Что такое тормозной путь


Что такое тормозной путь?

Тормозной путь – это то расстояние, на которое переместится в направлении своего первоначального движения транспортное средство от начала работы тормозной системы и до полной остановки. Тут важно не путать это понятие с понятием остановочного пути. Остановочный путь – это такое расстояние, которое проедет транспортное средство с момента осознания водителем необходимости торможения и до прекращения движения транспортного средства. То есть к первому определению добавляем время, затраченное водителем, чтобы отреагировать, и время включения в работу тормозной системы, - и получаем второе. Оба этих понятия неразрывно привязаны к любому наземному транспортному средству, которое имеет тормозной механизм.

Тормозной путь зависит от большого количества факторов. Например, для автомобиля эти факторы будут такими:

  • параметры дорожного покрытия (грунтовка, асфальт, бетон);

  • качество и степень изношенности протектора (летняя резина зимой продлит путь до ближайшего препятствия, а зимняя летом выведет в луже на аквапланирование и туда же);

  • погодные условия (сухо, дождь, снег);

  • состояние самих тормозов (хороши ли колодки, не течет ли гидравлика и т.п.);

  • наличие или отсутствие антиблокировочной системы (АБС предотвращает блокирование колеса и позволяет при торможении эффективнее использовать силу трения и сохранять контроль над управлением);

  • степень загруженности автомобиля (чем тяжелей транспорт, тем большую инерцию он имеет);

  • начальная скорость (самый важный фактор, длина тормозного пути прямо зависит от квадрата скорости автомобиля).

Как понятно из вышеперечисленного, тормозной путь – величина непостоянная, эмпирическая и теоретический подход может определить ее очень неточно. Обычно по длине пути вычисляют начальную скорость транспортного средства при совершении ДТП. Для водителя же, наоборот, важно знать, сколько будет тормозить его авто на такой скорости.

Тормозной путь мотоцикла обычно больше, чем у автомобиля, потому что, во-первых, у него на два колеса меньше, то есть пятно контакта колес с дорогой маленькое, а во-вторых, есть два тормоза, передний и задний. Причем оба имеют свою специфику применения и нельзя просто «тормозить в пол». При совершении экстренного торможения контролировать мотоцикл значительно сложнее, чем автомобиль, и большая часть рефлексов водителя будет занята вопросом: «Как бы не убиться?», а не «Как бы быстрее остановиться?». Это вовсе не значит, что мотоциклист будет обязательно давить пешехода, в большинстве случаев он его просто объедет.

Тормозной путь поезда - это вообще отдельная тема. Все рельсовые транспортные средства могут двигаться или вперед, или назад, поэтому не будет заносов или переворотов. Машинисту не нужно контролировать направление движения, только работу системы торможения. В то же время коэффициент трения здесь низкий, масса большая и расстояние, которое пройдет рельсовый состав до полной остановки, часто более одного километра. Очень часто недооценка этой особенности поездов приводит к трагедии.

Важно помнить, что водитель любого транспортного средства должен выбирать безопасную скорость своего движения. Лучше четко осознавать, какой будет тормозной путь, чем смотреть потом, как его измеряют.

fb.ru

Всё про тормозной и остановочный путь автомобиля

Hyundai Solaris

Официальный дилер Кредит 4.5% / Рассрочка Trade-in / 95% одобрений

Без первноначального взноса

Дорожное движение помимо заключённого в названии, собственно, движения предполагает остановку. Вы тормозите на светофоре, перед пешеходным переходом, перед другой машиной и тому подобное по много раз за поездку. Иногда (обычно чаще, чем хотелось бы) вам приходится останавливаться очень быстро и резко. Есть 2 термина, которые нужно различать в связи с этим: тормозной путь и остановочный путь. Они значат разные вещи, хоть и связаны между собой общим предназначением: показать водителю, что законы инерции действуют на любую машину.

