Почему бензин подорожал


Почему бензин снова подорожал

На российских автозаправках снова подорожало топливо. Как объясняют шутники, когда нефть дорожает, цены на бензин растут, а когда дешевеет, то повышаются. «ЭВ» решил разобраться в причинах этого феномена, а заодно выяснить, чего стоит ожидать от цен на топливо.

фото: Геннадий Черкасов

Слово против факта

В конце прошлого года на топливном рынке разразился конфликт между президентом крупнейшей частной нефтяной компании Вагитом Алекперовым и руководителями Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Глава компании заявил в ряде СМИ о росте цен на бензин и дизельное топливо в 2017 году на 8–12% из-за повышения акцизов. Публичный прогноз очень не понравился руководителям ФАС. По мнению замглавы ведомства Анатолия Голомолзина, подобные заявления могут привести к дисбалансу спроса и предложения на внутреннем рынке. К тому же, как считает чиновник, прогнозы — удел независимых экспертов, а не президента крупной компании. В 2017 году ФАС ожидала рост цен на АЗС не выше инфляции, т.е. на уровне 4%.

Однако в январе 2017‑го, по данным Росстата, цены производителей на автомобильный бензин в России выросли в среднем на 2,4%. Причем в ряде субъектов Федерации бензин подорожал еще больше. Например, в Астраханской области — аж на 8,3%.

Потребительские цены на топливо выросли не так сильно, в разных регионах был отмечен рост от 2,6% в Брянской и Ульяновской областях до снижения цен на 0,8% в Чечне. В Москве с начала года бензин подорожал в среднем на 2%.

По отношению к январю 2016 года средние цены на топливо в РФ увеличились более чем на 5%. Причем за указанный период самое резкое увеличение произошло именно в январе текущего года. В феврале и первой половине марта темпы роста несколько замедлились, но все равно почти в два раза опережали ожидаемые уровни. И это притом что начало года для автовладельцев всегда было временем стабилизации или падения цен на бензин.

Причины роста цен

По Интернету уже давно ходит шутка: когда нефть дорожает, цены на бензин растут, а когда дешевеет, то повышаются. Если серьезно, то цены на нефть оказывают слабое влияние на стоимость топлива. Причины подорожания бензина кроются совсем в других факторах. «Нефть составляет небольшую часть стоимости бензина. Большую часть составляют налоги, акцизы и расходы переработчиков. К тому же инфляцию и рост тарифов никто не отменял», — пояснил эксперт по макроэкономике, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов.

фото: Иван Скрипалев

С ним согласен старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов: «Причины текущего подорожания следует искать в политике налогообложения нефтеперерабатывающей отрасли. Не секрет, что в РФ доля налогов в цене литра 95‑го бензина составляет около 60%. И неуклонное увеличение налоговой нагрузки год от года лишь увеличивает этот процент. При этом назвать политику налогообложения ошибочной нельзя. Наши исследования однозначно показали, что цена на бензин в мире формируется исключительно государственной политикой налогообложения и слабо зависит от факта наличия и добычи нефти и от мощностей нефтепереработки».

Однако не все, что хорошо и правильно для государственного бюджета, так же хорошо и правильно для автовладельцев. По мнению ряда экспертов, рост цен на бензин стал следствием перехода на новый этап налогового маневра в топливной сфере. Из-за повышения налоговых отчислений на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пониженных таможенных пошлин для нефтяных компаний выгоднее экспортировать нефть, чем производить и продавать бензин на внутреннем рынке.

По оценке аналитиков Vygon Consulting, в 2014 году маржа НПЗ в России при цене нефти $97,6 была на уровне 6,3%, в 2015 году она упала до 1,8%, а в 2017‑м сократилась до нулевого уровня при цене на нефть около $50 за баррель. Эту оценку косвенно подтверждает статистика Минэнерго, по которой производство топлива в России падает, а экспорт растет. Не случайно некоторые крупные отечественные компании под благовидными предлогами осторожно предлагают законсервировать производство на своих российских НПЗ. При этом программа модернизации отечественных НПЗ далека от завершения. И ее выполнение в нынешних экономических реалиях превратилось для отечественных компаний в большую головную боль.

Новый налог

В этом году правительство планирует начать переход на новую схему налогообложения нефтяной отрасли. Вместо НДПИ будет постепенно вводиться налог на дополнительный доход (НДД), начисляемый на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу, а не на всю выручку компаний. Однако, по оценке специалистов, подобная схема не окажет позитивного влияния на стоимость топлива. «Учитывая, что переход на НДД планируется постепенный, вероятно, что будет какой-то период, во время которого стоимость топлива может колебаться разнонаправленно. Однако затем не исключено возобновление роста цен», — полагает заместитель гендиректора ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

С этой оценкой согласен Сергей Хестанов. По его мнению, в результате введения НДД автомобильное топливо незначительно подорожает.

