Как регулировать клапана на ямз 236


Регулировка зазоров в клапанном механизме автомобиля МАЗ

Тепловые зазоры в клапанном механизме предназначены для обеспечения герметичной посадки клапана на седло, при расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя. Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25.. .0,30 мм. При повторной проверке зазоров после прокрутки коленчатого вала отрегулированного двигателя возможно изменение их до пределов 0,20.. .0,35 мм из-за погрешности формы и расположения поверхностей деталей распределительного механизма, что является допустимым.

рис. 1

При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма. При очень малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя. Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогару.

Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его остановки.

При регулировке тепловых зазоров и повторной их проверке коромысла клапанов рекомендуется прижать:

• на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов — к упорной шайбе;

• на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к упорной шайбе, впускных клапанов — к торцу оси.

Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров — к маховику.

Последовательность регулировки:

1. Выключить подачу топлива.

2. Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки.

3. Проверить момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120... 150 Нм (12... 15 кгсм).

4. Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (при виде со стороны вентилятора) спереди ключом за болт крепления шкива или сзади ломиком за маховик через люк в нижней части картера маховика, используя отверстия в маховике (рис. 1), установить момент, когда впускной клапан первого цилиндра полностью поднимется (то есть закроется). Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще примерно на ⅓  оборота (120°). Это положение коленчатого вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана этого цилиндра будут закрыты.

рис. 2

5. Проверить щупом зазор между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, при необходимости, отрегулировать.

6. для регулировки зазоров отвернуть гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой (рис. 2), установить зазор 0,25.. .0,30 мм. Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,30 мм — с усилием.

7. для регулировки зазоров клапанного механизма остальных цилиндров провертывать коленчатый вал в том же направлении до полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно еще на ⅓  оборота. Зазоры регулировать как указано выше (см. п. 6).

Регулировку зазоров по цилиндрам рекомендуется проводить в соответствии с порядком их работы 1—4—2—5—3—6. Схема нумерации цилиндров приведена в разделе «Особенности двигателя».

8. После окончания регулировки зазоров запустить двигатель и прослушать его работу. Стуков в клапанном механизме не должно быть. В случае наличия характерного стука клапанов остановить двигатель и регулировку зазоров повторить.

9. Поставить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.

autoruk.ru

Двигатель 236 и 238

Для двигателя ЯМЗ-238КМ2установочный угол опережения впрыскивания равен 10º.

Рис. 16. Совмещение рисок:

1 – указатель нижнего люка; 2 – маховик; 3 – картер маховика; А – направление вращения коленчатого вала

Вращать коленчатый вал можно ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или ломиком за отверстия в маховике при снятой крышке люка картера маховика.

В момент совмещения меток, показанных на рис. 15 и 16, должны совместиться метка на торце муфты 2 (рис. 17) опережения впрыскивания с риской на указателе 8. Если метки не совместились, отвернуть две гайки 11 и поворотом муфты опережения впрыскивания за счет овальных отверстий на приводе совместить указанные на рис. 17 метки.

Не сбивая совмещенного положения меток, затянуть гайки привода и, провернув коленчатый вал, проверить правильность установки угла опережения впрыскивания.

РЕГУЛИРОВКА КЛАПАННОГО МЕХАНИЗМА

Тепловой зазор в клапанном механизме обеспечивает герметичность посадки клапана на седло и компенсирует тепловое расширение деталей механизма при работе двигателя.

Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25-0,30мм. При проверке на двигателеиз-забиения сопрягаемых деталей распределительного механизма тепловые зазоры после проворачивания коленчатого вала должны укладываться в пределы0,20-0,40мм.

Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или менее чем через 15 минут после его остановки.

При регулировке клапанного механизма и повторной проверке тепловых зазоров коромысла клапанов рекомендуется прижать:

- на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов - к торцу оси, впускных клапанов - к стопорному кольцу;

31

Рис. 17. Привод топливного насоса высокого давления:

1 - корпус топливного насоса высокого давления; 2 - муфта опережения впрыскивания; 3, 8 - пластины; 4 - болт крепления пластин к ведомой полумуфте; 5 - ведущая полумуфта; 6 - указатель начала подачи топлива; 7 - болт крепления пластин к фланцу ведущей полумуфты; 9 - гайка болта крепления пластин к фланцу ведущей полумуфты; 10 - центрирующая пластина; 11 - фланец полумуфты с пластинами; 12 - стяжной болт; 13 - ведомая полумуфта; 14 - болт крепления ведомой полумуфты; а -выступ-меткана фланец полумуфты;б - совмещение меток на указатели и муфте опережения впрыскивания.

