Почему бензин дорогой


Почему в России самый дорогой бензин в мире?

Почему в России самый дорогой бензин в мире?proboknetApril 20th, 2015При обсуждении цен на бензин в разных странах, читатели резонно замечают, что надо сравнивать не абсолютную стоимость, а относительную. То есть нужно считать сколько литров топлива можно купить на среднюю зарплату в той или иной стране.Если подходить с такой позиции, то выясняется, что в России цена на бензин является одной из самых высоких в мире. Давайте разберемся, почему так получается.

Посмотрите на таблицу, на ней указаны средние зарплаты и цены на бензин в разных странах, а также вычислено, сколько литров топлива человек может купить на свой ежемесячный доход. Учтите, что из-за постоянных изменений стоимости нефти и колебаний курсов валют, все цифры приблизительные.

Первое, что бросается в глаза – это разброс абсолютных цен на бензин в нефтедобывающих странах (помечены звездочкой) от минимальных до максимальных. Единых стандартов нет. Россия со своими 0.67 центами за литр попадает в середину списка. То есть в нашей стране бензин не самый дешевый, но и не самый дорогой. Специально для тех, кто сильно ностальгирует по советскому прошлому, приведена также стоимость бензина в СССР. Как видите, он был крайне дорог.Кстати, не стоит завидовать низкой стоимости топлива в Венесуэле. Там действительно можно заправить любой внедорожник менее чем за 100 рублей. Вот только со средней зарплатой в 200 долларов вы вряд ли смогли бы на него заработать, даже копя всю жизнь. Вообще, Венесуэла крайне чудная страна. У них дефицит всего, в магазинах часто продуктов нет. Правительство посылает в супермаркеты полицию и войска, чтобы как-то сдержать толпы голодных людей.Очередь в Венесуэле, чтобы купить хоть что-нибудь

Но зато топливо не просто самое дешевое в мире, оно дармовое. Бензин превратили в какой-то фетиш. Продукты будут безумно дорогие или они вообще отсутствует, но зато бензин доступен всем и каждому. Это абсолютно нерыночное явление. Даже в Саудовской Аравии, где себестоимость добычи черного золота минимальная, бензин стоит в восемь раз дороже.Правильнее сравнивать Россию не с экзотическими арабскими королевствами, а с более-менее сопоставимыми с нами странами, в частности с США или Канадой. С ними мы очень похожи и по географии, и по размеру, и по способу добычи нефти. Самое интересное, что в течение последних нескольких лет долларовая стоимость бензина в России и США практически одинаковая.Казалось бы, нашим водителям не на что жаловаться. Но это пока мы сравниваем абсолютные цифры. Если мы будем считать стоимость топлива с учетом средних доходов, то картина перестает быть такой радужной.Даже в Москве с её доходами на среднюю зарплату можно купить менее 2000 литров бензина, тогда как в Канаде и США можно приобрести 4000-6000 литров соответственно. Наша столица и её жители, в плане стоимости бензина, могут считать себя стопроцентными европейцами. В ЕС на среднемесячную зарплату можно купить столько же литров топлива, как и у нас.А вот среднему россиянину повезло гораздо меньше. На его зарплату можно приобрести около 900 литров бензина. Ровно столько, сколько можно себе позволить купить на средний доход в Казахстане, Азербайджане, Ираке, Мексики и Туркмении. Эти страны, если кто не знает, не только добывают нефть, но и экспортируют её в больших количествах.В итоге доступность бензина в основных нефтедобывающих странах выглядит следующим образом.

