Схема системы охлаждения


Устройство системы охлаждения двигателя

Система охлаждения служит для принудительного отвода теплоты от цилиндров и головки двигателя и передачи ее в атмосферу.

Необходимость в системе охлаждения вызывается тем, что стенки цилиндров, камер сгорания и внутренние детали двигателя, соприкасающиеся с раскаленными газами, при работе сильно нагреваются. Если не отводить теплоту от стенок цилиндров и камер сгорания, то из-за перегрева деталей двигателя возможны выгорание слоя смазки между ними и заклинивание движущихся деталей вследствие чрезмерного их расширения.

Система охлаждения может быть воздушной или жидкостной. При воздушной системе охлаждения теплота от цилиндров и головки двигателя передается непосредственно обдувающему их воздуху. Для увеличения поверхности теплоотдачи на цилиндрах и головке делают специальные охлаждающие ребра, отливаемые с ними как одно целое. Цилиндры окружены металлическим кожухом.

Через образовавшуюся воздушную рубашку прогоняется с помощью вентилятора воздух, охлаждающий двигатель. Интенсивность охлаждения двигателя регулируется специальными заслонками, установленными на входе холодного воздуха в воздушную рубашку и выходе из нее. Заслонками управляют вручную или автоматически с помощью термостатов. Вентилятор осевого типа приводится в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала.

Воздушная система охлаждения применяется лишь на двигателях небольшой мощности, например двигателях для мотоциклов и мотоблоков. К преимуществам такой системы относятся простота устройства, некоторое снижение массы двигателя и удобство обслуживания. Для более мощных двигателей применение воздушной системы охлаждения затрудняется ввиду необходимости отвода большого количества теплоты и обеспечения равномерного охлаждения всех нагревающихся поверхностей двигателя.

В систему жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости (рис. 2.14) входят рубашки головки и блока, радиатор 21, Жалюзи радиатора /, расширительный бачок 3, Нижний и верхний соединительные патрубки со шлангами, жидкостный насос 18 С перепускным шлангом 6, Вентилятор 19 И термостат 7, радиатор отопителя 12 С трубками отвода 10 И подвода 11 И краном 8.

В качестве охлаждающей жидкости в современных двигателях используются специальные смеси, состоящие из этиленгликоля (40...60%) и дистиллированной воды с добавлением специальных антикоррозионных и других присадок. Применение мягкой

Воды, т. е. воды с низким содержанием кальция, допускается только кратковременно и в крайних случаях.

Охлаждающей жидкостью заполняются рубашки головки и блока, патрубки и радиатор. При работе двигателя приводимый от него в действие жидкостный насос создает круговую циркуляцию воды через рубашку, патрубки и радиатор.

Охлаждающая жидкость в первую очередь направляется к наиболее нагреваемым поверхностям блока или головки (гнезда клапанов и др.). Проходя по рубашке блока и головки, жидкость омывает стенки цилиндров и камер сгорания и охлаждает двигатель.

Рис. 2.14. Система жидкостного охлаждения двигателя ЗИЛ-508.10:

1 — жалюзи радиатора; 2 — рубашка охлаждения головки компрессора; 3 — Расширительный бачок; 4 — шланг отвода воздуха из радиатора; 5 — пробка расширительного бачка; 6 — перепускной шланг (байпас); 7 — термостат; 8 — Кран отключения радиатора отопителя; 9 — шланг заливки охлаждающей жидкости в систему охлаждения; 10 И 11 — Трубки соответственно отвода и подвода жидкости от радиатора отопителя; 12 — радиатор отопителя; 13 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 14 — дозирующая вставка; 15 — сливной кран картера двигателя; 16 — привод сливного крана; 17 — сливной кран патрубка радиатора; 18 — Жидкостный насос; 19 — Вентилятор; 20 — ремень привода жидкостного насоса; 21 — радиатор; 22 — Резиновая подушка крепления радиатора; — — направление движения охлаждающей жидкости

Нагретая жидкость по верхнему патрубку поступает в радиатор, где, разветвляясь по трубкам на тонкие струйки, охлаждается воздухом, который проходит между трубками и вращающимися лопастями вентилятора. Охлажденная жидкость вновь поступает в рубашку двигателя.

В V-образных карбюраторных двигателях общий жидкостный насос, соединенный нижним патрубком с радиатором и установленный на одном валу с вентилятором, нагнетает жидкость по двум патрубкам и распределительным каналам в рубашки обеих секций блока. Нагретая жидкость, отводимая от головок по каналам, обычно отлитым в верхней крышке блока, через общий термостат и верхний патрубок поступает обратно в радиатор.

В современных двигателях применяется только закрытая система охлаждения с расширительным бачком. Бачок размещается выше радиатора и соединяется с ним шлангом. Запас жидкости в бачке компенсирует понижение ее уровня в радиаторе. В бачке также конденсируются пары жидкости при ее кипении. Все это уменьшает необходимость частой доливки жидкости в систему. Максимальный и минимально допустимый уровень охлаждающей жидкости в двигателе определяют по меткам в расширительном бачке или по показанию специального сигнализатора на панели приборов, датчик которого устанавливается в расширительном бачке.

Система может сообщаться с атмосферой только через специальный паровоздушный клапан, расположенный в наливной горловине. Поэтому при закипании жидкости в системе поддерживается избыточное давление и повышается температура кипения.

Радиатор. Для охлаждения жидкости, поступающей из жидкостной рубашки двигателя, служит радиатор, состоящий из верхнего и нижнего бачков, соединенных сердцевиной. Жидкость охлаждается воздухом, проходящим через сердцевину радиатора.

Верхний и нижний бачки радиатора являются сборными резервуарами для жидкости. В бачках имеются патрубки, соединяющиеся с патрубками жидкостной рубашки двигателя. У верхнего патрубка внутри бачка установлен козырек, распределяющий входящую через патрубок жидкость по всему бачку. Верхний бачок соединен шлангом с расширительным бачком, который служит для отвода пара из радиатора в случае закипания жидкости и воздуха — при заправке жидкостью.

Бачки соединяются при помощи сердцевины, которая для отвода необходимого количества теплоты имеет большую поверхность охлаждения (около 15...25 м2), что обеспечивается при малых внешних размерах ее соответствующей конструкцией.

