Момент затяжки болтов


Практические (М5-М39) классов прочности 4.6, 5.8, 4.6, 5.8, 8.8, 10.9, 12.9, и предельные (М6-М42) классов прочности 8.8, 10.9, 12.9 моменты затяжки для метрических болтов (гаек) из углеродистой стали

Навигация по справочнику TehTab.ru:  главная страница  / / Техническая информация / / Оборудование - стандарты, размеры / / Крепеж.  / / Практические (М5-М39) классов прочности 4.6, 5.8, 4.6, 5.8, 8.8, 10.9, 12.9, и предельные (М6-М42) классов прочности 8.8, 10.9, 12.9 моменты затяжки для метрических болтов (гаек) из углеродистой стали
Практические (М5-М39) классов прочности 4.6, 5.8, 4.6, 5.8, 8.8, 10.9, 12.9, и предельные (М6-М42) классов прочности 8.8, 10.9, 12.9 моменты затяжки для метрических болтов (гаек) из углеродистой стали
  • На головке болта должна быть нанесена следующая маркировка:
  • - клеймо завода изготовителя
  • - класс прочности;
  • - правая резьба не маркируется, если резьба левая - маркируется стрелкой против часовой стрелки.
  • Для изделий из углеродистой стали, класс прочности обозначают двумя цифрами через точку.
  • Пример: 4.6; 8.8; 10.9; 12.9
  • Первая цифра: обозначает 0,01 номинальной величины предела прочности на разрыв, измеренную в МПа. В случае класса 8.8 первая 8 обозначает 8 х 100 = 800 МПа = 800 Н/мм2 = 80 кгс/мм2
  • Вторая цифра: это отношение предела текучести к пределу прочности, умноженному на 10. Из пары цифр можно узнать предел текучести материала 8 х 8 х 10 = 640 Н/мм2,
  • Пример для класса 5.8 :предел прочности на разрыв = 500 Н/мм2, предел текучести = 5*8*10=400 Н/мм2)
  • ! Значение предела текучести ! имеет важное практическое значение, поскольку это и есть максимальная рабочая нагрузка болта.
  • Справочно: Перевод единиц крутящего момента.
Таблица 1: практические моменты затяжки болтов из углеродистой стали Н*м. У болта при этом остается запас прочности, достаточный для того, чтобы он гарантированно не "потек". Естественно, это не означает, что все соединения следует затягивать до этой величины. В огромном количестве случаев вы этим только испортите соединение - например, продавите, порвете или выдавите эластичную прокладку и т.д. Т.е. приведенные крутящие моменты являются допустимыми, уровень нагрузки при этом соответствует примерно 60-70% предела текучести.Предельные моменты - см. в таблице ниже.

Резьба/шаг мм

Класс прочности болтов

4.6

5.8

8.8

10.9

12.9

момент затяжки Н*м

5/0.8

2,1

3,5

5,5

7,8

9,3

6/1.0

3,6

5,9

9,4

13,4

16,3

8/1.25

8,5

14,4

23,0

31,7

38,4

10/1.5

16,3

27,8

45,1

62,4

75,8

12/1.75

28,8

49,0

77,8

109,4

130,6

14/2.0

46,1

76,8

122,9

173,8

208,3

16/2.0

71,0

118,1

189,1

265,9

319,7

18/2.5

98,9

165,1

264,0

370,6

444,5

20/2.5

138,2

230,4

369,6

519,4

623,0

22/2.5

186,2

311,0

497,3

698,9

839,0

24/3.0

239,0

399,4

638,4

897,6

1075,2

27/3.0

345,6

576,0

922,6

1296,0

1555,2

30/3.5

472,3

786,2

1257,6

1766,4

2121,6

33/3.5

636,5

1056,0

1699,2

2380,8

2860,8

36/4.0

820,8

1363,2

2188,8

3081,6

3696,0

39/4.0

1056,0

1756,8

2820,2

3955,2

4742,4

Таблица 2. Предельные моменты затяжки для болтов (гаек). Затяните сильнее - сами испортите болт и/или гайку.

