Датчик дождя как работает


Что такое датчик дождя и как он работает

В современном мире машины для удобства оснащены электронными устройствами. Некоторые выполняют функцию комфорта и удобства, другие предназначены для безопасности — все они важны нам.

Датчик дождя включает стеклоочистители при влажном стекле

Давайте зададимся вопросом: действительно ли так необходимы нам такие вещи? Если посмотреть на это с экономической стороны, то, безусловно, формируется мнение, что чем больше новшеств в машине, тем она лучше и дороже. Одним из нововведений является датчик дождя.

Существует два типа водителей: одни считают нахождение этой опции в машине обязательным, другие нормально обходятся без неё, им хватает самой конструкции стеклоочистителей. Нужно взвесить все за и против и понять, как же работает устройство, реагирующее на появление дождя.

Прежде чем поднимать вопрос об установке девайса своими руками, давайте узнаем, как работает датчик дождя.

Из чего же состоит датчик?

Сам механизм — это оптико-электронное устройство, состоящее из светодиода и фотодиода. Анализируя, можно предположить, что этот прибор предназначен для определения плохой погоды на улице. Тем не менее это является не единственной функцией прибора, хоть и главной. Помимо этого, датчик дождя в автомобиле выполняет такие функции:

  • сообщает о начале падения снега;
  • определяет процент загрязнения.

Тем не менее устройство для определения дождя помогает водителю, когда нужно включить «дворники» и омыватель, что особенно важно в пасмурную погоду. Теперь перейдём к самому принципу работы.

Как же всё это происходит?

Кажется, что это трудная схема, но в действительности принцип работы весьма прост. Светодиод испускает свет, который недоступен для человека, он отображается на лобовом стекле и возвращается к фотодиоду, а тот уже определяет степень увлажнённости.

В программе выработаны определения разного типа увлажнения поверхности стекла, для которых нужна работа «дворников». Главный смысл состоит в том, что, если стекло сухое, на приёмник возвращается больше света, а если нет, то срабатывает команда очистки.

Также блок реле, который входит в состав этого гаджета, возводит некоторую защиту от перепадов напряжения в электрической цепи авто.

Можно собрать прибор также своими руками

Для этого вам понадобятся:

  • провода в изоляции;
  • клей;
  • фольга;
  • диэлектрический материал для основы механизма;
  • винты.

Для начала при помощи клея покрываем основу фольгой. При этом фольгу следует «змейкой» разделить на две части на середине основного блока. В каждые два первые паза «змейки» следует установить по винту.

К винтам прикрепляем провода, слегка оголённые с концов. Когда пойдёт дождь, он замкнёт контакты.

Как же пользоваться механизмом?

Основная трудность заключается в том, чтобы разобраться, на что приклеить датчик дождя. Для этого будет нужен бесцветный прозрачный скотч для датчика дождя. Установка датчика дождя — занятие достаточно сложное и лучше устанавливать его не самостоятельно.

Самым лучшим выходом из ситуации будет обращение в сервисный центр, где специалисты всё сделают правильно. Но если же всё-таки вы решите сами устанавливать датчик, то стоит изучить этот вопрос подробнее. Само крепление осуществляется на специальный скотч для датчика дождя и специальный гель для датчика дождя. Структуру скотча мы разбирали ранее, теперь поговорим немного о структуре геля.

Наилучшее решение при креплении датчиков дождя на автостёкла заключается в использовании геля на силиконовой основе, получившего название Sensor Tack. Состоит он из особой однородной массы, которая закачивается в шприц и застывает через 6 минут после нанесения.

Действительно ли нужен этот датчик?

Конечно, многим водителям не совсем удобно постоянно включать «дворники», но это уже можно назвать делом вкуса. На дороге случаются разные ситуации, и, безусловно, удобно, когда срабатывает этот датчик в проблематичной ситуации. Если правильно настроить прибор, то, конечно, будет удобно и практично его использование.

Но существуют и минусы. Например, при неправильной установке необходим ремонт датчика дождя. Лучше в таких случаях обратиться к профессионалам, так как при самостоятельном ремонте могут возникнуть проблемы и потребуется замена датчика дождя.

Увеличиваем чувствительность

Но бывают случаи, когда прибор уже установлен, однако его работа оказывается не той опцией, которая вас радует в авто. Возможно, девайс работает не в том режиме, в котором вам хотелось бы.

Чаще всего причиной недовольства водителей работой гаджета является то, что они желают устранения первых же капель дождя, а не работы щёток при нулевой видимости.

Что же делать? Увеличивать восприимчивость механизма. Находим регулятор на рычаге «дворников». Проворачиваем его, увеличивая чувствительность. Тогда датчик будет реагировать на капли.