В чём разница

Тормозной путь для каждой машины является статическим показателем. Его замеряют инженеры на тестах, указывают в расширенных спецификациях. Конечно, мы пока говорим об идеальных условиях. Такие показатели не будут учитывать мокрый асфальт, стёртые колодки и изношенную резину. Поэтому не стоит воспринимать эти цифры как нечто магическое, что заставит ваш автомобиль одинаково затормозить и на сухом новом асфальте, и на мокром льду. На них стоит лишь ориентироваться, не более.

Гораздо более значимым показателем для водителя (и гораздо более субъективным, как бы парадоксально это ни звучало) будет остановочный путь. То, что подразумевается под остановочным путём, можно замерять только разово. Скорее всего, каждый раз цифры будут разными, это определено самой сутью показателя. Итак, это расстояние, которое машина проходит с момента, когда водитель заметил препятствие, и до момента полной остановки. То есть этот показатель зависит от скорости вашей реакции, от вашей концентрации на дорожной обстановке, от того, с какой силой вы давите на педаль тормоза… Естественно, всё это очень индивидуально. Вы можете сказать, что цифры не должны отличаться очень уж сильно, и мы бы с вами согласились, если бы не одно «но»: время между «заметил» и «осознал» очень сильно зависит от вашего состояния. Сторонний наблюдатель может хоть как-то это оценить, но вот вы сами не способны на это. В частности, именно поэтому запрещено садиться пьяным за руль. Ваша реакция замедляется, но вы сами этого не осознаёте; поэтому пьяный водитель представляет огромную опасность для всех участников движения, в том числе и для самого себя.

Как считать

Формул для расчёта остановочного пути, соответственно, не существует. Наш математический аппарат не способен обработать такое количество переменных. Поэтому, пожалуйста, не отвлекайтесь от дороги, когда сидите за рулём.

Тормозной путь часто отождествляют с длиной тормозного следа. Хоть эти показатели и не значат одно и то же, однако вытекают один из другого. Поэтому не станем отходить от общепринятой практики. В этом смысле тормозной путь широко используется в разборе дорожных ситуаций; например, зная массу машины и измерив тормозной путь, можно определить скорость, с которой двигался автомобиль. Если говорить о готовой формуле, то вот так она выглядит:

Va — собственно, скорость, которую нам нужно вычислить; tз — время усиления торможения; j — установленное время торможения (берётся из таблицы);

Sю — длина тормозного следа.

Обратите внимание, что величины измерения в этом уравнении — секунды и метры. Соответственно, ответ вы получите в метрах в секунду; мы предупреждаем, чтобы не сбивать вас с толку. На первый взгляд, формула не такая уж сложная. Тем не менее вычисления могут запутать вас из-за достаточно большого числа параметров и их непрозрачности. Например, время усиления торможения как-то интуитивно не может появиться у вас в голове, когда вы смотрите на след от своей резины. Определение скорости по тормозному пути всё же остаётся уделом экспертов. А теперь представьте, что вдобавок к этому вам нужно учесть ещё с десяток параметров, относящихся к вам и вашему состоянию. Представили? Это сложно для неподготовленного к математике, физике и баллистике человека, так что расчёты тоже оставим экспертам. Надо же им чем-то заняться.

А что тогда

Можно провести расчёт тормозного пути автомобиля, но мы считаем, что это бессмысленно. Как-то с трудом можно представить, чтобы водитель, особенно неопытный, в момент, когда нужно принимать решение, начал подставлять цифры в формулу. Существуют средние показатели, на них и следует ориентироваться. Пусть они приблизительные, но они могут подсказать вам порядок цифр, «вилку» значений. Существуют таблицы длин тормозного пути автомобиля в зависимости от его класса, потому что, само собой, тяжеленный внедорожник тормозит совсем не так, как микролитражка. Эти таблицы составляются для скорости 60 км/ч. Но будьте осторожны, пропорция для расчёта коварна, она умножает значения на квадрат «дельты», то есть при увеличении скорости в 2 раза тормозной путь увеличится в 4 раза!

