Как ставится диск сцепления на мтз 80


Сцепление трактора МТЗ-80/82

Сцепление трактора МТЗ-80, МТЗ-82 предназначено для передачи крутящего момента от двигателя на последующие элементы трансмиссии, отключения двигателя от трансмиссии, а также плавного и безударного его включения.

Рис А - устройство сцепления МТЗ 

1 - маховик; 2 ведомый диск; 3 - отжимной рычаг; 4 - регулировочный винт; 5 - отводка; 6 - тормозок; 7 - вилка выключения; 8 - вал вилки; 9 - нажимная пружина; 10 - опорный диск; 11 - нажимной диск; 12 -ступица ведомого диска; 13 - вал; 14 -демпферное соединение; 15 - соединительный диск;

Рис. Б - механизм управления МТЗ 

1- педаль; 2 - рычаг педали; 3 - пружина сервоустройства; 4 - упорный болт; 5 - болт; 6 -кронштейн; 7 - ось кронштейна: 8 - тяга сцепления; 9 - рычаг; 10 - пружина; 11 - тяга тормозка: 12 - резьбовая муфта; 13 - рычаг тормозка

Сцепление трактора МТЗ-80/82 сухое однодисковое постоянно-замкнутое. Располо­жено в сухом отсеке корпуса, соединяющем двига­тель трактора и коробку передач. Ведущими частями сцепле­ния МТЗ служат маховик 1 (рис.А) двигателя, нажим­ной 11 и опорный 10 диски. На чугунном нажимном диске есть три равномерно расположенные по ок­ружности ушка, которые входят в прорези опорно­го диска. К ушкам присоединены отжимные рыча­ги 3. Между опорным и нажимным дисками уста­новлены двенадцать нажимных пружин 9. С одной стороны пружины упираются в стаканы, которые установлены в опорном диске, с другой - в литые гнезда нажимного диска.

Ведомый диск 2 состоит из ступицы 12, соедини­тельного диска 15 с прикрепленными к нему фрикционными накладками и демпферного устройства 14. В соединительном диске выштампованы радиаль­ные пазы (прорези). Это уменьшает его жесткость и улучшает прилегание фрикционных накладок к шлифованным поверхностям трения маховика и на­жимного диска.

Фрикционные накладки изготовлены из матери­ала на основе асбеста, имеют вентиляционные ка­навки для улучшения отвода тепла и очистки по­верхностей трения от продуктов износа. Накладки с двух сторон приклепывают к соединительному диску 15. Со стороны нажимного диска между на­кладкой и соединительным диском устанавливают шесть пластинчатых пружин. Такая конструкция обеспечивает более мягкое включение сцепления. При полностью включенном сцеплении пластинча­тые пружины принимают плоскую форму, а в сво­бодном состоянии толщина ведомого диска МТЗ-82/80 примерно на 1-1,5 мм больше, чем при включенном сцепле­нии.

Ведомый диск МТЗ связан со ступицей 12 восемью ре­зиновыми демпферами 14, установленными в гнез­да-пазы ведомого диска и пазы ограничительных дисков, приклепанных к ступице. Таким образом, ведомый диск соединен со ступицей, установленной на шлицах вала 13 сцепления не жестко, а через гиб­кое устройство, что способствует мягкому включе­нию сцепления и снижению динамических нагрузок в трансмиссии.

Замедление вращения и остановка вала 13 и свя­занного с ним первичного вала коробки передач, при выключении сцепления МТЗ, обеспечивается тормозком. Его ведущий диск с приклеенной фрикционной накладкой закреплен на валу 13 при помощи шпон­ки и стопорного кольца. Шлицевая ступица отвод­ки тормозка может перемещаться по шлицам непод­вижного кронштейна отводки. Вал сцепления трактора МТЗ-82/80 тор­мозится при сжатии дисков тормозка. Отжимной подшипник может перемещаться вдоль кронштейна отводки 5 при поворачивании вилки 7 и вала вилки 8. Вал вилки поворачивается при помощи рычага 9, который тягой 8 связан с рычагом пе­дали 2, и тягой 11 - с рычагом 13 включения тормозка. К рычагу 2 крепится педаль 1. При нажатии на педаль, для выключения сцепления, усилие передается через тягу 8 и рычаг 9 на вал выключе­ния сцепления и одновремен­но тягой 11 на рычаг 13 вклю­чения тормозка. Вал выклю­чения вилкой 7 перемещает отводку 5 (рис. А), ко­торая через рычаги 3 отводит нажимной диск 11 и сжимает пружины 9, освобождая ве­домый диск 2.