Применяют три типа сердцевин радиатора: трубчато-пластинчатую, трубчато-ленточную и пластинчатую. В трубчато-пластин-

Чатом радиаторе сердцевина состоит из нескольких рядов латунных или алюминиевых трубок, концы которых впаяны в верхний и нижний бачки. Для лучшего охлаждения жидкости трубки делают плоскими и располагают в рядах в шахматном порядке. Поперек трубок установлены в большом количестве тонкие латунные, стальные или алюминиевые пластины, называемые охлаждающими ребрами, которые увеличивают поверхность охлаждения сердцевины и способствуют более интенсивной отдаче теплоты от жидкости воздуху, проходящему через сердцевину радиатора.

В трубчато-ленточном радиаторе сердцевина также состоит из нескольких рядов плоских трубок, но располагаемых в глубину одна за другой. Между соседними рядами трубок по всей их высоте впаяна гофрированная широкая лента из меди или алюминия, обычно имеющая специальные выдавки и просечки. При трубча-то-ленточной конструкции охлаждающая поверхность сердцевины при тех же размерах возрастает, поэтому такие радиаторы широко применяются.

В пластинчатом радиаторе сердцевина образуется несколькими плоскими широкими гофрированными полыми пластинами, расположенными по всей глубине сердцевины радиатора и спаянными выступами между собой. В воздушные каналы, образованные между трубками, дополнительно впаивают охлаждающие пластины.

Для придания радиатору большей прочности с обеих его сторон припаивают или приваривают жесткие стальные боковины. С задней стороны сердцевины радиатора обычно закрепляют стальной или пластмассовый направляющий кожух, в котором вращаются лопасти вентилятора. Кожух обеспечивает более интенсивное просачивание воздуха через сердцевину.

Радиатор вставляют в рамку и винтами прикрепляют к ней его боковины. При помощи рамки или специальных скоб радиатор закрепляют на раме автомобиля на резиновых подушках впереди двигателя или крепят его кронштейнами боковин к переднему щиту моторного отсека болтами.

Патрубки бачков радиатора соединены с патрубками двигателя гибкими резиновыми шлангами, плотно закрепленными на патрубках стяжными хомутами, затягиваемыми с помощью винтов. Вследствие гибкого соединения патрубков двигатель и радиатор без нарушения соединения могут иметь некоторые относительные перемещения.

Для регулирования количества циркулирующего воздуха через сердцевину радиатора перед ним располагают установленные на осях в специальной рамке металлические поворачивающиеся жалюзи с вертикальным или горизонтальным расположением створок. Жалюзи управляются с помощью системы рычагов и троса рукояткой с места водителя или автоматически при помощи специального термостата.

Для слива жидкости на нижнем бачке или патрубке радиатора устанавливают сливной кран. Сливные краны устанавливают также в нижних точках блока или в застойных зонах.

В верхнем бачке или в патрубке термостата закрепляются датчики электрического указателя температуры жидкости и ее аварийного перегрева.

Пробка с паровоздушным клапаном. Наливная горловина закрыта пробкой, поддерживающей повышенное давление в системе охлаждения. Пробка устанавливается на расширительном бачке или, при его отсутствии, на верхнем бачке радиатора.

Герметичность закрытия пробки обеспечивается диафрагмен-ной пружиной 3 (рис. 2.15, А) И скольжением усиков корпуса пробки при ее повороте по скошенным краям верха патрубка горловины.

Пароотводная трубка 1 Впаяна сбоку в горловину над клапанами пробки. Впускной клапан 5 Пробки нагружен слабой пружиной 4 И свободно пропускает внутрь расширительного бачка (радиатора) через пароотводную трубку атмосферный воздух, что устраняет возможность возникновения в бачке разрежения (более 0,1 МПа) при конденсации паров жидкости и тем самым предохраняет бачок от смятия давлением атмосферного воздуха.

Выпускной клапан 6 Нагружен более сильной пружиной 2 И открывается для выпуска пара только тогда, когда давление в бачке превышает атмосферное и достигает 13... 15 МПа (рис. 2.15, Б). При этом вследствие повышенного давления температура кипения жидкости в бачке повышается примерно до ПО °С.

Поэтому при тяжелых условиях работы, когда двигатель перегревается, в закрытой системе охлаждения жидкость закипает реже, при этом значительно уменьшается ее расход. Кроме того, с повышением температуры кипения жидкости несколько возрастает эффективность действия системы охлаждения без увеличения раз-

Рис. 2.15. Схема работы паровоздушной пробки:

А —- открыт впускной воздушный клапан; Б — Открыт выпускной паровой клапан; / — пароотводная трубка; 2 — пружина выпускного клапана; 3 — Диафраг-менная пружина; 4 — пружина впускного клапана; 5 — впускной клапан; 6 —

Выпускной клапан

Меров радиатора. В связи с этим на автомобилях некоторых марок давление в системе охлаждения увеличено до 20 МПа, что обеспечивает повышение температуры кипения жидкости до 119... 120 °С (ЗИЛ-433360).

Жидкостный насос. Принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения создает жидкостный насос центробежного типа.

У большинства моделей двигателей жидкостный насос, установленный на одном валике с вентилятором, располагается в верхней передней части блока и приводится в действие от коленчатого вала с помощью ременной передачи.

Основными деталями жидкостного насоса являются чугунный или алюминиевый корпус 14 (рис. 2.16) с подводящим патрубком, валик 8 С закрепленной на нем ступицей 3 Для крепления вентилятора, установленный на двух шарикоподшипниках 5 и 7 в корпусе подшипников Я прикрепленном к корпусу болтами, крыльчатка 75, закрепленная на внутреннем конце валика болтом 72, с уплотнителями 16 И 77.

Крыльчатки изготовляются из чугуна, алюминиевого сплава или пластмассы. Корпус насоса с торца закрывается крышкой или непосредственно крепится на прокладке к передней плоскости блока двигателя.

Жидкость по подводящему патрубку поступает внутрь корпуса и подводится к центру вращающейся крыльчатки. Увлекаемая крыльчаткой жидкость приобретает вращательное движение и под

Рис. 2.16. Жидкостный насос и вентилятор двигателя ЗИЛ-508.10:

/ — вентилятор; 2 — шкив; 3 — Ступица; 4 — Упорное кольцо; 5 и 7 — шарикоподшипники; 6 — распорная втулка; 8 — Валик; 9 — корпус подшипников; 10 —-Пресс-масленки; // — прокладка; 12 — Болт крепления крыльчатки; 13 — Шайба; 14 — корпус насоса; 15 — Крыльчатка; 16 — Уплотнитель вала; 17 — упорная

Уплотняющая шайба

Действием центробежной силы отбрасывается к стенкам корпуса, далее через выходной канал или через два выходных канала (у V-образных двигателей) под напором поступает в рубашку двигателя.

