильность ухудшается. Однако даже такими ориентировочными проверками пренебрегать не стоит, иных оперативных способов контроля нет.

Совместимость. ТЖ с разными основами несовместимы друг с другом, они расслаиваются, иногда появляется осадок. Параметры этой смеси будут ниже, чем у любой из исходных жидкостей, причем влияние ее на резиновые детали непредсказуемо. Основу ТЖ изготовитель, как правило, указывает на упаковке. Российские РосДОТ, “Неву”, “Томь”, равно как и иные отечественные и импортные полигликолевые жидкости DОТ 3, DОТ 4 и DОТ 5.1, можно смешивать в любых пропорциях. ТЖ класса ДОТ 5 основаны на силиконе и несовместимы с другими. Поэтому стандарт FM VSS 116 требует окрашивать “силиконовые” жидкости в темно-красный цвет. Остальные современные ТЖ, как правило, желтые (оттенки от светло-желтого до светло-коричневого). Для дополнительной проверки можно смешать жидкости в пропорции 1:1 в стеклянной емкости. Если смесь прозрачна и осадка нет, ТЖ совместимы. Следует помнить, что смешивать жидкости разных классов и производителей не рекомендуется, так как возможно изменение их свойств. Запрещено смешивать гликолевые жидкости с касторовыми.

Замена. Добавление свежей жидкости при прокачке системы после ремонта не восстанавливает свойства ТЖ, поскольку почти половина ее практически не меняется. Поэтому в сроки, установленные автозаводом, жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью.

Отечественный стандарт

Наиболее жесткие современные требования предъявляются к жидкостям РОСДОТ и ДОТ 4, ДОТ 5.1. В целом подход к установлению технических требований, предъявляемых к этим товарным отечественным тормозным жидкостям, соответствует принятым требованиям за рубежом (Западная Европа, США), даже если сравнивать вышеуказанные документы со спецификацией FMVSS № 116, 10-1-98 Еdition (АSTМ США). Однако перечень и уровень показателей качества, а также методы испытаний ТЖ требуют соответствующей проработки, что необходимо учесть при разработке отечественного стандарта.

Результаты проведенного анализа показывают, что разработку стандарта на отечественные тормозные жидкости необходимо вести в направлении создания его как единого вида “Технические условия” (но не как “Общие технические требования”), распространяющегося на все производимые товарные и вновь разрабатываемые марки отечественных тормозных жидкостей, включая также БСК, ГТЖ-22М, ДОТ 4, ДОТ 5.1, Нева, РОСДОТ и Томь. При этом будет проведена унификация перечня нормируемых показателей качества для всех марок ТЖ, с учетом имеющихся отечественных стандартных методов оценки их качества и при возможно большей гармонизации с зарубежными стандартами по данному виду продукции (в первую очередь с FMVSS № 116, 10-1-98 Еdition). При разработке данного стандарта целесообразно использовать имеющийся сегодняшний опыт разработки стандартов на другие виды продукции, например, ГОСТ Р 51866-2002 “Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия”.

При отсутствии экономических потрясений вроде финансового кризиса 2008 г. и среднем коэффициенте выбытия в 4 % размер парка легковых автомобилей в России в 2015 г. может составить 43 млн., а в 2020-м – 54 млн. единиц, что будет означать увеличение по сравнению с докризисным 2007 г. соответственно в 1,5 и 2,9 раза. При расчетной численности населения страны в 142 млн. человек насыщенность личным транспортом в указанные годы достигнет 299 и 380 автомобилей на 1000 жителей. В любом случае поднимающийся уровень автомобилизации населения потребует удовлетворения растущей потребности в ресурсах, включая рынок сервисных услуг.

Количественный рост автопарка страны, его постоянное пополнение современными автомобилями с повышенными требованиями по безопасной эксплуатации определяют необходимость ужесточения технических требований к показателям качества ТЖ, что будет учтено при разработке стандарта на тормозные жидкости.

Таким образом, анализ материалов по маркам и техническим требованиям к показателям качества отечественных тормозных жидкостей, вырабатываемых по множеству отдельных технических условий, показывает необходимость выработки единого Государственного стандарта ГОСТ Р на автомобильные тормозные жидкости.

Помимо этого, анализ сегодняшней и прогнозируемой структуры автопарка страны, с учетом повышения требований к безопасности эксплуатации автотранспорта, стал показывать необходимость ужесточения требований к работоспособности и качеству тормозных жидкостей, что должно быть учтено при разработке стандарта.

Примечание. Тормозная жидкость DOT5 является силиконовой. Поэтому её нельзя использовать в тормозных системах, в которых используются гликолевые жидкости. Уплотнительные резинки рассчитаны на гликоль. Под воздействием силикона они расширяются и тормоза текут. ТЖ DOT5 и DOT5.1 имеют одинаковые характеристики, разницей является их основа силикон или гликоль. Сказать, что DOT5.1 лучше DOT4 нельзя.

motornoe.com

Как выбрать тормозную жидкость?

Начавшийся в 90-х годах прошлого столетия рост автопарка в нашей стране так и продолжает набирать темпы, замедлившись лишь в последние год-два. Возросшая интенсивность автомобильного потока на автомагистралях влечёт за собой увеличение напряжённой обстановки на дорогах, что зачастую приводит к ДТП. В этих условиях владельцам автомобилей необходимо обращать особое внимание на исправность своего транспортного средства. И одним из главных компонентов в этом аспекте выступают тормоза автомобиля. И перед каждым автовладельцем рано или поздно встаёт проблема выбора тормозной жидкости для своей «железной лошади». И одновременно с этим сразу интересуетесь, какая тормозная жидкость лучше всего подходит для вашего автомобиля. Учитывая огромный выбор тормозных смесей на прилавках автомагазинов, этот вопрос является весьма актуальным.