Если вы не хотите, чтобы дворники работали без ваших команд, необязательно удалять прибор. Достаточно найти на его панели кнопку «Выкл» и нажать её. Это позволит вновь включить прибор, когда он понадобится, а не переустанавливать его.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что существуют и плюсы, и минусы у любого прибора, но выбор остаётся за вами. Удачи на дороге!

CarExtra.ru

Как работает автомобильный датчик дождя?

Как работает датчик дождя?

Производители автомобилей всячески пытаются облегчить управление, поручая автоматике и различным датчикам задачи отслеживания определенных процессов, которые происходят как внутри, так и снаружи автомобиля. Именно к таким автоматическим устройствам относится и автомобильный датчик дождя.

Попытки максимально автоматизировать процессы управления авто – это не только некая уступка человеческой лени, но и способ сделать езду не только более комфортной, но и более безопасной.

Вполне очевидно, что любое отключение внимания водителя от дороги для выполнения каких-либо операций может привести к печальным последствиям, учитывая скорости, на которых ездят автомобили. Поэтому многие функции, в том числе и слежение за влажностью стекла, передаются на откуп автоматике.

Датчик дождя построен на принципе сопоставления данных о прохождении инфракрасного луча через сухое и чистое стекло и данных о прохождении этого же луча через стекло мокрое или грязное.

Поток инфракрасного излучения формируется в специальном излучателе. Пучок лучей проходит сквозь  лобовое стекло и попадает в приемник этого излучения. Если стекло чистое, то излучение свободно проходит сквозь него и, попав в приемник, анализируется (сравнивается) с эталонными показаниями, которые находятся в памяти устройства. Если параметры совпадают, система работает в обычном режиме.

Как только на стекло попадает влага, излучение начинает проходить сквозь стекло с искажениями. Или в определенных случаях, если на стекло попадает грязь, может вообще не проходить  от излучателя до приемника. В зависимости от слоя воды на стекле происходит разное преломление проходящих сквозь стекло лучей.

Сигнал о проблеме поступает на исполнительные элементы (щетки стеклоочистителя, механизм омывания стекол). Механика включает процессы очистки стекла.

Система не только реагирует на появление воды, снега на стекле, но и оценивает количество этой влаги. Автоматика сама выбирает режим движения щеток стеклоочистителя, режим подачи жидкости на стекло. Как только влага исчезает со стекла и восстанавливается эталонный коэффициент преломления, автоматика самостоятельно выключает систему очистки и омывания стекла.

Система датчика дождя имеет высокую степень реагирования и высокую чувствительность. Датчик начинает реагировать, даже на минимальные капельки воды, появившиеся на стекле. И сразу посылает сигнал исполнительным механизмам.  Чем больше интенсивность дождя, тем с большей частотой начинают работать щетки. Со снижением интенсивности, автоматика может менять режим работы.

Принципиальная схема системы датчика дождя

Чтобы еще лучше понять, как работает датчик дождя, стоит разобраться в его устройстве.

В систему входят два блока, которые несут разную функцию. Первый блок (управления) – это, по сути, сам датчик, являющийся оптической системой из излучателя и приемника.  В нем и происходят все процессы контроля ситуации на поверхности лобового стекла.

Этот блок размещают на лобовом стекле в зоне, где проходит траектория движения щеток стеклоочистителя. Но при этом нужно блок размещать так, чтобы он никак не сокращал обзор дороги водителю.

В памяти управляющего блока находятся данные о том, как должен проходить луч сквозь чистое и сухое лобовое стекло.

Второй блок отвечает за работу исполнительных механизмов (механизм щеток, подачу жидкости на лобовое стекло). Блок работает по принципу электрического реле, в который поступают сигналы на включение, выключение, различную интенсивность работы от управляющего блока.

Следует заметить, что даже при наличии датчика дождя все равно должно сохраняться ручное управление дворниками лобового стекла. Это связано с тем, что автоматика может иногда выходить из строя.

Недостатки системы датчика дождя

Основной недостаток – излишняя чувствительность датчиков. Автомобильный датчик дождя может начать работать даже от одной случайной капли. Поэтому в некоторых моделях предусмотрена регулировка чувствительности.