Утечка жидкости в месте выхода валика из корпуса насоса предотвращается специальным самоподжимным уплотнителем 16, Состоящим из резиновой манжеты с латунными обоймами, плотно надетой на валик, и уплотняющей шайбы 17, входящей выступами в пазы крыльчатки и плотно прижимаемой пружиной к торцовой закаленной и отполированной поверхности корпуса или специальной втулки, запрессованной в корпус.

Шайбу 17 изготовляют из текстолита, стеклотекстолита, гра-фитометаллической композиции и других материалов, обеспечивающих хорошую приработку шайбы к упорной поверхности корпуса подшипников и незначительный ее износ. Уплотняющее устройство, закрепленное в крыльчатке стопорным кольцом, вращается вместе с крыльчаткой. Хорошо приработанная поверхность шайбы плотно прижимается к торцу корпуса, что препятствует подтеканию жидкости.

Шарикоподшипники 5 и 7, на которых вращается валик, закреплены в корпусе и на валике стопорными кольцами или установлены во втулке, которая крепится в корпусе стопорным винтом. Между шарикоподшипниками поставлена распорная втулка 6, А с боков они защищены манжетами. Шарикоподшипники смазывают густой смазкой через пресс-масленки 70; смазку нагнетают под давлением до тех пор, пока она не появится из контрольного отверстия корпуса. У некоторых насосов полости надежно уплотненных подшипников заполняют специальной смазкой при сборке, без добавления ее в процессе эксплуатации.

Чтобы избежать попадания жидкости в подшипники в случае просачивания ее через уплотняющее устройство, что приводит к их коррозии, в корпусе насоса предусмотрено сливное отверстие, а на валике — водосбрасывающий бурт или канавка. У дизелей ЯМЗ жидкостный насос расположен на блоке сбоку в нижней передней или задней части и имеет ременный или шестеренный привод отдельно от вентилятора.

Вентилятор. Для повышения скорости потока воздуха, проходящего через сердцевину радиатора, служит вентилятор. У большинства двигателей он объединен с жидкостным насосом (см. рис. 2.16).

Применяют вентиляторы с металлическими или пластмассовыми крыльчатками. Лопасти вентилятора изогнуты относительно плоскости вращения, что необходимо для создания тяги воздуха. Число лопастей может быть разным.

Наибольшее распространение находят четырехлопастные вентиляторы обычно с Х-образным расположением лопастей. При Х-образном расположении лопастей, когда угол между ними не ра-

Вен 90°, они получаются более жесткими, кроме того, устраняются резонансные явления, вследствие чего при вращении вентилятора уменьшаются вибрация лопастей и их шум, что важно для быстроходных двигателей.

Применяются также пяти - и шестилопастные вентиляторы. В многолопастных металлических вентиляторах концы лопастей изготовляют с отогнутыми в сторону радиатора концами, что повышает интенсивность их действия. С этой же целью у большинства двигателей вентилятор располагают в кожухе, прикрепленном к радиатору.

Ременный привод вентилятора состоит из двух шкивов и соединяющего их одного или двух ремней из прорезиненной ткани. Ведущий шкив закреплен на конце коленчатого вала, а ведомый — на ступице вентилятора.

Вентилятор и ременная передача работают нормально только при правильном натяжении ремня, поэтому в приводе вентилятора установлено специальное натяжное устройство. При объединении вентилятора с жидкостным насосом их приводной ремень охватывает обычно также шкив генератора системы электрооборудования.

Натяжение ремня в этом случае производится перемещением генератора путем поворота его вокруг крепящего болта. В установленном положении генератор закрепляют болтом в направляющей планке. У некоторых двигателей натяжение ремня регулируется специальным натяжным роликом или изменением числа регулировочных прокладок между боковинами составного приводного шкива. У дизелей ЯМЗ вентилятор имеет шестеренный привод.

Чтобы уменьшить потери мощности двигателя на привод вентилятора и улучшить работу системы охлаждения, применяют отключаемые вентиляторы с автоматизированным приводом (дизели КамАЗ). Муфты отключают вентилятор при пониженной температуре окружающего воздуха.

В этом случае корпус шкива привода вентилятора снабжается электромагнитной муфтой, состоящей из корпуса с обмоткой и подвижного якоря, располагающегося на расстоянии 0,5 мм от корпуса электромагнита.

На некоторых двигателях применяется также гидравлическая муфта отключения вентилятора, действие которой основано на использовании специальной жидкости большой вязкости.

Термостат. Термостат представляет собой клапан, установленный в верхнем патрубке жидкостной рубашки двигателя, и предназначен для регулирования циркуляции жидкости в радиаторе и поддержания ее оптимальной температуры. Термостат служит также для ускорения прогрева холодного двигателя.

Двигатель работает наиболее эффективно в том случае, если температура охлаждающей жидкости, выходящей из двигателя, поддерживается в пределах 85...90°С. При закипании жидкости

Мощность двигателя и его экономичность снижаются. Если жидкость чрезмерно холодна, то увеличивается конденсация топлива, что приводит к смыванию смазки со стенок цилиндров и разжижению ее в картере, а также к росту тепловых потерь, из-за чего уменьшается мощность двигателя и повышается расход топлива. Особенно сильно конденсируется топливо в процессе пуска карбюраторных двигателей в холодное время года, что приводит к усиленному износу их деталей.

В настоящее время применяют в основном одноклапанные термостаты с элементом, имеющим твердый наполнитель — смесь церезина с медным порошком (активная масса).

Активная масса помещена в толстостенный медный баллончик и закрыта резиновой мембраной. Сверху мембраны установлен резиновый буфер, предохраняющий ее от разрушения.

При нагреве охлаждающей жидкости до 69... 72 °С активная масса в баллончике начинает плавиться и расширяться, перемещая мембрану вверх. При этом мембрана действует на буфер и шток, который, поднимаясь, открывает клапан. При температуре 83...85°С клапан полностью открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу через жидкостный радиатор.

При охлаждении активная масса затвердевает, ее объем уменьшается, мембрана опускается вниз и клапан под действием пружины закрывается. При этом охлаждающая жидкость начинает циркулировать по малому кругу, минуя радиатор. Схема работы термостата показана на рис. 2.17.

Рис. 2.17. Схема работы термостата:

А —- термостат закрыт; Б — термостат открыт; / — нижний патрубок термостата; 2 — Прокладка; 3 — Верхний патрубок термостата; 4 — Регулировочный винт; 5 — Резиновое уплотнение; 6 — мембрана; 7— корпус термостата; 8 —- заслонка; 9 — Кронштейн пружины; 10 — пружина; // — корпус; —— направление движения жидкости

При повреждении термостат отремонтировать нельзя, его следует заменить.

my-miks.ru

Схема системы охлаждения на ВАЗ-2112 16 клапанов инжектор: фото

Система охлаждения на ВАЗ-2112 представляет из себя жидкостную систему, закрытого типа с принудительной рециркуляцией. Ниже в этой статье мы рассмотрим с вами её подробную схему, а также основные её части по отдельности.

