Тормозная жидкость из чего состоит


Состав тормозных жидкостей

В инструкции к автомобилю любого производителя всегда указано, какая тормозная жидкость совместима с данной машиной. Большое значение имеет состав тормозной жидкости. Химические компоненты жидкости могут по-разному воздействовать на тормозную систему. Неправильно подобранная тормозная жидкость способна деформировать детали системы и нарушить ее работу, вплоть до отказа тормозов.

На что же влияет состав тормозной жидкости?

Качественная тормозная жидкость – залог идеальной работы тормозной системы. Основные параметры, по которым определяют качество – это:

Температура кипения. Тормозная жидкость не должна закипать при относительно низких температурах, ведь при работе тормозной системы образуется много тепловой энергии. Если жидкость легко закипает, образовавшиеся паровые пузырьки сжимаются и мешают тормозному усилию. А это значит, что тормоза могут перестать работать.

Вязкость. В условиях низких температур свойства тормозной жидкости тоже очень важны. Она должна хорошо циркулировать по системе. Замерзшая жидкость блокирует работу, слишком вязкая – замедляет, а чрезмерно жидкая – увеличивает возможность утечки;

Основные характеристики тормозной жидкости это температура кипения, вязкость и гигроскопичность

Гигроскопичность. Чем меньше влаги способна вобрать в себя тормозная жидкость, тем лучше. Ведь лишняя влага – это быстрое закипание жидкости, загустение при низких температурах и другое изменение ее свойств. А жидкость с измененными свойствами уже не выполняет своих функций и требует замены.

Помимо этих характеристик, важны антикоррозионные и смазывающие свойства жидкости – они обеспечивают долгую жизнь поршней, манжетов и цилиндров. Также жидкость не должна деформировать резиновые детали системы.

При замене жидкостей нужно учитывать их совместимость, потому как компоненты тормозных жидкостей с разной основой могут вступать в химическую реакцию.

Тормозная жидкость

Разные составы тормозных жидкостей

Тормозная жидкость состоит из основы и дополнительных присадок (антикоррозионных, смазывающих и пр.).

Минеральные тормозные жидкости – это классика. Именно с тормозных жидкостей на основе касторового масла с добавлением бутилового или этилового спирта начиналась современная история тормозных жидкостей. Помимо касторового масла в качестве основы используются и другие минеральные масла и нефтепродукты.

Преимущества минеральной жидкости – это отличные смазывающие свойства, низкая гигроскопичность. Их минус - слишком низкая температура кипения, замерзают же такие жидкости уже при температуре -20. Кроме того, жидкости на основе касторового масла негативно влияют на детали из меди, латуни и алюминия, а жидкости на основе нефтепродуктов – на резиновые манжеты гидравлического привода. Для того чтобы вязкость жидкости не зависела от температуры, в минеральную основу добавляют специальные присадки.

Сегодня минеральные жидкости применяют на отечественных автомобилях и машинах, которые были выпущены более 20 лет назад, а их резиновые манжеты несовместимы с современными гликолевыми жидкостями.

Тормозные жидкости бывают минеральные, гликолевые и силиконовые. Разные типы тормозных жидкостей нельзя смешивать

Из-за низкой температуры кипения, минеральные жидкости не применяют на автомобилях с дисковыми тормозами. В иных же тормозных системах можно использовать их в межсезонье, когда замерзание жидкости исключается. Также некоторые производители допускают применение на своих авто специально разработанных минеральных жидкостей для конкретных тормозных систем.

Гликолевые тормозные жидкости (DOT 3, DOT 4, DOT 5.1) - самые распространенные на сегодня. Жидкости, в основе которых полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты, по всем параметрам соответствуют современным международным стандартам. Единственный крупный недостаток гликолевых жидкостей – высокая гигроскопичность, что приводит к относительно частой замене жидкости.

Силиконовые тормозные жидкости (DOT 5). Основа таких жидкостей – кремниево-органические полимеры. Жидкость на основе силикона не впитывает влагу, не разрушает резину и металлические детали, имеет стабильную вязкость, не зависящую от температуры. Но смазывающие свойства силиконовых жидкостей оставляют желать лучшего. Тормозные жидкости из силикона чаще применяются в тормозной системе спортивных и гоночных автомобилей.

Гликолевые тормозные жидкости с добавлением силикона (DOT-5.1/ABS). Такие жидкости предназначены специально для автомобилей с антиблокировочной системой.

Можно ли смешивать?

Смешивать между собой или заливать новую жидкость без предварительной очистки системы можно только в одном случае – когда жидкости гликолевые, просто принадлежат к разным классам (DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1). Но все же производители рекомендуют смешивать жидкости одного класса, а еще лучше – одной марки.

Не совмещаются между собой минеральные и гликолевые жидкости, если их смешать – резиновые манжеты гидропривода деформируются. Жидкости, в которых присутствует силикон, категорически несовместимы ни с какими другими. Химические реакции в случае смешивания таких жидкостей с другими агрессивны к деталям системы и полностью меняют свойства тормозной жидкости.

blamper.ru

Свойства тормозной жидкости

Тормозная жидкость — это важный компонент тормозной системы. Её главное назначение — передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным.