Россия, за исключением Москвы и еще пары-тройки ресурсно-богатых регионов, попала в группу стран, где на среднюю зарплату можно купить менее 1000 литров бензина. И хотя мы опережаем по этому показателю некоторые слаборазвитые страны, такой результат почему-то не радует. Увы, но наличие больших запасов собственной нефти в стране вовсе не гарантирует низкую стоимость бензина для её автомобилистов. Это логично. В конце концов, мы же не требуем установить цену на хлеб в 10 рублей на основании того, что пшеница и рожь выращивается в нашей стране.Нравится нам это или нет, но мы, в отличие от венесуэльцев, живем в рыночной экономике. Нефть надо добыть (зачастую в крайне суровых условиях), доставить на перерабатывающий завод, потом продать бензин на заправочных станциях. Все это требует колоссальных усилий и финансовых затрат, которые сказываются на цене топлива.

Не забудем и про налоги. Впрочем, нефтяные платежи в цене бензина занимают не такую уж большую долю, как некоторые думают. Налог на добычу полезных ископаемых и топливные акцизы дают прибавку к цене литра бензина в восемь рублей.

Приятно, конечно, платить за топливо не по 35 рублей, а всего по 27. Но, во-первых, выигрыш не такой большой. В пересчете на доллары цена бензина составит 53 цента. Это все равно дороже, чем даже в Нигерии с её 0.48 центами за литр. А во-вторых, строить и содержать дороги будет просто не на что. Или вы хотите такое же качество дорог, как в Нигерии?В Африке хотя бы зимы нет…

Как ни крути, а нынешняя цена на бензин вполне себе рыночная. Государство может, конечно, напрячься и симулировать заботу об автомобилистах и уменьшить цену на бензин на рубль или даже два. Но принципиально легче от этого никому не станет.Что же тогда делать? Ответ прост – больше зарабатывать. В Москве бензин стоит как и в других регионах России, но на столичную зарплату можно купить вдвое больше топлива. Как говорится: "это не цены у нас высокие, это зарплаты у вас маленькие". В Норвегии бензин втрое дороже, чем у нас, а купить его на их зарплату можно вдвое больше. Они больше зарабатывают, разница принципиальная. В 2014 году ВВП Норвегии на душу населения составил более 65 тыс. долларов, в России – всего 14 тыс.О том, как больше зарабатывать поговорим в следующий раз.

proboknet.livejournal.com

Почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти

Пока стоимость одного барреля «черного золота» уже несколько месяцев стабильно стремится вниз, многие оптимисты продолжают надеяться на снижение цен не только на бензин, но и на все продукты на отечественных прилавках в целом. Но в реальности получается парадокс – вот уже продолжительное время никто не может ответить на вопрос, почему в России дорогой бензин, хотя нефть дешёвая. А ведь действительно, почему углеводороды дешевеют, тогда как цена на бензин стоит на одном месте, а чаще всего ещё и растёт. Подводные камни рыночной экономики на этот раз проявили себя в форме эдакого необъяснимого дисбаланса. Очень ярко о проблеме говорит статистика: за последний год мировая цена на нефть опустилась на 38%, а за последние пару лет и того больше – на целых шестьдесят, в то время как на автозаправочных станциях цены изменились на 8%. Наверное, Вы подумали, что топливо подешевело на восемь процентов. Однако, всё с точностью да наоборот. Самое простое объяснение этому – излишняя монополизированность российской экономики и ценовой произвол, который никак не сдерживается со стороны Правительства. Манипулирование ценами для своей выгоды – отличный вариант «навариться», раз уж никаких препятствий этому государство не ставит.

Почему в России дорогой бензин, хотя нефть стоит недорого

Федеральная Антимонопольная Служба России уже в который раз доказывает свою фактическую неэффективность. Ситуация с одними из самых высоких в мире цен на бензин в сочетании с «ничтожной» ценой за баррель нефти удерживается на российском рынке уже довольно давно. Конкретных мер противодействия этому не было разработано ни со стороны Правительства, ни со стороны Антимонопольного комитета. Почему власти предпочитают отмалчиваться? Во-первых, существует мнение о том, что подобный диссонанс в какой-то степени выгоден представителям российских политических элит и позволяет им неплохо «навариться». Во-вторых, в речах некоторых чиновников проскальзывает удивление по поводу того, что вопрос о бензине так интересует россиян. Но это уже, скорее, игра на публику и затягивание с решением проблемы.