Существуют некие стандарты для веса автомобиля определённого класса. Вряд ли, скажем, огромный пикап будет весить меньше полутора тонн (мы бы ставили, вообще-то, тонны на 2). А вот спорткар или суперкар, кузов которого выполнен практически полностью из углеродного волокна или ещё какого-нибудь гиперинновационного материала, это уже совсем другое дело. Он не вписывается ни в одну таблицу, да и не место ему там. Вот почему в таблице значения усреднённые и приведены они для владельцев серийных автомобилей.

Эти значения, как мы уже писали, не должны восприниматься вами как истина в последней инстанции. Это идеальные цифры, повторить их смогут разве что профессиональные гонщики на абсолютно новых автомобилях. В этой таблице может быть указан тормозной путь для мокрой дороги, но мы-то с вами знаем, что «мокро» бывает неодинаково. Ливень или дождь? Плюс на улице, ноль или минус? День или ночь? Так что таблица не панацея. Да, она полезна, чтобы вы узнали, сколько примерно будет ехать ваша машина после того, как вы нажали на тормоз, но не более. Всё равно на дороге вам нужно соблюдать осторожность и дистанцию.

Калькулятор не пригодится

Чтобы хоть как-то рассчитать тормозной путь своего автомобиля, вам потребуются знания, упорство и куча данных. Так что это, как мы уже сказали выше, не очень полезно. Вместо этого лучше принять меры для того, чтобы снизить это значение, даже если вы не знаете его с точностью до сантиметров. Регулярно проверяйте состояние тормозной системы, доливайте тормозную жидкость, меняйте колодки. И внимательно смотрите за дорогой, это может спасти не только вашу, но и чужую жизнь.

Тем не менее не переусердствуйте. Конечно, важно соблюдать дистанцию, но если вы прикинули, что ваш тормозной путь составит примерно, скажем, 20 метров, это не значит, что нужно держать именно такое расстояние между вашими машинами. Будьте здравомыслящим человеком. Машина впереди движется со сравнимой с вашей скоростью и она также обладает массой, так что не сможет затормозить мгновенно. Поэтому нескольких метров между вами будет достаточно.

Ещё один важный момент для вас: оборудована ли ваша машина ABS? Если да, то эта система обезопасит вас от заблокированных колёс при любом торможении, особенно при резком. Так, вас не понесёт в неконтролируемый занос. Если же этой системы на вашем автомобиле нет, то не давите на педаль изо всех сил. Периодически приподнимайте ногу, совсем немного. Это ослабит нажим тормозных колодок, даст колесу потратить хоть небольшую часть инерции торможения на прокручивание, и опять-таки не даст ему уйти с траектории.

В общем, наши рекомендации банальны до невозможности: следите за состоянием систем своего автомобиля, следите за дорогой, не садитесь за руль пьяным или сонным и помните — дорога опасна. Не расслабляйтесь, и это сохранит вам жизнь.

Укажите насколько полезна была Вам эта статья!!!:

CarExtra.ru

Какой тормозной путь у автомобиля и мотоцикла при скорости 60 км/ч?

Любой автомобилист знает, что часто от ДТП нас отделяют буквально доли секунды. Автомобиль, движущийся с определенной скоростью, не может замереть на месте, как вкопанный, после нажатия на педаль тормоза, даже если у вас стоят покрышки Continental, которые традиционно занимают высокие места в рейтингах, и тормозные колодки с высоким коэффициентом тормозного нажатия.

После нажатия на тормоз, автомобиль еще преодолевает определенное расстояние, которое называют тормозным или остановочным путем. Таким образом, тормозной путь — это расстояние, которое проходит транспортное средство с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. Водитель должен хотя бы приблизительно уметь рассчитывать остановочный путь, иначе не будет соблюдаться одно из основных правил безопасного передвижения:

  • остановочный путь должен быть меньше, чем расстояние до помехи.