Когда педаль отпускают, нажимной диск под действи­ем пружин 9 возвращается в исходное положение, что при­водит к включению сцепле­ния.

Усилитель привода сцеп­ления (сервомеханизм трактора МТЗ) слу­жит для уменьшения силы человека, прилага­емой к органам управления. Механический усилитель привода сцепления МТЗ имеет пру­жину 3 (рис. Б), кото­рая соединена с одной сторо­ны с неподвижным кронш­тейном 6 посредством регули­ровочного винта 4, а с дру­гой стороны - с трехплечевым рычагом 2. Нижнее.плечо ры­чага 2 тягой 8 связано с ры­чагом 9 валика вилки отвод­ки.  Когда сцепление включе­но, геометрическая ось пру­жины 3 проходит выше про­дольной оси вращения трех-плечего рычага 2 и пружина удерживает педаль 1 в неподвижном состоянии. Как только к педали 1 бу­дет приложено усилие и трехплечий рычаг 2 повер­нется вокруг своей оси, ось пружины 3 станет ниже оси вращения рычага 2, и при этом пружина создаст на трехплечевом рычаге поворачивающий момент, который облегчит выключение сцепления и удержи­вание педали в выключенном положении.

Когда сцепление включе­но, геометрическая ось пру­жины 3 проходит выше про­дольной оси вращения трехплечего рычага 2 и пружина удерживает педаль 1 в неподвижном состоянии. Как только к педали 1 бу­дет приложено усилие и трехплечий рычаг 2 повер­нется вокруг своей оси, ось пружины 3 станет ниже оси вращения рычага 2, и при этом пружина создаст на трехплечем рычаге поворачивающий момент, который облегчит выключение сцепления и удержи­вание педали в выключенном положении.

Регулировка муфты сцепления трактора МТЗ-80, 82

Регулировка свободного хода педали муфты сцепления МТЗ и длины блокировочной тяги тормозка.

Проверяйте свободный ход педали через каждые 500 ч работы трактора. При работе трактора свободный ход педали вследствие износа фрикционных накладок постепенно уменьшается, Допустимое уменьшение - до 30 мм, после этого требуется регулировка. Регулировку управления муфтой сцепления и тормозка производите одновременно и выполняйте в следующей последовательности:

Перед проверкой свободного хода педали освободите ее от воздействии пружины сервоустройства, для чего заверните болт 6 до упора в кронштейн 8.

При правильно отрегулированном управлении тормозком пружина 14 тяги 13 при включении сцепления должна дополнительно сжиматься на 3-4 мм.

Рис. 1. Управление муфтой сцепления МТЗ

1 - стержень подушки; 2,7, 17 - болт; 3 - педаль сцепления; 4 - ось; 5, 14 - пружина; б - болт упорный; 8 - кронштейн; 9, 13, 19 - тяга; 10, 12, 20 - вилка; 11, 16, 18 - рычаг; 15 - контргайка.

Регулировка положения отжимных рычагов сцепления МТЗ

После установки муфты сцепления на маховик и снятия технологических болтов произведите регулировку положения отжимных рычагов при помощи специальной оправки, которая базируется по внутреннему диаметру шлицевой ступицы опорного диска  с упором в торец ступицы. На оправке имеется торцевая поверхность для упора отжимных рычагов. Размеры оправки указаны. При помощи регулировочных винтов  подведите отжимные рычаги до упора в торец оправки и надежно законтрите регулировочные винты контргайками. При этом обеспечивается расстояние 0,1 мм от поверхности контакта рычагов  с выжимным подшипником до торца ступицы опорного диска. Разность этого размера для рычагов одной муфты не должна превышать 0,3 мм.

Page 2

spec-technika.blogspot.ru

Конструкция сцепления МТЗ-82

РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

______________________________________________________________________________________________

Сцепление трактора МТЗ-82 располагается на маховике и устанавлено между двигателем и коробкой передач.