А как поступают более развитые страны, что творится у них?

Если внутри страны возникают какие-то серьезные проблемы, первое, что следует сделать – посмотреть на опыт других стран и оценить его «живучесть» для российских реалий, а также плюсы и минусы реализации. На крайний случай, такая схема действий иногда может быть применима к механизму принятия решений Правительством. Это не всегда эффективно, но в этот раз оценить масштабы катастрофы таким образом было бы совсем не лишним. Для начала, обратимся к ближайшим нашим соседям и выясним, как с монополиями борются страны Старого Света. В этом смысле Европейский Союз всегда руководствовался несколькими приоритетами:

  • Работа над улучшением инвестиционного климата;
  • Развитие технологий и информационной безопасности;
  • Посильная поддержка государством малого и среднего бизнеса;
  • Стремление диверсифицировать процесс производства;

Такие нехитрые принципы обеспечивают довольно успешную антимонопольную политику во многих Европейских странах. Рассмотрим хотя бы пример Германии и Италии:

Германия. Как только уровень цен внутри экономики перестает быть стабильным и начинает скачкообразные движения, немецким Правительством тут же принимаются меры по его корректировке. И чтобы ни говорили противники концепции вмешательства государства в экономику, такой подход успешно «работает» на протяжении многих лет.

Италия. Уникальная, но поражающая своей простотой схема: чтобы избежать монополии супермаркетов на рынке, теперь им нельзя граничить с небольшими магазинами, а одно из обязательных условий открытия – присутствие в ассортименте товаров отечественного производства.

Недаром говорят, что лучший способ всегда лежит на поверхности.

Ценовой парадокс

Казалось бы, Россия, как один из крупных экспортеров нефти и других энергоносителей, не должна переживать подобные проблемы. Однако, тот факт, что в странах, которые закупают нефть, цена бензина на заправках вдвое ниже, чем в России, повергает обычных граждан в шок. Ситуация, когда нефть дешевеет, а бензин дорожает сохраняется при том, что уровень цен в России уже достиг американского. Американцы закупают нефть преимущественно в России, которая ее производит, а за литр бензина платят смешные по российским меркам 23 рубля. Для российских граждан не остается больше никакого выхода кроме того, как приспособиться к подобной несправедливости. Но последовательный рост цены горючего сначала на 8%, а совсем недавно на все 14%, вызвал возмущение всех без исключения слоев российского населения. В 2016 же году намечается ещё один скачок – по слухам, стоимость вырастет ещё на двадцать процентов.

Экспертное мнение

При том, что рост цен на бензин сохраняется и при низкой стоимости за баррель нефти, в случае увеличения последней, бензин подскочит в цене еще на несколько пунктов. Такой прогноз заставляет усомниться в существовании знаменитой «невидимой руки рынка». Либо механизмы рыночной экономики дали сбой, либо внутренняя экономическая политика России настолько неэффективна, что не может справиться с этой проблемой. Российские экономисты объясняют причины сочетания дешевой нефти и дорого бензина высоким уровнем инфляции в стране, которой в последнее время достиг отметки почти в 17%. Однако во всей этой ситуации удивляет подход чиновников: учитывая, что дорогих машин и в принципе автомобилистов в России становится все больше, было бы неправильно полагать, что высокие цены на горючее вводят россиян в растраты. Пока они готовы платить – такой расклад на рынке бензина допустим, и он сохранится. Значит, потребности в решительных мерах пока нет.

Цепная реакция

Еще большую серьезность этой проблеме придает тот факт, что от цен на бензин зависит не только степень возмущения автомобилистов и «навар» монополистов, но еще и цены на многие другие товары внутри российского потребительского рынка. Причина такой взаимозависимости в том, что на доставку любого продукта с прилавок магазина требуется потратить определенное количество денег, иными словами, покрыть транспортные издержки. То же самое надо сделать и в ситуации с доставкой сырья на место производства конечного товара. В условиях высоких цен на бензин, они также значительно повышаются. Отсюда – и неконтролируемый рост цен. Все это в какой-то степени напоминает карточный домик – проблема в одной области влечет за собой увеличение давления на все другие.