Резьба/шаг мм

Класс прочности болта

8.8

10.9

12.9

предельный момент затяжки Н*м

6/1.0

10

13

16

8/1.25

25

33

40

10/1.5

50

66

80

12/1.75

85

110

140

14/2.0

130

180

210

16/2.0

200

280

330

18/2.5

280

380

460

20/2.5

400

540

650

22/2.5

530

740

880

24/3.0

670

940

1130

27/3.0

1000

1400

1650

30/3.5

1330

1800

2200

33/3.5

1780

2450

3000

36/4.0

2300

3200

3850

39/4.0

3000

4200

5050

42/4,5

3700

5200

6250

TehTab.ru

Нужный момент затяжки болтов

Крутящим моментом называют силу вращения, то есть затяжки гайки. Сила вращения измеряется в Ньютонах на 1 метр — Нм. Для фланцев, которые имеют крепления на болтах, крутящий момент производит аксиальную нагрузку на них. Аксиальная нагрузка (осевая) — это сила, которая действует на грани фильтрующего элемента. Она может привести к деформации элемента или нарушению герметичности. В момент затяжки болтов наблюдается эффект пружины.

При затягивании гайки происходит натяжение болта, нагрузка на прокладку усиливается. Осевая нагрузка находится в прямой зависимости от силы трения. Если она меняется, то непременно произойдет изменение в нагрузке, которую испытывает прокладка. Чтобы момент затяжки болтов произошел по всем правилам, необходимо их смазать вместе с гайками и шайбами. На осевую нагрузку влияет и является важной очередность в сборке фланцев. Крутящий момент здесь прилагается специальным динамометрическим ключом. Правда, существуют более точные способы, которые влияют на момент затяжки болтов и конечный результат.

Каким должно быть усилие на соединении болтов?

Болт сжимает между собой фланцы. В момент затяжки болтов они должны быть затянуты так, чтобы поддержать нагрузку на прокладку и при температурных перепадах, и перепадах давления в нормальном рабочем процессе, и когда в системе повышенное давление.

На соединение определенным образом действует вспомогательная нагрузка. Тогда болтовое соединение способно адаптироваться при любых условиях и оставаться при этом герметичным.

Предел текучести материала, из которого изготовлен болт, это нагрузка, допускающая его растягивание до максимально допустимой длины, после чего он возвращается в первоначальное состояние. Растягивание может быть свыше допустимой меры текучести. В таком случае, когда нагрузка снимается, болт служит своеобразной «возвратной пружиной».

Когда превышается усилие затяжки болтов, происходит растягивание допустимого значения предела текучести, что приводит к уменьшению нагрузки. При подтягивании болта необходимо соблюдать осторожность, чтобы не произошла перетяжка, которая точно приведет к порче. Моменты затяжки болтов — процесс кропотливый, нужно следить за тем, чтобы общая нагрузка на прокладку ослабевала постепенно, в масштабе 40-100% предела текучести. Необходимо также следить, чтобы не изменилась целостность прокладки, фланцев. Напряжение, которое позволительно прилагать на поверхность прокладки, никогда не должно превышать заданной величины. Подходящий выбор болта есть непременное условие работы соединения фланцев.

Как соблюдать герметичность?

Два условия, которые должны соблюдаться:

  1. Усилие, совершенное с целью прижатия прокладки и ее удержания на месте. Нагрузка болтов должна быть такой, чтобы прокладка сжалась по поверхности фланца.
  2. Усилие, которое необходимо:
  • Для прохождения гидростатической нагрузки.
  • Прокладка прижимается и удерживается неподвижно, чтобы давление не попало внутрь.
  • Сохранить нагрузку на прокладке после того, как снята гидростатическая нагрузка.

fb.ru

Моменты затяжки резьбовых соединений

При ремонте автомобиля необходимо соблюдать как последовательность, так и нужный момент затяжки резьбовых соединений.