Наиболее благосклонно относится к переменам Иван Капитонов: «Из-за низкой доли нефти в стоимости бензина переход на НДД, скорее всего, на стоимости бензина никак не отразится. Значительное положительное влияние может оказать предлагаемый замглавой ФАС Голомолзиным гибкий акциз на топливо. Утверждение этой инициативы позволило бы стабилизировать и даже несколько снизить цены на светлые нефтепродукты».

Прогнозы экспертов

За первые два с половиной месяца текущего года рост потребительских цен составил около 1,5–2%. А впереди плановые ремонты НПЗ в разных регионах, а также дачный сезон, когда спрос на бензин традиционно растет. Таким образом, ожидать стабилизации цен на автомобильное топливо в ближайшем будущем, к сожалению, не приходится.

Большинство экспертов сходится на том, что рост ценников на АЗС все же «обгонит» инфляцию. «На текущий момент ожидается сезонное повышение цен, а в целом за год, скорее всего, темпы роста цен могут превысить инфляцию. Причем, скорее всего, в первую очередь это будет происходить на несетевых АЗС, т.к. их сложнее контролировать. В то время как крупные ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании. — С.Т.) имеют более широкие возможности для получения прибыли», — считает Иван Капитонов.

Сергей Хестанов также предрек рост цен немного выше инфляции. Более осторожно высказался Ярослав Кабаков: «Вероятнее всего, в текущем году цены продолжат расти. Вместе с тем не исключены периоды, когда стоимость топлива будет стабилизироваться как по отдельным видам топлива, так и в некоторых регионах».

lentanovosti.ru

Когда подорожает бензин? Сколько топливо должно стоить в России

Весной стоит ждать подорожания бензина и дизеля, как считают эксперты. О том, насколько вырастет цена и какой на самом деле должна быть стоимость топлива в России, AиФ.ru рассказал Иван Капитонов, научный руководитель программы магистратуры ВШКУ РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН.

— Сейчас Аи-92 стоит от 33,9 до 37,4 руб., Аи-95 — от 36,7 до 42,1 руб., дизтопливо — от 34,9 до 39,2 руб. за литр. Думаю, стоит готовиться к подорожанию бензина выше официальной инфляции (5,5 %), до 10 %. Темпы роста увеличатся уже в апреле, когда встанут на ремонт нефтеперерабатывающие заводы. Цена подрастёт к началу лета и достигнет пика в середине июля из-за сезонного спроса. Подорожание бензина — это также и следствие укрепления рубля. Любое укрепление национальной валюты вызывает рост цены бензина в долларовом выражении. Сколько стоит бензин в мире?

Впрочем, Россия проводит политику сравнительно доступных цен на топливо, несмотря на очевидно напряжённую ситуацию с бюджетными доходами.

Все страны мира исходят из приблизительно одной и той же цены нефти на международных рынках, но затем к ней добавляется переработка и налоги. Именно из-за различных налогов мы видим разные цены по всему миру. По подходам к регулированию цен на бензин страны можно поделить на четыре группы. В первую входят 8 стран, поддерживающих цены на бензин на очень низком уровне (до 40 центов за литр) при помощи огромных дотаций нефтяным компаниям, нефтеперерабатывающим заводам и сетям АЗС. Вторая группа (10 стран) состоит из тех, кто дотирует цены на бензин в гораздо меньшем объёме: там он стоит от 40 до 60 центов за литр. К третьей группе относят 65 стран, облагающих продажу бензина умеренными налогами, где топливо стоит от 60 центов до доллара. К ней принадлежит Россия. Когда обсуждается цена бензина и снижение налогов, то речь идёт о перемещении России во вторую (а то и в первую) группу из третьей. В четвёртую группу входят государства, в которых продажа топлива облагается повышенными налогами, в результате чего горючее становится очень дорогим и стоит больше доллара за литр (в неё входят большинство стран мира, на текущий момент — 87).

Как правило, богатые страны устанавливают более высокие цены на бензин. А низкие — бедные страны и некоторые из тех, что производят и экспортируют нефть.