Сцепление предназначено для следующих целей:

- надежная передача крутящего момента от двигателя в трансмиссию при работе трактора; - кратковременное отсоединение двигателя от трансмиссии при переключении передач в последней без ударных нагрузок; - плавное соединение неподвижного входного вала трансмиссии с вращающимся коленчатым валом двигателя в начале движения трактора и плавного нагружения их без останова двигателя; - предохранение трансмиссии и двигателя от резких нагрузок при внешних изменениях режима работы трактора; - кратковременная остановка трактора при работающем двигателе. Во фрикционных сцеплениях, передача крутящего момента осуществляется посредством сил трения, возникающих между ведущими и ведомыми элементами.

Основные требования, предъявляемые к сцеплению МТЗ-82 (кроме общетехнических), следующие:

- Надежность передачи крутящего момента от двигателя в трансмиссию. - Плавность включения сцепления, которая определяется плавностью роста нажимного усилия на парах трения. - Полнота (или чистота) выключения сцепления, которая характеризуется отсутствием поводковых моментов. - Малая величина момента инерции ведомых частей сцепления, что необходимо для быстрого останова вала при переключении передач. - Хороший теплоотвод от поверхностей трения, улучшающий температурный режим работы в момент его включения и буксования при разгоне. - Хорошая уравновешенность вращающихся частей, необходимая для уменьшения динамических нагрузок в деталях сцепления при больших частотах вращения вала двигателя.

На рисунке 2 показана принципиальная схема однодискового постоянно замкнутого сцепления с остановочным тормозком.

Ведущими частями сцепления являются все детали, связанные с валом двигателя. К ним относят маховик 1 двигателя и нажимной диск 3, связанный с маховиком поводковым устройством 6 через кожух 5. Ведомыми частями сцепления являются ведомый диск 2 в сборе с фрикционными накладками а, шлицевой ступицей 6 и маслоотражательными дисками в и ведомый вал 4. Сцепление трактора работает следующим образом. При отсутствии усилия со стороны тракториста на педали управления 18 нажимные пружины 15, воздействуя на нажимной диск 3, прижимают ведомый диск 2 к маховику 1 двигателя.

При этом за счет сил трения между маховиком 1 и накладкой ведомого диска 2, а также нажимным диском (корзиной) 3 и другой накладкой ведомого диска сцепления МТЗ-82 крутящий момент через ведомый вал 4 передается в трансмиссию.

Передаваемый момент определяется размерами и фрикционными свойствами накладок ведомого диска 2 и усилием нажимных пружин 15.

Рис.2. Схема однодискового постоянно замкнутого сцепления МТЗ-82 с остановочным тормозком

1 - маховик с отверстием для удаления масла; 2 - ведомый диск в сборе с фрикционными накладками, шлицевой ступицей 6 и маслоотражательными дисками; 3 - нажимной диск; 4 - ведомый вал; 5 - кожух сцепления; 6 - поводковое устройство нажимного диска; 7 - отжимные болты; 8 - сферические опорные шайбы; 9 - регулировочные гайки; 10 - отжимные рычаги; 11 - оттяжные пружины рычагов; 12 - выжимной подшипник отводки; 13 - муфта отводки; 14 - задний подшипник вала; 15 - нажимные пружины; 16 - стакан крепления пружины; 17 - термоизоляционная прокладка под пружину; 18 - педаль управления сцеплением; 19 - упор положения педали; 20 - соединительная тяга; 21 - наружный рычаг привода управления; 22 -возвратная пружина привода управления; 23 - рычаг привода муфты отводки; 24 - тормозной шкив вала; 25 - тормозная колодка с пружинным приводом; 26 - рычаг привода тормозка

При включенном сцеплении между выжимным подшипником 12 отводки и отжимными рычагами 10 имеется зазор 2...4 мм.