Для измерения и затяжки резьбовых соединений с точно заданным моментом используется специальный инструмент - динамометрический ключ.

В таблице ниже указаны паспортные данные моментов затяжки болтов, гаек, втулок для автомобилей ВАЗ 2101-2107.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н*м (кгс*м)
Двигатель
Болт крепления крышки коренного подшипника М10x1,25 68,31-84,38 (6,97-8,61)
Болт крепления поддона картера М6 5,10-8,20 (0,50-0,85)
Шпилька крепления крышки сапуна М8 12,7-20,6 (1,3-2,1)
Гайка крепления крышки сапуна М8 12,7-20,6 (1,3-2,1)
Болт крепления головки блока цилиндров (гбц):
предварительное затягивание М12x1,25 33,3-41,16 (3,4-4,2)
окончательное затягивание М12x1,25 95,94-118,38 (9,79-12,08)
Болт крепления головки блока цилиндров (гбц) М8 36,67-39,1 (3,13-3,99)
Гайка крепления впускной трубы и выпускного коллектора М8 20,87-25,77 (2,13-2,6)
Гайка болта крышки шатуна М9x1 43,32-53,51 (4,42-5,4)
Болт крепления маховика М10x1,25 60,96-87,42 (6,22-8,92)
Гайка крепления крышки головки блока цилиндров М6 1,96-4,60 (0,20-0,47)
Болт крепления башмака натяжителя цепи М10x1,25 41,2-51,0 (4,2-5,2)
Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала М8 18,33-22,6 (1,87-2,3)
Болт крепления звездочки распределительного вала М10x1,25 41,2-51,0 (4,2-5,2)
Болт крепления звездочки вала привода масляного насоса М10x1,25 41,2-51,0 (4,2-5,2)
Гайка регулировочного болта клапана М12x1,25 43,3-53,5 (4,42-5,46)
Втулка регулировочного болта клапана М18x1,5 83,3-102,9 (8,5-10,5)
Болт крепления масляного насоса М8 21,66-26,75 (2,21-2,73)
Свеча зажигания М14x1,25 30,67-39,0 (3,13-3,99)
Болт крепления насоса охлаждающей жидкости М8 21,66-26,75 (2,21-2,73)
Гайка шпильки крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения М8 15,97-22,64 (1,63-2,31)
Храповик коленчатого вала М20x1,5 101,3-125,6 (10,3-12,8)
Болт крепления кронштейна генератора М10x1,25 44,1-64,7 (4,5-6,6)
Гайка крепления установочной планки генератора к насосу охлаждающей жидкости М10x1,25 28,63-45,27 (2,86-4,62)
Гайка болта крепления генератора к кронштейну М12x1,25 58,3-72,0 (5,95-7,35)
Гайка крепления установочной планки к генератору М10x1,25 28,08-45,3 (2,86-4,62)
Гайка крепления подушки передней опоры двигателя к кронштейну блока цилиндров М10x1,25 21,6-35,0 (2,21-3,57)
Гайка крепления подушки передней опоры двигателя к поперечине М10x1,25 27,4-34,0 (2,8-3,46)
Гайка крепления пластины опоры к подушке М6 5,7-9,2 (0,58-0,94)
Гайка крепления поперечины задней опоры двигателя к кузову М8 15,0-18,6 (1,53-1,9)
Гайка крепления задней опоры к коробке передач М8 23,3-28,8 (2,38-2,94)
Гайка болта крепления задней опоры к поперечине М8 15,9-25,7 (1,62-2,62)
Датчик электровентилятора М22x1,5 18,33-22,6 (1,87-2,3)
Сцепление
Болт крепления кожуха сцепления М8 19,1-30,9 (1,95-3,15)
Гайка болта крепления педалей сцепления и тормоза М12x1,25 12,7-20,6 (1,3-2,1)
Гайка крепления главного цилиндра сцепления и главного тормозного цилиндра М8 9,8-15,7 (1,0-1,6)
Соединение трубок гидропривода тормозов М10 14,7-18,6 (1,5-1,9)
Соединение трубок гидропривода сцепления М12 24,5-31,4 (2,5-3,2)
Коробка передач
Выключатель света заднего хода М14x1,5 28,4-45,1 (2,9-4,6)
Болт крепления картера сцепления к двигателю М12x1,25 53,9-87,2 (5,5-8,9)