Сколько стоит бензин за границей?

Для того чтобы рассуждать о ценах на бензин в других странах и сравнивать ситуацию там с российской, нужно разобраться, из чего складывается цена за один литр горючего топлива, которое в России, кажется, скоро станет на вес золота. На ценообразование в этой отрасли влияют:

  • Себестоимость бензина;
  • Налоговая политика;
  • Накрутки, связанные с реализацией (опт или розница);
  • Наценка конкретного производителя;

Самым влиятельным фактором из вышеперечисленных является налоговая политика государства по отношению к энергетическому сектору экономики. С этой точки зрения все страны мира можно разделить на три категории:

  1. Страны, где Правительство устанавливает налоги на высоком уровне, что ведет к высокой стоимости бензина (Европейский страны, Россия);
  2. Страны, где налог не превышает 20% от розничной цены бензина. Самый яркий пример такой довольно успешной политики – США;
  3. Страны, где налоги на топливо установлены на очень низком уровне, притом, что отрасль не финансируется достаточно, и это вызывает ее коллапс или торможение (некоторые латиноамериканские государства и страны Ближнего Востока);

Возможны ли изменения?

Осознав, чем в реальности грозит такое положение на российском рынке топлива и абсолютное бездействие в отношении этого вопроса властных структур, эксперты взялись за разработку потенциальных стратегий по выходу из энергетического кризиса. Выяснилось, что все осложняется двумя важными факторами:

  • Во-первых, изменить ситуацию способно только государство, так как основная цель частных компаний – получение наибольшей возможной прибыли, и вопросы повышения цен и ухудшения экономической обстановки в стране волнуют их руководство не в первую очередь. Пока официальных мер нет – ситуация не изменится.
  • Во-вторых, завязанность российской экономики на энергетическом секторе. Это, в свою очередь, делает проблематичным понижение налоговой ставки на горючее, а значит и снижение цен на него.

Таким образом, изменить ситуацию в корне и в одночасье вряд ли получится. Однако, первые шаги к решению вопроса «нефть дешевеет – бензин дорожает», которые через какое-то время принесут свои результаты, Правительству можно сделать уже сейчас.

Почему не принимаются никакие меры?

Существенное понижение налога на горючее (сейчас он находится на уровне 55% от розничной цены) для российского Правительства сродни самоубийству, потому что в этом случае бюджет лишится самой большой статьи доходов – от энергетической отрасли. А в условиях обесценивания рубля по отношению к Западным валютам и нестабильной внешнеполитической обстановки, которая тоже является фактором влияния, это сделать еще сложнее. Кроме того, на мировом рынке энергоносителей появляются все новые игроки, что тоже создает свежие вызовы российской экономике.

Цены на российских заправках

Самые высокие цены на бензин можно найти на заправках Ульяновской области. Почему именно там – нет внятного объяснения, но общий тренд на повышение цен заметен по всей территории государства. По идее, уровень роста соизмерим с уровнем инфляции. Например, в 2014 году цены выросли более, чем на 9%, притом, что официальная инфляция составила 7,7 %. Для сравнения, средняя цена литра бензина на заправках Ульяновска за год выросла почти на 12%.

Таким образом, начинать реформирование энергетической отрасли в стране, несомненно, стоит в комплексе с другими экономическими мерами, которые сгладят последствия от снижения налога на энергоносители. Пока долги российских компаний остаются заоблачными, а главным мотивом – извлечение выгоды любыми способами, вопрос «почему в России дорогой бензин, хотя нефть дешёвая?» останется актуальным еще долгое время.

