Как заменить направляющие втулки клапанов


Замена направляющих втулок клапанов и седел: как выполнить качественный ремонт

Клапаны выполняют функцию впуска воздушно-топливной смеси в двигатель и выпуска из него отработанных газов. Каждый цилиндр двигателя имеет, по крайней мере, два клапана – один впускной и один выпускной. Клапан состоит из стебля и головки. Стебель клапана, перемещаясь в направляющей втулке, производит впуск/выпуск топливной смеси/отработанных газов. Когда клапан закрывается, его головка «садится» на седло, и таким образом герметизирует камеру сгорания.

Направляющие втулки и сёдла клапанов обеспечивают качество работы самих клапанов. В процессе эксплуатации они терпят износ, из-за чего не могут обеспечить необходимых характеристик двигателя. В таком случае производят их ремонт или замену.

1. Как происходит выпрессовка старых втулок

Замена направляющих втулок клапанов – это неизбежный процесс, который необходимо периодически повторять, так как втулки во время эксплуатации изнашиваются. Перед заменой направляющих втулок необходимо извлечь клапаны и определить степень износа втулок, для чего существует два метода:

Непосредственный

Для этого используют микрометр и нутромер, которыми замеряют внутренний минимальный диаметр втулки и максимальный диаметр рабочей зоны стебля клапана. Разность этих значений составляет диаметральный зазор. Также стоит учесть конусный и бочкообразный износ стебля и изменения в диаметре втулки по высоте. Эти параметры и определяют степень износа направляющих втулок. Перед измерениями необходимо очистить все поверхности от грязи.

Косвенный

Для этого метода используют индикатор часового типа, у которого есть стойка. Если измеренный зазор будет больше, чем рекомендованный инструкцией, то все измерения необходимо повторить на новом клапане. Если при сравнении параметров с новым клапаном, зазор всё равно останется большим, то нужно проводить ремонт или замену втулок.

Многие производители автомобилей выпускают ремонтные клапаны с увеличенным диаметром, таким образом исключая необходимость замены направляющих втулок. Но, если ремонтных клапанов нет, износ направляющей втулки неравномерный или слишком большой, то придётся заменить втулки. Перед заменой на новые, старые втулки выпрессовуют.

Для выпрессовки старых втулок обычно применяют ударный метод, при чём головку цилиндра предварительно переворачивают. Понадобятся оправка и молоток (либо другой ударный инструмент).

Оправку из латуни или бронзы устанавливают со стороны седла, а потом по ней наносят удары при помощи молотка. Чтобы посадочное гнездо не повредилось, оправку выбирают ступенчатую, которая по меньшему диаметру входит во втулку на 30-40 мм с зазором, а по большему диаметру – вольно проходит через отверстие в головке цилиндров.

Когда производится выпрессовка втулок, головку цилиндра следует нагреть до +150 градусов Цельсия, чтобы натяг немного уменьшился. Нагревать лучше в электропечи, но на крайний случай, подойдёт и обычная электроплитка.

Если втулка крепко «засела» в гнезде, то её можно высверлить обычным станком для сверления. Ручную электродрель лучше не использовать, так как с большой долей вероятности посадочное гнездо повредиться или получится перекос. Втулку можно высверлить не полностью. При стенке с толщиной в 1 мм, остальную часть втулки очень просто выбить.

Поверхность гнезда после выпрессовки должна быть идеально гладкой, полностью чистой и не иметь царапин, шероховатостей и «черноты». Для этого её дополнительно обрабатывают.

2. Как измерить натяг втулки перед заменой

Новые втулки нельзя запрессовывать в головку цилиндров двигателя, если предварительно не измерить фактический натяг.

Натяг втулки – это превышение её диаметра над диаметром отверстия для запрессовки на небольшую величину. Установка втулок с натягом обеспечивает более надёжное и долговечное крепление.

Для измерения натяга втулки, нужно с высокой точностью определить диаметр гнезда для новой втулки и диаметр самой втулки. Диаметр втулки должен быть больше, чем диаметр гнезда на 0,03-0,05 мм.