На видео рассмотрена типичная схема системы охлаждения современного двигателя:

Схема системы охлаждения

Подробная схема:

Все основные элементы описаны ниже.

1 – радиатор отопителя; 2 – пароотводящий шланг радиатора отопителя; 3 – шланг отводящий; 4 – шланг подводящий; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 – шланг подводящей трубы насоса; 7 – термостат; 8 – заправочный шланг; 9 – пробка расширительного бачка; 10 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 – расширительный бачок; 12 – выпускной патрубок; 13 – жидкостная камера пускового устройства карбюратора; 14 – отводящий шланг радиатора; 15 – подводящий шланг радиатора; 16 – пароотводящий шланг радиатора; 17 – левый бачок радиатора; 18 – датчик включения электровентилятора; 19 – электродвигатель вентилятора; 20 – крыльчатка электровентилятора; 21 – правый бачок радиатора; 22 – сливная пробка; 23 – кожух электровентилятора; 24 – зубчатый ремень привода механизма газораспределения; 25 – крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 27 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 28 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 29 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке; 30 – трубки радиатора; 31 – сердцевина радиатора.

Компоненты системы охлаждения

Теперь, когда вам известна вся схема системы охлаждения ВАЗ-2112, вам следует узнать о всех её основных деталях подробнее:

Радиатор охлаждения

Медный радиатор охлаждения

Радиатор предназначен для охлаждения жидкости в системе, когда она проходил через него по так называемому «большому кругу». Он сделан из алюминия, имеет трубчато-пластинчатую, двухходовую конструкцию, оборудован пластмассовыми бачками, в одной из которых есть специальная перегородка, предназначенная для пропуска ОЖ. Жидкость, для прохода по «большому кругу» протекает через верхний патрубок и выходит через нижний.

Расширительный бачок

Этот бачок достаточно надёжен, однако его соединения приходится иногда проверять на герметичность.

Созданный из полупрозрачного полиэтилена расширительный бачок предназначен для залива и контроля охлаждающей жидкости. Когда в системе жидкость заправлена полностью, она должна находиться в бачке между отметками «MIN» и «MAX». В бачок вмонтированы два патрубка для отвода пара, одна от радиатора отопителя, другая от радиатора охлаждения.

Крышка расширительного бачка

Два вида крышек расширительного бачка.

Герметичности системы охлаждения обеспечивается крышкой расширительного бачка, а точнее её впускными и выпускными клапанами. Выпускной клапан поддерживает в сравнении с атмосферным повышенное давление на горячем двигателе, за счёт чего температура кипения становится выше, уменьшая потерю пара.

Термостат

Термостат демонтирован.

Термостат предназначен для распределения потоков охлаждающей жидкости, контролируя её температуру. На холодном двигателе ОЖ циркулирует только по малому кругу, проходя через радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла. Когда температура вырастает до 87° С, клапан термостата начинает открываться, и достигает полного открытия при 102° С, пуская жидкость по «большому кругу».  Термостат для ВАЗ-2112 имеет улучшенное сопротивление дроссельного отверстия, за счёт чего поток жидкости увеличивается.

Помпа

Чем больше лопастей у помпы, тем лучше.

Помпа предназначена для обеспечения циркуляции в охлаждающей жидкости в системе. Помпа — это насос. Он лопастной, приводится в движение от коленчатого вала ремнём ГРМ. В случае «заклинивания помпы» ремень ГРМ порвётся, поэтому следите и проверяйте её состояние. Корпус насоса сделан из алюминия, на передний конец которого запрессован зубчатый шкив, на другой крыльчатка. В случае выхода её из строя, порвётся ремень ГРМ, на 124 двигател клапана не загнёт, а вот на 21120 — загнёт. Поэтому соблюдайте регламент по замене помпы и выбирайте хорошие помпы.

Электровентилятор

Вентилятор можно поставить как с одной, так и двумя моторами. Если он не включается, то проверьте реле вентилятора.

Режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором. Последний сделан из пластмассы и имеет четыре крыльчатки, которые вмонтированы на вал электродвигателя. Двигатель включается по команде датчика через реле по сигналу ЭБУ, когда температура охлаждающей жидкости достигнет температуры в 99° С, и выключается при температуре в 94° С.

Датчик охлаждающей жидкости

Датчик стоить проверить,и если потребуется заменить.

Для контроля за температурой охлаждающей жидкости в системе предусмотрен специальный датчик. Вмонтирован он в головку блока цилиндров и связан с показателем на панели приборов.

Радиатор отопителя

Без этого элемента не обойтись холодной зимой.

Радиатор отопителя предназначен для обогрева воздуха, поступающего в салон. Он соединён напрямую с системой охлаждения, и через него постоянно циркулирует тосол. Для того, чтобы нагреть воздух в салоне, воздух направляется на радиатор, а когда этого не требуется воздух минуя его попадает в салон.

Охлаждающая жидкость

Чаще всего в качестве охлаждающей жидкости заливают тосол.

В качестве охлаждающей жидкости на ВАЗ-2112 чаще всего применяют ТОСОЛ, всего в системе его около 6 литров.

Крайне не рекомендуется использовать воду, так как она вызывает активную коррозию для алюминиевого радиатора.

carfrance.ru

Система охлаждения

Система охлаж­дения

По традиции эту систему называют системой охлаждения, хотя применительно к современным автомоби­лям ее правильнее было бы назвать системой поддер­жания оптимальной температуры двигателя. Охлаждение двигателя — ее основная функция.

При сгорании топливовоэдушной смеси выделяется значительное количество тепла, способного вывести из строя агрегаты двигателя. Что же произойдет при перегреве? Подвижные элементы расширятся, порш­ни заклинит в цилиндрах, а многие детали будут изо­гнуты или просто сломаны. Кстати, масло при высо­кой температуре теряет смазывающую способность, разлагаясь на составные части.

Отводом избыточного тепла как раз и занимается система охлаждения.