Остались вопросы? Задайте их в комментариях ниже.

b2bmaster.ru

Почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти

Занятная получается ситуация, “чёрное золото” дешевеет, а бензин время от времени дорожает. Как такое вообще могло произойти? Действительно, всё это очень интересно. Особенно учитывая тот факт, что Российская Федерация – углеводородное государство, в бюджет за счёт одних лишь нефти и газа поступает n-ное количество средств. Именно поэтому мы решили рассказать Вам о том, почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти. Чтобы понять, по каким причинам всё это происходит, придётся вдаться в определённые подробности. А их немало. И в ходе данной статьи мы разложили всю необходимую информацию по полочкам.

Почему бензин в России стоит дорого даже когда нефть дешевеет

Эксперты говорят, что явление напрямую связано с произволом – цена никак государством не контролируется, а потому бензин дорожает при дешевеющем сырье. Всё дело в монополистах, буквально захвативших весь топливный рынок – они манипулируют сложившейся ситуацией так, как посчитают нужным и возможностей хорошо заработать не упускают вовсе. Нет, это далеко не общественный сговор. Здесь всё делается в сугубо личных интересах. Владельцы заправок ориентируются друг на друга, стараясь удерживать цены примерно на одном уровне. А потому мы не можем говорить о какой-то честности, когда стоимость “чёрного золота” падает день ото дня и уже равна сорока с лишним долларам, а топливо по-прежнему продолжает дорожать. Странная тенденция, разве не так?!

Антимонопольный комитет по неизвестным нам причинам бездействует, а потому владельцы заправок с радостью поднимают цены на бензин и дизельное топливо ради своей выгодны – ради ещё большего притока капитала. Как считаете Вы, почему в Правительстве никто не предпримет кардинальных мер? Почему не запретят столь “ядрёные” накрутки? Не знаете? И никто этого не знает. Возможно, всё дело в желании обойти конфликт стороной, не ввязываясь ни в какие рыночные распри. Конечно же, кто-то может подумать, что чиновники имеют неплохую материальную выгоду со всего этого и смысл так думать есть. Однако, доказательств никаких по-прежнему нет.

Теория: что нужно сделать, чтобы ситуация кардинально поменялась?

На этот вопрос можно ответить, обратившись к другим странам, антимонопольные комитеты которых не бездействуют.

На сегодняшний день вопрос о том, почему в России дорогой бензин, когда нефть дешевеет, актуален как никогда ранее. Также люди обеспокоены тем, что власти бездействуют. Они словно не замечают проблемы. Но кто сказал, что всё потеряно? Напротив, изменить ситуацию можно всегда, достаточно дать правильные указания антимонопольной службе и тогда всё нормализуется. Проводимые работы должны быть предельно прозрачными со всех точек зрения, чтобы не было подозрений на монополизацию рынка. Хорошим примером для нас может стать Германия, где цены возвращают на прежнее место, как только замечают подозрительные их скачки. Так почему бы не последовать примеру этой страны? После того, как стоимость топлива возвращена на место, начинается расследование. Притом торговцу приходится реализовывать товар по старому ценнику, потому что он боится уголовной ответственности. Данный подход со слов самой антимонопольной службы Германии обуславливается тем, что если на время разбирательств цена останется повышенной, это может ударить по экономике государства и нанести ей неслабый ущерб.

Свои методы борьбы с монополизацией рынка есть и у итальянцев. Причём правило довольно уникально и в какой-то мере интересно: крупные супермаркеты могут быть возведены лишь там, где обычные магазины открыть невозможно. Притом они обязаны поддерживать местного производителя, продавая часть товара исключительно местного производства. Такая система ведения бизнеса может быть легко внедрена не только на государственном уровне, но и на региональном.

Почему цены на бензин в разных странах отличаются друг от друга?

А ведь действительно, почему в одном государстве одна цена на бензин, а в другом – совершенно другая? Нефть-то везде стоит одинаково. Так почему же бензин дорожает фактически у нас одних?