Поскольку большинство жидкостей практически несжимаемо, давление будет передаваться по жидкости, и по истечении ничтожно малого времени будет одинаковым во всем объеме, занимаемом этой жидкостью. То есть жидкость проводит давление примерно так же, как провода проводят электрический ток. И поскольку провода делают не из первого попавшегося материала, а из того который подходит, так и жидкость должна иметь определенные свойства, чтобы быть хорошим проводником давления.

В тормозных системах с гидравлическим приводом в основном применяют следующие тормозные жидкости: БСК, Нева, Томь, Роса — в отечественных автомобилях, SАЕ J 1703ISO 4925, DОТЗ, DОТ4, БОТ4+, DОТ5.1, DОТ5, Racing Formula DOT 6— в иномарках.

Основные свойства тормозной жидкости

1.ТЕМПЕРАТУРА КИПЕНИЯ

Основным параметром тормозной жидкости является ее температура кипения — чем она выше, тем лучше для тормозной системы. Закипевшая тормозная жидкость пузырится и эффективность тормозной системы снижается.

Чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура превысит допустимую, ТЖ закипит, и образуются пузырьки пара. Несжимаемая жидкость станет «мягкой», педаль «провалится», а машина не остановится вовремя.

Чем быстрее ехал автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком «спортивном» стиле управления автомобилем. Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.

Рабочая температура тормозной жидкости колеблется от — 50 (на стоящем автомобиле в сильный мороз) до + 150 при движении по горным дорогам.

Итак, что произойдет при закипании тормозной жидкости?  

Пузырьки пара вытесняют некоторую ее часть в расширительный бачок ГТЦ. В системе остается жидкость, перемешанная с пузырьками пара. Но если сама жидкость несжимаема, то микроскопические пузырьки как раз хорошо сжимаются. И теперь передаваемое давление в первую очередь пойдет на сжатие пузырьков во всем объеме. Как это будет выглядеть для водителя: педаль тормоза станет мягкой, провалится, а торможения нет.

Температура кипения тормозной жидкости напрямую зависит от содержания в ней воды, и с повышением ее концентрации снижается. Поэтому тормозная жидкость должна обладать минимальной гигроскопичностью (влагопоглощением). Кроме этого, влага в системе способствует коррозии цилиндров, а в холодное время — и образованию ледяных пробок.

Наличие в тормозной жидкости всего 2-3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах. Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное усилие резко ослабевает.

2. ВЯЗКОСТЬ

Характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура окружающей среды и самой ТЖ может быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при интенсивном замедлении машины (в рабочих цилиндрах). В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля.

Читайте также:  Что делать, если машину затопило - советы экспертов

Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая — будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая — повышает вероятность течей.

А что будет если жидкость не обладает достаточной морозостойкостью, то есть резко меняет свои свойства при понижении температуры или просто замерзает?

Наиболее критичным параметром при этом становится вязкость — если она увеличится, то заметно возрастет время срабатывания тормозов.

В стандарте, разработанном Международным объединением инженеров транспорта (SAE), прямо указано, что вязкость тормозной жидкости при -40С не должна превышать 1800 сСт (мм2/с).

3. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЕЗИНОВЫЕ ДЕТАЛИ

Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо. Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в цилиндрах, поэтому не исключено подтормаживание автомобиля. С усевшими уплотнениями система будет негерметичной из-за утечек, а замедление — неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая усилие тормозным колодкам).

4. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МЕТАЛЛЫ

Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни «закиснут» или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод перестает работать.

5. СМАЗЫВАЮЩИЕ СВОЙСТВА

Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют течи ТЖ.

6. СТАБИЛЬНОСТЬ

Устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ разъедают металлы.

7. ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ

Склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации — в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.

Типы тормозных жидкостей

Тормозные жидкости – высокотехнологичный продукт, который состоит из основы (ее доля 93-98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (2-7%).

По своей основе тормозные жидкости делятся на:
  • — минеральные (касторовые)
  • — гликолевые
  • — силиконовые
  1. Гликолевые (DOT 3, DOT 4, DOT 5.1)

Тормозные жидкости, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы.

В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов.

Представляют собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям: имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.

Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!

На автомобилях, выпущенных более 20 лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).

Читайте также:  Как не заснуть за рулем и признаки приближающегося сна

Изготавливаются на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют* влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства.

ВНИМАНИЕ!

Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.

Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от гликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упаковке дополнительно обозначают:

DOT 5 – SBBF («silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, основанная на силиконе)

DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, не основанная на силиконе).

Адсорбция (лат. Ad – на, при; sorbeo – поглощаю) – процесс сгущения газообразного или растворенного вещества на поверхности раздела фаз.

До недавнего времени в отечественных автомобилях широко применялась тормозная жидкость БСК, представляющая собой смесь равного количества бутилового спирта и касторового масла с добавлением органического красителя (цвет жидкости оранжево-красный).

