Типы коробки передач


Коробки передач. Основные типы коробок передач и принцип их работы

Это самый распространённый вид трансмиссии автомобиля. Механической КПП было оборудовано авто на котором Вы сдавали вождение в автошколе, там же рассказывают и про её устройство, а значит мы не будем заострять на неё внимание. Но всё же напомним, что данный вид КПП предусматривает смену передач только в ручном режиме.

Автоматическая КПП

Данный вид трансмиссии работает самостоятельно, т.е. смена передач выполняется программой по заданному алгоритму. От Вас требуется лишь перевести рычаг АКПП в определённый режим работы коробки. Режимы эти, а так же их пояснение, приведены ниже:

Режим «P» – выбирается при длительной стоянке автомобиля. В этом положении в АКПП выключены все элементы управления, а ее выходной вал и связанные с ним ведущие колёса заблокированы, поэтому движение автомобиля невозможно. На этом режиме разрешен запуск двигателя.

Режим «R» – задний ход. Перевод рычага в положение «R» во время движения может привести к выходу из строя коробки передач и других элементов трансмиссии. В этом положение запуск двигателя невозможен.

Режим «N» – нейтраль. В этом режиме двигатель и ведущие колёса не связаны. Автомобиль может двигаться накатом, т.е. свободно перемещаться, его также можно буксировать. В этом режиме разрешен запуск двигателя.

Режим «D», «Drive» – основной режим движения. Он обеспечивает автоматическое переключение передач.

Режим «Sport», «S», «PWR», «Power», «Shift» – спортивный режим. В этом режиме двигатель работает в «диапазоне бодрости», т.е. диапазоне оборотов с максимальным крутящим моментом. Но с ростом оборотов двигателя, растёт и расход топлива.

Режим «Norm» – режим для спокойной езды, ещё его называют экономичным. Переключение на повышенную передачу, происходит на средних оборотах двигателя.

Режим «W», «Winter», «Snow» – «зимний» режим. Предотвращает пробуксовку колёс как при страгивании с места, так и при смене передач. Также влияет на динамику разгона.

Режим «1», «L», «Low» – разрешено движение только на первой передаче. Рекомендуется при движении на крутых спусках, в грязи и прочих суровых дорожных условиях.

Режим «2» – разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомендации аналогичны предыдущему режиму.

Режим «3» – разрешено движение на первых трех передачах. Рекомендуется при движении по холмистой дороге, при частых остановках.

Ручной режим – значки «+» и «-» говорят о возможности ручного переключения передач. Правда в этом режиме Вы не сможете поиграть передачами как Вам захочется, у «электронного мозга» свой взгляд на всё происходящее, и если он сочтёт переключение неуместным, то так тому и быть, хотя всё конечно зависит от производителя, в том числе и название, самое распространённое название АКПП такого типа - Tiptronic. Так же производитель решает каким образом будет происходить кучное переключение, либо это кнопки на кулевом колесе, либо подрулевые «лепестки», либо сам рычаг АКПП.

Функция «Kick-down» – ускорение. Суть его в том, что если Вам необходимо резко ускориться, например при обгоне, то необходимо хорошенько притопить педаль газа, а точнее именно топнуть, в этот момент электроника понижает передачу на 1-2 ступени и выкручивает двигатель на всю катушку. После этого достаточно приотпустить педальку, что бы опять всё встало на свои места.

Роботизированная КПП

Это нечто среднее между механической и автоматической коробками. По устройству – механика, по взаимодействию водителя с ней – автомат. Поясню, передачи переключаются в ручную, но сцепление выжимать не надо, это за Вас сделает электроника. Вы спросите, так чем же она отличается от ручного режима на «автомате», и этот вопрос будет вполне резонным, им задаются люди не заморачивающиеся техническими особенностями. И действительно, к чему забивать голову такими тонкостями, достаточно знать принципиальное отличие. Именно для таких людей я это отличие объясню, как уже было сказано, в ручном режиме «автомат» не даст Вам своевольничать, «робот» же наоборот, подчиняется воле водителя, а самостоятельно работает лишь со сцеплением. Ещё одно отличие, у «робота», обычно, присутствуют рывки при смене передачи. Но не думайте, что «робот» как и «механика» управляется исключительно в ручную, у него присутствует и полностью автоматический режим.