- на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов - к стопорному кольцу, впускных клапанов - к торцу оси.

Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров - к маховику.

32

Последовательность регулировки:

1.Выключить подачу топлива.

2.Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки.

3.Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть

120 - 150 Н·м (12 - 15 кгс·м).

4.Вращая коленчатый вал по часовой стрелке (со стороны вентилятора) ключом за болт крепления шкива или ломиком за отверстия в маховике и внимательно наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью поднимется (т.е. полностью закроется), после чего провернуть вал еще на 1/4-1/3оборота. В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия, и оба клапана этого цилиндра закрыты.

5.Вставив щуп в зазор между торцом клапана и носком коромысла, проверить зазоры у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, если необходимо, отрегулировать их в пределах 0,25 - 0,30 мм.

6.Для регулировки зазоров отвернуть контргайку регулировочного винта (рис. 18), вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор (рис. 19). Придерживая винт отверткой, затянуть контргайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, а толщиной 0,30 мм - с усилием.

Рис. 18. Отвертывание контргай-

Рис. 19. Регулировка зазоров

ки регулировочного винта

клапанного механизма

33

7. Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра провернуть коленчатый вал в направлении вращения до момента полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно провернуть еще на 1/4-1/3оборота. Регулировку зазоров в каждом цилиндре производить, как указано в п.п. 5 и 6.

Клапанные зазоры рекомендуется регулировать в порядке

работы цилиндров:

для двигателя ЯМЗ-236М2:

для двигателя ЯМЗ-238М2:

1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6

1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 – 8

8.После регулировки зазоров пустить двигатель и прослушать его работу. При появлении стука клапанов остановить двигатель и вновь проверить зазоры.

9.Установить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ

ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА

Уровень масла контролировать по меткам указателя уровня масла не раньше, чем через пять минут после остановки двигателя, установив машину на ровной горизонтальной площадке. Для контроля отвернуть указатель с резьбовой части трубки, протереть его стержень чистой ветошью и вставить в трубку, не ввертывая, после чего вторично вынуть указатель (рис. 3) и проверить уровень масла. Уровень масла должен находиться между верхней «В» и нижней «Н» метками. Если уровень масла находится близко к метке «Н», долить до метки «В» свежее масло той же марки. Не доливать масло выше верхней метки. Излишки масла следует слить или откачать из картера.

ЗАМЕНА МАСЛА

Для удаления из картера вместе с маслом отложений сливать масло из прогретого двигателя, соблюдая меры безопасности. Для слива масла отвернуть сливную пробку на картере и снять крышку маслозаливной горловины предварительно очистив ее от пыли и грязи. После полного слива масла пробку завернуть. Масло заливать в двигатель через горловину на крышке головки цилиндров. Перед заливкой

34

очистить горловину от пыли и грязи, проверить затяжку сливной пробки масляного картера: момент затяжки 140…160 Н·м (14…16 кгс·м). Заливать масло из маслораздаточных колонок дозировочными пистолетами, а при отсутствии колонок – через воронку с сеткой из чистой заправочной посуды. Закрыть крышку горловины.

ОБСЛУЖИВАНИЕ МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА

1.Отвернуть на 3-4оборота колпак фильтра и слить масло через канал корпуса в подставленную тару. Для отвертывания колпака можно пользоваться ключом.

2.Отвернуть полностью и снять колпак 5 (рис. 20) фильтра.

3.Нажать на замковую крышку 3 и, утопив ее в колпак 5 на 2-3мм, повернуть на 45º, после чего она выйдет из зацепления

сфланцем колпака. Извлечь из колпака замковую крышку и фильтрующий элемент 4.

4.Промыть внутреннюю полость колпака дизельным топливом.