Если гнездо «слабое» и натяг недостаточен, то необходимо будет использовать втулки большего диаметра. А если диаметр гнезда недостаточен, то увеличить его можно при помощи сверлильного станка. Для ремонтной втулки натяг должен быть больше, чем для новой, так как в старом гнезде поверхность уже была деформирована и понадобиться более надёжная установка.

3. Как запрессовать втулки клапанов

Перед тем, как запрессовать втулку рекомендуется обеспечить разную температуру деталей. Втулки нужно охладить до -150 градусов по Цельсию, а головку цилиндра – нагреть до температуры больше +50 градусов по Цельсию. Разность температур нужна, чтобы посадочное место в головке цилиндра перетерпело меньше повреждений и, чтобы уменьшить усилие, необходимое для запрессовки. Во время запрессовки новых втулок не лишним будет смазывание поверхностей трения жидким машинным маслом.

Иногда втулки запрессовывают без обеспечения разности в температуре, но это делать не рекомендуется, так как сплав при большом натяге перетерпит деформации, а реальный натяг уменьшиться. Позже, когда двигатель начнёт работать, посадка ослабиться и клапан будет перегреваться, что связано с неправильным отводом тепла от стержня клапана. Очень быстро втулка начнёт колебаться в гнезде, и ремонт придётся проводить заново.

Запрессовку делают тем же ударным методом, что и выпрессовку, используя оправку и молоток. Производить запрессовку нужно быстро, 2-мя-3-мя ударами по оправке молотком. Если у втулки тонкий поясок для посадки колпачка, оправку нельзя опирать на этот поясок, так как втулка поломается.

Когда втулки остынут после запрессовки, их отверстия калибруют алмазными развёртками (стальные развёртки подвержены быстрому износу), которые дадут необходимый размер отверстий. После обработки отверстий, следует проверить зазоры клапанов втулок. Для впускных они должны быть 0,02-0,04 мм, а для выпускных клапанов – 0,03-0,04 мм. Минимальные зазоры (особенно у выпускных клапанов) не нужны, потому что это спровоцирует заклинивание в их работе.

4. Ремонт сёдел клапанов

Совместная работа седла и клапана должна обеспечить полную герметичность двигателя на весь срок его эксплуатации. Для этого на седле делают специальную рабочую фаску, которая для нормального функционирования должна, с одной стороны, иметь минимальную ширину (чтобы обеспечить герметичность важна не площадь контактирующих поверхностей, а давление в сопряжении). Но, с другой стороны, по ней отводится большая часть теплоты от клапана, а потому она должна быть как можно шире.

Так что при ремонте сёдел стоит учитывать рекомендации производителя (руководство по эксплуатации автотранспортного средства), чтобы подобрать оптимальные параметры для сёдел. Помимо рабочей, на сёдлах также имеются вспомогательные фаски, которые нужны, чтобы обеспечить нужный диаметр и ширину рабочей фаски.

Во время эксплуатации, поверхность сёдел изнашивается и теряет нужную форму. Из-за этого во время перегрева двигателя на них появляются прогары и раковины. Так что периодически приходится производить ремонт или замену сёдел клапанов.

Главная задача, когда производится ремонт седел клапанов или замена седел – это добиться нужной соосности отверстия втулки и рабочей фаски, а также создать определённый профиль седла, который рекомендован производителем.

Перед тем как ремонтировать седло, нужно произвести восстановление направляющей втулки и ни в коем случае не наоборот. Если эту последовательность нарушить, то будет очень сложно добиться герметичности.

Для восстановления, сёдла обрабатывают при помощи разных инструментов. Обычно, для этого используют угловые ручные фрезы с креплением пожёстче на направляющем стержне. Эти фрезы могут изготавливать с твердосплавными пластинами или из инструментальной стали с углами на вершине 30, 45, 60 градусов.

Но если у инструмента изношены детали, то будут наблюдаться люфты направляющего стержня. Из-за этого будет тяжело добиться нужной соосности втулки и седла, так что перед ремонтом сёдел следует заменить детали фрезы на новые.