При нажатии на педаль 18 управления сцепления усилие через соединительную тягу 20 передается на наружный рычаг 21 привода управления и далее через рычаг 23 на муфту 13 отводки, которая, перемещаясь вместе с выжимным подшипником 12 в направлении маховика 1 сначала выбирает зазор между выжимным подшипником и отжимными рычагами 10, а затем воздействует на отжимные рычаги. Отжимные рычаги 10, поворачиваясь относительно неподвижной оси, через сферические опорные шайбы 8, регулировочные гайки 9 и отжимные болты 7 перемещают нажимной диск 3 в направлении от маховика 1, преодолевая усилие нажимных пружин 15. При появлении зазоров между ведомым диском 2 и корзиной сцепления МТЗ-82 крутящий момент от двигателя на ведомый вал 4 не передается (сцепление выключено). Однако по инерции ведомые части сцепления (ведомые диск 2 и вал 4) продолжают вращаться, что затрудняет процесс последующего переключения передачи в коробке передач. Для устранения этого недостатка применяют специальный остановочный тормозок. В рассматриваемой схеме тормозок состоит из тормозного шкива 24, жестко связанного с ведомым валом 4 ФС, тормозной колодки 25 с пружинным приводом и рычага 26 привода тормозка, жестко связанного с наружным рычагом 21 привода управления. Кинематика привода управления сцеплением выполнена так, что при нажатии на педаль 18 управления сначала выключается сцепление, а затем последовательно через рычаг 26 колодка 25 с пружинным приводом прижимается к тормозному шкиву 24. В результате за счет сил трения между колодкой 25 и шкивом 24 вал 4 сцепление останавливается, что обеспечивает возможность безударного переключения передач в коробке передач. При отпускании педали 18 управления сцеплением за счет усилия нажимных пружин 15 нажимной диск 3, перемещаясь в сторону маховика 1 двигателя, прижимает ведомый диск 2 к маховику, что приводит к включению сцепления. Усилие нажимных пружин 15 передается на педаль управления 18 последовательно через нажимной диск 3, отжимные болты 7, отжимные рычаги 10 на выжимной подшипник 12 и муфту отводки 13, через рычаги 23 и 21 и соединительную тягу 20. В начальный момент перемещения нажимного диска (корзины) сцепления МТЗ-82 в сторону маховика 1 освобождается тормозной шкив 24 за счет отвода тормозной колодки 25, а затем происходит включение.

В момент появления зазора между отжимными рычагами 10 и выжимным подшипником 12 все усилие нажимных пружин 15 направлено на сжатие ведомого диска 2 между ведущими дисками сцепления.

Дальнейшее перемещение педали 18 до упора 19 осуществляется за счет усилия возвратной пружины 22 привода управления.

Рис.3. Сцепление МТЗ-82 с прямой установкой разрезной тарельчатой пружины

1 - разрезная тарельчатая пружина; 2 - нажимной диск; 3 - кожух; 4 - выжимной подшипник; 5 - маховик двигателя; б - тангенциальная пластина; 7 - ведомый фрикционный диск Для фиксации отжимных рычагов 10 в одном положении при включенном сцеплении в конструкции предусмотрены оттяжные пружины 11, усилие которых направлено в сторону противоположную усилию нажимных пружин 15. Это исключает возможность свободного болтания рычагов вокруг своей оси и обеспечивает заданный зазор между рычагами 10 и выжимным подшипником 12. Для обеспечения необходимой кинематики работы механизма выключения сцепления (точки контакта отжимного рычага 10 с отжимным болтом 7 через шайбу 8 и регулировочную гайку 9 при повороте рычага перемещаются по радиусу) отжимные болты 7 с нажимным диском 3 и отжимной рычаг 10 с шайбой 8 контактируют по сферам. В процессе включения и выключения сцепления его детали нагреваются. При нагреве пружин происходит релаксация материала (потеря упругих свойств), что может привести к существенному снижению момента трения и потере ее работоспособности (не сможет передавать крутящий момент двигателя в трансмиссию). При буксовании сцепления накладки ведомого диска 2 изнашиваются. В результате корзина сцепления МТЗ-82 перемещается в сторону маховика 1, в следствие чего уменьшается зазор между отжимными рычагами 10 и выжимным подшипником 12. Пока есть зазор, все усилие нажимных пружин передается на корзину (нажимной диск).

При упоре отжимных рычагов 10 в выжимной подшипник 12 часть усилия нажимных пружин передается на подшипник, что приводит к уменьшению момента, передаваемого сцеплением и потере его работоспособности.