На сегодняшний день на рынке есть более современная версия роботизированной КПП, это преселективная коробка передач или коробка с двумя сцеплениями. В ней предусмотрено своё сцепление для чётных (2, 4, 6) и нечётных (1, 3, 5, R (задняя)) передач. В то время как одно сцепление задействовано в передаче крутящего момента, другое уже готово вступить в действие по первой команде водителя. Размыкание первого и смыкание второго сцепления происходят, практически, одновременно, вследствие чего смена передач в такой коробке не чувствуется абсолютно, т.е. Вы получаете постоянный поток мощности! В силу своих конструктивных особенностей эта КПП гораздо экономичнее «механики» и уж тем более «автомата». У различных производителей она может называться по-разному, например, у Volkswagen она называется DSG, а у Audi – S-Tronic.

Вариатор

Эта трансмиссия принципиально отличается от всех перечисленных ранее, по принципу работы. Если вышеперечисленные коробки имели общий принцип работы, основанный на механической КПП, а именно, изменение фиксированных передаточных отношений происходило путём смены передачи КПП. То есть, для смены передачи на более высокую, необходимо раскрутить двигатель до определённых оборотов, что бы на повышенной ступени, ему хватило мощности для передачи крутящего момента на КПП, а той, в свою очередь, на колёса. У вариатора же изменение передаточного отношения происходит плавно, а обороты двигателя постоянно находятся в диапазоне, например, максимального крутящего момента. Вот для лучшего понимания, давайте рассмотрим принцип работы вариатора.

Есть несколько видов вариатора, но мы рассмотрим самый распространённый – клиноременной. Передаточное число здесь меняется не путём смены шестерёнок, а путём смыкания и размыкания двух пар конических дисков (щёк), которые образуют два шкива с изменяемым диаметром и, как следствие, изменяемым передаточным числом.

Ведущий центробежный шкив вариатора.

1 - неподвижная щека шкива, жестко прикрученная к цапфе (хвостику) коленчатого вала 5 болтом 8 с шайбой 6. Клиновидный ремень 2 размещен между щеками 1 и 3. Щека 3 устроена так, что свободно перемещается на валу 5. Перемещают ее ролики 4, которые упираются в упорную и неподвижную щеку 9. Под воздействием центробежной силы, ролики 4 расходятся от центра вала 5, тем самым сдвигая щеку 3 ближе к щеке 1 и выталкивая ремень 2 дальше от вала 5. Положения роликов 4 и щеки 3 на разных оборотах двигателя Вы уже видели на четырех рисунках ниже.

Ведомый шкив.

От ведущего шкива он отличается тем, что у него нет роликов, вместо них пружина. В тот момент когда на ведущем шкиве щеки сближаются, выталкивая при этом ремень, на ведомом шкиве щеки (а именно двигается щека 5 по валу 7, щека 6 установлена жестко и неподвижна) наоборот, расходятся, сжимая пружину 3, и ремень опускается глубже. Благодаря пружине 3 клиновидный ремень всегда натянут, и натяжение его пропорционально увеличивается с увеличением оборотов. Это в свою очередь позволяет не проскальзывать ремню на более высоких оборотах, нагрузка на которых больше, чем на более низких.

Ремень скользит по щёкам шкива, за счёт чего изменение передаточного отношения происходит плавно, кроме того, оно здесь имеет множество значений, в отличии от механической или автоматической КПП, там количество ступеней варьируется от 4 до 7.

Казалось бы, всё здорово, двигатель постоянно выдаёт полную мощность, расход топлива минимален, но многим водителям не нравился постоянный вой двигателя, являющийся неотъемлемой частью максимальной мощности. Ведь большинство привыкли к нарастанию звука двигателя, и производители пошли на уступки клиентам (иначе и быть не могло), устанавливая электронный блок управления с программой, описывающей работу вариатора. Как следствие у вариатора появились виртуальные передачи с фиксированными передаточными числами, и он стал похож на «автомат». Вот только смена, этих передаточных чисел так и осталась плавной, что многим очень нравится.

Автор: Matematik 64;

Еще записи по теме

bezkolesa.ru

Виды коробок переключения передач, используемых в автомобиле

Создание двигателя внутреннего сгорания способствовало развитию всех типов транспорта и даже появлению новых видов. Первые автомобили именовались самобеглыми колясками и имели достаточно примитивную конструкцию. Передача крутящего момента от силового агрегата на ведущие колеса происходила при помощи очень ненадежного ременного, а позднее и цепного привода.