Жидкость имела хорошие смазывающие свойства, но невысокие вязкостно-температурные показатели. Ее можно использовать в гидроприводах тормозов и сцепления грузовых и легковых (кроме ВАЗ) автомобилей в зонах умеренного климата. При температуре ниже минус 17°С жидкость БСК из-за интенсивной кристаллизации начинает переходить в твердую фазу. Верхний температурный предел работоспособности также невелик — жидкость закипает при 115°С.

При попадании в систему воды однородность жидкости нарушается и она становится не-пригодной к использованию.

Жидкость БСК не гигроскопична — это ее достоинство, со временем ее температура кипения снижается не так ощутимо, как у тормозных жидкостей на гликолевой основе, но абсолютные значения температуры кипения 115-110°С не могут обеспечить надежную работу  тормозов современных автомобилей на режимах с интенсивным торможением. Кроме того, к недостаткам касторовых тормозных жидкостей можно отнести выпаривание спирта при работе с высокими температурами.

Улучшенные эксплуатационные свойства (надежная работа тормозных систем в интервале температуры от -50 до +150°С, противоизносные, защитные характеристики) у жидкостей ГТЖ-22М и «Нева» на основе гликолей с комплексом присадок.

Это прозрачные жидкости желтого цвета, имеющие хорошие вязкостно-температурные свойства, низкую испаряемость. Жидкость «Нева» рекомендована для применения в приводах тормозов современных легковых автомобилей (за исключением ГАЗ-24 выпуска до 1985 г., из-за несовместимости с резиновыми манжетными уплотнениями гидропривода). При поглощении воды расслаивание жидкости в системе не происходит, так как вода хорошо растворима в гликолях. Основной недостаток жидкостей — высокая гигроскопичность. В результате накопления влаги в жидкости резко(со 180-200°С до 120-140°С) уменьшается температура ее кипения. Жидкость ГТЖ-22М по показателям близка к «Неве», но обладает худшими антикоррозионными и вязкостно-температурными свойствами.

Читайте также:  Коробка передач Easytronic

Более высокое качество имеет всесезонная тормозная жидкость «Томь», представляющая собой смесь гликолей (этилкарбитола) и эфиров борной кислоты с добавлением вязкостной и антикоррозионный присадки.

По внешнему виду очень похожа на жидкости «Нева» и ГТЖ-22М. Основные ее пре-имущества — меньшая гигроскопичность, незначительное снижение температуры кипения при обводнении (с 205-220°С до 140-160°С), улучшенные противоизносные и антикоррозионные свойства.

Эксплуатационные свойства жидкости обеспечивают надежную работу приводов тормозов всех отечественных грузовых и легковых автомобилей.

Жидкость «Роса» представляет собой композицию на основе боросодержащих соединений, антиокислительных и антикоррозионных присадок. По внешнему виду — это прозрачная бесцветная однородная жидкость, имеющая исключительно хорошие эксплуатационные свойства (особенно высокотемпературные — температура кипения «сухой» и «увлажненной» жидкости 260°С и 165°С соответственно). Ее можно использовать в тормозных системах всех типов автомобилей при температуре окружающей среды от -50 до +50°С.

Следует отметить, что жидкости «Нева», «Роса», «Томь» полностью совместимы, их смешивание возможно в любых соотношениях. Заметим, что смешивание указанных жидкостей с БСК недопустимо, так как это приведет к расслоению смеси и потере необходимых эксплуатационных свойств.

Зарубежными аналогами жидкостей «Нева» и «Томь» являются жидкости, соответствующие международной классификации ДОТ-3, которые имеют температуру кипения более 205°С, а жидкости «Роса» — жидкости ДОТ-4 с температурой кипения более 230°С.

Свойства импортных тормозных жидкостей приведены в таблице.

Свойства импортных тормозных жидкостей
Стандарт Температура кипения свежей ЖИДКОСТИ, °С Температура кипения влажной, старой жидкости, °С Вязкость при 40°С Цвет
SAEJ1703 205 140 1800 Безцветная или янтарный
ISO 4925 205 140 1500
DOT 3 205 140 1500
DOT 4 230 155 1800
DОТ 4+ 260 180 1200-1500
DОТ 5.1 260 180 900
DОТ 5 260 180 900 Пурпурный
Racing Formula DОТ 6 310
Какую тормозную жидкость выбрать?
Какую тормозную жидкость выбрать? Этим вопросом задаются многие владельцы автомобилей. Следует понимать, что в мире существует несколько систем или стандартов — европейские SAE и ISO, японская JIS и американская DOT. В последнее время большинство производителей склоняются к стандарту DOT.

Все типы импортных тормозных жидкостей, за исключением DОТ 5, гигроскопичны. Как правило, тормозную жидкость меняют один раз в два года, исключение составляет DОТ 5.1, ее нужно менять каждый год, так как она более гигроскопична, чем остальные. Это означает, что при переходе на эту жидкость необходимо полностью промыть и просушить тормозную систему. Остальные типы жидкостей одного и того же производителя можно смешивать.