5.Установить в колпак новый фильтрующий элемент резиновой прокладкой наружу. В отверстие прокладки установить замковую крышку, обеспечив правильное положение прокладки. Нажав на замковую крышку, утопить ее вместе с элементом в колпак и повернуть на 45º. В пазы крышки войдут выступы фланца колпака, после чего пружина отожмет крышку в рабочее положение.

6.Навернуть колпак с элементом на штуцер корпуса 1 и затянуть моментом 20 - 40 Н·м (2 - 4 кгс·м).

Рис. 20. Масляный фильтр:

1 - корпус; 2 - прокладка; 3 - замковая крышка; 4 - фильтрующий элемент; 5 - колпак

7. На работающем двигателе убедитьсявотсутствиитечимасла черезуплотнение колпака. Через четыре замены фильтрующего элемента заменить уплотнительную прокладку 2.

35

ПРОМЫВКА ФИЛЬТРА ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА

1.Отвернуть гайку 13 крепления колпака 11 (рис. 21) и снять колпак.

2.Отвернув гайку 10 крепления ротора, снять упорную шайбу 9 и ротор в сборе.

3.Разобрать ротор, для чего отвернуть гайку 8, снять шайбу 7 и колпак 6 ротора.

4.Удалить из колпака 6 и с ротора 5 осадок и промыть их в дизельном топливе.

5.Собрать фильтр в обратной последовательности, проверив состояние прокладок и сопел ротора. Если необходимо, прокладки заменить, а сопла ротора прочистить.

Рис. 21. Фильтр центробежной очистки масла:

1 - корпус; 2 - прокладка колпака; 3 - сопла; 4 - прокладка ротора; 5 - ротор; 6 - колпак ротора; 7 - шайба; 8 - гайка ротора; 9 - упорная шайба; 10 - гайка крепления ротора; 11 - колпак; 12 - шайба; 13 - гайка крепления колпака

СНЯТИЕ И ПРОМЫВКА КЛАПАНОВ СИСТЕМЫ СМАЗКИ

При возможном заедании редукционного клапана основной секции масляного насоса, предохранительного клапана радиаторной секции или дифференциального клапана системы смазки их вывернуть, отогнув предварительно замковую шайбу. Клапан промыть в дизельном топливе, не разбирая, и установить на место. При неисправностях (поломка пружины и др.) заменить клапан в сборе.

36

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ

При правильном и регулярном обслуживании топливная аппаратура двигателя может работать длительный срок без ремонта. Обслуживание топливной аппаратуры производить с максимальной тщательностью и чистотой. После отсоединения топливопроводов штуцерытопливногоиподкачивающегонасосов, форсунок, фильтров и отверстия трубопроводов защитить от попадания грязи пробками, колпачками, заглушками или чистой изоляционной лентой. Все детали перед сборкой тщательно очистить и промыть в чистом бензине или дизельном топливе. Топливопроводынизкогодавления присоединяются пустотелыми болтами или накидными гайками через наконечники, закрепленные на концах топливопроводов. Контактные поверхности уплотняются шайбами.

ВНИМАНИЕ! УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ ШАЙБЫ ПОВТОРНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

При отсоединении топливопровода высокого давления от форсунки придерживать штуцер форсунки гаечным ключом во избежание его отвертывания и течи топлива. После отсоединения проверить надежность затяжки штуцера без снятия форсунки с двигателя. Установку и крепление трубопроводов высокого давления и трубопровода дренажной системы к форсункам производить после установки форсунки и затяжки гайки скобы.

С целью предотвращения «разноса» двигателя в зимний период эксплуатации категорически запрещается обливать топливный насос высокого давления перед пуском горячей водой. В течение всего периода эксплуатации запрещается мойка топливного насоса водой под напором. При остановке двигателя

взимний период эксплуатации скобу кулисы регулятора оставить

вположении выключенной подачи.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ФОРСУНОК

После длительной работы на двигателе допускается снижение давления начала впрыскивания форсунок до 18,1 МПа (185 кгс/см2). При обслуживании форсунок, замене хотя бы одной

форсунки, все форсунки отрегулировать на давление начала впрыскивания 22,6+0,8 МПа (230+8 кгс/см2).

ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

Обслуживание и регулировку топливного насоса высокого давления производить в соответствии с рекомендациями Ярославского завода дизельной аппаратуры в специализирован-

37

ных мастерских, оборудованных специальными стендами, причем для различных модификаций двигателей устанавливать следующие номинальные подачи (см. табл. 3).

Таблица 3

Модели

Частота вращения

Величина подачи

двигателей

кулачкового вала

мм3/цикл

насоса, об/мин

ЯМЗ-236М2

1030±10

96 – 100

ЯМЗ-238М2

1030±10

96 – 100

ЯМЗ-238АМ2

1030±10

93 – 97

ЯМЗ-238ВМ

1030±10

96 – 100

ЯМЗ-238ГМ2

830±10

90 – 94

ЯМЗ-238КМ2

1030±10

86 – 90

УСТАНОВКА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ И ЕГО ПРИВОДА НА ДВИГАТЕЛЬ

1.Установить ведомую полумуфту 14 на муфту 2 (рис.

17)опережения впрыскивания и закрепить ее четырьмя болтами.

2.Повернуть муфту 2 опережения впрыскивания так, чтобы бобышки ведомой полумуфты установились в горизонтальном положении, а метка на торце муфты находилась в зоне указателя 6, закрепленного на корпусе топливного насоса высокого давления.

3.Установить фланец 12 полумуфты в сборе с ведущей полумуфтой 13 и двумя пакетами пластин 3 и 8 на вал привода топливного насоса высокого давления, при атом выступ «а» на фланце должен находиться с левой стороны, если смотреть на привод со стороны вентилятора (обеспечить проворотом коленчатого вала).

4.Установить на двигатель топливный насос высокого давления с муфтой опережения в сборе и закрепить его болтами.

6.Соединить и закрепить болтами пакет пластин 3 к ведомой полумуфте.

7.Затянуть стяжной болт 11 фланца полумуфты.

8.Отрегулировать угол опережения впрыскивания топлива. Перед затяжкой сутяжного болта и после регулировки угла опережения впрыскивания топлива отрегулировать плоскостность пакетов пластин путем перемещения фланца полумуфты по валу привода, а после регулировки угла опережения впрыскивания - одновременным перемещением

38

болтов крепления пластин 8 в пазах фланца 12 полумуфты в плоскости, перпендикулярной оси вала привода, не сбивая совмещенного положения меток на муфте 2 и указателе 6.

9. Проверить наличие масла в корпусах топливного насоса высокого давления и регулятора, при необходимости долить масло до уровня отверстия по трубку отвода масла.

9.Подсоединить трубки подвода и отвода масла и топливопроводы.

10.Пустить двигатель и подрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода коленчатого вала, для чего:

− ослабив контргайку, вывернуть корпус буферной пружины на 2 - 3 мм (рис. 22);

Рис. 22. Вывертывание корпуса буферной пружины

−болтом ограничения минимальной частоты вращения (рычаг управления должен упираться в болт) подрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода до появления небольших колебаний оборотов двигателя. При ввертывании болта частота вращения коленчатого вала увеличивается, при вывертывании - уменьшается;

−ввернуть корпус буферной пружины до исчезновения неустойчивости оборотов. Категорически запрещается ввертывать корпус буферной пружины до совмещения его торца

сторцом контргайки. После регулировки законтрить болт минимальной частоты вращения холостого хода и корпус буферной пружины гайками.

Минимальную частоту вращения допускается подрегулировать на новом двигателе по окончании периода его обкатки. Нарушать заводскую регулировку максимальной частоты вращения в процессе эксплуатации категорически запрещается.

39

ОБСЛУЖИВАНИЕ ФИЛЬТРА ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА

1.Отвернуть на 3-4оборота сливную пробку 12 (рис. 23)

ислить часть топлива из колпака фильтра, после чего пробку завернуть.

2.Вывернуть болт 6 крепления колпака.

3.Снять колпак 10 и удалить фильтрующий элемент 8.

4.Промыть бензином или чистым дизельным топливом внутренние поверхности колпака.