При обработке седла в нём формируют определённый профиль: уплотнительную фаску и ещё две, примыкающих к ней фаски. У большего количества двигателей фаска имеет угол в 45 градусов, и ширину 1,5 миллиметра. У примыкающих фасок углы достигают 60 и 30 градусов.

Обработку уплотнительной рабочей фаски нужно вести, пока не получиться полностью ровная поверхность.

5. Окончательный этап: притирка клапанов

Притирка клапанов – это последний этап обработки седла и стыка клапана.

Если поверхности седла и фаски обработаны точно, то притирка не требуется, и она даже вредна, поэтому при профессиональном ремонте притирку клапанов не делают. Но если детали были обработаны вручную и их поверхность получилась не идеальной, то притирку клапанов выполнить необходимо.

Главное, что следует приобрести перед притиркой клапанов – притирочная паста, которая исполняет функцию мелкой шкурки. Притирочная паста бывает крупнозернистой (используется для первоначальной обработки) и мелкозернистой (используется для окончательной обработки). Во время притирки её наносят на сёдла и кромки клапанов.

Притирку клапанов выполняют при помощи дрели, отвёртки или с использованием специальных инструментов для притирки. Для этого поверхности смазывают притирочной пастой, вставляют клапан в гнездо и крепят к нему выбранный инструмент, после чего начинают вращать по окружности. После окончания процесса остатки пасты и частицы металла стирают влажной салфеткой.

Для контроля качества выполненной притирки, следует обратить внимание на поверхность фасок и клапана. Если на них образовалась замкнутая блестящая дорожка шириной 2-3 миллиметра, значит процесс притирки завершён, и всё было сделано правильно.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today

Замена направляющих втулок клапанов ваз-2112 16 клапанов: фото

Направляющая втулка служит определенным каналом для хода клапана. Ее замена в гаражных условия практически не возможна, поскольку требуются специальные знания, навыки и инструмент, но все-же автомобилисты умудряются это делать. Конечно, рекомендуется проводить замену направляющих втулок ВАЗ-2112 с 16-клапанным двигателем на специализированных автосервисах. Этот процесс довольно сложный и займет день, а то и два.

Видео о замене направляющих втулок и о том, как распознать поддельную запчасть:

Видео материал расскажет, как провести замену направляющих втулок, приведены рекомендации и советы.

Процесс замены направляющих втулок клапанов

Направляющие втулки сделанные с металла и бронзы

Прежде, чем приступить к замене направляющих втулок, стоит понимать, что существует несколько изделий для 16-клапанного двигателя ВАЗ-2112. Можно заменить полностью ремонтную втулку в сборе, или установить бронзовую гильзу. Оба варианта идеально подходят для этого автомобиля. Рассмотрим оба процесса по отдельности. Обычно, направляющие втулки меняются с клапанами в сборе, но как показывает практика, меняются выпускные, которые прогорают, а впускные шлифуются и ставятся на место.

Демонтаж ГБЦ

Прежде, чем приступить к замене направляющих втулок, необходимо демонтировать головку блока цилиндров. Этот процесс не такой уж и сложный, как кажется на самом деле. Для начала стоит собрать необходимый инструментарий. Что же понадобится:

  • Набор ключей.
  • Динамометрический ключ.
  • Тара для охлаждающей жидкости.
  • Ветошь.
  • Непосредственно сама новая прокладка.

Итак, рассмотрим, пошаговую инструкцию демонтажа ГБЦ:

  1. Демонтируем «клемму-минус» с АКБ.

    Демонтаж клеммы АКБ для ремонта

  2. Для демонтажа ГБЦ необходимо очистить каналы головки от охлаждающей жидкости, поэтому сливаем ее в ранее заготовленную емкость.
  3. Сбрасываем давление в топливной системе.

    Через специальный клапан сбрасываем давление в топливной системе

  4. Подобравшись к двигателю снизу необходимо демонтировать приемную трубу.