Правительство буквально заставляет людей переживать и гадать: а подорожает ли бензин в ближайшем будущем или нет. Мы – нефтяное государство, у нас огромные запасы “чёрного золота”, так откуда такие цены? К слову, стоимость бензина у нас фактически сравнялась с Америкой, а в некоторых регионах успешно обогнала Западного брата. Обычному человеку, далёкому от экономики, довольно сложно понять, что конкретно влияет на ценообразование. Давайте разберёмся, почему же нам приходится за литр собственного топлива платить больше, чем Америке, закупающей это добро у нас в Российской Федерации. Притом хотелось бы отметить, что ситуация остаётся неизменной вот уже n-ное количество лет. Более того, соотечественники потихоньку свыкаются с этой мыслью и всё меньшее количество людей задаётся вопросом: почему в России дорогое топливо при дешёвом нефтяном сырье? Однако, настало время новой волны волнений, которую породили скачки в цене на целых двадцать процентов. Равнодушным к сложившейся ситуации не остался никто.

Что говорят политики по поводу повышения стоимости бензина

Чиновники из года в год выступают с фактически идентичными заявлениями. Они говорят, что пытаются всевозможными способами сдерживать увеличение стоимости “чёрного золота”, но это у них никак не выходит. Топливо крайне быстро дорожает и с этим фактом приходится мириться – другого выхода на данный момент никто не видит.

К слову, Вы не обращали внимания на тот факт, что если нефть начинает ещё сильнее дешеветь, цена на бензин даже не колеблется – она остаётся неизменной. Как объяснить это? Всё правильно, есть работа для антимонопольного комитета, который по каким-то причинам продолжает успешно бездействовать.

Мнение экспертов по этому поводу

Не смогли обойти стороной этот вопрос эксперты и аналитики. Притом высказаться решили не только наши соотечественники, но и понимающие люди из множества других стран.

Возможно, именно они смогут дать нам внятный ответ на то, почему в Российской Федерации дорогой бензин при дешёвой нефти.

Аналитики связывают это не только с бездействием комитета, но и с непомерно большим уровнем инфляции. К примеру, в пятнадцатом году он достиг отметки в семнадцать процентов вместо предполагаемых двенадцати. Существенная разница, да?

Хотелось бы отметить, что уже на этом этапе цены выросли значительно выше установленной прошлыми прогнозами планки. Иными словами, если экономический кризис продолжится или наберёт ещё большую силу, рост стоимости топлива остановить не удастся даже в том случае, если стоимость нефти в очередной раз упадёт ниже сорока долларов за бочку. С другой стороны, в России действует интересный закон: пока люди платят за топливо, оно будет дорожать.

А теперь немного статистики, гласящей, что процент иномарок ежегодно возрастает. То есть, у людей есть денежные средства на это. Наклёвывается простое заключение: люди приобретают дорогие автомобили (и ежегодно их количество растёт), а значит, у них есть денежные средства и стоимость бензина смело можно поднимать.

По мнению Правительства, ситуация некритична. Более того, некоторые чиновники и вовсе дивятся, почему же жителей России так волнует вопрос удорожания бензина при падающей стоимости нефти. Действительно, с чего бы это?!

Влияние стоимости топлива на ценообразование в РФ

Краткосрочный прогноз таков: топливо в ближайшее время продолжит дорожать. Это касается и бензина, и ДТ.

Зато есть неплохой задел на будущее – уже в семнадцатом году тенденция может смениться обратной. Однако, настораживает лишь один момент – не продолжат ли монополисты удерживать цену на прежнем уровне? Такой исход нам видится также вполне реальным. Если антимонопольный комитет продолжит бездействовать, это действительно случится и никакого видимого результата мы с вами не увидим.

Но у медали всегда две стороны, и вторая — не самая лучшая. Есть и обратные прогнозы, твердящие, что в ближайшее время посещение автозаправки станет небывалой ранее роскошью. Однако, и это далеко не всё, что может настораживать экспертов, аналитиков и граждан России. Ведь от стоимости бензина зависит многое.