Как происходит процесс охлаждения, вы, конечно, знаете и не раз выполняли эту процедуру, когда дули на горячую пищу, чтобы ее охладить. В автомобиле практически все то же самое: на двигатель дуют, что­бы он не перегревался. Как дуют? Главным образом через специальные щели и отверстия. На большинстве автомобилей поток воздуха к двигателю попадает че­рез декоративную решетку, расположенную в передней части машины. На этой решетке или сразу над ней ча­ще всего расположена эмблема, символизирующая марку автомобиля. При движении машины туда попа­дает встречный поток воздуха. Оценить его интенсив­ность им могли, высунув ладонь в окно движущегося автомобиля. К тому же часть воздуха попадает к дви­гателю, проходя под днищем машины. Для более ин­тенсивного обдува применяют вентиляторы. На неко­торых автомобилях этим и ограничиваются. В авто­мобильном мире таких машин совсем немного. Это, например, популярный когда-то «Запорожец» и извест­ный «Фольскваген Жук». На этих машинах применяет­ся воздушная система охлаждения. Но она довольно часто оказывается недостаточно эффективной. Боль­шей эффективностью обладает жидкостная система ох­лаждения. Хотя сразу отметим, что и тут без воздуха не обойтись. Те из вас, кто не забыл школьный курс физики, знают, что теплообмен происходит между те­лами в направлении от более нагретого тела к менее нагретому. Так вот, при жидкостной системе охлажде­ния тепло от работающего двигателя передается сна­чала охлаждающей жидкости и лишь затем от нее воз­духу. При воздушном охлаждении тепло передавалось непосредственно от двигателя воздуху.

Как же передать тепло от двигателя охлаждающей жидкости? Поступили очень просто. Надели на двигатель рубашку и назвали ее рубашкой охлаждения. На самом деле просто сделали двигателю двойные стенки, между которыми и залили жидкость. У жид­кости самая большая теплоемкость, поэтому она бы­стро забирает тепло. Проблема лишь в том, что она сама при этом сильно нагревается и ее охлаждают воздухом. Для этого пропускают нагретую жидкость через радиатор — устройство, состоящее из множества трубочек, обдуваемых воздухом, и после охлаждения снова направляют в двигатель.

На автомобилях в подавляющем большинстве слу­чаев применяется жидкостная система охлаждения.

Нормальная температура охлаждающей жидкости работающего двигателя составляет 80-95 «С. При пус­ке холодного двигателя система охлаждения помогает двигателю по возможности быстрее достичь рабочей температуры. О том, как это делается, чуть позже. А сейчас познакомимся с конструкцией этой системы.

Жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией (принудительная — потому что она перемещается не сама по себе, а ее заставляет двигать­ся насос) состоит из следующих основных элементов:

  • рубашки охлаждения (как вы уже знаете, двой­ных стенок блока цилиндров и головок, пространст­во между которыми заполнено охлаждающей жидко­стью);
  • радиатора, выполняющего функцию теплообмен­ника и состоящего из двух бачков, соединенных большим количеством трубок;
  • расширительного бачка, поддерживающего посто­янный объем циркулирующей жидкости и определен­ное давление в системе;
  • насоса, обеспечивающего циркуляцию охлаждаю­щей жидкости в системе;
  • термостата (автоматического клапана, открываю­щегося при достижении охлаждающей жидкостью температуры 90-102 °С);
  • вентилятора, обеспечивающего прокачку воздуха между трубками радиатора;
  • трубопроводов.

Более подробно устройство системы охлаждения представлено на рисунке:

Система охлаждения двигателя: 1-радиатор отопителя салона; 2-расширительный бачок; 3-крышка расширительного бачка; 4-термостат; 5-выпускной патрубок головки блока цилиндра; 6-радиатор; 7-электровентилятор; 8-ремень привода ГРМ; 9-насос охлаждающей жидкости; 10-кран отопителя

В большинстве автомобилей в качестве охлаждающей жидкости применяют специальные составы с низкой температурой кристаллизации — антифризы (от анг­лийского «аntifreeze» — незамерзающий). Воду старают­ся не использовать по многим причинам, главная из которых то, что она замерзает при 0°С и при за­мерзании расширяется. Помните опыт со стеклянной бутылкой с водой, выставленной на мороз? Ее разо­рвет. Та же судьба ждет двигатель, в систему охлаж­дения которого залита вода: его стенки разорвет абсо­лютно так же, как и бутылку. Отремонтировать такой двигатель будет невозможно. Вы, наверное, обращали внимание, что на некоторых автомобилях или авто­бусах, обычно принадлежащим автопредприятиям, за ветровым стеклом в зимний период устанавливают табличку с надписью «Антифриз» или «Вода». В послед­нем случае водитель зимой не должен выключать дви­гатель на длительное время, а по окончании работы, если машина остается на улице, должен слить воду из системы охлаждения. И все же в подавляющем большинстве случаев в настоящее время используют антифризы. Они ядовиты, и представляют собой водный раствор этиленгликоля и могут проникать в организм через кожу. Эта смесь агрессивна не толь­ко к организму человека, но и к самой системе ох­лаждения. Она разрушает сталь, алюминий, чугун, медь. Чтобы уберечь детали системы охлаждения от разрушения, в антифризы добавляют целый ком­плекс присадок: антикоррозионных (ингибиторы), антивспениваюших и стабилизирующих. Предприятия-из­готовители присваивают антифризам фирменные названия (например, «Тосол», «Лена» и т.п.) и (или) указывают температуру их замерзания, точнее кристаллизации (Тосол А-40, ОЖ-40, ОЖ-65, где ОЖ — ох­лаждающая жидкость).

Импортные антифризы для легковых автомобилей, произведенные на основе этиленгликоля, должны соответствовать нормам АSТМ (Американская ассоциа­ция по испытанию материалов) и SАЕ (Общество автомобильных инженеров США): АSТМ D 3306 и ASTM D 4656 . Кроме основных стандартов, большинство изготовителей учитывают и дополнительные требования (например, нормы Сепегаl Моtors USA  - Аntifreеzе Сопcentrate GМ 1899-М, GМ 6038-М или система нор­мативов G концерна Volkswagen). За рубежом также изготавливают антифризы на основе пропиленгликоля. Такой антифриз менее токсичен, однако он почти на порядок дороже.

В процессе эксплуатации системы охлаждения антифриз стареет: в нем снижается концентрация ингибиторов, ухудшается теплопередача, возрастает пенообразование, он начи­нает вступать в реакции с деталями системы охлаж­дения. Ресурс охлаждающий жидкости связан с про­бегом автомобиля. Преждевременное старение наступает в том случае, если в систему охлаждения прони­кают отработавшие газы или регулярно попадает воз­дух. Поэтому необходимо своевременно обнаруживать утечки жидкости и следить за состоянием и крепле­нием трубопроводов. Своевременно заменяйте анти­фриз. Сроки замены указаны в инструкции по экс­плуатации вашего автомобиля.