Ну, а здесь вступает в действие такая способность, как скорость реакции водителя — чем раньше он заметит преграду и нажмет на педаль, тем раньше машина остановится.

Длина тормозного пути зависит от таких факторов:

  • скорость движения;
  • качество и вид дорожного покрытия — мокрый или сухой асфальт, лед, снег;
  • состояние шин и тормозной системы автомобиля.

Обратите внимание, что такой параметр, как вес автомобиля, не влияет на длину тормозного пути.

Также большое значение имеет и способ торможения:

  • резкое нажатие до упора приводит к неуправляемому заносу;
  • постепенное усиление давления — применяется в спокойной обстановке и при хорошей видимости, в экстренных ситуациях не применяется;
  • прерывистое нажатие — водитель несколько раз жмет на педаль до упора, автомобиль может потерять управляемость, но останавливается достаточно быстро;
  • ступенчатое нажатие — по этому же принципу работает система ABS, водитель полностью блокирует и растормаживает колеса, не теряя контакт с педалью.

Есть несколько формул, с помощью которых определяют длину остановочного пути, и мы применим их для разных условий.

Сухой асфальт

Длина тормозного пути определяется по простой формуле:

Из курса физики помним, что μ — это коэффициент трения, g — ускорение свободного падения, а v — скорость движения автомобиля в метрах в секунду.

Представляем ситуацию: едем на ВАЗ-2101 со скоростью 60 км/час. В метрах 60-70 видим пенсионерку, которая, забыв о любых правилах безопасности, бросилась через дорогу за маршруткой.

Подставляем данные в формулу:

  • 60 км/час = 16,7 м/сек;
  • коэффициент трения для сухого асфальта и резины равняется 0,5-0,8 (обычно берут 0,7);
  • g = 9,8 м/с.

Получаем результат — 20,25 метров.

Понятно, что такое значение может быть только для идеальных условий: хорошее качество резины и с тормозами все отлично, вы тормозили одним резким нажатием и всеми колесами, при этом не ушли в юз и не утратили управляемость.

Можно перепроверить результат еще по одной формуле:

S=Kэ*V*V/(254*Фc) (Кэ — тормозной коэффициент, для легковых авто он равняется единице; Фс — коэффициент сцепления с покрытием — 0,7 для асфальта).

В данную формулу подставляют скорость в километрах в час.

Получаем:

  • (1*60*60)/(254*0,7) = 20,25 метров.

Таким образом, длина тормозного пути на сухом асфальте для легковых авто, движущихся на скорости 60 км/час, в идеальных условиях составляет не менее 20 метров. И это при условии резкого торможения.

Мокрый асфальт, лед, укатанный снег

Зная коэффициенты сцепления с дорожным покрытием, можно легко определить длину тормозного пути при различных условиях.

Коэффициенты:

  • 0,7 — сухой асфальт;
  • 0,4 — мокрый асфальт;
  • 0,2 — укатанный снег;
  • 0,1 — гололед.

Подставляя эти данные в формулы, получим следующие значения длины остановочного пути при торможении на 60 км/час:

  • 35,4 метра на мокром асфальте;
  • 70,8 — на укатанном снегу;
  • 141,6 — на льду.

То есть на льду длина тормозного пути возрастает в 7 раз. Кстати, на нашем сайте Vodi.su есть статьи о том, как правильно управлять автомобилем и тормозить в зимнее время. Также безопасность в этот период зависит и от правильного выбора зимней резины.

Если вы не любитель формул, то в сети можно найти простые калькуляторы тормозного пути, алгоритмы которых и построены на данных формулах.

Длина остановочного пути с ABS

Главная задача ABS — не дать уйти автомобилю в неконтролируемый занос. Принцип действия этой системы схож с принципом ступенчатого торможения — колеса полностью не блокируются и тем самым у водителя сохраняется возможность управлять автомобилем.

Многочисленные тесты демонстрируют, что с ABS тормозной путь короче на:

  • сухом асфальте;
  • мокром асфальте;
  • укатанном гравии;
  • на пластиковой разметке.

