Ваз 21099 как настроить карбюратор на


ВАЗ 21099: устройство карбюратора и устранение неисправностей

Популярный в 90-годы автомобиль ВАЗ 21099, карбюратор для него выпускался вплоть до 2004 года, потом его топливная система была модернизирована. Место карбюратора заняла электронная система впрыска топлива — инжектор. С одной стороны, инжектор надежнее в эксплуатации, с другой — рядовой автомобилист не сможет его починить своими руками в случае неисправности. Поэтому карбюраторные «девятки» по сей день имеют немало своих поклонников.

Устройство и принцип подачи топлива

Двухкамерный карбюратор ВАЗ 21099 (Solex) состоит из 2 частей: основного корпуса и крышки. В крышке стоит электромагнитный клапан с жиклером холостого хода и система холодного пуска, которая иногда комплектовалась устройством подогрева. Снизу крышки закреплен поплавок с игольчатым либо шариковым клапаном, оттуда же выходит 2 латунных трубки с жиклерами на концах.

Основной корпус карбюратора оснащен такими устройствами:

  • блок топливных и воздушных жиклеров (главная дозирующая система);
  • диффузоры с распылителями топливовоздушной смеси;
  • 2 оси с дроссельными заслонками;
  • топливный ускоритель, состоящий из рычага, диафрагмы и двойного распылителя, направленного в камеры;
  • система принудительного холостого хода (иначе — экономайзер).
Рисунок 1. Детали карбюратора ВАЗ-2109.

Регулировочный винт оборотов холостого хода подпирает заслонку первичной камеры и снабжен пластиковой рукояткой. Винт, управляющий обогащением топливной смеси, прячется в глубоком колодце, сделанном в «подошве» корпуса. Схема нижней части агрегата показана на рисунке 1.

Теперь о функциях, выполняемых каждой системой:

  1. Подпружиненная заслонка холодного пуска в закрытом положении обеспечивает подачу обогащенной смеси. При наличии биметаллической спирали открывается автоматически по мере прогрева, без таковой — вручную.
  2. Электромагнитный клапан перекрывает топливный канал по команде от ключа зажигания или от блока ЭПХХ.
  3. Поплавок с игольчатым клапаном пополняет запас бензина в поплавковой камере по мере его использования.
  4. Эконостат всасывает топливо из камеры и подает его прямо в коллектор через открытую заслонку, когда двигатель работает на максимальных оборотах.
  5. Жиклеры главной дозирующей системы смешивают горючее с воздухом и подают смесь в диффузоры за счет разрежения в камерах.
  6. Заслонками карбюратора ВАЗ 099 регулируется количество подаваемой в цилиндры смеси. Именно к ним подключен тросик от педали газа.
  7. Ускоритель впрыскивает дополнительную порцию топлива в коллектор при резком нажатии на акселератор.
  8. Экономайзер отключает подачу горючего по каналам холостого хода, когда машина движется накатом при включенной передаче. Снабжение возобновляется, когда обороты двигателя падают ниже 1800 об/мин.

Плюсы и минусы агрегата

Карбюратор Solex хорош тем, что способен обеспечить двигатель «девятки» необходимым количеством горючего на всех режимах работы, вплоть до самого динамичного. При этом он славится своей экономичностью, реальный расход исправного автомобиля по трассе редко превышает 6 л/100 км, по городу — 7,5-8 л/100 км. Поэтому многие владельцы Москвичей, Волг и старых Жигулей с удовольствием ставили Solex на свои машины. Произведя небольшой тюнинг карбюратора ВАЗ 099, его можно поставить на Газель или УАЗ с объемом двигателя 2,4 и 3 л.

Немного о недостатках:

  • устройство агрегата достаточно сложное, отремонтировать и отрегулировать его своими руками не каждому под силу;
  • со временем тонкая «подошва» карбюратора сильно изгибается под воздействием температуры коллектора;
  • электронная часть системы ЭПХХ довольно ненадежна и часто выходит из строя, отчего пропадает холостой ход;
  • винт регулировки смеси, утопленный в колодце и снабженный резинкой, очень трудно извлечь для продувки канала холостого хода.

Распространенные неисправности

Поскольку карбюраторные «девятки» не производятся, то и агрегаты на оставшихся в строю машинах изрядно износились. Невзирая на сложность карбюраторов, кое-какие неисправности в них можно устранить своими руками. Вот их перечень:

  • отказ работы на холостом ходу;
  • увеличенный расход горючего;
  • нестабильная работа с «плавающими» оборотами;
  • ухудшение разгонных свойств ВАЗ 21099.