Таким образом, подорожать могут все товары, окружающие нас сплошь и рядом. Почему? Ведь в стоимость каждого из них уже включена цена на бензин. И чем дороже обходится заправка автомобиля доставки, тем большая накрутка будет у магазина – никто не желает отдавать свои кровно заработанные деньги для удержания цены на прежнем уровне. Именно поэтому стоимостью бензина интересуются и те, у кого нет автомобилей и никогда не было.

К слову, это далеко не одна лишь доставка готового продукта в магазин. Сырьё-то для изготовления продукции тоже кто-то доставляет. Поэтому себестоимость товаров растёт не только из-за инфляции, но и из-за стоимости топлива. Под раздачу попадают кошельки бизнесменов, владельцев машин, пенсионеров и всех остальных категорий граждан нашего государства.

Сколько стоит бензин в других странах

Как уже было отмечено выше, не во всех странах падающие цены на нефть сказываются на удорожании бензина. В некоторых странах комитет работает как нужно и следит за ценообразованием. На формирование стоимости влияют следующие факторы:

  • Цена горючего в закупе;
  • Наценка самого производителя;
  • Размера налога;
  • Накрутка определённого процента оптовыми и розничными точками продаж – не более десяти процентов.

Больше всего на стоимость влияют первый и третий факторы. Налогообложение у каждого государства своё. Самый большой налог на топливо в Европе, точнее в Германии, Голландии, Португалии и Норвегии. Скажем больше, в России он ничуть не меньше. У Соединённых Штатов он значительно ниже – порядка двадцати процентов от розничной стоимости ДТ и бензина. Тогда как у некоторых государств налога нет вовсе, к таким относятся – Саудовская Аравия, Кувейт и другие.

Таким образом, на сегодняшний день в разных странах топливо стоит по-разному:

  • Венесуэла — 1,2 рубль за литр;
  • Иран — 3,5;
  • США — 23,8;

Ну а за Россию и говорить не будем, Вы и так сами всё прекрасно знаете.

Что будет с бензином в дальнейшем?

Сложно сказать. Даже у экспертов нет единого мнения по этому поводу. Ясно одно, что в ближайшей перспективе углеводороды должны начать дорожать. Это всенепременно отразится и на стоимости топлива.

Теперь Вы знаете, почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти. Велика вероятность того, что после подъёма стоимости “чёрного золота” топливо продолжит дорожать – спекулянты своё дело знают и они обязательно воспользуются сложившейся ситуацией.

bankiclub.ru

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика.