Гайка крепления картера сцепления к коробке передач М10x1,25 31,8-51,4 (3,25-5,25)
Гайка крепления картера сцепления к коробке передач М8 15,7-25,5 (1,6-2,6)
Болт крепления крышки фиксаторов штоков М8 15,7-25,5 (1,6-2,6)
Гайка крепления задней крышки М8 15,7-25,5 (1,6-2,6)
Гайка крепления фланца эластичной муфты к вторичному валу М20x1 66,6-82,3 (6,8-8,4)
Болт зажимной шайбы подшипников промежуточного вала М12x1,25 79,4-98,0 (8,1-10,0)
Болт крепления вилки к штоку переключения передач М6 11,7-18,6 (1,2-1,9)
Карданная передача
Гайка вилки переднего карданного вала М16x1,5 79,4-98,0 (8,1-10,0)
Гайка болта крепления эластичной муфты М12x1,25 57,8-71,5 (5,9-7,3)
Гайка болта крепления фланца карданного вала к фланцу редуктора М8 27,4-34,3 (2,8-3,5)
Задний мост
Болт крепления редуктора М8 35,0-43,2 (3,57-4,41)
Болт крепления крышки подшипника дифференциала М10x1,25 43,3-53,5 (4,42-5,46)
Болт крепления ведомой шестерни М10x1,25 83,3-102,9 (8,5-10,5)
Гайка крепления фланца к ведущей шестерне - -
Гайка пластины крепления подшипника полуоси и тормозного щита М10x1,25 41,6-51,4 (4,25-5,25)
Рулевое управление
Гайка болта крепления картера рулевого управления М10x1,25 33,3-41,2 (3,4-4,2)
Гайка болта крепления кронштейна маятникового рычага М10x1,25 33,3-41,2 (3,4-4,2)
Гайка шарового пальца тяги рулевого привода М14x1,5 42,1-53,0 (4,3-5,4)
Болт крепления промежуточного вала к верхнему валу и к валу червяка М8 22,5-27,4 (2,3-2,8)
Гайка крепления рулевого колеса М16x1,5 31,4-51,0 (3,2-5,2)
Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления и выключателя зажигания М8 15,0-18,6 (1,53-1,9)
Гайка крепления сошки М20x1,5 199,9-247,0 (20,4-25,2)
Гайка оси маятникового рычага М14x1,5 63,7-102,9 (6,5-10,5)
Передняя подвеска
Болт крепления поперечины к лонжерону кузова М12x1,25 78,4-98,0 (8,0-10,0)
Гайка болта нижнего крепления поперечины к лонжерону кузова М12x1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)
Гайка болта крепления оси нижнего рычага М12x1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)
Гайка оси нижнего рычага М14x1,5 63,7-102,9 (6,5-10,5)
Гайка оси верхнего рычага М14x1,5 57,3-92,1 (5,85-9,4)
Гайка крепления верхнего конца амортизатора М10x1,25 27,4-34,0 (2,8-3,46)
Гайка болта крепления нижнего конца амортизатора М10x1,25 50,0-61,7 (5,1-6,3)
Гайка подшипников ступицы переднего колеса М18x1,5 -
Болт крепления суппорта к кронштейну М10x1,25 29,1-36,0 (2,97-3,67)
Гайка крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости М8 15,0-18,6 (1,53-1,9)
Гайка крепления пальца шаровой опоры к поворотному кулаку М14x1,5 83,3-102,9 (8,5-10,5)
Болт крепления колеса М12x1,25 58,8-72,0 (6,0-7,35)
Гайка болта крепления поворотного рычага к кулаку М10x1,25 50,0-61,7 (5,1-6,3)
Задняя подвеска
Гайка крепления амортизатора М12x1,25 38,2-61,7 (3,9-6,3)
Гайка болта крепления поперечной и продольной штанг М12x1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)

old-vaz.ru

Усилие затяжки болтов головки блока цилиндров

Головка блока цилиндров — важнейшая часть в двигателе автомобиля. Она расположена на верхней части блока цилиндров, выполняя большую роль в двигателе машины. ГБЦ выплавляется из алюминиевого сплава, крепление к блоку цилиндров получается крепким за счёт специальных крепежных болтов.