Первая причина исчезновения холостого хода — засоренный жиклер электроклапана, вкрученного в крышку. Вторая встречается реже: выход из строя электронного блока, управляющего режимом ЭПХХ или самого клапана. В первом случае на клапан надо временно подать напряжение 12 В из любой точки напрямую, во втором — откусить или выбросить иглу поломанного клапана, перекрывающую отверстие жиклера. Также холостой ход пропадает, когда раскисает маленькое резиновое кольцо, надетое на втулку топливного канала (находится под крышкой).

Расход горючего повышается по таким причинам:

  • засорились воздушные жиклеры;
  • потерял герметичность игольчатый клапан;
  • износилась диафрагма экономайзера;
  • износились заслонки обеих камер, отчего двигатель тянет горючее через образовавшиеся щели.

Когда раскисает резиновое кольцо на электрическом клапане, то наблюдается «плавание» оборотов, невозможность регулирования и повышенный расход. Как временный вариант, кольцо можно выбросить и затянуть клапан без него. Нестабильную работу еще вызывает подсос воздуха под «подошвой» карбюратора, что устраняется дополнительной картонной прокладкой. Перед установкой прокладку надо опустить в теплую воду на несколько секунд, чтобы она потом разбухла.

Тереть «подошву» карбюратора абразивами с целью выравнивания недопустимо.

Разгонная динамика зачастую возвращается после замены диафрагмы насоса — ускорителя и прочистки распылителей. Правильная настройка карбюратора 21099 выполняется только с помощью газоанализатора, измеряющего СО. Его показания на холостых оборотах должны находиться в пределах 0,8-1,5, на рабочих (2000 об/мин) — 0,8-2,0.

korchim.ru

Регулировка/Настройка карбюратора на Ваз 21099,2109,2108 своими руками

Если ваш карбюратор эксплуатируется регулярно, то нет никакой острой необходимости промывать его снаружи. Вопрос о наружном промывании становится актуальным лишь в тех случаях, когда движущиеся детали слишком сильно загрязнены и ограничены в своих функциональных движениях, а также тогда, когда встаёт вопрос о настройке либо же ремонте карбюратора. При внутренней прочистке карбюратора не рекомендуется использовать различные кисточки и тряпки, ввиду того, что щетинки от кисточек и волокна от ветоши могут с лёгкостью попасть в жиклеры. В настоящее время существует огромное количество специализированных чистящих препаратов, отличными помощниками могут стать бензин, керосин и сжатый под давлением воздух. Далее следует приступать к регулировке карбюратора Ваз 2109. Для достижения достаточно хорошего результата необходимо соблюдать некоторые правила и рекомендации.

Регулировка привода дроссельной заслонки

Начать регулировку стоит с проверки натяжения троса. В том случае, если трос либо натянут слишком сильно, либо же наоборот провисает, то следует начинать регулировку привода так, чтобы не дать заслонке полностью закрыться. Для этого ключом № 13 на оболочке троса аккуратно зажмите гайку наконечника, в этот же момент необходимо другим ключом постепенно ослаблять контргайку (достаточно нескольких оборотов). Далее выберите и выставьте необходимое расстояние между наконечником гайки и карбюратором, обратите внимание на тот факт, что при свободной педали «газ» – заслонка должна закрываться до конца, а при нажатии на «газ» – заслонка полностью открывается.

После чего зажмите ранее отпущенную контргайку.

Регулировка привода воздушной заслонки

Сначала необходимо снять крышку, закрывающую воздушный фильтр, после чего следует проверить свободный ход тяги. В том случае, когда привод отрегулирован корректно и по всем правилам, будет наблюдаться полное открытие воздушной заслонки, когда ручка привода «утоплена». Если вы видите, что имеются некие неисправности, то необходимо ослабить болт, отвечающий за крепление тяги к рычагу и приступить к настройке. На начальном этапе данной манипуляции необходимо полностью открыть заслонку путём проворачиванием её рычага, после чего необходимо «утопить» ручку её привода. Далее вам понадобятся пассатижи для полного вытяжения троса из «рубашки» и обратного зажатия болта. После вытяжения и зажатия необходимо вытянуть ручку привода и проверить закрывается ли в данном случае заслонка до конца. В случае, если результат является отрицательным и заслонка остаётся открытой, то необходимо отвернуть болт и слегка сдвинуть оболочку. Регулировать привод следует до тех пор, пока вы не видите полное открытие и закрытие заслонки, а также смотреть за тем, чтобы рычаг (в каком бы положение он не находился) не касался «рубашки» тяги.