По материалам: avto-opel.com

 Загрузка ...

avto-opel.com

Тормозная жидкость - общие сведения и основные свойства

Общие сведения

Тормозная жидкость - это важный компонент тормозной системы. Её главное назначение - передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным.     Поскольку большинство жидкостей практически несжимаемо, давление будет передаваться по жидкости, и по истечении ничтожно малого времени будет одинаковым во всем объеме, занимаемом этой жидкостью. То есть жидкость проводит давление примерно так же, как провода проводят электрический ток. И поскольку провода делают не из первого попавшегося материала, а из того который подходит, так и жидкость должна иметь определенные свойства, чтобы быть хорошим проводником давления.     Задача хоть и узкая, но чрезвычайно ответственная; у тормозной системы нет права на отказ ни при каких обстоятельствах. Когда в гидравлическом приводе тормозов жидкость не подтекает, внимания на нее, казалось бы, обращать не нужно. Однако от ее состояния зависит эффективность торможения и стабильность работы системы. Если, например, плохой антифриз или моторное масло лишь сокращают срок службы двигателя, то низкое качество тормозной жидкости может привести к аварии, поэтому: 1) она должна оставаться жидкостью, то есть при рабочих условиях не кипеть и не замерзать; 2) она должна сохранять свойства в течение длительного времени.     Bo вpeмя тopмoжeния тopмoзнaя жидкocть в paбoчиx цилиндpax нaгpeвaeтcя дo cpaвнитeльнo выcoкиx тeмпepaтуp. Еcли тeмпepaтуpa дocтигнeт тoчки кипeния тopмoзнoй жидкocти, тo в нeй мoгут oбpaзoвaтьcя пapoвыe пpoбки. Topмoзнoй пpивoд пpи этoм cтaнoвитcя пoдaтливым (пeдaль пpoвaливaeтcя) и эффeктивнocть paбoты тopмoзoв peзкo cнижaeтcя. Этo имeeт ocoбoe знaчeниe для диcкoвыx тopмoзныx мexaнизмoв и cкopocтныx aвтoмoбилeй.     Ocнoвнoй нeдocтaтoк иcпoльзуeмыx в нacтoящee вpeмя тopмoзныx жидкocтeй - гигpocкoпичнocть. Уcтaнoвлeнo, чтo зa гoд жидкocть в тopмoзнoй cиcтeмe «нaбиpaeт» 2-3% вoды, которую со временем она забирает из воздуха, в peзультaтe чeгo тeмпepaтуpa кипeния cнижaeтcя нa 30-50ºC. Пoэтoму aвтoмoбильныe фиpмы peкoмeндуют oбязaтeльнo мeнять тopмoзную жидкocть 1 paз в 2 гoдa внe зaвиcимocти oт пpoбeгa. Исключение - DOT 5.1, ее нужно менять каждый год, так как она более гигроскопична, чем остальные.     Основным параметром тормозной жидкости является ее точка кипения - чем она выше, тем лучше для тормозной системы. Закипевшая тормозная жидкость пузырится и эффективность тормозной системы снижается - пузырьки газа сильно подвержены сжатию, поэтому не могут хорошо передавать тормозное усилие на цилиндры тормозных суппортов.     Тормозная жидкость состоит из основы (ее доля 93-98%) и различных присадок (остальные 7-2%). Устаревшие жидкости, например "БСК", изготовлены на смеси касторового масла и бутилового спирта в пропорции 1:1.     Основа современных, наиболее распространенных - полигликоли и их эфиры. Гораздо реже применяют силиконы. В комплексе присадок одни из них препятствуют окислению ТЖ кислородом воздуха и при сильном нагреве, а другие - защищают металлические детали гидросистем от коррозии.     Основные свойства любой тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов.

 Стандарт  Точка кипения (свежая /сухая)  Точка кипения ( старая / мокрая )  Вязкость при 400 Цельсия  Цвет  Основа
 SAE J 1703  205 С  140 С  1800  безцветная или янтарная  ?
 ISO 4925  205 С  140 С  1500  безцветная или янтарная  ?
 DOT 3  205 С  140 С  1500  безцветная или янтарная  полиалкиленгликоль
 DOT 4  230 С  155 С  1800  безцветная или янтарная  борная кислота / гликоль
 DOT 4+  260 С  180 С  1200 -1500  безцветная или янтарная  борная кислота / гликоль
 DOT 5.1  260 С  180 С  900  безцветная или янтарная  борная кислота / гликоль
 DOT 5  260 С  180 С  900  пурпурный  силикон
Racing Formula DOT 6 ???  310 C  220 C  ?  ?  ?

Основные свойства

ТЕМПЕРАТУРА КИПЕНИЯ

Чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура превысит допустимую, ТЖ закипит, и образуются пузырьки пара. Несжимаемая жидкость станет "мягкой", педаль "провалится", а машина не остановится вовремя.

    Чем быстрее ехал автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком "спортивном" стиле управления автомобилем. Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.     Рабочая температура тормозной жидкости колеблется от - 50 (на стоящем автомобиле в сильный мороз) до + 150 при движении по горным дорогам.     Итак что произойдет при закипании тормозной жидкости?    Пузырьки пара вытесняют некоторую ее часть в расширительный бачок ГТЦ. В системе остается жидкость, перемешанная с пузырьками пара. Но если сама жидкость несжимаема, то микроскопические пузырьки как раз хорошо сжимаются. И теперь передаваемое давление в первую очередь пойдет на сжатие пузырьков во всем объеме. Как это будет выглядеть для водителя: педаль тормоза станет мягкой, провалится, а торможения нет.