На снегу, гололеде или на раскисшей почве и глине эффективность торможения с ABS несколько снижается. Но в то же время водителю удается сохранить управляемость. Стоит также отметить, что длина тормозного пути во многом зависит от настроек ABS и наличия EBD — системы распределения тормозного усилия).

Одним словом, тот факт, что у вас есть ABS, не дает вам преимуществ в зимнее время. Длина тормозного пути может быть на 15-30 метров больше, но зато вы не утрачиваете контроль за машиной и она не отклоняется от своего маршрута. А на льду данный факт значит очень много.

Тормозной путь мотоцикла

Научиться правильно тормозить или притормаживать на мотоцикле — задание не из легких. Можно тормозить передним, задним или обоими колесами одновременно, также используется торможение двигателем или юзом. Если затормозить неправильно на большой скорости, то можно очень легко утратить равновесие.

Длина тормозного пути для мотоцикла также рассчитывается по выше приведенным формулам и составляет для 60 км/час:

  • сухой асфальт — 23-32 метра;
  • мокрый — 35-47;
  • снег, грязь — 70-94;
  • гололедица — 94-128 метров.

Вторая цифра — это тормозной путь юзом.

Любой водитель или мотоциклист должен знать приблизительную длину тормозного пути своего ТС при разных скоростях. Сотрудники ГИБДД при оформлении ДТП по длине юза могут определить скорость, с которой двигался автомобиль.

(12 оценок, среднее: 4,17 из 5)

vodi.su

Остановочный [ тормозной ] путь

Остановочный путь – для водителя это не просто фраза. Из-за того, каким он будет — зависит целостность автомобиля, свое здоровье, а так же здоровье пассажиров и пешеходов.

Что такое остановочный путь?

Остановочный путь – это пройденное автомобилем расстояние с того момента, как водитель обнаружил какую-либо опасность для дальнейшего движения и до того момента, как автомобиль полностью не остановился.

Именно поэтому, следует держать дистанцию между собой и впереди идущим автомобилем – ведь если водитель передней машины внезапно ударит по тормозам, то вам понадобиться время, и соответственно метры дороги чтобы воспроизвести свой остановочный путь.

Остановочный путь зависит от многих факторов. Один из главных:

  • Скорость, в данный момент.

Другие факторы не менее важны:

  • Езда с уклона или наоборот, в подъем.
  • Состояние тормозных дисков и износ шин.
  • Погода.
  • Покрытие автодороги.
  • Ваша реакция.
  • Стаж управления автомобилем.

Сам же остановочный путь состоит из двух составляющих – то расстояние, которое автомобиль проехал с момента обнаружения опасности до переноса ноги на педаль тормоза.

Вторая составляющая – это то расстояние, которое автомобиль проехал с момента нажатия тормоза до его полной остановки.

Какое время занимает реакция водителя?

У разных водителей среднее время наступления реакции, но в среднем – 0,5 секунды.  Но эти данные показываю и намного большее время – до 1,5 секунды.

Так от чего зависит это время?

  • От пола. У мужчин реакция более развита, чем у женщин.
  • Возраст тоже напрямую влияет на реакцию. Как показывает статистика, у пожилых людей реакция в среднем происходит по истечению секунды, а у молодых людей – менее половины доли времени.
  • Стаж. Если опытному водителю для принятия какого-либо решения нужна доля секунды, то новичок будет некоторое время думать над принятием решения и осмысливанием ситуации.
  • Условия. В городах водитель всегда видит перемены, держит разные скорости, разгоняется и тормозит. На трассе из-за однообразности реакция замедляется.
  • Время. Ночью у всех людей реакция затупляется, а днем становиться быстрее.
  • Погодные условия так же влияют на быстроту реакций. Если за окном снег, дождь, пыль или туман – водитель полностью поглощен этой проблемой, и время для реакции нужно немного больше.
  • Мобильный телефон так же увеличивает время. Не зря вели штрафы за разговоры без специального устройства.
  • Медицинские препараты – если идет их прием, то нужно проконсультироваться с врачом, можно ли во время приема водить автомобиль. Некоторые лекарства притупляют реакцию и вызывают сонливость.