Регулировка пускового устройства

Добиться наиболее точной и корректной регулировки пускового устройства вы сможете только при снятом карбюраторе при помощи обязательной подстройки «пусковых» зазоров. Если вам необходимо очень срочно отрегулировать пуск, то можно делать это и не при снятом карбюраторе. В целях быстрой регулировки пускового устройства вам необходимо обзавестись тахометром. Сначала необходимо снять корпус воздухофильтра и проследить за тем, чтобы рукоятка привода заслонки была вытянута максимально, только после этого запускайте двигатель. Далее необходимо открыть заслонку на 30% (1/3) от её общего прохода при помощи отвёртки. Потом возьмите ключ № 7 и начинайте вращать им болт регулировки, вам необходимо достичь частоты вращения коленвала равной 3200-3400, а затем опустить заслонку.

Затем необходимо ослабить контргайку, при этом совершать отвёрткой вращательные движения винта для того, чтобы достичь частоты вращения 2800-3000. Однако стоит помнить, что до этого момента двигатель должен быть уже достаточно прогрет.

После чего затяните гайку и установите корпус фильтра на своё первоначальное местоположение.   Регулировка холостого хода

Для того чтобы весьма корректно совершить регулировку холостого хода необходимо иметь в наличие уже хорошо прогретый двигатель и работающие в момент регулировки потребители тока (в этих целях вы можете включить вентилятор, фары или обогреватель стекла). Первоначально необходимо выставить максимальное количество оборотов на холостом ходу путём вращения отвёрткой винта «качества».

После чего необходимо с помощью винта «количества» уменьшить количество оборотов до отметки больше на 50-100, чем необходимо на холостом ходу.

И только лишь после этого при помощи винта «качества» снизить частоту оборотов до нормы.

С большего данные рекомендации и являются наиболее значимыми техническими основами регулировки.

Однако необходимо запомнить несколько общих теоретических моментов. Карбюратор ваз 2109– та часть автомобиля, которая несёт ответственность за точную дозировку воздуха и топлива, и, конечно же, их комбинирования для образования необходимой рабочей смеси.

Контроль осуществляется посредством жиклеров, чья производительная способность напрямую зависит от диаметра и длинны пропускного отверстия, а также поверхности и разности давления при входе и выходе. Важно запомнить тот факт, что пропускная способность и непосредственно площадь сечения жиклеров связаны между собой нелинейно, то есть при увеличении площади сечения жиклера примерно на 10% его пропускная способность имеет возможность возрасти примерно на 1/4. Данная информация важна для любителей экспериментов, кто желает попробовать уменьшить расход либо увеличить мощность своего авто.

Стоит помнить и о том, что если вы ощущаете некие «провалы» во время разгона, то стоит задуматься о самопроизвольном загрязнении жиклеров.

Регулировка и настройка карбюратора Ваз 2109 видео

(27 votes, average: 3.63 out of 5)  Loading ...

avtogury.ru

Делаем ремонт ваз карбюратора 21099 как бывалые автомеханики

С выходом на рынок переднеприводного автомобиля ВАЗ широкое применение получили карбюраторы Солекс. Несмотря на то, что это надежные устройства на автомобиле ВАЗ 21099 карбюратор ремонт периодически требует.

Расположение карбюратора в автомобиле ВАЗ 21099

Устройство карбюратора и принцип работы

На фото представлен общий вид карбюратора с указанием основных узлов.

Внешний вид карбюратора автомобиля ВАЗ 21099(1)

Внешний вид карбюратора автомобиля ВАЗ 21099(2)

Детали и узлы внешнего обвеса карбюратора:

  • 1 – блок выполняющий подогрев дроссельной заслонки.
  • 2 – штуцер, через который происходит вентиляция картера двигателя.
  • 3 – крышка насоса ускорительного.
  • 4 – электромагнитный клапан.
  • 5 – крышка устройства
  • 6 – шпилька, крепящая воздушный фильтр.
  • 7 – рычаг, управляющий воздушной заслонкой.
  • 8 – крышка, предохраняющая пусковое устройство.
  • 9 – сектор, где расположен рычаг привода заслонок дросселя.
  • 10 – разъем датчика ЭПХХ.
  • 11 – винт для регулировки величину смеси при холостом ходе.
  • 12 – крышка для защиты экономайзера.
  • 13 – корпус устройства.
  • 14 – штуцер, через который подается топливо.
  •  15 – штуцер для отвода топлива.
  • 16 – винт (по стрелке) регулирующий состав смеси при холостом ходе.
  • 17 – штуцер, через который подается к вакуумному регулятору зажигания разрежения.

Принцип работы

Итак:

  • Через игольчатый клапан и сетчатый фильтр в поплавковую камеру карбюратора подается топливо, уровень которого поддерживается игольчатым клапаном. Оттуда топливо поступает посредством главных топливных жиклеров в эмульсионные колодцы. Здесь оно смешивается с воздухом, который поступает через главные воздушные жиклеры. Полученная эмульсия поступает в диффузоры карбюратора.
  • Из эмульсионного колодца топливо отбирает система холостого хода, далее оно проходит через жиклеры этой системы, смешивается с воздухом, поступающим от воздушного жиклера и широкой части диффузора. Полученная эмульсия поступает через отверстие под дроссельную заслонку.
  • Через впускной коллектор смесь, приготовленная в карбюраторе, попадает в цилиндры мотора автомобиля.