Помимо этого датчик чувствителен к малейшим повреждениям или дефектам на поверхности стекла. И чувствителен к общему качеству стекла, к его прозрачности и степени преломляемости света.

avtowithyou.ru

Датчик дождя на лобовом стекле: установка, как работает, гель

Современные транспортные средства имеют сложную конструкцию, которая помимо различных усовершенствованных узлов, агрегатов и механизмов, представлена большим количеством полезных дополнений, среди которых датчик дождя. Однако относительно него в кругах автовладельцев ходят различные противоречивые слухи. Одни утверждают, что это устройство не несет никакой пользы и необходимо лишь для того, чтобы увеличить стоимость авто. По мнению других, от наличия этой опции не меньше пользы, нежели чем от системы ABS. Попробуем разобраться, нужна или нет установка датчика дождя на автомобиль,

Конструкционные и функциональные особенности

Стоит отметить, что появившийся не так давно датчик дождя устанавливался исключительно на авто премиум класса. Однако в дальнейшем он уже стал тем полезным дополнением, которое появилось и на транспортных средствах средней и бюджетной категорий. Помимо этого, в продаже можно встретить различные модификации этого устройства, которые самостоятельно устанавливаются на любую машину. Теперь установить датчик дождя может каждый автолюбитель.

Как это работает

Как работает датчик дождя? Его схема представлена чувствительным элементом, который реагирует на атмосферные осадки, попадающие на лобовое стекло, после чего осуществляется автоматическое включение стеклоочистителей. Большинство моделей транспортных средств имеют многофункциональный датчик дождя, то есть он помимо включения дворников авто, еще управляет работой доводчиков боковых стекол и закрывает люк.

Если на авто установлена такая система, многократно повышается комфорт при управлении в дождливую или снежную погоду, ведь водителю уже не нужно самостоятельно включать стеклоочистители и выбирать оптимальный режим их работы. Это за него сделает электроника.

В основе функционирования датчика заложен принцип преломления ИК-излучения в момент, когда на лобовое стекло попадают капли дождя или снега. Благодаря этой особенности, датчик дождя в авто располагается на внутренней стороне лобового стекла, следовательно, он полностью исключен от контакта с водой. Схема устройства состоит из электронной системы управления и исполнительного механизма (реле), которое запускает электромоторы дворников, и, в зависимости от интенсивности осадков, корректирует их работу.

Конструкция системы управления представлена чувствительным фотоэлементом и светодиодами, которые во время работы датчика излучают инфракрасный свет. Далее ИК-излучение проходит через стекло, и когда оно чистое и сухое, его большая часть отражается от поверхности и улавливается фотоэлементом. Для выравнивания коэффициента преломления на его рабочую зону наносят специальный гель. Но как только на стекло попадает влага, излучение начинает рассеиваться. На основании этих изменений, фотоэлемент датчика подает соответствующие сигналы системе управления, которая на основании заложенных алгоритмов запускает очистители стекол и корректирует их работу.

Заметим, что большинство устройств выпускается не настраиваемыми, то есть реагируют на изменение погодных условий с запозданием. Но все же, датчик дождя имеет больше плюсов:

  • снижает утомляемость водителя и повышает комфортабельность при управлении транспортным средством во время выпадения атмосферных осадков;
  • повышает безопасность на дороге ввиду того, что водителю не приходится прерываться на переключение режимов работы стеклоочистителей;
  • значительно продлевает эксплуатационный ресурс механизма дворников.

Как датчик дождя включается в работу

Устройство начинает работать при включении стеклоочистителей на первое положение, далее, в зависимости от интенсивности осадков блок управления подбирает оптимальные режим работы дворников. Остальные положения очистителей стекла остаются неизменными.

В любом случае не стоит отключать ручное управление дворниками, поскольку нельзя полностью исключить возникновение нестандартной ситуации. Например, случайно попавшие на лобовое стекло брызги луж после дождя, которые не уловил рабочий элемент датчика, либо необходимость очистки стекла от пыли или птичьего помета.

Чтобы исключить ложные срабатывания датчика в сухую погоду, необходимо его отключить, так как щетки очистителей могут повредить сухое лобовое стекло.

Самостоятельная установка датчика дождя на авто

Установить этот полезный аксессуар можно на любое транспортное средство. В случае, когда машина еще находится на гарантии, перед тем как его смонтировать, необходимо выбрать универсальную настраиваемую модель, которая полностью исключает вмешательство в электрическую сеть. В противном случае гарантия будет автоматически исключена. При покупке датчика в его комплектацию обязательно включена подробная схема монтажа, элементы датчика, гель и монтажный клей.

Установка дождевого датчика на авто осуществляется в следующей последовательности:

  1. На рабочую поверхность датчика наносится специальный гель, благодаря которому выравнивается коэффициент преломления инфракрасного излучения светодиодов.
  2. При помощи входящего в комплект монтажного клея оптическая часть крепится к внутренней стороне лобового стекла.
  3. Система управления устройством размещается в монтажном блоке авто вместо реле стеклоочистителей (во время установки главное не ошибиться с положением и маркировкой ключа).
  4. Оптическая часть и система управления соединяются проводами, которые маскируются в обшивке стойки.
  5. В концовке выставляется необходимая чувствительность.