При перегреве двигателя все манипуляции прово­дите после его остановки с особой осторожностью. Берегитесь ожогов. Не спешите, дайте двигателю немного остыть. Не открывайте сразу крышку рас­ширительного бачка или пробку радиатора. Кипя­щий антифриз в системе находится под давлением. Даже по прошествии времени открывайте пробку или крышку, взяв в руку тряпку и повернув в сто­рону лицо. Сливайте антифриз только после того, как он остынет.

Уровень антифриза в системе охлаждения может по­низиться при испарении из него воды или при утечках (негерметичности системы). В первом случае нужно до­ливать дистиллированную воду (если ее нет, то хо­тя бы прокипяченную), во втором — охлаждающую жид­кость той же марки. Отечественные антифризы можно смешивать, если они произведены по одним техничес­ким условиям (ТУ). Если номера ТУ различаются, то охлаждающие жидкости могут быть несовместимы. Поэто­му в сомнительных случаях целесообразно использовать воду, а затем заменить всю жидкость в системе.

Механический насос (помпа) обеспечивает циркуля­цию охлаждающей жидкости по полым зонам непо­движных частей двигателя (рубашке охлаждения).

Тепло, образующееся при работе двигателя, поглоща­ется циркулирующей жидкостью, а при прохождении последней через радиатор — воздухом.

Радиатор отдает тепло воздуху, который обтекает трубки. Воздух проходит через радиатор при движении автомобиля, а также под действием электрического вентилятора или в некоторых автомобилях механического вентилятора, который приводится в движение от коленчатого вала (в последнем случае вентилятор работает постоянно, пока работает двигатель). В боль­шинстве автомобилей, выпускаемых в настоящее вре­мя, используются электрические вентиляторы. Они включаются при достижении определенной температу­ры охлаждающей жидкости. В остальное время охлаж­дение происходит воздухом, проходящим через радиа­тор за счет движения транспортного средства.

При нагревании тела расширяются, то же самое про­исходит и с охлаждающей жидкостью. Вы, наверное, обращали внимание, как пластиковая бутыль для воды, даже пустая, разбухает в теплом помещении и сморщи­вается на холоде. Для предохранения от разрушения элементов системы охлаждения при нагревании жидко­сти использован расширительный бачок . Именно в него отводятся избыточная жидкость и пар, а с помощью клапана, которым оборудована его крышка, удаляется избыточное давление. Но это еще не все. При остывании двигателя расширительный бачок пре­дохраняет систему от сдавливания трубок радиатора.

Вы уже знаете, что система охлаждения должна от­водить избыточное (лишнее) тепло от двигателя. А вот при пуске холодного двигателя, чтобы она не мешала ему быстрее достичь оптимальной температуры, используют специальный клапан, который перекрывает доступ охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения к радиатору. Этот клапан называется термостатом.

При пуске холодного двигателя  

Схема системы охлаждения двигателя: 1 – радиатор; 2 – патрубок для циркуляции охлаждающей жидкости; 3 – расширительный бачок; 4 – термостат; 5 – водяной насос; 6 – рубашка охлаждения блока цилиндров; 7 – рубашка охлаждения головки блока; 8 – радиатор отопителя с электровентилятором; 9 – кран радиатора отопителя; 10 – пробка для слива охлаждающей жидкости из блока; 11 – пробка для слива охлаждающей жидкости из радиатора; 12 – вентилятор

основной клапан термостата  остается закрытым и охлаж­дающая жидкость не может проходить через радиатор, она циркулирует только в головке блока и самом бло­ке цилиндров. В результате двигатель быстро прогревается. При до­стижении охлаждающей жидкостью установленной температуры термостат открывает ей доступ в радиа­тор для охлаждения. А уж если радиатор не справляется с ох­лаждением жидкости до необходимой температуры, в дело вступает электровентилятор.

Отопитель салона  тоже относится к системе охлаждения. Главный его элемент — радиатор. Заметьте, не тот, ос­новной, который расположен перед двигателем и спрятан за декоративной отделкой передней части автомобиля, а другой, меньших размеров, располо­женный за двигателем, Включая отопитель, водитель открывает кран, и горячий антифриз попадает в радиатор. Так нагре­вается воздух, поступающий в салон автомобиля. Включать отопитель следует при прогретом двигате­ле. Включение отопигеля при холодном двигателе лишь увеличит время прогрева последнего со всеми вытекающими последствиями (вы же знаете, что, по­ка двигатель не прогрелся до необходимой темпера­туры, происходит повышенный износ его узлов и агрегатов). А вот если двигатель перегревается, то включение отопителя позволит снизить температу­ру охлаждающей жидкости и отвести избыток тепла от двигателя.

Как уже говорилось, перегрев весьма опасен для двигателя. Поэтому в поездке, бросая взгляд на при­борный щиток, не оставляйте без внимания указатель температуры охлаждающей жидкости. К сожалению, подавляющее большинство легковых автомобилей не оборудовано сигнализатором, предупреждающим о начале повышения температуры охлаждающей жид­кости свыше допустимого. Поэтому внимание и еще раз внимание, а главное, помните основные неисправности системы охлаждения.

Если температура растет, а электрический вентиля­тор не включается, то вот вам и причина. Правда выйти из строя могут как он сам, так и его система управления и даже сгоревший предохранитель. Если неисправность не устранена на месте, то следовать к месту ремонта придется с продолжительными оста­новками, охлаждая двигатель. В такой ситуации по­может включение на полную мощность отопителя.

За­помните самое главное:

как только стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости приблизится к красной зоне, тотчас останавливаемся, глушим дви­гатель, открываем капот и ждем.

Еще одна причина перегрева — неисправность тер­мостата. Обычно это его банальное заклинивание в закрытом положении. В результате охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, не попадая в радиатор. Вы помните, ведь это режим прогрева двигателя, после которого клапан термостата должен открыться. В том, что термостат заклинило в закры­том положении, убедимся на ощупь. Если при пере­гревающемся двигателе радиатор остается холодным, то все дело в термостате. Надо его менять. Однако попробуйте постучать по его корпусу. Бывает, что по­сле этого клапан термостата открывается. Но в даль­нейшем при первой возможности замените термостат. Если постукивание не помогает, то к месту ремонта вновь движемся, внимательно следя за датчиком тем­пературы, даже в жару включив отопитель на полную мощность.

То есть мы охлаждаем двигатель не за счет основ­ного радиатора большого размера, а за счет меньше­го радиатора отопителя салона. Конечно, вам при этом придется охлаждать и салон, открыв окна.