Температура кипения тормозной жидкости напрямую зависит от содержания в ней воды, и с повышением ее концентрации снижается. Поэтому тормозная жидкость должна обладать минимальной гигроскопичностью (влагопоглощением). Кроме этого, влага в системе способствует коррозии цилиндров, а в холодное время - и образованию ледяных пробок.

    Наличие в тормозной жидкости всего 2-3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах. Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное усилие резко ослабевает.     На рисунке приведена зависимость температуры кипения тормозной жидкости от объемной концентрации в ней воды.

ВЯЗКОСТЬ

Характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура окружающей среды и самой ТЖ может быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при интенсивном замедлении машины (в рабочих цилиндрах). В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля.

    Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая - будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая - повышает вероятность течей.     А что будет если жидкость не обладает достаточной морозостойкостью, то есть резко меняет свои свойства при понижении температуры или просто замерзает?     Наиболее критичным параметром при этом становится вязкость - если она увеличится, то заметно возрастет время срабатывания тормозов.     В стандарте, разработанном Международным объединением инженеров транспорта (SAE), прямо указано, что вязкость тормозной жидкости при -40С не должна превышать 1800 сСт (мм2/с).

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЕЗИНОВЫЕ ДЕТАЛИ

Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо. Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в цилиндрах, поэтому не исключено подтормаживание автомобиля. С усевшими уплотнениями система будет негерметичной из-за утечек, а замедление - неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая усилие тормозным колодкам).

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МЕТАЛЛЫ

Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни "закиснут" или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод перестает работать.

СМАЗЫВАЮЩИЕ СВОЙСТВА

Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют течи ТЖ.

СТАБИЛЬНОСТЬ

Устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ разъедают металлы.

ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ

Склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации - в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.

avtomarketkar-go.ru

Тормозная жидкость

Тормозная жидкость

Продолжая начатую ранее тему тормозной системы, конечно, нельзя обойти вниманием тормозную жидкость (ТЖ). Хотелось бы ответить на главные вопросы, связанные с этой темой:

  1. Назначение ТЖ.
  2. Основные свойства ТЖ
  3. Как выбрать ТЖ
  4. Замена ТЖ

Итак, разберемся, что говорится, по пунктикам.

Назначение ТЖ.

Для начала, следует понять, что ТЖ- это неотъемлемая часть гидравлической тормозной системы. Она призвана передавать давление от главного тормозного цилиндра к колесным. Происходит это следующим образом:

При нажатии на педаль тормоза, Вы на самом деле давите на поршень главного цилиндра, который толкает тормозную жидкость через серию трубок и шлангов в тормозной цилиндр на каждом колесе. В дисковых тормозах тормозная жидкость, из главного цилиндра, под давлением толкает поршень. Поршень, в свою очередь, сжимает тормозные колодки на тормозном диске, который крепится на колесо. В барабанных тормозах, жидкость нагнетается в тормозной цилиндр, который толкает тормозные колодки так, что фрикционные накладки прижимаются к барабану, который крепится к колесу. И в том и в другом случае в результате колесо замедляется либо останавливается.

Недостатком гидравлического привода является то, что при разгерметизации тормозная жидкость полностью или частично вытекает из системы, что может привести к отказу тормозов. Для предотвращения такой ситуации в современных машинах применяются двухконтурные гидравлические тормозные приводы. Сущность их конструкции состоит в том, что они состоят из двух независимых контуров — отдельно для каждой пары колес. Отметим, что эти контуры не обязательно связывают колеса одной оси: например, левое переднее колесо может быть связано с правым задним, а правое переднее — с левым задним. Если по каким-то причинам отказывает один контур (например, вытекла тормозная жидкость, заклинило тормозной цилиндр и т. п.), то срабатывает второй. Разумеется, эффективность такого торможения заметно падает, но все же оно позволяет остановить автомобиль и избежать серьезных неприятностей. Основные свойства ТЖ.

ТЖ проводит давление в тормозной системе аналогично тому, как провода проводят электрический ток в электросети. Соответственно, как провода делаются не из первого попавшегося материала, так и ТЖ должна обладать определенными свойствами для лучшей проводимости давления в системе. Задача хоть и узкая, но очень ответственная, ведь у тормозной системы нет права на отказ ни при каких обстоятельствах.

Являясь специальным маслом, она должна не менять своих свойств (оставаться жидкостью) при низких и очень высоких температурах и сохранять эти свойства в течении длительного времени. Каковы же эти свойства?