    Выкрутив болты крепления отсоединяем выпускной коллектор и приемную трубу

  5. Следующим этапом становится демонтаж термостата.
  6. Поскольку необходимо заменить направляющее втулки, то разбирать головку будем уже когда снимем. А пока демонтируем ее вместе с распределительными валами.
  7. Снятие происходит вместе с топливной рампой.
  8. Отключаем датчики распределительных валов и масла в двигателе. Подробнее о схеме датчиков на ВАЗ-2112 здесь.
  9. Проводим демонтаж ремня ГРМ.

    Снимаем ремень ГРМ

  10. Теперь, необходимо зафиксировать распределительные валы, а потом снять шкивы, чтобы они не мешали.

    Фиксируем распределительные валы и демонтируем шкивы

  11. Проводим демонтаж датчика охлаждения.

    Демонтируем датчик охлаждения

  12. Снимаем клапанную крышку. Для этого необходимо выкрутить болты крепления.

    Выкрутив болты снимаем клапанную крышку

  13. Теперь, можно поднять головку блока цилиндров.

    Когда все отсоединили проводим демонтаж ГБЦ

  14. Удаляем остатки прокладочного материала с поверхности блока и ГБЦ. Подробнее о том, как потом установить новую прокладку мы уже писали.

При сборке ГБЦ обратите внимание на момент затяжки, а также на порядок затяжки болтов. Это важно!

Демонтаж направляющих втулок

Теперь, когда головка блока цилиндров снятая, ее необходимо помыть. Для этого используется специальная ванна с горячим керосином, но как показывает практика, все заканчивается мойкой керосином под давлением. Когда ГБЦ – чистая, ее необходимо разобрать. Рассмотрим, последовательный процесс:

  1. Демонтируем распределительные валы.

    Снимаем распределительные валы с головка

  2. Снимаем коромысла.
  3. Откручиваем отводящий патрубок. Для этого стоит воспользоваться ключом на 13.

    Открутив хомут снимаем отводящий патрубок

  4. При помощи ключа на 21 проводим демонтаж датчика температуры.
  5. Прижимаем клапана при помощи специального приспособления и проводим рассухаривание.

    Рассухариваем клапанов головки блока

  6. Снимаем маслосъемные колпачки.

    Проводим демонтаж маслосъемных колпачков при помощи отвертки или специнструменты

  7. Теперь можно демонтировать тарелки, шайбы, внутреннюю и наружную пружину.
  8. Когда все снято, проводим демонтаж клапанов. Если клапан не поддается, то по нему необходимо несколько раз ударить молотком Вынимаем клапана с головки
  9. Теперь, когда ГБЦ свободная, необходимо провести мойку после разборки.
  10. Снимаем стопорные кольца с верхних кромок.
  11. При помощи молотка и специальной насадки, очень аккуратно, выбиваем втулку с головки. Стоит быть предельно осторожными, чтобы не повредить посадочные места или поверхность ГБЦ.

    Выбиваем втулку клапана молотком

Этот способ подходит только тогда, когда будут устанавливаться вместо старых втулок металлические или латунные.

Установка металлических втулок клапана

Прежде, чем приступить к установке новых направляющих втулок, необходимо их подогнать по размеру. Обычно, для установки используют ремонтные изделия с зазором +0,22+0,25 мм. Но, существуют втулки с размерностью +0,5 мм, которые при новых технологиях уже не в ходу, но в продаже их можно найти.

Теперь, втулки необходимо подогнать под клапан и посадочное место. Конечно, для этого понадобится токарный станок. Прежде, чем провести расточку изделий, клапана шлифуются и промеряются, а посадочные места диагностируются на наличие эллипсов и царапин. После проведенных замеров на токарном станке втулки протачиваются, как внутренняя поверхность под клапан, так и наружная – под посадочное место.

Установка втулок проводится методом запрессовки. Она надевается на специальный инструмент и по немного забивается в посадочное место. Конечно, некоторые автомобилисты их устанавливают при помощи молотка и набойник круглой формы с наковальней поверхностью. Когда направляющая втулка села на посадочное место проводится монтаж стопорного кольца и сборка головки.