В России налоги формируют большую часть стоимости нефтепродуктов. Они выше, чем, скажем, в Бахрейне или Катаре, выше, чем в США. Ставки акцизов на бензин пятого класса с 1 января 2017 года предполагалось снизить. Но решили их оставить на том же уровне, а на дизельное топливо даже немного поднять. Причина понятна: необходимо латать бюджетные дыры. Распознаём контрафакт. Какой бензин нельзя лить в машину?

Расходится ли политика регулирования цен на бензин с интересами граждан в России, и если расходится, то насколько?

Если посчитать, то окажется, что средняя цена Аи-95 в мире составляет 1,02 доллара за литр, в то время как цена в розницу в России даже после всех повышений — около 0,65 доллара (39 рублей). Это неплохо, но говорят, что платёжеспособный спрос у нас меньше, поэтому бензин должен стоить ещё дешевле. В пример тут обычно приводят США. Штаты — экономически развитая страна, но в ней сравнительно низкие цены на энергоносители, в том числе бензин. Сегодня стоимость бензина в США несколько выше, чем в России: 0,68 доллара за литр. США относятся к третьей группе стран по стоимости бензина, хотя по экономическим параметрам они должны быть в четвёртой. Но этот пример — исключение, хотя его очень любят журналисты. США покупают нефть за доллары, которые сами же и печатают, поэтому им нет смысла облагать налогами нефтепереработку, отягощая население и промышленность. Печатный станок всегда под рукой, и США проще ещё допечатать долларов, которые очень любят по всему миру, и купить за них реальный товар, в том числе и нефть.

Статистика говорит, что такую же цену за литр Аи-95, какая действует в России, платят на сегодняшний день жители Пакистана, Ирака и Монголии, т. е. стран, где уровень жизни ниже, и доходов у населения заведомо меньше. При этом бензин в России доступнее, чем в Мексике, которая мало того, что имеет схожие параметры ВВП на душу населения с Россией, так ещё и является крупной нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей страной, имеющей собственный сорт нефти. То есть розничная цена бензина с учётом всех налогов в России ниже, чем в близких по уровню ВВП странах.

www.aif.ru

Почему дорожает бензин и что с этим делать?

На днях стало известно, что с 1 апреля в России повысят акцизный сбор на бензин, что не очень порадовало в первую очередь автолюбителей. В ситуации, когда нефть в цене «пробила» 12-летний минимум это решение кажется нелогичным. Но как сказал известный поэт: «Умом Россию не понять»… Хотя логика в этом решение все же есть, причем железная. И, несмотря на повышение акцизов, виднеются очевидные плюсы, о которых мы вам и расскажем.

Особенности национальной «нефтянки»

Решение о повышении цен вызвано как раз тем, что цена на баррель нефти упала за последние полтора года почти в три раза, и бюджет страны вынужден искать дополнительные средства для обеспечения социальных гарантий. Правительство рассчитывает получить с этого удорожания 90 млрд. рублей. При этом правительство отмечает, что повышение согласуется с уровнем инфляции. А по данным Росстата инфляция прошлого года опередила рост цен на бензин в два с половиной раза.

Важно, что причина, по которой бензин дорожает, связана не с рыночной ценой нефти. В структуре цены на бензин в России стоимость «нефти» всего около 10%. По словам министра энергетики Александра Новака себестоимость литра бензина составляет около 3,5 рублей. Остальная часть стоимости — прямые и косвенные налоги в виде акцизов. Федеральная Антимонопольная Служба отметила, что 65% стоимости бензина — это налоги на нефтяную сферу.  

Кроме того, у решения повысить акцизы «длинные ноги»: за последний год ставка налога на добычу полезных ископаемых подняли на 55% (НДПИ), поэтому нефтяной бизнес ощутил на себе дополнительную нагрузку. Также на 20% выросли  акцизы на дизель, на «Евро-5» они поднялись на 36%, а на низкий класс топлива — на 44%. Причина все та же — особенности структуры цены на бензин и повышение налогов из-за падения мировых цен на углеводороды. Стоит также отметить, что в нефтедобывающей Норвегии девальвация кроны также обернулась ростом цен на бензин. Литр бензина там стоит почти 120 рублей.

Вообще на волне валютных войн девальвация стала довольно популярных способом борьбы: Россия, Китай, Норвегия и ряд других стран девальвируют свои национальные валюты. Это общая тенденция.

Импорт и экспорт «нефтянки»

Технический регламент Таможенного союза на этот год подразумевает переход всех российских нефтеперерабатывающих заводов на стандарт «Евро-5». Однако валютные войны, девальвация и удорожание импортного оборудования и деталей заставили отсрочить реализацию плана с января на июль. Сейчас Федеральная Антимонопольная Служба просит отсрочить реализацию до 31 декабря 2016 года.