Рис. 23. Фильтр тонкой очистки топлива:

1 - прокладка фильтрующего элемента; 2 - крышка; 3 - прокладка жиклера; 4 - жиклер; 5 - болт; 6 - шайба; 7 - прокладка колпака; 8 - фильтрующий элемент; 9 - пружина; 10 - колпак фильтра; 11 - прокладка пробки; 12 - пробка

5.Поставить в колпак 10 пружину 9, новый фильтрующий элемент 8 (отверстием с меньшим диаметром вниз), на верхний фланец элемента установить резиновую прокладку 1.

6.Поставить шайбу 6 болта крепления и прокладку 7 колпака, установить колпак с элементом на место и тщательно затянуть болт 5.

7.Пустить двигатель и убедиться в герметичности фильтра; подтекание топлива

устранить подтяжкой болта 5.

ФИЛЬТР ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА УВЕЛИЧЕННОЙ ГРЯЗЕЕМКОСТИ

C декабря 2009 года двигатели ЯМЗ комплектуются фильтром тонкой очистки топлива увеличенной грязеемкости.

Фильтр тонкой очистки топлива увеличенной грязеемкости (рис. 24) состоит из колпака 4 с приваренным к нему стержнем 3, крышки 6 и фильтрующего элемента 5. Снизу в стержень ввернута сливная пробка 1. Уплотнение между колпаком и крышкой обеспечивается резиновым уплотнительным кольцом 11. Колпак с крышкой соединен болтом 7, под головку которого поставлена уплотнительная шайба 8.

40

StudFiles.net

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

_______________________________________________________________

Регулировка клапанов ЯМЗ-240

В процессе эксплуатации изменяются тепловые зазоры между коромыслами и наконечниками стержней клапанов вследствие износа деталей газораспределительного механизма. При очень малых зазорах нарушается герметичность камеры сгорания, уменьшаются компрессия и мощность дизеля. Клапаны перегреваются, и фаски их могут прогореть. При значительных зазорах уменьшается высота подъема клапанов (менее 13,5 мм), вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров. Для восстановления плотности посадки клапанов на седла следует периодически проверять и при необходимости притирать клапаны, регулировать тепловые зазоры. Тепловые зазоры в газораспределительном механизме проверяют и регулируют через одно ТО-2 (через 480 м/ч). При необходимости, но не реже чем через 2000 м/ч выполняют притирку клапанов. Зазоры клапанов регулируют на холодном дизеле ЯМЗ-240 или по истечении 15 мин после его остановки.

Это выполняют в такой последовательности:

- Выключают подачу топлива скобой регулятора частоты вращения. - Отворачивают барашковые гайки и снимают крышки головок цилиндров. - Тарированным ключом подтягивают гайки крепления головок цилиндров и проверяют момент затяжки болтов крепления осей коромысел. - Снимают крышку лючка с передней крышки корпуса. - Цифры, нанесенные на корпусе гасителя крутильных колебаний около рисок, указывают номера цилиндров, на которых можно регулировать зазоры в клапанном механизме при данном положении коленчатого вала. - В этом случае оба клапана цилиндра ЯМЗ-240 должны быть закрыты. - Зазор рекомендуется регулировать одновременно (при одном положении коленчатого вала) в трех цилиндрах в последовательности: 1—5—12; 3—8—10; 2—6—7 и 4—9—11. - Ослабляют контргайку регулировочного винта, вставляют в зазор между торцом клапана и бойком коромысла щуп и, вращая винт отверткой, устанавливают зазор 0,25-0,3 мм. - Придерживая винт отверткой, затягивают контргайку и еще раз проверяют щупом зазор. Щуп толщиной 0,25 мм должен входить в зазор при легком нажиме, а щуп толщиной 0,3 мм с усилием. Чтобы отрегулировать зазоры в следующих трех цилиндрах, проворачивают коленчатый вал в направлении рабочего движения до совмещения меток следующих цилиндров с указателем. При этом используют механизм проворота, установленный на картере маховика с правой стороны, или ломик, вставленный в одно из радиальных отверстий маховика через нижний люк его картера. После регулирования пускают дизель и прослушивают его работу. При появлении стука клапанов вновь проверяют и регулируют зазоры. Устанавливают крышки люка и головок цилиндров, пускают дизель и проверяют, есть ли подтекание масла из-под прокладок. Ниже приведены различия приспособлений для демонтажа клапанов дизелей типа ЯМЗ.