Двигатели внутреннего сгорания, используемые на транспортных средствах, имеют относительно небольшой рабочий диапазон. При малой частоте вращения коленчатого вала силовой агрегат не развивает достаточной мощности и под нагрузкой просто глохнет. При больших оборотах резко возрастают нагрузки на детали, и мотор может просто пойти вразнос. Коробка перемены передач призвана обеспечить оптимальный режим работы двигателя в разных условиях.

Этот агрегат представляет собой редуктор, позволяющий в широком диапазоне изменять частоту оборотов и крутящий момент на ведущих колесах автомобиля. Такие механизмы не нужны на транспортных средствах, оснащенных электрическими и паровыми двигателями.

Тяговые характеристики данных силовых агрегатов позволяют обходиться без дополнительных устройств. В идеале двигатель может быть встроен непосредственно в колесо, в настоящее время уже существуют промышленные образцы приводов такого рода.

Термин коробка перемены передач в настоящее время практически не используется, вместо него применяется более современное название: коробка переключения передач.

Помимо основного назначения этот механизм выполняет еще ряд функций:

  • обеспечение реверса, иными словами, движения задним ходом;
  • разобщение работающего силового агрегата и трансмиссии во время длительной остановки или стоянки;
  • обеспечение условий для запуска двигателя.

Применение коробки переключения передач позволяет водителю автомобиля выбирать наиболее оптимальный режим работы силового агрегата в зависимости от внешних условий.

Проектированием и серийным изготовлением такого рода механизмов занимаются в основном производители автомобилей. Кроме того, в мире существует ряд компаний, специализацией которых является производство элементов трансмиссий и, в частности, коробок переключения передач:

  • Allison Engine Company;
  • BorgWarner Inc;
  • Delphi Corporation;
  • Robert Bosch GmbH;
  • Wulf Gaertner Autoparts AG;
  • ZF Friedrichshafen AG.

Указанные компании обычно выполняют заказы автопроизводителей, осуществляя при этом серийное изготовление оригинальных и лицензионных механизмов. Нередко они осуществляют опытно-конструкторские работы и участвуют в совместных проектах корпораций, занимаясь доводкой техники. Продукция данных производителей отличается высочайшим качеством и надежностью.

Классификация коробок переключения передач

В процессе развития автомобилестроения инженерами были предложены несколько типов механизмов, реализующих разные принципы действия и способы управления. Общепринятая в инженерной среде классификация коробок использует названные выше признаки в качестве отличительных:

По принципу работы коробки переключения передач делятся на три вида:

  • ступенчатые;
  • бесступенчатые;
  • комбинированные.

По способу управления устройством различают:

  • механические;
  • автоматические;
  • роботизированные.

Данная классификация не включает в себя некоторые типы коробок переключения передач, которые в силу ряда обстоятельств не получили широкого распространения.

Так, некоторые автомобили, предназначенные для людей с ограниченными физическими возможностями, оснащались полуавтоматическими трансмиссиями. По сути это обычная коробка с ручным переключением передач, агрегатированная с автоматизированным сцеплением.

В настоящее время многие автопроизводители в рамках экологических программ выпускают автомобили с гибридными силовыми установками. Конструкций таких машин достаточно много, используются самые разные схемы компоновки. В некоторых из них присутствуют коробки переключения передач, в других же в качестве привода используются электрические двигатели, не нуждающиеся в дополнительных устройствах для передачи крутящего момента.

Видео — виды коробок переключения передач автомобиля, их плюсы и минусы:

Подавляющее большинство коробок переключения передач представляют собой редуктор, с несколькими парами шестеренок. Изменение передаточного числа в них происходит дискретно, а число пар соответствует количеству ступеней.

В свою очередь, существует две основных конструктивные схемы механизмов такого рода: соосные и планетарные. Первая компоновка в основном применяется в механических коробках, а вторая – в автоматических.

Бесступенчатые механизмы называются вариаторами, в них изменение частоты вращения ведомого вала по отношению к ведущему происходит плавно без рывков. В них реализуется принцип передачи крутящего момента через промежуточный элемент, используя силу трения. Соответственно вариаторы классифицируются по типу передающего звена: клиноременные, клиноцепные, роликовые и шариковые передачи.

Механические

Агрегаты такого типа получили наибольшее распространение в Старом Свете ими оснащено около 80% от общего количества транспортных средств. В технических описаниях автомобилей механические коробки часто обозначаются аббревиатурой МКПП. Они отличаются простотой и высокой надежностью конструкции. Подробное описание принципа действия и устройства механической коробки можно найти здесь.