Поэтому в эксплуатации тракторист следит за величиной этого зазора и регулирует его при техническом обслуживании трактора. На нажимные пружины 15 при их вращении вместе кожухом 5 сцепления действуют центробежные силы, направленные от центра вращения по радиусу. В результате пружины прогибаются, что приводит к уменьшению создаваемого ими усилия на нажимной диск 3. Для уменьшения влияния центробежных сил на прогиб пружин их часто устанавливают в специальные стаканы 16.

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

___________________________________________________________

___________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ

texav.ru

Ремонт сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Пробуксовка оцепления или неполное выключение передач ведут к усиленному износу и поломкам деталей сцепления, деталей коробки передач, заднего моста и переднего ведущею моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82. Техническое состояние сцепления можно определить по ряду признаков, характеризующих ту или иную неисправность. Появление ненормального шума и стука, затрудненное включение передач, пробуксовка сцепления, особенно при увеличении тягового усилия, не устраняемые регулировкой привода сцепления, указывают на износ или разрушение деталей сцепления. Повышенный шум или свист при нажатии на педаль сцепления указывают на разрушение упорного подшипника выключения. При неправильной регулировке привода сцепления тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, что характеризуется отсутствием зазора между упорным подшипником и нажимными рычагами, подшипник постоянно вращается. Это приводит к перегреву подшипника, вытеканию смазки и, в конечном счете, к разрушению подшипника. В большинстве случаев заклинивание неисправного подшипника сопровождается обгоранием концов нажимных рычагов. Неправильная регулировка привода, ослабление усилия пружин нажимного диска могут привести к пробуксовке сцепления, снижению тягового усилия трактора, уменьшению частоты вращения вала отбора мощности. В процессе эксплуатации трактора МТЗ-80, МТЗ-82 ведомые диски сцепления коробятся, накладки изнашиваются, головки заклепок наносят значительные кольцевые риски на поверхности нажимного диска. Вследствие повышенного местного нагрева на рабочей поверхности нажимного диска могут появиться цвета побежалости и трещины. Пробуксовка сцепления может быть следствием попадания масла на поверхности дисков из-за утечек через уплотнения коленчатого вала дизеля или валов коробки передач. При короблении ведомых дисков или неправильной регулировке отжимных рычагов сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 (когда концы рычагов располагаются на разной высоте) трудно включаются передачи. В этом случае происходит перекос нажимного диска при выключении сцепления: края ведомого диска защемляются между нажимным диском и маховиком. В результате сцепление «ведет». При толщине ведомого диска менее допустимого размера заменяют либо фрикционные накладки новыми, либо диск в сборе. Затрудненное включение передач может вызываться заеданием шлицев ступицы на шлицах вала сцепления вследствие их ступенчатого износа. При разборке сцепления одновременно с устранением выявленной неисправности проводят техническую экспертизу деталей с целью замены их новыми или отремонтированными. Перед снятием сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 для ремонта в маховик заворачивают специальные технологические болты, обеспечивая предварительное сжатие нажимных пружин (рис.1), и отворачивают болты крепления опорного диска, а затем технологические болты. Перед разборкой сцепления на кожух и нажимные диски наносят мешки, стремясь обеспечить при сборке правильное взаимное расположение деталей и сохранить первоначальную балансировку сцепления. Сцепление разбирают, используя специальное приспособление.

Рис. 1. Снятие муфты сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 для ремонта

1 — муфта сцепления; 2 — технологический болт; 3 — болт крепления опорного диска

Допустимые значения контролируемых параметров сцепления МТЗ-80, МТЗ-82, мм

Толщина ведомого диска - 8,0 Коробление ведомого диска - 0,6 Толщина нажимного диска - 21,0 Толщина шлицев вала - 3,5 Высота кулачка отжимного рычага - 10,9 После замены фрикционных накладок утопание головок заклепок должно быть не менее 2,0 мм. Накладки должны плотно прилегать к диску; допускаются неплотности до 0,1 мм, а также радиальные трещины накладок около заклепок без выхода их на край или в другое отверстие под заклепку. Если толщина ведомого диска сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 не меньше допустимого значения, но головки заклепок утопают ниже плоскости накладки на 0,1 мм и менее, то обе фрикционные накладки заменяют. Осматривают состояние нажимного диска. На его опорной плоскости не допускаются кольцевые риски глубиной более 0,2 мм, следы прожогов и сетки растрескивания более 40% всей поверхности. Рабочую поверхность нажимного диска исправляют шлифованием или протачиванием до выведения следов износа и тщательно зачищают мелкой наждачной бумагой. После ремонта сцепление МТЗ-80, МТЗ-82 собирают с помощью приспособления. Сжимают пружины нажимного диска и вворачивают технологические болты для фиксации этого положения. Во внутреннюю обойму подшипника маховика устанавливают технологический вал, необходимый для правильной взаимной установки шлицевых ступиц ведомых дисков и обеспечения их соосности с маховиком. Выворачивают технологические болты из кожуха и вынимают технологический шлицевый вал.