Когда все собрано, можно установить на место ГБЦ и подключить ее к всей системе.

Установка бронзовых направляющих втулок

Установка направляющих бронзовых втулок отличается от стандартной процедуры. Здесь, не требуется демонтаж направляющих втулок. Итак, рассмотрим, пошаговый процесс установки бронзовых деталей на стандартные изделия:

  1. При помощи ручной шарошки, направляющие втулки рассверливаются. Как правило, убирается -0,15-0,2 мм с внутренней поверхности.

    Притирка клапана головки блока цилиндров при помощи дрели со специальной насадкой

  2. Далее, специальным инструментом поверхность полируется. За границей бы использовали установку типа вертикального полировочного аппарата производства Dehoch, но на просторах СНГ это делают дрелью и специальной наждачной насадкой, подобранную по диаметру втулки.
  3. Теперь, при помощи специального установочного инструмента можно провести монтаж бронзовых направляющих втулок вовнутрь стандартных.

    Специальный инструмент для установки бронзовых гильз K-line в направляющее втулки

  4. Когда все закончено, можно установить клапана и притереть их к новым направляющим.
  5. Теперь, можно провести сборку и установку ГБЦ.

Конечно, не всегда имеется возможность установить бронзовые втулки. Невозможно совершить данный процесс, когда выработка по внутреннему диаметру превысила показатель -0,25 мм. Но, с другой стороны, ресурс этих изделий будет выше.

Причины выхода из строя

Причин выхода со строя направляющих втулок мало, поэтому рассмотрим каждую по отдельности:

  • Износ или выработка внутренней поверхности. В процессе эксплуатации наружная часть клапана трется о внутреннюю часть направляющей втулки, при этом хоть и присутствует смазка, но выработка все равно идет. Для мотора 2112 ресурс этих изделий составляет 200 000 км согласно сервисным мануалам завода изготовителя.
  • Нередко, замене направляющих втулок способствуют гнутые клапана. Зачастую на внутренней поверхности появляются задиры, но деформация втулки или ее разлом тоже встречаются.
  • Недостаточная смазка или малый уровень масла также сказывается на внутренней поверхности втулки, где образуется большая выработка и клапан начинает болтаться.

Выбор направляющих втулок

Существует несколько производителей, кроме АвтоВАЗ, которые производят направляющие втулки на ВАЗ-2112. Обычно в комплекте идут отдельно изделия для впускных и выпускных клапанов, но их классифицируют комплектами. Итак, рассмотрим, какие направляющие втулки можно приобрести на автомобильном рынке запасных частей:

  1. 2108-1007032/33 – это стандартный набор металлических направляющих втулок производства АвтоВАЗ. Стоимость комплекта составляет 1300 рублей.

    Направляющее втулки производства АвтоВАЗ

  2. 2108-1007037/38 – это набор бронзовых направляющих втулок клапанов со стопорными кольцами производства ДМЗ или АвтоТех. Стоимость колеблется от 1200 до 2000 рублей.

    Бронзовые направляющие втулки производства ДМЗ

  3. K-Line Bronze Bullet (KL1608NX) – бронзовая гильза для ремонта направляющих втулок клапанов. Цена одного такого изделия составляет 75-100 рублей. Технические характеристики гильз K-line для установки в направляющую втулку Ремонтная направляющая втулка клапана производства K-line

Видео о замене и снятии прокладки ГБЦ

Видео по снятию головки блока цилиндров, в котором пишется о процессе, нюансах и рекомендациях.

Выводы

Замена направляющих втулок клапанов на 16-клапанном ВАЗ-2112 дело довольно тяжелое и непростое, поэтому рекомендуется для проведения этой операции обратиться в автосервис. Конечно, особое внимание следует обратить на качество изделий. Как показывает практика, попадаются втулки с деформациями и заводскими браками.

carfrance.ru

Замена направляющих втулок клапанов.