Вкратце работу агрегата можно описать следующим образом: на маховике двигателя установлен механизм сцепления. Ведомый диск его имеет возможность перемещаться вдоль ведущего вала в шлицах разной формы. Сцепление обеспечивает прерывание потока мощности в момент переключения передачи. Через первичный вал крутящий момент приводит в действие через постоянную главную передачу ведущий вал коробки.

На нем установлены и жестко зафиксированы шестерни по количеству передач и еще одна для заднего хода. В постоянном зацеплении с ними находятся соответствующие детали ведомого вала. Они свободно вращаются на подшипниках, а между ними имеются стопорные кольца с синхронизаторами. Эти детали выравнивают скорости вращения ведущих и ведомых шестерней между собой и обеспечивают зацепление при включении определенной передачи.

Перемещение муфты производится специальными вилками, которые приводятся в действие специальным механизмом. Защитой от одновременного включения двух передач является замок, исключающий перемещение других устройств. Водитель осуществляет управление работой коробки при помощи специального рычага, который может устанавливаться в разных точках салона:

  • на полу;
  • на центральной консоли;
  • на рулевой колонке;
  • на панели приборов.

Передача управляющего воздействия на МКПП может передаваться непосредственно либо через специальные тросовые механизмы или кулисы.

Роботизированные

Развитие электроники и появление достаточно надежных процессоров и контролеров сделало возможным их применение в выборе режимов работы трансмиссии автомобилей. Роботизированные коробки переключения передач представляет собой проверенную временем и надежную механику, управление которой осуществляется при помощи электронного блока.

Подробное описание устройства таких коробок и принципа их действия можно найти здесь. Отработка методики осуществлялась на болидах, специально созданных для участия в соревнованиях Формулы -1. В данных автомобилях сервоприводы управляют работой сцепления и переключениями передач. Время перемены передачи в них составляет от 0,01 до 0,02 с.

Существуют два способа управления функционированием роботизированной коробки передач: гидравлический и электрический. Первый вариант обеспечивает минимальное время срабатывания, но более сложен в изготовлении. Используется преимущественно на дорогих автомобилях бизнес-класса. Электрические сервомоторы применяются на бюджетных моделях и не могут похвастаться значительным быстродействием.

Основное достоинство роботизированных коробок переключения передач: жесткая механическая связь между двигателем и ведущими колесами. В сравнении с автоматическими коробками данный тип трансмиссии обладает лучшими характеристиками и меньшими потерями. Основным недостатком ее является высокая сложность и соответственно стоимость механизма.

Автоматические

Общепринятые обозначения агрегатов такого рода АКП или АКПП, они представляют собой целый комплекс устройств. В его состав входит гидромеханическое сцепление и планетарный редуктор. Данная конструкция позволяет создавать разные передаточные соотношения в зависимости от выбранного режима работы. Развернутое описание устройства и принципа работы АКП можно найти здесь.

Планетарный механизм состоит из двух шестерней – центральной и внешней, а также расположенных между ними сателлитов. Они устанавливаются на специальном узле – водиле. Детали могут фиксироваться относительно корпуса коробки при помощи специальных механизмов, по устройству аналогичных фрикционам сцепления или ленточным тормозам.

Управление работой АКПП осуществляется при помощи гидроприводов, при этом выбор режима производится селектором. Педаль акселератора на таких автомобилях не имеет прямой механической связи с дроссельной заслонкой двигателя. При нажатии на нее происходит изменение положения клапана в гидросистеме, которая управляет работой коробки.

Видео — как устроена автоматическая коробка передач:

На современных АКП выбор режима выполняется процессором, который способен адаптироваться под манеру вождения. Это позволило несколько уменьшить негативные стороны данного типа коробок переключения передач.

Так, резкое нажатие на педаль газа вызывает включение режима кикдаун, при котором переход на повышенную передачу происходит при значительно больших оборотах коленчатого вала. Разгонная динамика при этом значительно возрастает.

Вариаторы

Бесступенчатая передача обеспечивает силовому агрегату возможность работы на постоянных оборотах. Таким образом, достигаются максимальные показатели по мощности, экономичности или крутящему моменту в зависимости от выбранного режима.

Передача усилия от двигателя на ведущие колеса осуществляется без разрывов потока. С полным и точным описанием конструкции вариатора и принципа действия можно ознакомиться здесь.