Рис. 2. Регулировка сцепления и тормозка МТЗ-80, МТЗ-82

1 — упорный подшипник; 2 — отжимной рычаг; 3 — рычаг педали; 4, 8 — кронштейны; 5 — тяга тормозка; 6 — вилка; 7 — упорный болт; 9 — тяга; 10 — болт крепления кронштейна Свободный ход педали (положение отводки) сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 (рис. 2) регулируют вращением тяги 9. В отпущенном состоянии рычаг 3 педали должен упираться в пол кабины. Если он не упирается, постепенно выворачивают из кронштейна 8 упорный болт 7. Когда такой регулировки недостаточно, ослабляют болт 10 крепления кронштейна и поворачивают кронштейн в сторону пружины (по часовой стрелке). При правильной регулировке механизма выключения сцепления и соблюдении размера 12± 0,5 мм зазор между выступами рычагов 2 и упорным подшипником 1 должен быть 3±0,5 мм. Регулировку отводки тормозка сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 проводят в два этапа (см. рис. 2). Первый этап: отсоединяют тягу 5 от кронштейна 4, поворачивают кронштейн 4 вправо (против часовой стрелки) до упора; вращая вилку 6, увеличивают длину тяги 5 до свободного соединения вилки 6 и кронштейна 4. Второй этап: вращают вилку 6 до тех пор, пока суммарная длина тяги 5 не уменьшится на 7 мм; в таком положении соединяют вилку с кронштейном. После регулировки вилку закрепляют контргайкой. Большинство неисправностей механизмов переключения понижающего редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82 связано с возникновением следующих основных дефектов: самопроизвольным выключением и тугим переключением передач, появлением шумов и стуков. Самопроизвольно передачи выключаются при износе и сколе зубьев шестерен и зубчатых муфт, износе фиксаторов и углублений под них на валиках механизма переключения передач, потере упругости пружин фиксаторов, износе поверхностей трения вилок переключения, кулисы, кольцевых пазов скользящих шестерен и зубчатых муфт. Тугое переключение передач и их включение со скрежетом происходят (наряду с неполным выключением сцепления) при нарушении регулировки тормозка, неправильной работе механизма блокировки. Повышенные шумы и стуки в коробке передач появляются из-за износа подшипников валов, посадочных мест подшипников в корпусе, нарушения соосности валов, недостаточного количества масла в картере коробки, трещин и изломов деталей. Отмеченные неисправности возникают не только из-за усталостного износа механизмов, но и неправильной эксплуатации, несоблюдения технических условий при ремонте сцепления МТЗ-80, МТЗ-82. Так, повышенный износ подшипников и зубьев шестерен по толщине может вызываться наличием абразивных частиц в масле, заливаемом в картер коробки передач, или попаданием таких частиц в смазку через неплотности. Сколы и разрушения зубьев шестерен со стороны включения появляются из-за неточной регулировки сцепления, неправильного переключения передач, нарушения регулировки тормозка вала сцепления. Усталостное выкрашивание зубьев шестерен значительно убыстряется при неправильном зацеплении пар шестерен, неполном их включении, неточной регулировке зацепления конических пар. В процессе эксплуатации ряд неисправностей можно устранить непосредственно на тракторе. Если при работе трактора МТЗ-80, МТЗ-82 слышен скрежет шестерен, возникающий при переключении передач, то это свидетельствует о неправильной регулировке механизма управления сцеплением и износе его дисков, об износе фрикционных дисков и тормозка, об износе поверхностей

в месте сопряжения вилки и цапфы отводки тормозка (рис. 3).