Тормозная система и ее особенности

У каждого транспортного средства свое время до остановки. Тормозная система в разделах автомобилей работает практически одинаково, разница лишь в состоянии тормозных колодок.

Определенное транспортное средство сможет остановиться за:

  • Легковые автомобили – 12-13 секунд.
  • Автобусы до 5 тонн – 13-14 секунд.
  • Автобусы свыше 5 тонн – 16-17 секунд.
  • Грузовые тс до 3,5 тонн – 15-16 секунд.
  • Грузовые тс от 3,5 до 12 тонн – 17-18 секунд.
  • Грузовые тс массой более 12 тонн – 17-18 секунд.
  • Двухколесные мопеды или мотоциклы – 7-8 секунд.
  • Мотоцикл оснащенный прицепом – 8-9 секунд.
  • Легковые автомобили с прицепом – 13-14 секунд.

Правила дорожного движения и скорость

Для того, чтобы тормозной путь был как можно меньше и соответствовал таблице, расположенной выше, следует придерживаться правилам дорожного движения и рекомендуемой скорости.

  • Так, в населенных пунктах не стоит превышать скорость более 60 километров в час, а во дворах и жилых зонах – не стоит ехать более двадцати километров в час.
  • Для автобусов перевозящих детей есть ограничение по всем дорогам – шестьдесят километров в час.
  • Такие же условия скорости нужно соблюдать транспорту, у которого в кузове на специальных лавках сидят люди. Автобусам, будь то междугородними или маломестными, а так же мотоциклам разрешено ехать не более 90 километров в час.
  • Всем остальным автобусам, а так же автомобилям категории «в» которые буксируют прицеп – на автомагистралях можно ездить не более 90 километров в час.
  • Те же правила касаются и грузовиков с полуприцепами. А вот по остальным дорогам эти транспортные средства могут ехать не более чем 70 километров в час.
  • Легковым и грузовым авто (если полная масса не превышает трех с половиной тонн) по автомагистралям можно ездить со скоростью 110 километров в час, а по всем остальным дорогам – не более 90километров в час.

Расчет остановочного пути транспортного средства

Для расчета тормозного пути можно использовать одну из наипростейших формул:

SO=SP+SCT+ST

  1. SO – это путь, который автомобиль пройдет до полной остановки
  2. SP — это те метры, которые автомобиль проедет за время реакции водителя
  3. SCT – метры, которые авто проедет за время срабатывания тормозов
  4. ST – непосредственное торможение

На примере можно произвести нехитрые расчеты:

  • SO=SP+SCT+ST
  • SCT=V*TCT=16M/C»1C=16M
  • SP=V*TP=16M/C»0.25C=4M
  • ST=V*TT=16M/C»1C=16M
  • SO=16+4+16=36M

Благодаря таким нехитрым подсчетам можно сделать вывод о том, что автомобиль проедет, с момента обнаружения водителем опасности до момента полной остановки транспортного средства, 36 метров.

Но все-таки, не стоит полагаться на этот расчет.

Ведь не стоит забывать, что автомобиль обладает разным колесным приводом, состоянием колес и тормозных дисков. Так же время торможения зависит от реакции водителя и его силу нажатия на педаль тормозного механизма. Погодные условия тоже играют немаловажную роль в остановочном расстоянии транспортного средства.

Ну и напоследок. Не забывайте вовремя проходить технический осмотр транспортного средства или делайте осмотр сами.

Держите необходимое давление в шинах, периодически заглядывайте в бачок, который предназначен для тормозной жидкости – если уровень мал – подливайте. Проверяйте состояние дисков и шин автомобиля, и не забывайте «переобуваться».

autojurist911.ru


Смотрите также