Название этого устройства происходит от английского слова variable – переменная, которое входит в наименование конструкции. CVT расшифровывается как непрерывная переменная трансмиссия, что наилучшим образом характеризует ее работы. Предусмотренное конструкцией сцепление используется исключительно для запуска и обеспечения работы двигателя во время остановки.

Существует несколько разновидностей конструкций вариаторов:

  • клиноременный;
  • клиноцепной;
  • тороидальный.

В первом устройстве передача усилия осуществляется при помощи ремня, который находится между двумя направленными своими вершинами друг к другу конусами. Расстояние между ними изменяется в простейшем устройстве под воздействием центробежной силы, а в более сложных конструкциях под управлением электронного контролера.

Видео — что такое бесступенчатая трансмиссия (вариатор):

Клиновый ремень проваливается к центру и соответственно меняется радиус зоны его соприкосновения со шкивом. Обратная картина наблюдается на другой части конструкции. В результате передаточное соотношение плавно изменяется. Клиноременные передачи используются на относительно небольших транспортных средствах скутерах.

Полимерные материалы не способны выдержать больших нагрузок, и малопригодны для автомобильных трансмиссий. Прочность клиноременной передачи увеличивается за счет использования пакета стальных пластин особой формы с вырезами, через которые пропущены синтетические соединительные элементы. Такие элементы применяются даже на относительно небольших кроссоверах модели Honda H-RV.

Большие усилия могут передавать торовые вариаторы, разработанные инженерами компании Ниссан. Данное устройство состоит из двух конусов с вогнутой поверхностью, находящихся на одной оси. Один из них является ведущим, а другой соответственно ведомым. Передача крутящего момента осуществляется через два ролика, которые соединяются их и образуют хорду. Наклоном этих элементов изменяются радиусы в точках соприкосновения и передаточное отношение.

Перспективы развития КПП

Объемы производства автомобилей постоянно нарастают, а продукция постоянно совершенствуется. Общие тенденции развития коробок перемены передач наглядно демонстрируют следующее:

  • Используемые конструктивные схемы усложняются и автоматизируются, яркий пример — роботизированная КПП.
  • Автоматические коробки переключения передач модернизируются для максимального снижения механических потерь — применение блокиратора.
  • Все более широкое использование вариаторов, как устройств, обеспечивающих оптимальные условия работы двигателя.

На общие тенденции развития автотранспорта оказывают большое влияние новые экологические требования и ограниченность запасов природных ресурсов. В частности, речь идет о жидких и газообразных углеводородах, которые служат сырьем для производства топлива. На смену двигателям внутреннего сгорания по логике вещей должны прийти электромоторы.

В настоящее время уже налажено серийное производство переходных моделей, так называемых гибридных автомобилей. Так, Lexus RX400h имеет мощный бензиновый двигатель, агрегатированный с вариатором, и два электромотора. Существуют и другие модели, где у ДВС нет прямой механической связи с ведущими колесами. В движение они приводятся электрическими двигателями.

Нужна ли промывка двигателя при замене масла? Однозначного ответа нет.

Как ездить на автоматической коробке передач здесь рассказано простыми словами.

Рассчитать маршрут на автомобиле (http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/interesnoe-dlya-voditelej/raschet-rasstoyanij.html) используя кратчайший или оптимальный путь.

Видео о гибридных автомобилях:

Может заинтересовать:

voditeliauto.ru

Какие бывают коробки передач в авто и чем они отличаются?

Главным элементом в любом автомобиле является двигатель внутреннего сгорания.

В результате сгорания топлива энергия передается на поршни, которые через шатуны передают вращение на коленчатый вал. Коленвал через маховик связан с трансмиссией — системой распределения крутящего момента на ведущие колеса. Так вот коробка передач как раз и распределяет этот момент вращения, то есть при одинаковом уровне оборотов коленвала автомобиль может передвигаться с разными скоростями, или вообще ехать задним ходом.

Коробок передач есть несколько основных видов:

  • механика;
  • автомат;
  • вариатор;
  • роботизированная.

Механическая коробка передач использовалась еще на заре автомобилестроения. В наиболее простом виде, она представляет из себя два вала — первичный и вторичный, на которые надеты шестерни. Для каждой передачи есть своя пара взаимодействующих шестерен. На первичный вал усилие передается от коленвала, а вторичный вал распределяет этот момент движения на колеса.

Водитель самостоятельно выбирает нужную передачу вручную в зависимости от условий движения с помощью рычага КПП.