Рис.3. Сцепление и понижающий редуктор трактора МТЗ-80, МТЗ-82

а - общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — демпфер; 2 — ведомый диск; 3 — нажимной диск; 4 — опорный диск; 5 — отжимной рычаг; 6 — упорный подшипник; 7 — отводка; 8 — кронштейн отводки; 9, 15, 16, 26, 39, 40, 54, 58, 62 — кольца; 10 — манжета; 11 — маслоотражательная шайба; 12, 14, 18, 27, 29, 38, 56, 61 — подшипники; 13 — упорная втулка; 17 — промежуточная шестерня; 19 — ось шестерни; 20 — фиксирующий винт; 21 — корпус сцепления; 22, 50, 63 — прокладки; 23, 24 — крышки; 25 — вал привода ВОМ; 28 — упорная шайба; 30 — кронштейн отводки тормозка; 31 — вилка включения; 32 — отводка тормозка; 33 — диск тормозка с накладкой; 34 — муфта зубчатая; 35 — вал сцепления; 36 — шестерня; 37 — опорная крышка; 41, 44 — рычаги; 42 — вал вилок сцепления; 43 — тяга тормозка; 45 — вал вилок включения; 46 — крышка сцепления; 47 — вилка переключения ступеней ВОМ; 48 — вал переключения ступеней ВОМ; 49 — нижняя крышка; 51 — игольчатый подшипник; 52 — вал привода ВОМ; 53 — муфта; 55 — шестерня привода ВОМ (II ступень); 57, 60 — распорные шайбы; 59 — шестерня привода ВОМ (I ступень); 64 — крышка подшипника В ходе эксплуатации трактора МТЗ-80, МТЗ-82 могут возникнуть другие отказы и неисправности механизмов переключения передач. Для их устранения снимают корпус сцепления и разбирают в последовательности, показанной на рис. 4-8. Большой свободный ход рычага переключения ступеней понижающего редуктора указывает на износ вилки переключения и паза зубчатой муфты. Для проверки износа отсоединяют вилку, вставляют в паз зубчатой муфты и измеряют зазор. Если зазор превышает 3 мм, то муфту и вилку заменяют. Чтобы заменить зубчатую муфту, раскатывают остов и отсоединяют корпус сцепления от коробки передач.

Рис. 4. Выпрессовка вала сцепления и снятие ведущего диска тормозка МТЗ-80, МТЗ-82

1 — технологический болт; 2 — вал сцепления

Рис. 5. Снятие упорного подшипника, отводки, вилок включения и вала вилок сцепления МТЗ-80, МТЗ-82

1 — отводка;2 — вилка; 3 — вал вилок сцепления

Рис.6. Снятие нижней крышки в сборе с вилкой переключения ступеней привода ВОМ МТЗ-80, МТЗ-82

1 — крышка; 2 — болт

Рис. 7. Снятие крышки ведомого вала привода ВОМ МТЗ-80, МТЗ-82

1 — крышка; 2 — болт

Рис. 8. Снятие стопорного кольца шестерен I и II ступеней привода BOM МТЗ-80, МТЗ-82

1 — шестерня II ступени; 2 — шестерия I ступени; 3 — стопорное кольцо

_______________________________________________________________

  • Каталог запчастей МТЗ-80/82
  • Каталог запчастей МТЗ-1221
  • Сельскохозяйственная техника
  • Мотоблоки и культиваторы

_______________________________________________________________

techspez.ru

Сцепление трактора Беларус МТЗ-82.1

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Муфта сцепления На маховике 1 двигателя Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 установлена сухая однодисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа. Ведущей частью муфты сцепления являются маховик 1 и нажимной диск (корзина) 3. К ведомой части сцепления относится ведомый диск 2 (с безасбестовыми накладками) с гасителем крутильных колебаний 8, установленный на силовом валу 6. На тракторах Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей обеспечивается девятью пружинами 20. Между плавающей втулкой 7, связанной с валом привода ВОМ 4, и опорным диском 10 установлены эластичные элементы. Включение и выключение сцепления производится отводкой 16 с выжимным подшипником 14, перемещающейся по кронштейну 15. Вилка 17 отводки с валиком 18 связаны тягой с педалью сцепления. Смазка выжимного подшипника 14 осуществляется через пресс-масленку, ввинченную в цапфу отводки.