Вопрос о том, почему в России, которая является одним из глобальных лидеров по производству нефти, бензин стоит почти как в Европе, а не как, скажем, в Венесуэле (около 4 центов за литр), при этом стремительно дорожает вслед за нефтяными котировками в мире, но падать вместе с ними отказывается, сегодня воспринимается едва ли не как риторический.А все потому, что получить на него четкий и внятный ответ от властей до последнего времени как-то не удавалось. Основная версия, официально выдвигавшаяся все это время правительством, сводилась главным образом к злому умыслу нефтяных компаний, якобы монополизировавших региональные рынки и искусственно завышающих стоимость топлива.Однако в подобном объяснении роста цен на бензин в последние годы, который традиционно считается одним из основных драйверов инфляции, как водится, содержалось лишь часть правды.Едва ли не впервые без излишнего кокетства на эту тему выказался Владимир Путин в декабре прошлого года, как раз в момент, когда правительство размышляло над мерами помощи нефтяной отрасли, вынужденной работать в минус из-за запаздывающего снижения пошлин на экспорт резко подешевевшей нефти.\"Оказывается\", дорогой бензин все последнее время - \"в известной степени это - политика государства\", которое в период высоких мировых цен с помощью пошлин изымало у НК их сверхдоходы, формируя национальные резервы. А с помощью акцизов на бензин - перераспределяло \"сверхдоходы\" состоятельных граждан (читай: тех, кто может позволить себе автомобиль) в пользу беднейших слоев населения (читай: бюджетников).В начале этой недели российский премьер повторил свою мысль, выразив уверенность в том, что \"резко снизить сборы на нефтепродукты нельзя\", заодно высказавшись против искусственного сдерживания на них цен. В противном случае, подчеркнул Путин, и без того трещащий бюджет может потерять важную статью доходов (сегодня стоимость налогов в цене бензина - порядка 60%), а подешевевший российский бензин станут активно вывозить из страны на экспорт через множество «дырок, которые мы не закроем», включая братскую Беларусь.Хотя последний аргумент - страх перед увеличением вывоза - на первый взгляд и смотрится довольно странно (почему бы не порадоваться увеличению экспорта готовой продукции), но довольно просто объясняется крайней отсталостью отечественной нефтепереработки, из-за чего Россия имеет весьма ограниченные возможности наращивания производства качественного моторного топлива.Не секрет, что большинство НПЗ, доставшихся российским НК с начала 90-х, не модернизировались и давно перестали соответствовать современным требованиям - в частности, по объемам выработки светлых нефтепродуктов. Но если раньше эта проблема не стояла слишком остро, то с началом стремительного роста легкового автопарка (именно этот фактор, помимо удорожания нефти и толкал цены на бензин вверх) прежде всего за счет иномарок, то в последние годы игнорировать ее стало нельзя. Стоит напомнить, что еще недавно эксперты рассуждали о грядущем дефиците моторного топлива. Например, всего два года назад ЛУКОЙЛе прогнозировали, что при сохранении текущих тенденций на рынке уже в 2010 году страна превратится в импортера бензина, а его стоимость может вырасти до 40-50 рублей за литр. И хотя официально этого самого дефицита не было и нет, всем известно, что доля фальсификатов (красивый эвфемизм для более грубого слова \"бодяга\") в отдельных российских регионах достигает 50%.Несмотря на это до сих пор, нефтяные компании за редкими исключениями (ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз) не слишком охотно занимались модернизацией своей переработки. И причина не только в огромных затратах (до 500 млн долларов на один НПЗ), но и в отсутствии последовательной политики государства в области регулирования рынка, не подвигающего НК инвестировать в эту область. В том числе, регулярный перенос введения более жестких технических регламентов к топливу (в частности, с 1 января в России должен был заработать стандарт \"Евро-3\", но его введение было отложено на два года).Из-за подобной политики, в частности, ЛУКОЙЛ, наладивший выпуск дизельного топлива стандарта \"Евро-4\", вынужден в полном объеме вывозить его в Финляндию из-за отсутствия спроса внутри страны.Очевидно, что дальше тянуть с решением этих проблем нельзя (помимо деградации промышленности неплохо бы, наконец, задуматься и об автомобилистах, вынужденных заправляться бодягой, гражданах, ею же дышащих), несмотря на кризис, оборвавший бодрую динамику отечественного авторынка последних лет и поставившего НК в непростое финансовое положение.Дело в том, что помимо колоссальных финансовых затрат (для приведения всех российских НПЗ на выпуск топлива стандарта \"Евро-5\", введение которого в Европе было запланировано уже на этот год, надо порядка 50 млрд долларов), потребуется немало времени - не менее 5-6 лет. Но чтобы нефтяники начали вкладывать эти деньги, государство должно занять более последовательную позицию в регулировании сектора и, что не менее важно, создать систему экономических стимулов. Например, дифференцировать акцизы на топливо различных экологических классов, как это с успехом делают в США или Европе.

В противном случае, Россия рискует потерять шансы на ликвидацию своего технического отставания от развитого мира (который к тому же всерьез готовится пересесть на электромобили), а ее граждане - возможности заправлять свои автомобили гарантированно качественным топливом и дышать более-менее свежим воздухом. Право на последнее, к слову, закреплено российской Конституцией.

newsland.com


Смотрите также