Рычаг КПП связан с шестеренками через вилки переключения передач. Выжимая сцепление, водитель отсоединяет КПП от двигателя, как раз в этот момент и происходит переключение передач. Надавливая на рычаг и передвигая его, водитель отключает одну передачу и включает другую — при этом вилка одной передачи отсоединяется от пары шестеренок, а другая вилка задействуется и входит в сцепление с другой парой шестеренок.

Автоматическая коробка передач по своему строению и принципу работы схожа с механической. Вся разница состоит в том, что за сцепление отвечает специальный блок — гидротрансформатор. Водителю не нужно выжимать сцепление, поскольку такой педали в автомобилях с АКПП попросту нет.

Чтобы увеличить скорость, водитель жмет на газ, чтобы уменьшить скорость — на тормоза, а переключение передач происходит в автоматическом режиме.

Переключать передачи нужно только в том случае, если вы желаете включить задний ход, припарковаться или поставить автомобиль на нейтраль. Автоматика пользуется большим спросом, поскольку значительно упрощает процесс вождения, однако для ее бесперебойной работы используется большое количество разнообразных датчиков, анализирующих режим езды и выбирающих оптимальные передачи.

Роботизированная коробка передач — это что-то среднее между механикой и автоматом. Переключение передач происходит с помощью электронного блока, который самостоятельно регулирует режимы поездки, автоматически смыкает и размыкает сцепление. Роль водителя сводится лишь к выбору желаемого режима езды, а автоматика уже сама выбирает нужные передаточные числа и шестерни.

Роботизированные коробки чаще всего выпускаются с двумя дисками сцепления, один из которых отвечает за четные передачи, другой — за нечетные. Такой тип трансмиссии называется преселективным, то есть водитель выставляет нужную передачу, а все остальное делает электроника.

Вариаторная коробка передач — это образец КПП, построенной совершенно по другому принципу. Здесь нет шестеренок, вместо них установлены два конусоподобных шкива, между которыми натянут клиновидный ремень или цепь. Ремень передвигается по шкивам и в результате этого меняется передаточное число. Ход такой коробки передач очень плавный, правда использовано большое количество электроники. Вариатор называют также бесступенчатой трансмиссией.

Водителю не нужно выжимать сцепление и переходить с передачи на передачу. Селектор используется только для включения заднего хода, включение нейтрали и режима парковки.

Любой тип трансмиссии имеет свои подвиды, которые различаются количествами передач, конструкцией, принципами работы. На данный момент все больше людей склоняется к вариаторам и роботизированным КПП, хотя настоящий водитель должен без труда ездить с любой коробкой передач.

(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)

vodi.su

Разновидности АКПП | Типы автоматических коробок передач

Водителям автомобилей оснащенных механической коробкой переключения передач, время от времени, для того чтобы включить нужную передачу, приходится управлять машиной при помощи лишь одной только руки. В отличие от них счастливые обладатели транспорта с автоматической коробкой переключения передач за рулевое колесо, на протяжении всего движения, могут держаться обеими руками. И сейчас мы рассмотрим основосоставляющие типы автоматических коробок передач.

      Краткое содержание:

Разновидности АКПП | Типы автоматических коробок

Классический гидравлический «Автомат» (АКПП) | Гидроавтомат

Ярким примером классической АКПП является именно гидравлический тип акпп, он же гидроавтомат. В отсутствии прямой связи между двигателем и колесами и заключается особенность данного типа акпп. Встает вопрос о том - каким же образом крутящий момент передается? Ответ прост — двумя турбинами и рабочей жидкостью. В последствии дальнейшей «эволюции» такого типа «автомата» роль управления в них взяли на себя специализированные электронные устройства, что позволило добавить в такие АКПП специальные «зимний» и «спортивный» режимы, появилась программа для экономичной езды и возможность переключать передачи «вручную».  В отличии от механической коробки переключения передач гидравлическому «автомату» топлива требуется несколько больше и времени на разгон нужно больше. Но эта та цена, которую приходится заплатить за комфорт. И именно «гидравлика», бросив вызов «механике», одержала уверенную победу во многих странах, кроме «старушки Европы».

Как работает автоматическая коробка передач

Водителями в Европе продолжительное время все разновидности АКПП категорически не принималась. Многое пришлось сделать инженерам прежде чем окончательно адаптировали автоматическую коробку переключения передач для Европы. Но все это в итоге послужило повышению экономичности, появлению таких режимов как «зимний» и «спортивный». К тому же коробка научилась подстраиваться индивидуально под стиль вождения водителя, появилась возможность ручного переключения передач на АКПП — что было немаловажно для европейских водителей. 