Приветствую всех водителей, любящих ремонтировать свой автомобиль или мотоцикл своими руками — в этой статье мы рассмотрим, как правильно заменить направляющие втулки клапанов, а так же инструмент, с помощью которого это будет легко сделать. О ремонте головки двигателя я уже писал, и почитать об этом можно вот здесь, но в этой статье мы более подробно разберём операцию, по грамотной замене направляющих втулок. И рассматривать ремонт головки мы будем на примере наших отечественных машин — ВАЗов 2108,09, Оки, Волги, но поняв основные принципы ремонта и работы с приспособлением, описанным в этой статье, на примере наших автомобилей, можно будет спокойно заменить втулки и на иномарке. 

Рис. 1 Выпрессовка направляющей втулки переднеприводных вазов.1 — направляющая втулка клапана, 2 — головка цилиндров, 3 — опора, 4 — зацеп, 5 — гайка, 6 — шпилька, 7 — наконечник.

У любой машины когда нибудь наступает такой момент, что замена сальников клапанов не помогает, и сизый дым из выхлопной трубы подсказывает водителю, что всё таки пора заняться более серьёзным ремонтом. А для удобства работы нужно будет изготовить несложное приспособление, которое если бы не опора 3 (см.рисунок 1) в виде пластины, то это устройство можно было бы применить и на классических Жигулях и Москвичах (так как головка ВАЗ 2108, 09 отличается от головки классических жигулей ВАЗ 2101,02,03,06,07).

К тому же при выпрессовке направляющих втулок клапанов у ВАЗ 2108,09 угол действия сил при выпрессовке втулок более благоприятный, так как угол наклона оси клапана относительно вертикали составляет всего 13,5°, а у классических Жигулей угол наклона оси клапана составляет 20° и здесь риск сдвига опоры больше. Но всё таки, чтобы полностью исключить риск сдвига опоры приспособления, она имеет два отверстия с резьбой М10, для крепления зацепов опоры.

Рис. 3 Выпрессовка направляющей втулки Волговского мотора.1 — наконечник, 2 — головка цилиндров, 3 — направляющая втулка клапана, 4 — шпилька, 5 — опора, 6 — гайка.

Изношенные втулки выпрессовываем как показано на рисунке 3, но опору 5 для для  Жигулей, или Москича, нужно будет сделать другую, в зависимости от размеров плоскости головки этих машин. Под иномарку естественно тоже нужно будет изготовить свою опору. Опорная втулка 3 и наконечник 5 (см. рис. 4) тоже изготавливается под диаметр втулок головки иномарки, или другой машины.

Сам процесс запрессовки новых втулок можно рассмотреть на рисунке 2. А чтобы запрессовка прошла вообще как по маслу, советую перед запрессовкой нагреть головку до 150°С.

Рис 2. Запрессовка направляющей втулки переднеприводных вазов.1 — опорная втулка, 2 — гайка, 3 — головка цилиндров, 4 — наконечник, 5 — шпилька, 6 — направляющая втулка клапана.

Приспособление работает очень эффективно и легко справляется с величиной натяга, который рекомендует завод изготовитель двигателя. А именно: в сопряжении направляющая втулка и головка двигателя, рекомендуемая величина натяга 0,063 — 0,108 мм. То есть перед запрессовкой желательно проверить нутромером внутренний диаметр отверстия в головке, который должен быть 13,950 — 13,977 мм, а наружный диаметр втулки проверяем микрометром и он должен быть 14,040 — 14,058 мм. При этих диаметрах втулки и отверстия в головке, нормальный натяг, рекомендуемый заводом будет обеспечен.

Внутренний диаметр направляющих втулок, тоже очень важен и его тоже нужно замерить (особенно при покупке новых втулок), чтобы знать какой зазор получится относительно стержня клапана. Так как завод изготовитель, в сопряжении стержня клапана и отверстия направляющей втулки, рекомендует рабочий зазор 0,022 — 0,025 мм. Такой зазор получится если внутренний диаметр отверстия втулки будет равен 8,022 — 8,040 мм, а наружный диаметр стержня клапана будет в пределах 7,985 — 8,000 мм. Это для впускных клапанов.