В случае поломки замена датчика дождя осуществляется в обратной последовательности. Но необходимо знать, что на зарубежных авто оптическая часть аксессуара вмонтирована непосредственно в стекло и снять ее самостоятельно не получится.

Самостоятельное изготовление дождевого датчика

Большинство автолюбителей интересует вопрос, как сделать датчик дождя своими руками? Вначале этого необходимо определиться с типом изготавливаемого устройства, досконально знать его принцип действия и подобрать соответствующие схеме детали. С приобретением элементов для самостоятельного изготовления устройства, в принципе, проблем возникнуть не должно. Однако помимо них еще необходим специальный оптический гель, без которого датчик будет работать некорректно.

Наиболее распространенным типом при самостоятельном изготовлении является оптический. Его подробную схему и описание деталей можно найти в Интернете. Более сложной для повторения в условиях домашней мастерской является конструкция второго типа – влагомера, но он отличается высокой точностью работы.

AutoLirika.ru

Датчики дождя: что это такое?

Многие модели современных автомобилей оснащены датчиками дождя. Что это такое? Зачем они нужны? Это нужная вещь или просто ещё одна уловка маркетологов? Давайте разберёмся.

Зачем это нужно?

Непогода – это прямая угроза комфорту езды, здоровью водителя и целостности автомобиля. Если гололёд, слякоть и снег – это заботы соответствующих служб, то с загрязнением лобового стекла нужно разбираться владельцу, и как можно скорее. Раньше водителю приходилось выполнять дополнительные действия.

За секунды, потраченные на включение и выключение очистительных щёток, могло произойти что угодно. К тому же, человек не сможет достаточно быстро среагировать на воду, которая заливает стекло. Другое дело – это датчик дождя, что будет выполнять за вас эту задачу. Автоматизированная система определит наличие капель на стекле, и, в зависимости от степени загрязнения, запустит нужный режим очищения. Рассмотрим подробнее, как это работает.

Как работает датчик дождя?

Рассмотрим подробнее, что это. Датчик дождя состоит из двух светодиодов: излучающего и принимающего. Один испускает инфракрасные лучи, а другой (сенсор) фиксирует их преломление. В основу работы заложен принцип сравнения чистого и грязного стекла. Что это значит? То есть в память электронного устройства загружены показатели преломления лучей на чистом и грязном стекле. Если стекло определяется как влажное, запускается система очищения. Как то происходит? В зависимости от количества осадков выбирается подходящая интенсивность очищения. В современных автомобилях может быть до 7 разных режимов. Когда стекло очистится, дворники выключатся автоматически.

Устройство

Датчик дождя состоит из двух частей, соединённых проводом:

  1. Блок управления, который отдаёт команды исполнительному механизму. Именно здесь расположены инфракрасные светодиоды. Его нужно разместить с внутренней стороны на лобовом стекле так, чтобы он не загораживал водителю обзор. При этом он должен находиться в зоне работы дворников. Обычно его крепят за зеркалом заднего вида.
  2. Блок реле, который включает и выключает очистительную систему, а также предохраняет датчик от перепадов напряжения и кондуктивных помех. Его устанавливают в месте, удобном для подключения к электросети.

Всё устройство не занимает много места и компактно располагается в салоне.

Достоинства и недостатки

Достоинства датчика дождя:

  1. Водителю не нужно отвлекаться от дороги, чтобы включить и выключить дворники.
  2. Быстрое реагирование на загрязнение стекла.
  3. Датчики дождя выпускаются с 2000-х годов, и всё это время с ними продавались только машины среднего класса и выше. Сейчас датчик дождя перестал быть привилегией дорогих авто. Его можно установить и в бюджетные модели.
  4. Считается, что лобовое стекло с датчиком дождя не может быть тонированным. Но этой проблеме нашли решение: производители делают тонировочные плёнки с отверстием для датчика дождя. И в целом, тонировка ветрового стекла – это не лучшая идея.
  5. Есть ещё одно распространённое заблуждение – это то, что датчик дождя не будет работать ночью. Это неправда. Для инфракрасных лучей не важно время суток и степень освещённости на улице.

Как и у любого устройства, у датчика дождя есть недостатки:

  1. Лобовое стекло должно быть целым и не деформированным. В противном случае сенсор не будет работать.
  2. Не распознает снежинки на стекле, пока они не растают.
  3. Чрезмерная чувствительность. Датчик может сработать от одной случайной капли воды.
  4. Если вода не попадет в зону действия дворников, то датчик не сработает.
  5. Включаются только дворники, а система мытья – нет. Если на стекло попадёт грязь, она будет просто размазываться.

В этой статье описаны плюсы и минусы уникального устройства. Вам решать, правда ли, что датчик дождя – это не просто маркетинговый ход, а действительно полезная вещь.

fb.ru


Смотрите также