Для снятия клапана ЯМЗ-240 крючок приспособления вводят в отверстие переходника или упорный винт ввинчивают в отверстие головки цилиндров. Нажимную тарелку 3 устанавливают на тарелку пружины клапана, с помощью рукоятки 4 рычага приспособления отжимают пружины клапана, вынимают сухари и снимают приспособление. На седла и тарелки клапанов наносят метки, чтобы при сборке установить их на свои места. Снимают пружины, поднимают головку цилиндров и вынимают клапаны. Клапаны и седла очищают от нагара, промывают в керосине и дефектуют. Клапаны с покоробленными тарелками (или стержнями) и нагарами на фасках, а также седла с нагарами восстанавливают шлифовкой или заменяют новыми. Не рекомендуется устанавливать на дизель выпускные клапаны с индексом КБ, имеющие недостаточную прочность наплавки рабочей фаски. Герметичность пар клапан - седло восстанавливают притиркой при незначительных износах их и мелких раковинах на фасках. Приготавливают притирочную пасту, тщательно перемешивая до сметанообразного состояния микропорошок зеленого карбида кремния 63С-М28, моторное масло и дизельное топливо в соотношении 1,5:1:0,5 (по объему). Перед применением смесь следует тщательно перемешать, так как микропорошок осаждается. Для притирки на фаску клапана наносят тонкий равномерный слой указанной выше пасты, стержень клапана смазывают моторным маслом и клапан устанавливают на место. Притирочную пасту можно наносить в выточки на головке цилиндров (в них запрессованы седла) не менее чем на 90 градусов по их окружности. Наличие пасты на торцах тарелок клапанов не допускается. Устанавливают на клапан дрель с присосом или специальное приспособление и производят притирку пары клапан — седло следующим образом: нажимая на клапан с усилием 20-30 Н, поворачивают его на 1/3 оборота, а затем в обратном направлении на 1/4 оборота. После пяти двойных ходов клапан ЯМЗ-240 приподнимают для лучшего доступа притирочной пасты. Притирку продолжают до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм. При правильной притирке матовый поясок на седле должен начинаться у основания большого конуса седла. Не допускаются разрывы матового пояска и наличие на нем рисок. Во избежание получения кольцевых рисок нельзя производить притирку круговыми движениями. После окончания притирки клапаны и седла промывают керосином и вытирают насухо. Устанавливают клапаны и пружины. Проверяют герметичность пар седло — клапан, заливая керосин или дизельное топливо поочередно во впускные и выпускные окна.

Качество притирки считается хорошим, если залитая жидкость не просочится в течение одной минуты через клапан при его повороте на любой угол.

Качество притирки можно проверить с помощью мягкого графитового карандаша. Для этого наносят через равные промежутки 10-15 черточек поперек фаски клапана, осторожно вставляют клапан в седло и, сильно нажимая, поворачивают его на 1/4 оборота. Все черточки на хорошо притертом клапане будут стерты.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

avtodisel.ru

Продолжение № 2 статьи сборка дизеля ЯМЗ-236/238 автомобиля МАЗ

Страница 1 из 3

Установка головок цилиндров, коромысел клапанов и регулировка зазоров в клапанах

Шпильки крепления головки цилиндров ввертывают в правый и левый ряды блока цилиндров, предварительно смазав резьбовые отверстия под шпильки в блоке дизельным маслом.

Шпильки ввертывают на всю длину резьбы моментом 80—100 Нм (8—10 кгсм); они должны выступать над плоскостью блока на величину 122 мм, что проверяют втулкой (рис. 1).

Рис. 1

Перед установкой головки цилиндров необходимо протереть привалочную плоскость.

Прокладку головки цилиндров устанавливаем на шпильки так, чтобы она установилась на штифты, а окантовка прокладки — на бурты гильз цилиндров. Головка цилиндров в сборе должна свободно, без ударов устанавливаться на шпильки и установочные штифты. Затем на шпильки навертываем гайки крепления головки цилиндров и затягиваем их.