Интересен тот факт, что цена на российский бензин в валюте обратно пропорциональна: за 2 года литр российского бензина подешевел с 92 центов за литр до 0,47 центов за литр. Таким образом, заправляться в валюте стало дешевле, собственно, как и продавать бензин за валюту, получая много-много рублей за каждый литр и направляя его в золотовалютные резервы и импортозамещение.

В последнее время Россия добывает почти максимальный объем нефти, причем экспорт нефти и бензина за январь и февраль 2016 года вырос на 40%. Здесь необходимо держать баланс, потому что излишний экспорт может вызвать дисбаланс внутри страны и привести к дефициту бензина, а значит, оптовики начнут дальше поднимать цены. Вопрос этот решается, в том числе и тем, что на территории Чечни строится нефтеперерабатывающий завод. Почему Чечня? Потому что там есть крупные залежи нефти и удобный выход в Каспийское море.

В США структура цены совершенно иная. Доля самой «нефти» в литре бензина там составляет 37%, 11% — это переработка, 30% — распространение и реклама марок и только 22% — налоги. Поэтому в странах с такой структурой цены на бензин очень зависят от мировых цен на нефть. В странах, где почти нет нефтедобычи, например, во Франции, ситуация близка к российской, где налог в «составе» бензина занимает 58%.

В целом же, цена нашего бензина для россиян остается одной из самых низких среди 33 стран Европы. Дешевле только в Казахстане. В той же Белоруссии цена за литр держится в районе 46 рублей. Дороже всего бензин стоит в Нидерландах — почти 125 рублей за литр.

Так что  же делать?

Несмотря на ежегодное повышение цены на бензин ситуация в России в целом разнообразная, неоднородная. Так, удешевление топлива в 2016 году было зафиксировано в 18 регионах страны. Дешевле всего бензин стоил в Рязани, где он упал более чем на 20%. Но в Оренбургской области цена выросла на 12%. Таким образом, цены зависят даже не столько от нефтяников, сколько от оптовых закупщиков и ценовой политики частных компаний.

В целом, повышение цены не критично и происходит стабильно из года в год. Плюсом станет то, что более разумное потребление бензина разгрузить атмосферу крупных городов и уменьшит пробки в мегаполисах, так как дорожная инфраструктура крупных городов закладывалась не вчера и уж совсем не учитывала огромное количество закредитованных автомобилей на своих дорогах.

Иван Гог

Просмотров: 1197

RusPravda.info

Почему бензин снова подорожал

На российских автозаправках снова подорожало топливо. Как объясняют шутники, когда нефть дорожает, цены на бензин растут, а когда дешевеет, то повышаются. «ЭВ» решил разобраться в причинах этого феномена, а заодно выяснить, чего стоит ожидать от цен на топливо.

фото: Геннадий Черкасов

Слово против факта

В конце прошлого года на топливном рынке разразился конфликт между президентом крупнейшей частной нефтяной компании Вагитом Алекперовым и руководителями Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Глава компании заявил в ряде СМИ о росте цен на бензин и дизельное топливо в 2017 году на 8–12% из-за повышения акцизов. Публичный прогноз очень не понравился руководителям ФАС. По мнению замглавы ведомства Анатолия Голомолзина, подобные заявления могут привести к дисбалансу спроса и предложения на внутреннем рынке. К тому же, как считает чиновник, прогнозы — удел независимых экспертов, а не президента крупной компании. В 2017 году ФАС ожидала рост цен на АЗС не выше инфляции, т.е. на уровне 4%.

Однако в январе 2017‑го, по данным Росстата, цены производителей на автомобильный бензин в России выросли в среднем на 2,4%. Причем в ряде субъектов Федерации бензин подорожал еще больше. Например, в Астраханской области — аж на 8,3%.

Потребительские цены на топливо выросли не так сильно, в разных регионах был отмечен рост от 2,6% в Брянской и Ульяновской областях до снижения цен на 0,8% в Чечне. В Москве с начала года бензин подорожал в среднем на 2%.

По отношению к январю 2016 года средние цены на топливо в РФ увеличились более чем на 5%. Причем за указанный период самое резкое увеличение произошло именно в январе текущего года. В феврале и первой половине марта темпы роста несколько замедлились, но все равно почти в два раза опережали ожидаемые уровни. И это притом что начало года для автовладельцев всегда было временем стабилизации или падения цен на бензин.