Каждый из производителей предпочитал по своему называть такие трансмиссии, но самым первым из названий появилось — Autostick. Одним из самых распространенных сегодня по праву считается изобретение фирмы АУДИ — Tiptronic. БМВ, например такую трансмиссию назвали — Steptronic, Вольво же сочли подходящим названием для коробки-автомата Geartronic.

Все же при том что водитель включает передачи сам, ручным полностью он не считается. Это больше полуавтоматика, потому как трансмиссионный компьютер продолжает контролировать работу автомобиля вне зависимости от выбранного режима.

Роботизированная коробка передач | АКПП робот

МТА (Manual Transmission Automatically Shifted) — или так называемый в народе робот DSG, конструктивно, пожалуй, во многом сходен с «механикой», но с точки зрения управления — это ни что иное как АКПП. И хотя расход топлива здесь более умеренный, чем все на той же МКПП, есть и свои нюансы. «Робот» весьма эффективен лишь на весьма умеренном темпе езды. Чем более агрессивным становится манера езды, тем болезненнее ощущаются переключения передач. Порой при переключениях даже может показаться, что вас как будто кто-то пихает в задний бампер. То есть отличие робота (Дсг) от автомата заключается в принципе работы первого. Однако невысокая стоимость и незначительный вес АКПП вполне компенсируют этот недостаток.

 

Зачем "Роботу" два сцепления?

Volkswagen Golf R32 DSG с 2 сцеплениями

Существующие недостатки серьезно осложняли эксплуатацию роботизированной трансмиссии, особенно остро это отражалось на комфортности движения. Поэтому конструкторы в ходе продолжительных «поисков» пришли в итоге к решению которое решило проблемы — они оснастили «робота» двумя сцеплениями. В 2003 году компания Фольксваген запустила в массовое производство роботизированную трансмиссию с двумя сцеплениями, впервые установив ее на автомобили Гольф R32. Название ему присвоили DSG (Direct Shift Gearbox). Здесь четными передачами управлял один диск сцепления, а нечетными второй. Работу коробки это существенно смягчило, но тут появился другой солидный недостаток — цена этой АКПП довольно высока. Хотя массовое признание автолюбителями такой трансмиссии сможет решить эту проблему.

Вариатор | Вариаторная коробка передач

Вариаторная трансмиссия (Continuously Variable Transmission) — она крутящий момент изменяет плавно, в этом есть ее особенность. Данная разновидность АКПП не имеет ступеней, фиксированное передаточное число у ее передач отсутствует. И если сравнить ее с «гидравликой» - то работу последней мы можем отслеживать по показаниям тахометра, а вот вариатор очень размеренно подхватывает моменты переключения передач при этом скоростной баланс остается неизменным.

Полезное видео о том, что из себя представляет вариаторная коробка передач

Особенности | Отличия вариатора от АКПП.

Не смогут полюбить такую коробку те водители которые привыкли «слушать» свой автомобиль, потому как подобно троллейбусу, вариаторная акпп не меняет тональности двигателя. Но отказываться от вариатора по этой причине, пожалуй, не стоит. Инженеры нашли выход из этой ситуации, добавив режим, где «виртуальные передачи» можно выбирать вручную. Режим переключения передач имитирует, что позволяет водителю ощущать езду как на обычной автоматической коробке переключения передач.

 

Как определить какая коробка установлена в автомобиле, вариатор или гидроавтомат:

  1. По возможности изучите техническую документацию автомобиля. В большинстве случаев автомат обозначается как AT (Automatic Transmission), вариатор - CVT;
  2. Поищите информацию в интернете. Обычно в технических характеристиках на популярных сайтах Вы обязательно найдете ответ;
  3. Тест-драйв. Если на автомобиле установлен вариатор - то никаких, даже малозаметных толчков, рывков Вы не почувствуете, разгон схож с набором скорости "троллейбуса". На классическом автомате ощущаются переключения передач, хотя на исправном они практически незаметны, не "почувствовать" их невозможно.

Что надежнее и лучше: вариаторная коробка, робот или автомат?

akpphelp.ru

Обзор различных видов КПП автомобилей

Коробка передач — это один из самых основных узлов транспортного средства, предназначение которого заключается в передаче мощности от мотора к ведущим колесам. Современные автомобили могут быть оборудованы разными видами таких силовых агрегатов. В этой статье мы более подробно рассмотрим виды коробок передач.