Рис. 2

Затягивать гайки надо в порядке возрастания номеров (см. рис. 2). После первой затяжки динамометрическим ключом необходимо повторной операцией проверить требуемый крутящий момент 220—250 Нм (22—25 кгсм) на каждой гайке, соблюдая указанную последовательность.

Рис. 3

Штанги толкателей устанавливают в окна блока цилиндров и при этом совмещают наконечник штанги с пятой толкателя. Предварительно штангу протирают и смазывают наконечник дизельным маслом.

Правые и левые коромысла клапанов с осью в сборе устанавливают так, чтобы установочные штифты оси вошли в отверстия головки цилиндров, а сфера регулировочного винта была совмещена с наконечником штанги. Регулировочный винт должен быть ввернут в коромысло до упора. Затем ввертывают в головки цилиндров болты крепления оси коромысла и затягивают их моментом 120—150 Нм (12—15 кгсм).

Рис. 4

Зазоры клапанов регулируют одновременно на двух цилиндрах и при этом применяют лимб (рис. 4). Лимб устанавливают на шкив коленчатого вала, а палец З вставляют в резьбовое отверстие на крышке шестерен распределения. Тепловые зазоры двигателя ЯМЗ-326 регулируют в следующей последовательности:

- вращают коленчатый вал по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива, наблюдают за движением впускного клапана первого цилиндра и устанавливают момент, когда он полностью закроется. После этого вал поворачивают в том же направлении до совмещения риски на шкиве коленчатого вала с меткой 1—4 ЯМ3-236 на лимбе;

- регулируют зазоры между носками коромысел и торцами клапанов первого и четвертого цилиндров. После затяжки контргайки регулировочного винта щуп толщиной 0,25 мм должен свободно входить в зазоры толщиной 0,30 мм – с усилием. Допускается после прокручивания коленчатого вала изменение зазора в пределах 0,20 – 0,35 мм;

- совмещая на такте сжатия в порядке работы цилиндров (1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6) риску на шкиве с метками 1 – 4, 2 – 5, 3 – 6 ЯМЗ – 236 на лимбе, регулируют зазоры для остальных цилиндров.

При регулировке тепловых зазоров двигателя ЯМЗ – 238 применяют те же приемы и методы, что и для двигателя ЯМЗ – 236:

- совмещают на такте сжатия рисунок 3 на шкиве с меткой 1 – 5 ЯМЗ – 238 на лимбе;

- регулируют зазоры клапанов первого и пятого цилиндров;

совмещая на такте сжатия в порядке работы цилиндров (1-5-4-2-6-3-7-8) риску на шкиве с метками 4—2, 6—3 и 7—8 ЯМЗ-238 на лимбе, регулируют клапаны остальных цилиндров.

Штанги толкателей регулировочных клапанов должны свободно вращаться от руки. Зазор регулируют при помощи регулировочного винта; после регулировки надо надежно закрепить винт гайкой и проверить зазор.

Установка форсунок, топливопроводов и соединительного патрубка. На двигатель устанавливают комплект форсунок одной группы по распылению. Группа распылителя наносится на поверхности корпуса форсунки.

Перед установкой форсунок протирают внутреннюю поверхность стаканов, а на распылитель надевают одну уплотнительную медную шайбу. Форсунки устанавливают таким образом, чтобы уплотнитель штуцера вошел в выемку головки цилиндров. Скобы крепления форсунок устанавливают на шпильки головки цилиндров, надевают шайбы и навертывают гайки, которые затягивают моментом 50—60 Нм (5—6 кгс м).

Дренажные трубки устанавливают на левую и правую головки цилиндров, предварительно вывернув из форсунок транспортные пробки. Дренажные трубки крепят к форсункам соединительными гайками и болтами, предварительно подложив шайбы под наконечники трубок и под головки болтов. Для обеспечения надежного уплотнения во всех случаях надо ориентировать шайбы вершинами конусов от наконечников трубок наружу.