Причины роста цен

По Интернету уже давно ходит шутка: когда нефть дорожает, цены на бензин растут, а когда дешевеет, то повышаются. Если серьезно, то цены на нефть оказывают слабое влияние на стоимость топлива. Причины подорожания бензина кроются совсем в других факторах. «Нефть составляет небольшую часть стоимости бензина. Большую часть составляют налоги, акцизы и расходы переработчиков. К тому же инфляцию и рост тарифов никто не отменял», — пояснил эксперт по макроэкономике, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов.

фото: Иван Скрипалев

С ним согласен старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов: «Причины текущего подорожания следует искать в политике налогообложения нефтеперерабатывающей отрасли. Не секрет, что в РФ доля налогов в цене литра 95‑го бензина составляет около 60%. И неуклонное увеличение налоговой нагрузки год от года лишь увеличивает этот процент. При этом назвать политику налогообложения ошибочной нельзя. Наши исследования однозначно показали, что цена на бензин в мире формируется исключительно государственной политикой налогообложения и слабо зависит от факта наличия и добычи нефти и от мощностей нефтепереработки».

Однако не все, что хорошо и правильно для государственного бюджета, так же хорошо и правильно для автовладельцев. По мнению ряда экспертов, рост цен на бензин стал следствием перехода на новый этап налогового маневра в топливной сфере. Из-за повышения налоговых отчислений на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пониженных таможенных пошлин для нефтяных компаний выгоднее экспортировать нефть, чем производить и продавать бензин на внутреннем рынке.

Читайте также:  Путин поведал о набирающей обороты экономике России

По оценке аналитиков Vygon Consulting, в 2014 году маржа НПЗ в России при цене нефти $97,6 была на уровне 6,3%, в 2015 году она упала до 1,8%, а в 2017‑м сократилась до нулевого уровня при цене на нефть около $50 за баррель. Эту оценку косвенно подтверждает статистика Минэнерго, по которой производство топлива в России падает, а экспорт растет. Не случайно некоторые крупные отечественные компании под благовидными предлогами осторожно предлагают законсервировать производство на своих российских НПЗ. При этом программа модернизации отечественных НПЗ далека от завершения. И ее выполнение в нынешних экономических реалиях превратилось для отечественных компаний в большую головную боль.

Новый налог

В этом году правительство планирует начать переход на новую схему налогообложения нефтяной отрасли. Вместо НДПИ будет постепенно вводиться налог на дополнительный доход (НДД), начисляемый на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу, а не на всю выручку компаний. Однако, по оценке специалистов, подобная схема не окажет позитивного влияния на стоимость топлива. «Учитывая, что переход на НДД планируется постепенный, вероятно, что будет какой-то период, во время которого стоимость топлива может колебаться разнонаправленно. Однако затем не исключено возобновление роста цен», — полагает заместитель гендиректора ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

С этой оценкой согласен Сергей Хестанов. По его мнению, в результате введения НДД автомобильное топливо незначительно подорожает.

Наиболее благосклонно относится к переменам Иван Капитонов: «Из-за низкой доли нефти в стоимости бензина переход на НДД, скорее всего, на стоимости бензина никак не отразится. Значительное положительное влияние может оказать предлагаемый замглавой ФАС Голомолзиным гибкий акциз на топливо. Утверждение этой инициативы позволило бы стабилизировать и даже несколько снизить цены на светлые нефтепродукты».

Прогнозы экспертов

За первые два с половиной месяца текущего года рост потребительских цен составил около 1,5–2%. А впереди плановые ремонты НПЗ в разных регионах, а также дачный сезон, когда спрос на бензин традиционно растет. Таким образом, ожидать стабилизации цен на автомобильное топливо в ближайшем будущем, к сожалению, не приходится.

Большинство экспертов сходится на том, что рост ценников на АЗС все же «обгонит» инфляцию. «На текущий момент ожидается сезонное повышение цен, а в целом за год, скорее всего, темпы роста цен могут превысить инфляцию. Причем, скорее всего, в первую очередь это будет происходить на несетевых АЗС, т.к. их сложнее контролировать. В то время как крупные ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании. — С.Т.) имеют более широкие возможности для получения прибыли», — считает Иван Капитонов.

Сергей Хестанов также предрек рост цен немного выше инфляции. Более осторожно высказался Ярослав Кабаков: «Вероятнее всего, в текущем году цены продолжат расти. Вместе с тем не исключены периоды, когда стоимость топлива будет стабилизироваться как по отдельным видам топлива, так и в некоторых регионах».

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:

Оцените, пожалуйста, статью, я старался!

(Еще нет голосов, оставьте первым) Загрузка...

novostimira24.ru


Смотрите также