Температура кипения. Опыт показывает, что рабочая температура тормозной жидкости в наиболее горячих точках системы примерно такова: 60° С при движении по трассе, 100° С в режиме города и 120° С при езде по горной дороге. Но это в среднем, а в напряженных условиях (поездки с прицепом, при спортивной езде) она нередко достигает 150° С и даже больше, а при остановке машины кратковременно подскакивает до 200° С, поскольку, например, тормозная колодка при нескольких экстренных торможениях нагревается до 600° С. Поэтому жидкость в неблагоприятной ситуации может закипеть. При закипании в ТЖ образуются микроскопические пузырьки воздуха и, при нажатии на педаль тормоза, часть жидкости переливается в расширительный бачок главного тормозного цилиндра (ГТЦ), а оставшаяся в системе жидкость не создает нужного давления. Происходит это из-за того, что передаваемое давление идет в первую очередь на сжатие пузырьков. Для водителя это выражается в «проваливании» педали тормоза, т.е. эффективность такого торможения значительно понижается. Конечно, современные ТЖ рассчитаны на подобные нагрузки и их температура кипения намного выше критической (то есть 150° С), но этим нельзя обольщаться. Не стоит забывать про такое свойство ТЖ, как гигроскопичность – способность поглощать влагу из воздуха, а резиновые манжеты служат плохой преградой для этого процесса. Соответственно, с увеличением доли влаги в ТЖ, температура ее закипания уменьшается. За год эксплуатации ТЖ впитывает в себя приблизительно 2-3% воды. Поэтому в данных ТЖ всегда указывают два значения температуры кипения: «сухой» — без влаги и «увлажненной» — с содержанием 3,5% воды. Температура кипения последней косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет закипать через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля. Если она мала, то в системе с дисковыми тормозами такую жидкость применять не следует.

Морозостойкость. Что же происходит, если ТЖ не обладает достаточной морозостойкостью, т.е. меняет свои вязкостные свойства при понижении температуры или вообще замерзает? Очевидно, что жидкость, служащая для передачи давления, должна сохранять приемлемую текучесть даже при сильном холоде. Если вязкость увеличивается, то заметно увеличивается временной интервал срабатывания тормозов, что естественно не приемлемо. Принято, что вязкость ТЖ не должна превышать 1800 мм2/с при -40° С для обычного исполнения и 1500 мм2/с при -55° С для специального северного. При выборе продукта для использования в условиях суровой зимы на это надо обращать внимание. Ведь, если при морозе в ТЖ образуются кристаллики льда, то достаточно нескольких нажатий на педаль тормоза, чтобы повредить уплотнительные манжеты и, разумеется, тормоза откажут.

Антикоррозионные и смазывающие свойства. Для движущихся деталей тормозной системы, по причине отсутствия каких-либо других антифрикционных продуктов, ТЖ является естественной смазкой. Соответственно, ТЖ должна содержать специальные добавки и присадки, обеспечивающие наиболее длительную и надежную эксплуатацию трущихся пар тормозной системы, защищая их от коррозии, чрезмерного износа и образования задиров.

Совместимость с уплотнениями. Или отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность. При этом происходит изменение формы и свойств резины, возникают пропуски по уплотнителям и резиновым шлангам, возможны их порывы. Все это приводит к отказу тормозов.

Так же присадки, содержащиеся в ТЖ должны противостоять ее окислению, расслаиванию, образованию осадков и отложений.

Как выбрать ТЖ?

Определить качество ТЖ, что говорится «на глаз» и то, как она будет взаимодействовать с деталями тормозной системы, конечно не допустимо. Поэтому при выборе ТЖ в первую очередь помните, что это один из тех продуктов, которые не стоит покупать на рынках и прочих сомнительных точках. Если некачественное моторное масло приведет к снижению ресурса двигателя, то низкое качество ТЖ грозит Вам аварией! Некачественная ТЖ может вызвать сильное разбухание резиновых манжет, коррозию узлов гидропривода; в результате поршни подклинивают в рабочих цилиндрах, колодки не отходят от дисков и постепенно раскаляются. Через пару часов езды такая тормозная жидкость в перегретых суппортах закипает, образуя пар. В результате давить на педаль тормоза бесполезно: воздух легко сжимается, педаль упирается в пол, а машина движется почти без замедления. Предпочтение лучше отдать известным производителям (их продукция защищена спецзнаками, и ее трудно подделать), купив жидкость у официальных представителей.

Основным критерием при выборе ТЖ должно являться соответствие требованиям DOT-DepartmentofTransportation(Министерство транспорта, США), рекомендованного автомобиля. В соответствии с этими нормами, ТЖ принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости на следующие классы:

DOT 3- применима для относительно тихоходных (в ненагруженных тормозных системах) автомобилей барабанными или дисковыми передними тормозами;

DOT 4- это жидкости с улучшенными характеристиками, применяется на современных быстроходных автомобилях с дисковыми и дисковыми вентилируемыми тормозами.

DOT 5 и DOT5.1- используются в очень нагруженных тормозных системах (например, на спортивных автомобилях), где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше и для подавляющего большинства автомобилистов малоинтересны.

Стремление инженеров-химиков объединить «в одном флаконе» достоинства различных жидкостей, привело к созданию тормозной жидкости BG DOT 4 BRAKE FLUID № 840 высокопроизводительной высокотемпературной формулы для дискового и барабанного тормоза антиблокировочной тормозной системы – это первоклассная жидкость, которая превышает допуски спецификации обычного DOT 4. Тормозная жидкость BG DOT 4 является отличным продуктом, который обеспечивает максимальный срок годности компонентов тормозов. Ингибиторная система тормозной жидкости BG DOT 4 обеспечивает отличную защиту от ржавчины и окисления всей тормозной системы.