Топливные отводящие топливопроводы устанавливают в развале между цилиндрами и крепят болтами к правой и левой головкам цилиндров. Для обеспечения более жесткого крепления на каждый топливопровод устанавливают кляммер и крепят его на шпильке фланца левого впускного трубопровода. Топливопроводы высокого давления крепят на штуцера топливного насоса высокого давления и форсунок в определенной последовательности, соответствующей порядку работы секций топливного насоса высокого давления.

Насос двигателя ЯМЗ-236 имеет порядок работы, соответствующий порядку работы цилиндров двигателя (1 – 4 – 2 - 5—3—6).

Порядок работы секций насоса двигателя ЯМЗ-238 отличается от порядка работы цилиндров этого двигателя. Если порядок работы цилиндров двигателя 1—5—4—2—6—3—7—8, то секции насоса работают в последовательности 1-3-6-2-4-5-7-8.

Рис. 5

Схемы соединений секций насоса с цилиндрами двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 показаны на рис. 5.

Соединительный патрубок впускных трубопроводов устанавливают так, чтобы фланец под воздухопровод компрессора был направлен к передней части блока цилиндров.

Патрубок крепят к фланцам впускных трубопроводов, предварительно положив на фланцы прокладки с сетками в сборе и резиновые прокладки и крепят его болтами с надетыми шайбами.

Маслоизмерительный щуп устанавливают в направляющую трубку, предварительно протерев его.

Затем устанавливают крышки го ловок цилиндров, которые крепят винтами на одну - две нитки и снимают двигатель со стенда. Устанавливают заглушки на технологические отверстия и крепят болтами. Под заглушки необходимо установить картонные прокладки.

Приработку и испытания двигателей после ремонта выполняют на стендах СТЭ-160-1500 с электротормозами. На этих стендах можно испытывать двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 всех модификаций. Характеристики электротормозов для испытательных стендов приведены в таблице.

Характеристики электротормозов

Показатель

Электротормоз

АКБ-104-4

АК-102-4

Мощность, кВт

160

160

Синхронная частота вращения, мин-1

1500

1500

Крутящий момент, Нм (кгсм)

1070 (107)

1100 (110)

Предельная частота вращения коленчатого вала двигателя при работе в

 генераторном режиме с номинальным крутящим моментом, мин-1

3000

2500

Стенд для приработки и испытания двигателя должен иметь оборудование, необходимое для измерения мощности двигателя, частоты вращения коленчатого вала, часового расхода топлива, температуры воды, выходящей из двигателя (из правой и левой водяных труб), температуры масла в поддоне двигателя, давления масла в магистрали, угла опережения впрыска топлива в градусах угла поворота коленчатого вала.

Замер расхода топлива должен производиться на весах с пределом измерения до 15 кг, отсчет времени ведется по секундомеру с ценой деления 0.1 с; замер частоты вращения — ручным тахометром или тахотоскопом с ценой деления не более 10 мин. Емкость расходного бачка должна быть 10 – 12 л, уровень дна мерного бачка – не ниже 500 мм от оси входного отверстия топливоподкачивающего насоса, внутренний диаметр подводящего и отводящего топливопроводов – не менее 8 мм. Топливопроводы не должны касаться мерного бачка и должны быть погружены в топливо на глубину не более ⅓ высоты бачка от его днища. На погруженном конце топливопровода, отводящего топливо от двигателя, устанавливают отражатель, препятствующий прямому направлению струи топлива на днище бачка и способствующий выравниванию температуры топлива в бачке.

Двигатель, устанавливаемый на стенд, должен быть полностью укомплектован (за исключением крыльчатки вентилятора, генератора, компрессора). Приработка и испытание двигателя производится на дизельном топливе марки «Л». На время приработки в поддон двигателя, корпус ТНВД и корпус регулятора заливают дизельное масло до верхних меток указателей уровня масла. В воздушные фильтры заливается дизельное масло в количестве 1,6 л для двигателя ЯМЗ-236 и 1,4 л для двигателя ЯМЗ-238. Температуру масла поддерживают при помощи технологических масляных радиаторов (в начале обкатки не ниже 50˚ С).

Приработка и испытание двигателя производится на специальных режимах и включают в себя холодную и горячую обкатку, контрольную приемку.

autoruk.ru


Смотрите также