Если до места ремонта очень далеко, то можно снять термостат (предварительно слив антифриз), пробить в нем внутри сквозное отверстие и поставить на место. В этом случае жидкость в системе будет циркулировать только по большому кругу и проходить через радиатор. Но это, как говорится, для про­двинутых пользователей. Думаю, что со временем и Вы станете продвинутым пользователем автомобиля, просто регулярно совершенствуйтесь и практикуйтесь.

Удачи Вам!

Поделиться в соц. сетях

natalianakonechnaja.com

Система охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя служит для поддержания нормального теплового режима работы двигателей путем интенсивного отвода тепла от горячих деталей двигателя и передачи этого тепла окружающей среде.

Отводимое тепло состоит из части выделяющегося в цилиндрах двигателя тепла, не превращающейся в работу и не уносимой с выхлопными газами, и из тепла работы трения, возникающего при движении деталей двигателя.

Большая часть тепла отводится в окружающую среду системой охлаждения, меньшая часть – системой смазки и непосредственно от наружных поверхностей двигателя.

Принудительный отвод тепла необходим потому, что при высоких температурах газов в цилиндрах двигателя (во время процесса горения 1800–2400 °С, средняя температура газов за рабочий цикл при полной нагрузке 600–1000 °С) естественная отдача тепла в окружающую среду оказывается недостаточной.

Нарушение правильного отвода тепла вызывает ухудшение смазки трущихся поверхностей, выгорание масла и перегрев деталей двигателя. Последнее приводит к резкому падению прочности материала деталей и даже их обгоранию (например, выпускных клапанов). При сильном перегреве двигателя нормальные зазоры между его деталями нарушаются, что обычно приводит к повышенному износу, заеданию и даже поломке. Перегрев двигателя вреден и потому, что вызывает уменьшение коэффициента наполнения, а в бензиновых двигателях, кроме того, – детонационное сгорание и самовоспламенение рабочей смеси.

Чрезмерное охлаждение двигателя также нежелательно, так как оно влечет за собой конденсацию частиц топлива на стенках цилиндров, ухудшение смесеобразования и воспламеняемости рабочей смеси, уменьшение скорости ее сгорания и, как следствие, уменьшение мощности и экономичности двигателя.

Классификация систем охлаждения

В автомобильных и тракторных двигателях, в зависимости от рабочего тела, применяют системы жидкостного и воздушного охлаждения. Наибольшее распространение получило жидкостное охлаждение.

При жидкостном охлаждении циркулирующая в системе охлаждения двигателя жидкость воспринимает тепло от стенок цилиндров и камер сгорания и передает затем это тепло при помощи радиатора окружающей среде.

По принципу отвода тепла в окружающую среду системы охлаждения могут быть замкнутыми и незамкнутыми (проточными).

Жидкостные системы охлаждения автотракторных двигателей имеют замкнутую систему охлаждения, т. е. постоянное количество жидкости циркулирует в системе. В проточной системе охлаждения нагретая жидкость после прохождения через нее выбрасывается в окружающую среду, а новая забирается для подачи в двигатель. Применение таких систем ограничивается судовыми и стационарными двигателями.

Воздушные системы охлаждения являются незамкнутыми. Охлаждающий воздух после прохождения через систему охлаждения выводится в окружающую среду.

Классификация систем охлаждения приведена на рис. 3.1.

По способу осуществления циркуляции жидкости системы охлаждения могут быть:

  • принудительными, в которых циркуляция обеспечивается специальным насосом, расположенным на двигателе (или в силовой установке), или давлением, под которым жидкость подводится в силовую установку из внешней среды;

  • термосифонными, в которых циркуляция жидкости происходит за счет разницы гравитационных сил, возникающих в результате различной плотности жидкости, нагретой около поверхностей деталей двигателя и охлаждаемой в охладителе;

  • комбинированными, в которых наиболее нагретые детали (головки блоков цилиндров, поршни) охлаждаются принудительно, а блоки цилиндров – по термосифонному принципу.

Рис. 3.1. Классификация систем охлаждения

Системы жидкостного охлаждения могут быть открытыми и закрытыми.

Открытые системы – системы, сообщающиеся с окружающей средой при помощи пароотводной трубки.

В большинстве автомобильных и тракторных двигателей в настоящее время применяют закрытые системы охлаждения, т. е. системы, разобщенные от окружающей среды установленным в пробке радиатора паровоздушным клапаном.

Давление и соответственно допустимая температура охлаждающей жидкости (100–105 °С) в этих системах выше, чем в открытых системах (90–95 °С), вследствие чего разность между температурами жидкости и просасываемого через радиатор воздуха и теплоотдача радиатора увеличиваются. Это позволяет уменьшить размеры радиатора и затрату мощности на привод вентилятора и водяного насоса. В закрытых системах почти отсутствует испарение воды через пароотводный патрубок и закипание ее при работе двигателя в высокогорных условиях.

Жидкостная система охлаждения

На рис. 3.2 показана схема жидкостной системы охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Рубашка охлаждения блока цилиндров 2 и головки блока 3, радиатор и патрубки через заливную горловину заполнены охлаждающей жидкостью. Жидкость омывает стенки цилиндров и камер сгорания работающего двигателя и, нагреваясь, охлаждает их. Центробежный насос 1 нагнетает жидкость в рубашку блока цилиндров, из которой нагретая жидкость поступает в рубашку головки блока и затем по верхнему патрубку вытесняется в радиатор. Охлажденная в радиаторе жидкость по нижнему патрубку возвращается к насосу.

Рис. 3.2. Схема жидкостной системы охлаждения

Циркуляция жидкости в зависимости от теплового состояния двигателя изменяется с помощью термостата 4. При температуре охлаждающей жидкости ниже 70–75 °С основной клапан термостата закрыт. В этом случае жидкость не поступает в радиатор 5, а циркулирует по малому контуру через патрубок 6, что способствует быстрому прогреву двигателя до оптимального теплового режима. При нагревании термочувствительного элемента термостата до 70–75 °С основной клапан термостата начинает открываться и пропускать воду в радиатор, где она охлаждается. Полностью термостат открывается при 83–90 °С. С этого момента вода циркулирует по радиаторному, т. е. большому, контуру. Температурный режим двигателя регулируется также с помощью поворотныхжалюзей, путем изменения воздушного потока, создаваемого вентилятором 7 и проходящего через радиатор.

В последние годы наиболее эффективным и рациональным способом автоматического регулирования температурного режима двигателя является изменение производительности самого вентилятора.

Элементы жидкостной системы

Термостат предназначен для обеспечения автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости во время работы двигателя.