Рис.44. Муфта сцепления тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1

1 – маховик; 2 – диск ведомый; 3 – диск нажимной; 4 – вал привода ВОМ; 5 – ступица; 6 – вал силовой; 7 – втулка плавающая; 8 – гаситель крутильных колебаний; 9 – рычаг отжимной; 10 – диск опорный; 11 – вилка; 12 – гайка; 13 – стопорная пластина; 14 – выжимной подшипник; 15 – кронштейн отводки; 16 – отводка; 17 – вилка выключения; 18 – валик управления; 19 – стакан; 20 – пружина нажимная; 21 – шайба изолирующая.

Демонтаж и установка муфты сцепления

Рис.45. Монтаж, демонтаж и регулировка отжимных рычагов муфты сцепления

1 – маховик; 2 – диск ведомый; 3 – диск нажимной; 4 – втулка плавающая; 5 – рычаг отжимной; 6 – диск опорный; 7 – стопорная пластина; 8 – регулировочная гайка; 9 – вилка; 10 – втулка.

Демонтаж муфты сцепления Беларус МТЗ-82-1, 80-1 выполняется после отсоединения двигателя от трансмиссии в следующем порядке:

- установите три технологических болта (М12х40), завернув их в корзину 3 через технологические отверстия опорного диска 6; - отверните гайки крепления опорного диска к маховику и снимите диски сцепления в сборе (опорный 6 с нажимным 3); - снимите ведомый диск 2.

Установка муфты сцепления выполняется в следующем порядке:

- установите ведомый диск 2 длинным концом ступицы к маховику 1; - установите диски сцепления в сборе (опорный 6 с корзиной 3) на пальцы маховика с втулками 10, закрепите гайками (момент затяжки от 70 до 90 Нм); - установите технологическую оправку и выверните технологические болты. - отрегулируйте положение отжимных рычагов 5.

Регулировка отжимных рычагов муфты сцепления

Регулировку отжимных рычагов муфты сцепления Беларус МТЗ-82.1, 80.1 необходимо выполнять следующим образом:

- вворачивая или отворачивая регулировочные гайки 8 отрегулируйте положение отжимных рычагов на размер 13±0,5 мм от опорных поверхностей рычагов до торца ступицы опорного диска. Разность размеров для отдельных рычагов должна быть не более 0,3 мм; - после регулировки рычагов установите стопорные пластины 7 и зафиксируйте их болтами; - снимите оправку.

Управление сцеплением

Управление сцеплением Беларус МТЗ-82-1, 80-1 осуществляется следующим образом:

- При нажатии на подушку педали 6 перемещается тяга 5 и поворачивает рычаг 1, связанный через валик управления 18 с отводкой муфты сцепления.

- Сцепление при этом выключается. - При отпускании педали 6 сцепление включается.

Рис.46. Управление сцеплением

1 – рычаг; 2 – палец; 3 – вилка; 4 – контргайка; 5 – тяга; 6 – педаль; 7 – сервоустройство; 8 – болт; 9 – кронштейн; 10 – крышка; 11 – шайба; 12 – ходоуменьшитель.

Регулировка свободного хода педали муфты сцепления

Свободный ход педали сцепления, измеренный при неработающем двигателе должен быть в пределах от 40 до 50 мм. Если это значение превышено или занижено, выполните регулировку свободного хода педали сцепления.

Для регулировки свободного хода сцепления Беларус МТЗ-82.1, 80.1 выполните следующее:

- ослабьте контргайку 4 вилки 3, расшплинтуйте и извлеките палец 2, отсоединив тягу 5 от рычага 1; - отверните регулировочный болт 8 пока педаль 6 не коснется пола кабины; - поверните рычаг 1 против часовой стрелки до упора, т.е. до касания выжимным подшипников отжимных рычагов МС; - отрегулируйте длину тяги 5, вращая вилку 3 до совпадения отверстий в вилке и рычаге 1. Затем вверните вилку 3 на пять оборотов (укоротите тягу). - затяните контргайку 4, соедините вилку 3 с рычагом 1 с помощью пальца 2. Если на Вашем тракторе установлен ходоуменьшитель, то для исключения зависания педали 6 необходимо установить до четырех шайб 11. Допускается уменьшение свободного хода педали сцепления до 35 мм.

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82

__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2

Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов

mtz-sibir.ru


Смотрите также