Но так как выпускные клапана всегда больше нагреваются, то для них рабочие зазоры всегда немного больше, то есть в пределах 0,029 — 0,062 мм. Эти зазоры получим, если внутренний диаметр отверстия втулки будет в пределах 8,029 — 8,047 мм, а наружный диаметр стержня выпускного клапана, практически такой же как и впускного клапана — в пределах 7,985 — 8,000 мм.

Но зазор между отверстием направляющей втулки и стержнем клапана может быть другим, если материал из которого вы изготовите втулку, примените другой, не такой как в мануале вашего двигателя. И если у вас в моторе стояли втулки из чугуна, а вы решили заменить из бронзовыми, то следует знать, что коэффициент расширения бронзы отличается от чугуна, а значит и зазоры должны быть другими. Подробно об этом, советую почитать вот в этой полезной статье, в которой я написал про направляющие втулки, и вообще какие они бывают.

Рис. 4 Запрессовка направляющей втулки Волговского двигателя ГАЗ 24.1 — шпилька, 2 — гайка, 3 — опорная втулка, 4 — тело головки цилиндров, 5 — наконечник, 6 — направляющая втулка клапана.

Несколько слов напишу и по Волге. На моторах первых Волг (кроме ГАЗ-21), а именно 24Д, 24,01 посадка втулок в отверстие головки предусматривалась Горьковским заводом с натягом 0,022 — 0,076 мм. Но на более современных машинах завода — ГАЗ 31029, натяг втулок немного увеличили до 0,027 — 0,087 мм. Но рабочие зазоры между стержнем клапана и его направляющей втулкой остались прежними и должны быть в пределах 0,050 — 0,097 мм. Эти зазоры получатся, если использовать втулки с внутренним диаметром отверстия 9,00 — 9,022 мм, а наружный диаметр стержня клапана должен быть в пределах 8,95 — 8,925 мм.

Наружный диаметр направляющей втулки автомобиля Волга составляет 17,00 мм. А оси клапанов современных Горьковских моторов, перпендикулярны плоскости готовки (см. рисунок 3), и этот плюс полностью исключает скольжение опоры приспособления (по сравнению с Жигулями и Москвичами). Но бывает, что втулки головки не менялись много лет, или головка была перегрета, то выпрессовать втулки из тела головки не так то просто. Нужно немного нагреть головку в месте выпрессовываемой втулки (до того, как капля воды начинает испаряться), а затем направить на втулку медную выколотку и тихонько обстучать втулку. После этого можно пускать в ход приспособление. Как я уже писал выше, опора 5 для Волги делается другая, и опорная втулка 3 тоже.

Напоследок хочу сказать, что диаметр стержня изношенного клапана, можно восстановить, если отполировать его, а затем отхромировать (если конечно выработка не сильная и не проявляется в форме ступеньки). А затем уже с помощью развёртки нужного диаметра разворачиваем втулку и добиваемся необходимого зазора между стержнем и отверстием втулки.

Если же отверстие втулки сильно разбито (изношено), то заказываем токарю новые втулки из бронзы, оставляя припуск отверстий, для обработки их развёрткой (так же не забываем про наружный диаметр втулки, рекомендованный заводом, чтобы обеспечить необходимый натяг при запрессовке. Но этот совет больше подходит для тех автомобилей или мотоциклов, для которых затруднительно достать новые детали (например антикварные машины или мотоциклы).

И раз уж разобрали головку вашего двигателя, проверьте герметичность клапанов (как это сделать можно найти в статье по ремонту головки, кликнув по ссылке в самом верху текста) и если они негерметичны, их следует притереть. Как грамотно притереть клапана, подробно читаем вот в этой статье. Да и сальники клапанов не помешает заменить новыми.

А эту статью я заканчиваю и надеюсь, что она поможет, особенно новичкам, самостоятельно осуществить замену направляющих втулок клапанов; удачи всем!

suvorov-castom.ru


Смотрите также