Для быстрого прогрева двигателя при его пуске устанавливают термостат в выходном патрубке рубашки головки блока цилиндров. Он поддерживает желательную температуру охлажда-ющей жидкости путем изменения интенсивности ее циркуляции через радиатор.

На рис. 3.3 представлен термостат сильфонного типа. Он состоит из корпуса 2, гофрированного цилиндра (сильфона), клапана 1 и штока, соединяющего сильфон с клапаном. Сильфон изготовлен из тонкой латуни и заполнен легкоиспаряющейся жидкостью (например, эфиром или смесью этилового спирта и воды). Расположенные в корпусе термостата окна 3 в зависимости от температуры охлаждающей жидкости могут или оставаться открытыми, или быть закрытыми клапанами.

При температуре охлаждающей жидкости, омывающей сильфон, ниже 70 °С клапан 1 закрыт, а окна 3 открыты. Вследствие этого охлаждающая жидкость в радиатор не поступает, а циркулирует внутри рубашки двигателя. При повышении температуры охлаждающей жидкости выше 70 °С сильфон под давлением паров испаряющейся в нем жидкости удлиняется и начинает открывать клапан 1 и постепенно прикрывать окна клапанами 3. При температуре охлаждающей жидкости выше 80–85 °С клапан 1 полностью открывается, окна же полностью закрываются, вследствие чего вся охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор. В настоящее время данный тип термостатов применяется очень редко.

Рис. 3.3. Термостат сильфонного типа

Сейчас в двигателях устанавливают термостаты, в которых заслонка 1 открывается при расширении твердого наполнителя – церезина (рис. 3.4). Это вещество расширяется при повышении температуры и открывает заслонку 1, обеспечивая поступление охлаждающей жидкости в радиатор.

Рис. 3.4. Термостат с твердым наполнителем

Радиатор является теплорассеивающим устройством, предназначенным для передачи тепла охлаждающей жидкости окружающему воздуху.

Радиаторы автомобильных и тракторных двигателей состоят из верхнего и нижнего резервуаров, соединенных между собой большим количеством тонких трубок.

Для усиления передачи тепла от охлаждающей жидкости воздуху поток жидкости в радиаторе направляют через ряд обдуваемых воздухом узких трубок или каналов. Радиаторы изготовляют из материалов, хорошо проводящих и отдающих тепло (латуни и алюминия).

В зависимости от конструкции охлаждающей решетки радиаторы делят на трубчатые, пластинчатые и сотовые.

В настоящее время наибольшее распространение получили трубчатые радиаторы. Охлаждающая решетка таких радиаторов (рис. 3.5а) состоит из вертикальных трубок овального или круглого сечения, проходящих через ряд тонких горизонтальных пластин и припаянных к верхнему и нижнему резервуарам радиатора. Наличие пластин улучшает теплопередачу и повышает жесткость радиатора. Трубки овального (плоского) сечения предпочтительнее, так как при одинаковом сечении струи поверхность охлаждения их больше, чем поверхность охлаждения круглых трубок; кроме того, при замерзании воды в радиаторе плоские трубки не разрываются, а лишь изменяют форму поперечного сечения.

а б в

Рис. 3.5. Радиаторы

В пластинчатых радиаторах охлаждающая решетка (рис. 3.5б) устроена так, что охлаждающая жидкость циркулирует в пространстве, образованном каждой парой спаянных между собой по краям пластин. Верхние и нижние концы пластин, кроме того, впаяны в отверстия верхнего и нижнего резервуаров радиатора. Воздух, охлаждающий радиатор, просасывается вентилятором через проходы между спаянными пластинами. Для увеличения поверхности охлаждения пластины обычно выполняют волнистыми. Пластинчатые радиаторы имеют большую охлаждающую поверхность, чем трубчатые, но вследствие ряда недостатков (быстрое загрязнение, большое количество паяных швов, необходимость более тщательного ухода) применяются сравнительно редко.

Сотовый радиатор относится к радиаторам с воздушными трубками (рис. 3.5в). В решетке сотового радиатора воздух проходит по горизонтальным, круглого сечения трубкам, омываемым снаружи водой или охлаждающей жидкостью. Чтобы сделать возможной спайку концов трубок, края их развальцовывают так, что в сечении они имеют форму правильного шестиугольника.

Достоинством сотовых радиаторов является большая, чем в радиаторах других типов, поверхность охлаждения. Из-за ряда недостатков, большинство из которых те же, что и у пластинчатых радиаторов, сотовые радиаторы в настоящее время встречаются крайне редко.

В пробке заливной горловины радиатора установлен паровой клапан 2 и воздушный клапан 1, которые служат для поддержания давления в заданных пределах (рис. 3.6).

Рис. 3.6. Пробка радиатора

Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в системе. Как правило, в системах охлаждения устанавливают малогабаритные одноступенчатые центробежные насосы низкого давления производительностью до 13 м3/ч, создающие давление 0.05–0.2 МПа. Такие насосы конструктивно просты, надежны и обеспечивают высокую производительность (рис. 3.7).

Корпус и крыльчатку насосов отливают из магниевых, алюминиевых сплавов, крыльчатку, кроме того, – из пластмасс. В водяных насосах автомобильных двигателей обыкновенно применяют полузакрытые крыльчатки, т. е. крыльчатки с одним диском.

Крыльчатки центробежных водяных насосов часто монтируют на одном валике с вентилятором. В этом случае насос устанавливают в верхней передней части двигателя, приводится он в движение от коленчатого вала при помощи клиноременной передачи.

Рис. 3.7. Водяной насос

Ременную передачу можно применять и при установке центробежного насоса отдельно от вентилятора. В некоторых двигателях грузовых автомобилей и тракторов привод водяного насоса осуществляется от коленчатого вала шестеренчатой передачей. Вал центробежного водяного насоса устанавливают обычно на подшипниках качения и снабжают для уплотнения рабочей поверхности простыми или саморегулирующимися сальниками.

Вентилятор в жидкостных системах охлаждения устанавливают для создания искусственного потока воздуха, проходящего через радиатор. Вентиляторы автомобильных и тракторных двигателей делят на два типа: а) со штампованными из листовой стали лопастями, прикрепленными к ступице; б) с лопастями, которые отлиты за одно целое со ступицей.

Число лопастей вентилятора изменяется в пределах четырех – шести. Увеличение числа лопастей выше шести нецелесообразно, так как производительность вентилятора при этом увеличивается крайне незначительно. Лопасти вентилятора можно выполнять плоскими и выпуклыми.

StudFiles.net


Смотрите также