Технологии не стоят на месте. Специалисты автомобильной отрасли регулярно занимаются новыми разработками, в результате чего появляются новые виды коробок передач. И каждая из них имеет свои собственные преимущества, недостатки и отличия. На сегодняшний день транспортные средства оснащаются одним из четырех видов КПП:

  • механическими;
  • автоматическими;
  • роботизированными;
  • вариаторными.
Селектор коробки «автомат»

В чем же принципиальные различия этих типов? Мы постараемся дать ответ на этот вопрос.

Механическая

МКПП была создана более века назад. За это время в нее были добавлены множество изменений, которые дали возможность довести агрегат пусть не до совершенства, но точно до максимально возможных ее лучших характеристик. Как известно, такой агрегат управляется ручным способом. Он более старый, однако, отлично себя зарекомендовавший у водителей, которые любят вручную управлять машиной и чувствовать всю ее мощь.

Что касается отличий, то такие агрегаты обладают весомым недостатком. В частности, речь идет о низком коэффициенте полезного действия в результате трения зубьев шестеренок, а также сопротивления трансмиссионной жидкости. Если в целом говорить об этом виде коробок, то «механика» — самая простая конструкция из всех существующих сегодня.

Механическая коробка в разрезе

Автоматическая

АКПП также является достаточно старым агрегатом (ему более 50 лет), который пришел на смену «механике». На сегодняшний день «автоматы» получили большую популярность и они становятся все более востребованными, что вполне логично. Все потому, что переключение скоростей происходит в автоматическом режиме, а также такие агрегаты достаточно плавно переключают передачи.

Машина с таким видом коробки передач более динамично и ровно держится во время езды на высоких скоростях. Это достигается за счет того, что тяга ДВС без разрыва потока мощности передается с двигателя непосредственно на все колеса авто.

Тем не менее, и такие агрегаты имеют существенные недостатки и отличия. В первую очередь АКПП на порядок тяжелее своих собратьев. Все потому, что основные элементы коробки были заменены сложной гидравликой. Также следует отметить, что гидротрансформатор может проявлять эффективность своего функционирования в узком диапазоне действий, в результате чего необходимо было добавить количество скоростей. Поэтому сегодня на отечественных дорогах можно встретить транспортные средства, оборудованные восьмиступенчатыми агрегатами.

Автоматическая коробка передач в разрезе

Несмотря на регулярные обновления агрегата и новые разработки, АКПП существенно уступают механическим коробках в плане эффективности функционирования.

 Загрузка ...

Роботизированная

«Роботы» в чем-то фактических похожи на МКПП. Принципиальным отличием этих двух видов агрегатов является тот факт, что в РКПП управление сцеплением происходит при помощи специальных приводов, которые, в свою очередь, управляются электроникой. Основным преимуществом такой схемы является то, что автомобилисту не нужно тратить много усилий и постоянно переключать скорости.

Кроме того, схожесть РКПП с МКПП заключается также в том, что оба вида агрегатов имеют высокий КПД. Тем не менее, плавностью работы этот агрегат похвастаться не может. Из-за этого «роботы» стали в большинстве своем устанавливаться на более бюджетные модели машин. Собственно, их используют в качестве недорогой альтернативы «автомату».

Роботизированная КПП в разобранном виде

Также следует отметить, что в последнее время некоторые автомобильные концерны стали оснащать свои машины роботизированными агрегатами с двумя сцеплениями. Изначально первые подобные агрегаты появились на автомобилях Фольксваген. Позже такую разработку стали внедрять на машины Вольво, Митсубиси, Форд. Из-за своих функциональных отличий и особенностей такие агрегаты более быстро функционируют, а специалисты автомобильной отрасли считают, что за «роботами» — будущее.

Вариаторная

Вариаторные коробки передач примечательны тем, что их конструкция не предусматривает наличие передач. Самым распространенным является клиноременный тип КПП. С точки зрения теории такие агрегаты можно считать чуть ли не идеальными, поскольку вариаторы могут поддерживать динамично и экономное передаточное число во время езды.

Вариаторный агрегат в разрезе

Однако, это только в теории. На практике для работы вариаторной коробки требуется гидромуфта, которая, в свою очередь, значительно понижает КПД.

В целом, какими бы новыми технологиями не были оснащены транспортные средства, МКПП как была классикой, так и останется ею еще долгое время.

Видео «Механическая и автоматическая КПП»

В этом видео показан обзор «механики» и «автомата».

AvtoZam.com


Смотрите также