ИСПЫТАНИЕ     ТИПИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЯ

Тестовые данные ТребованияFMVSS № 116* ТребованияSAE J1703** BGDOT 4
Температура кипения «сухой» жидкости, min 230°C 230°C 266°C
Температура кипения «увлажненной» жидкости, min 155°C 155°C 173°C
 Вязкость (мм²/см при минус 40°C) 1800 1800 1014
Вязкость (мм²/см при плюс 100°C) >1,5 >1,5 2,0
Водородный показатель рН 7-11,5 7-11,5 8,0
Стабильность жидкости при высоких температурах, max 3°C 5°C -1°C
Химическая стабильность (взаимодействие с др-ми в-вами), max 3°C 5°C -1°C
Коррозионная агрессивность, мг/см², max
луженное железо 0,2 0,2 0,0
сталь 0,2 0,2 0,0
алюминий 0,1 0,1 0,0
чугун 0,2 0,2 0,01
латунь 0,4 0,4 0,04
медь 0,4 0,4 0,02
Стабильность к окислению (изменение массы мг/см², max)
тест на алюминиевой пластине 0,05 0,05 0,00
тест на стальной пластине 0,3 0,3 0,02
Взаимодействие с водой: образование осадка при 60°C, % от максимального объема 0,15 0,15 Не образуется
Воздействие на различные типы резины (каучуки типов NR, SBR, EPDM) при 70°C
изменение диаметра изделия, мм 0,15-1,4 0,15-1,4 0,33
увеличение твердости резины Не происходит Не происходит Не происходит
размягчение резины, IRHD, max 10 20 3

* FMVSS norms (Federal Motor Vehicle Safety Standard) — Американский Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей № 116 (DOT 4)

** SAE (Society of Automotive Engineers, Inc.)  — Обществоавтомобильныхинженеров

Тормозная жидкость BG DOT 4 обеспечивает дополнительную безопасность, благодаря своим влагостойким и смазывающим характеристикам, а так же способности сохранять свои свойства при критических температурах. Она соответствует требованиям Федеральных Стандартов по безопасности автомобилей (FMVSS) № 116 (DOT 4) и превосходит требования Общества автомобильных инженеров (SAE) J1704. Подходит для использования в обычных и антиблокировочных (ABS) тормозных системах, которые требуют использования тормозной жидкости DOT 4.

Чтобы хотелось добавить от себя? Эта ТЖ не из дешевеньких, но тут извините- за качество надо платить. Если Вы хотите качественный продукт, то Вы не будете при этом гоняться за дешевизной. А среди действительно хороших ТЖ по цене она вполне конкурентоспособна. Но что действительно отличает ее от других DOT4, так это ее свойства. Она превосходит по многим показателям аналогичные жидкости и соответственно прослужит Вам верой и правдой гораздо дольше.

Для сравнения здесь можно посмотреть результаты теста других DOT4 наиболее известных марок:

http://autoportal.ua/articles/obzory/21550.html

Так же имеет значение состав ТЖ. По нему все ТЖ можно разделить на минеральные, гликолевые и силиконовые.

Минеральные. Обладают хорошими смазывающими свойствами, они не гигроскопичны, но они не соответствуют международным стандартам, т.к. имеют очень низкую температуру кипения (на машинах с дисковыми тормозами их применять не допустимо) и уже при минус 20° С становятся вязкими.

Гликолевые. Большинство современных продуктов основано на гликолевых смесях. Основным недостатком гликолевых жидкостей является их гигроскопичность. Чем больше воды поглощает ТЖ, тем ниже становится температура ее закипания, больше вязкость при низких температурах, соответственно хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов. Поэтому крайне важно вовремя производить замену таких жидкостей.

Силиконовые. В отличие от гликолевых ТЖ, силиконовая обладает водоотталкивающими свойствами. Вязкость такой жидкости практически не зависит от температуры (работоспособна от -100 до +350° С). Но вместе с тем она не лишена и целого ряда существенных недостатков, препятствующих ее широкому распространению. Во-первых, это высокая цена. Во-вторых, она запрещена к использованию в автомобилях, оборудованных системой ABS. И в-третьих, эта тормозная жидкость не в состоянии растворять в себе влагу, которая в результате скапливается в суппортах и рабочих тормозных цилиндрах.

Смешивать жидкости разные по составу не допустимо! При смешении минеральных жидкостей с гликолевыми возможно набухание резиновых манжет гидропривода и образование сгустков касторового масла. Жидкости, основанные на силиконе, не совместимы со всеми остальными! При этом следует обратить внимание на силиконовые жидкости класса DOT 5 и схожие по наименованию DOT5.1 (полигликолевые). Хоть и названия похожи, но это различные по составу ТЖ, и они не совместимы друг с другом!

Смешивать гликолевые жидкости конечно можно, но не желательно. При их смешении могут вступать в реакцию содержащиеся в них присадки. В результате произойдет разрушение этих присадок (ТЖ потеряет антикоррозийные свойства как минимум) или может образоваться осадок, который скопится не только в тормозном бачке, но и во всей системе. В любом случае, имейте в виду, что, готовя «коктейль» из жидкостей классов DOT 3 и DOT 4, вы получите смесь, отвечающую требованиям DOT 3.