Непосредственный ремонт этой детали проводите основательно, если не соблюсти правила затяжки, можно нарушить герметичность соединения головки болта цилиндров и блока. Некоторые автовладельцы самостоятельно выполняют ремонт ГБЦ, пренебрегая правилами, за счёт чего теряется герметичность соединения, протекает масло, пробивается прокладка, и иногда даже снижается компрессия в двигателе. Не пренебрегайте правилами и требованиями при установке ГБЦ.

Стоит так же помнить, что чрезмерное усилие при затяжке болтов в некоторых случаях вызывает деформацию корпуса самой ГБЦ. При затяжке болтов головки блока цилиндров соблюдайте момент затяжки колесных болтов, соблюдайте схему и технологию затяжки.

Когда необходимо производить затяжку ГБЦ

Многие современные авто уже не требуют затяжки болтов гбц, но старые модели отечественного автопрома нуждаются в своевременной затяжке, особенно перед техническим осмотром вашего автомобиля.

Если вы открываете капот автомобиля и видите, что в местах болтов головки блока цилиндров скопилась влага, необходима срочная затяжка болтов. Утечка смазки может стать причиной появления влаги в этих местах.

Нарушенная структура блоков приводит расслаблению болтов. Чаще всего нарушение структуры происходит из-за перегрева двигателя, с чем тоже нужно разбираться.

Нарушенная герметичность ГБЦ является распространённой причиной нарушения правильной затяжки болтов. Момент затяжки болтов рекомендовано производить по прохождению машиной определенного километража.

После проведения ремонтных работ, связанных с двигателем и цилиндром двигателя нужно проводить затяжку болтов головки блока цилиндров.

Раньше затяжку болтов гбц проводили непосредственно на первом техническом осмотре машины, новые машины всё реже подвергаются этой манипуляции.

Момент затяжки болтов головки блока цилиндров

Зависит от версии вашего автомобиля, на старых отечественных машинах их только два, на более современных версиях уже 4. Решившись на самостоятельную затяжку болтов ГБЦ приготовьте достаточно теплое помещение, или если вы собираетесь делать ремонт в теплое время года выберите день с погодными условиями, когда температура достигает более 20 градусов тепла. Если же проводите ремонт в холодное время года, подготовьте обогреваемое помещение, в котором будет удобно работать.

При ремонтных работах не забывайте очищать все болты, соединения от грязи, излишков масла, особенно, если в конструкции протекла прокладка. После каждой манипуляции затяжки желательно ждать 20 минут, пока металл придёт в изначальную форму, чтобы избежать перегрева и деформации металлического корпуса.

Желательно посмотреть момент затяжки на гбц вашего автомобиля в оригинальном справочнике вашей машины или узнать у опытного механика, компетентного в этих вопросах. Обязательно утоните модель и год выпуска своего автомобиля, чтобы не ошибиться.

Соблюдайте правильный порядок затяжки болтов гбц, иначе работу придётся переделывать, ваши старания окажутся напрасны.

Как правильно проводить затяжку ГБЦ

В первую очередь найдите оригинальное руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Даже если вы покупали авто с рук, в интернете можно найти руководство по использованию. Внимательно изучите все, что вам потребуется при перетяжке гбц, а именно:

  • какие вам понадобятся болты для затяжки гбц;
  • какое усилие затяжки требует отдельный момент(для каждого нужна разная сила);
  • порядок затяжки гбц.