Каждый водитель должен знать, какое средство лучше подходит для его автомобиля

Общие сведения о тормозных жидкостях

В условиях всё возрастающего дорожного трафика и совершенствования скоростных характеристик машин к тормозной жидкости предъявляются повышенные требования. Жидкий заполнитель тормозной системы предназначен для выполнения одной, но очень важной задачи — передать импульс от главного тормозного цилиндра к колёсам. И эффективность торможения, а также безотказность всей системы безопасности автомобиля, во многом определяется качеством наполнителя тормозной схемы, циркулирующей в этой системе. Ввиду чего этот жидкий наполнитель должен характеризоваться рядом специфических свойств. И до того как перейти к теме выбора тормозной жидкости, давайте определимся с требованиями, которые предъявляются на нашем историческом этапе к этой жидкости.

Эксплуатационные нормы тормозной жидкости

Для того чтобы смесь для системы торможения максимально подходила для выполнения возлагаемых на неё ответственных задач, специалисты проектируют её на соответствие вполне определённым эксплуатационным нормативам, главными из которых являются три — температуры закипания и замерзания и величина вязкости. Первый параметр должен быть рассчитан на температуру, предотвращающую закипание тормозной смеси при интенсивном торможении, при котором возможно образование так называемых «паровых пробок». Эта очень нежелательная реакция приводит к такому недопустимому явлению как отказ в торможении. Замерзание этой смеси на морозе грозит фатальным отказом тормозов, а третий важный параметр, вязкость, должен гарантировать качественную работу тормозного устройства, обеспечивая максимально точную передачу тормозного импульса к конечной точке системы торможения — колёсам.

Также в работе контура торможения машины важно учитывать и другие требования, предъявляемые к этим жидкостям: стабильность в работе наполнителя при повышенных и пониженных температурах, отсутствие негативного воздействия на резинотехнические компоненты, малая гигроскопичность (впитывание попадающей в гидросистему влаги), хорошая антикоррозионная защита металлических узлов гидропривода, а также хорошие смазывающие свойства. Ну, и срок службы жидкости должен быть достаточным для комфортного использования автомобиля.

Классификация тормозных жидкостей

И прежде чем окончательно определиться, какую же тормозную жидкость заливать в свой автомобиль, давайте ознакомимся с её классификацией.

Жидкие наполнители тормозного контура представляют собой смесь, состоящую из базовой основы, доля которой в общей массе составляет 93–98 процентов, и различных ингибиторов, добавок и присадок, на долю которых приходятся остальные 3–7 процентов. По составу базовая основа делится на минеральные, гликолевые и силиконовые составляющие. Именно «база» определяет характеристики тормозной жидкости и по этому показателю жидкие наполнители тормозного контура, используемые в современных гидравлических системах, и подразделяются на классы. В России нет своего государственного стандарта по «тормозухам», и поэтому производители этих жидкостей в большинстве своём придерживаются спецификации, которую разработали в министерстве транспорта США, и которая во всём мире стала стандартом «де-факто». Сейчас она широко известно под аббревиатурой «DOT»:

  • DOT 3 — смесь на основе гликоля. Сфера применения: автомобили с барабанными тормозами, используется достаточно редко. 
  • DOT 4 — смесь на основе гликоля или полиэтиленгликоля, но с улучшенными качествами. Поэтому сейчас она широко применяется на большинстве современных легковых машин с дисковыми тормозами, где также используются системы ABS, ESP и прочие. Цвет этой тормозной жидкости может варьироваться — бледно-жёлтый, светло-коричневый или бесцветный. 
  • Существуют также и промежуточные модификации DOT 4 под марками DOT 4,5; DOT 4+; DOT 4 Super. 
  • DOT 5 — в этом веществе в качестве основы уже используется силикон. Для этой смеси характерными являются высокие рабочие температуры и низкая вязкость, при которой педаль тормоза более манёвренна. Именно поэтому её основной сферой применения являются гоночные автомобили, которые используют для агрессивной езды с частыми интенсивными торможениями. 
  • DOT 5.1 — вносит лёгкую логическую путаницу в достаточно стройную классификацию этих жидкостей и не является модификацией силиконовых смесей, а всего лишь — улучшенный вариант DOT. 
  • Стоит упомянуть и о тормозной смеси на минеральной основе, имеющей общую марку БСК (бутиловый спирт и касторка), в которой преобладает низкая температура кипения и которая замерзает уже при минус 20 градусах. Отличается красным цветом тормозной жидкости и на практике в настоящее время находит редкое применение. 

Заключительные рекомендации

Внимательное ознакомление владельца автомобиля с многочисленными тестами тормозных жидкостей, которые проводят и публикуют результаты различные независимые организации, связанные с эксплуатацией автомобилей, включая СМИ, как электронные, так и бумажно-журнальные, могут помочь в деле выбора лучшей тормозной жидкости для своего транспортного средства. Перед тем как отправиться в автомагазин за заветным флакончиком «тормозухи», нелишне будет также заглянуть в мануал своей родной машины. Там, вполне вероятно, указаны конкретные марки тормозной смеси, которые прямо рекомендованы заводом-изготовителем для использования на вашем транспортном средстве. В таком случае лучше строго соблюдать эти рекомендации, так как там указаны именно лучшие тормозные жидкости для конкретного автомобиля. И лучше ориентироваться на известные бренды как зарубежных, так и отечественных производителей этого продукта.

CarExtra.ru


Смотрите также