А так же примите во внимание, что на автомобилях, выпущенных более 20-ти лет назад, резина манжет может быть просто не совместима с гликолевыми жидкостями – для них можно использовать только минеральные.

Замена ТЖ.

ТЖ относится к наиболее важным жидкостям в автомобиле, ведь неоспоримым условием безопасности управления автомобилем является эффективность, надежность и безотказность тормозов! От этого зависит зачастую не только безопасность, но и жизнь водителя. Именно по этой причине ТЖ требует регулярной и своевременной замены.

По регламенту ТЖ подлежит замене раз в 2-3 года или 36-60 тыс.км. Но на некоторых автомобилях она подлежит замене в более короткие сроки; так, например, у Maserati ТЖ подлежит замене через 10 тыс.км пробега, а у Ferrari – через 5 тыс.км.

На современных автомобилях, по причине целого ряда преимуществ, используются в большинстве своем гликолевые ТЖ, а они, как мы выяснили ранее обладают большой гигроскопичностью. За год эксплуатации такие жидкости способны впитать до 2-3% влаги. Кроме того, со временем, содержащиеся в ТЖ присадки (такие как например ингибиторы коррозии) вырабатываются и могут выпадать в осадок. Использование такой жидкости может привести к дорогостоящему ремонту. По этой причине за ТЖ нужно следить! Не ленитесь проверять состояние ТЖ раз в месяц, тем более, что у большинства автомобилей расширительный бочек прозрачный (сделано это специально для того, чтобы можно было следить за уровнем ТЖ не открывая крышку). По внешнему виду она должна быть прозрачной, однородной и без осадка. Если жидкость вдруг помутнела или в ней появился осадок, то ее следует заменить в ближайшие сроки, в независимости от того, когда Вы ее меняли. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с такой жидкостью может привести к внезапному отказу тормозов!Если позеленел расширительный бачек, значит ингибиторы коррозии в жидкости уже на нуле и медь начинает иммигрировать из тормозных магистралей.

Помимо визуального контроля, состояние ТЖ в Вашем автомобиле можно определить при помощи тест-полосок BG PF9100. С их помощью Вы сможете определить степень ее окисления, и пригодность ее к эксплуатации.Оценка проводится по измерению содержания ионов меди в жидкости. Если жидкость насыщена ионами меди, полоска окрасится в фиолетовый цвет.

Так же заменить жидкость в тормозной системе рекомендуется при покупке подержанного автомобиля, поскольку Вам доподлинно неизвестно как часто предыдущий хозяин менял жидкость и менял-ли ее вообще. К тому же в последствии не придется гадать какую жидкость при необходимости долить.

Часто водители вместо положенной полной замены ТЖ, просто доливают новую в уже имеющуюся жидкость. При этом значительная часть объема жидкости не меняется вообще, а новая жидкость смешивается со старой и теряет свои эксплуатационные свойства. Поэтому жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью! Произвести эту процедуру лучше всего на СТО, доверив дело профессиональным механикам. Ведь несмотря на то, что сам по себе процесс замены довольно простой — слил старую, залил новую — в системе при неквалифицированном вмешательстве может остаться воздух, что чревато отказом тормозов. Для удаления воздуха тормозную систему нужно «прокачать». Дело это довольно хлопотное и требует помощника, а также определенных навыков. Так что экспериментировать не советуем. На хорошей же СТО замена тормозной жидкости производится методом вытеснения на специальном оборудовании, подающем жидкость под давлением. В результате прокачка тормозов не требуется.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась. По этой же причине всегда держите закрытым расширительный бачек, за исключением чтобы заполнить его. Перед тем, как залить жидкость, очистите всю грязь вокруг крышки на резервуаре. Никогда не очищайте цилиндры и другие компоненты бензином или керосином. Избегайте попадание ТЖ на лакокрасочное покрытие автомобиля и тормозные колодки.

НИКОГДА не смешивайте ТЖ с чем-либо! Любой другой тип масла или жидкости будет реагировать с ТЖ и может разрушить резиновые манжеты в тормозной системе, что вызовет отказ тормозов.

Тормозные жидкости, как правило, являются горючими или легковоспламеняющимися. Курить при работе с ними запрещено.

Тормозные жидкости являются смертельным ядом! – даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания жидкости, например, при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно промыть желудок. Если жидкость попала в глаза, необходимо обильно промыть их струей воды. И в любом случае следует обратиться к врачу.

ормозная жидкость Продолжая начатую ранее тему тормозной системы, конечно, нельзя обойти вниманием тормозную жидкость (ТЖ). Хотелось бы ответить на главные вопросы, связанные с этой темой: Назначение ТЖ. Основные свойства ТЖ Как выбрать ТЖ Замена ТЖ Итак, разберемся, что говорится, по пунктикам. Назначение ТЖ. Для начала, следует понять, что ТЖ- это…

Тормозная жидкость

Тормозная жидкость

2014-08-28

VeraRudenchik

blog.msvlad.com


Смотрите также