В современных автомобилях используются специальные пружинные болты, не требующие дополнительной затяжки, обратите на это внимание. Такие детали при усилии и попытке их затяжки могут не только деформироваться, но и повредить детали, расположенные рядом. Будьте осторожны, обязательно узнайте, какие болты стоят на вашем автомобиле.

Во время ремонтных работ поставьте специальную прокладку, не дающие усадку болта, это исключит необходимость протяжки болтов.

Для самостоятельной затяжки моментов обязательно понадобится специальный ключ, движения которым придётся делать с точностью до миллиметров, которые производитель указывает в инструкции к автомобилю. Забудьте про мысли, что чем туже вы затянете болт, тем лучше он будет держаться и так далее, в этом деле придётся чётко следовать инструкции, иначе рискуете повредить двигатель автомобиля, что приведет к более дорогостоящему ремонту.

Работа с динамометрическим ключом

В начале монтажа установите динамометрический ключ в положение, называемое у механиков нулевым. Такое положение — момент, когда показания ключа равны изначальному положению болта. Внимательно посмотрите на цифры в момент начала крепежа, запомните, а лучше запишите.

Медленными и аккуратными движениями начинайте крутить ключ и внимательно следите за показателями, если момент остаётся на том же месте, значит крепеж поддался растяжению. Если момент резко изменяется, значит нужно добиваться движения болта. Резкое увеличение момента говорит о том, что держатель не до конца растянут. Тогда монтаж придётся совершать после стабилизации.

Если же при затяжке момент резко начинает уменьшаться — крепеж деформирован, замена неизбежна.

Езда по проселочным дорогам сразу же после трассы губительно влияет на двигатели отечественных автомобилей. При езде двигатель машины постоянно то нагревается, то остывает, что плохо сказывается на качественном креплении. Болты разбалтываются, что приводит к поломкам, протечкам масла. Резкие перепады температур негативно влияют на правильное крепеление болтов. Ответственно относитесь к замене этой маленькой, но важной детали автомобиля.

Вот таблица моментов, которые нельзя превышать при затяжке.

Резьба Прочность болта
8.8 10.9 12.9
М6 10Нм 13Нм 16Нм
М8 25Нм 33Нм 40Нм
М10 50Нм 66Нм 80Нм
М12 85Нм 110Нм 140Нм
М14 130Нм 180Нм 210Нм
М16 200Нм 280Нм 330Нм
М18 280Нм 380Нм 460Нм
М20 400Нм 540Нм 650Нм
М22 530Нм 740Нм 880Нм
М24 670Нм 940Нм 1130Нм
М27 1000Нм 1400Нм 1650Нм
М30 1330Нм 1800Нм 2200Нм
М33 1780Нм 2450Нм 3000Нм
М36 2300Нм 3200Нм 3850Нм
М39 3000Нм 4200Нм 5050Нм
М42 3700Нм 5200Нм 6250Нм

Как контролировать момент затяжки

Есть специальные методы контроля правильной затяжки болтов, чтобы не переусердствовать в этом деле и не затянуть их недостаточно. Прикладывайте к болту момент, который равен моменту страгивания болта, а именно при начале поворота контролируйте момент страгивания болтов. Когда момент не увеличивается, вы выполняете все правильно, болт начал растяжку.

Когда вы прикладываете неправильный момент, растяжка болтов может не получаться, поэтому и стоит четко следовать инстукции, где сказано, какие моменты на какие болты нужно прикладывать. Эти требования объясняются работой блока цилиндров, каждый из цилиндров работает в постоянном режиме нагрева и охлаждения.

Это лишь общие рекомендации к затяжке моментов блока циллиндров, повторюсь, всё остальное обязательно прочтите в руководстве по ремонту вашей марки и модели автомобиля.

В заключении хочется пожелать решившим самостоятельно проводить ремонт ГБЦ, терпения и удачи в этом сложном деле. Помните обо всех нюансах процедуры, не пренебрегайте важными правилами по ремонту собственного автомобиля.

themechanic.ru


Смотрите также