Совет: При выполнении работ своими руками нельзя пользоваться открытым огнем и курить.

Наиболее сложной и важной регулировочной работой в карбюраторе является регулирование в поплавковой камере уровня топлива. Перед началом работы отсоединяется «- » клемма аккумуляторной батареи, снимается воздушный фильтр. Для точной и правильной регулировки устройства лучше всего изготовить шаблон, который устанавливается на крышку карбюратора. Крышка располагается в горизонтальном положении поплавками вверх. Если зазор по контуру между шаблоном и поплавками больше одного миллиметра, то необходимо выполнить регулировку его с помощью подгибания язычка и рычагами поплавков.

Порядок выполнения работ:

  • Снимается крышка карбюратора.
  • Вымеряется зазор между прокладкой и выступами, расположенными на нижней части поплавков. Он должен быть одинаковым у двух поплавков, а его значение не должно превышать одного миллиметра.
  • Если зазоры разные или больше допустимого значения, а разъемы пресс-формы относительно крышки карбюратора не параллельны, необходимо выполнить их регулировку, подогнув поплавки и язычок, упирающийся в хвостовик клапана.
  • Визуально проверяется уровень топлива. Крышка устанавливается и закрепляется на карбюраторе, подсоединяются шланги подачи и слива топлива, заводится двигатель автомобиля ВАЗ 21099. Одну-две минуты двигатель работает на холостом ходу, затем он глушится, отсоединяются шланги, снимается крышка. Измеряется расстояние между плоскостью корпуса и уровнем топлива.

    Оно должно быть 25,5 миллиметра. При отклонении регулировка повторяется.

Регулировка привода заслонки воздуха

Порядок выполнения работ:

  • Ослабляется болт, соединяющий тягу с рычагом привода заслонки для воздуха.
  • Рычаг проворачивается до полного открытия воздушной заслонки.
  • На приборной панели полностью утапливается ручка привода заслонки для воздуха.

Утопленная ручка привода заслонки для воздуха на приборной панели

  • Вытягивается полностью тяга и затягивается болт крепящий тягу с рычагом привода заслонки для воздуха.
  • Вытягивается ручка привода заслонки для воздуха до упора, что должно обеспечить закрытие заслонки.

Воздушная заслонка полностью закрыта

  • Если этого нет, необходимо оболочку тяги отсоединить, и перемещая ее добиться, чтобы дроссельная заслонка полностью закрылась и зафиксировать ее болтом.

Регулировка привода заслонки дросселя

Если гайка позиции 1 заворачивается – заслонка открывается, гайка позиции 2 заворачивается – заслонка закрывается.

Регулировка привода заслонки дросселя

Порядок выполнения работ:

  • До упора нажимается педаль акселератора. В этом случае полностью открывается заслонка первой камеры дросселя. Определяется это перемещением в крайнее положение сектора управления заслонками дросселя.
  • Педаль акселератора отпускается, тогда должна закрыться заслонка дросселя первой камеры, а сектор управления заслонками дросселя должен до упора переместиться в другую сторону. Если этого нет, необходимо отрегулировать привод.
  • Ослабляется одна гайка, другая заворачивается до тех пор, пока заслонка дросселя будет полностью открываться и закрываться. Затягивается гайка, которая раньше была ослаблена.

Подробнее регулировку карбюратора можно увидеть на видео.

Ремонт карбюратора автомобиля ВАЗ 21099

Под ремонтом карбюратора на автомобиле ВАЗ 21099 подразумеваются работы, которые заключают в себе чистку основных систем и замену элементов, вышедших из строя. Необходимо приобрести ремонтный комплект для карбюратора, установленного в машине ВАЗ 21099. Сюда входят: жиклеры, прокладки для уплотнения, пусковое устройство, ускорительный насос.

Совет: Если нет необходимости воздушную и дроссельную заслонки лучше не снимать, некачественная установка в дальнейшем может, во время работы, привести к их заеданию.

Порядок разборки карбюратора

На автомобиле ВАЗ 21099 ремонт карбюратора начинается с его разборки:

  • Из карбюратора выкручивается электромагнитный клапан и извлекается топливный жиклер из его корпуса.
  • Снимается крышка карбюратора и аккуратно, не повредив поплавок, откладывается в сторону.
  • Снимается поплавок. С помощью шила выдавливается фиксирующая его ось, и деталь свободно снимается.

Вынимается ось и снимается поплавок

  •  Удаляется уплотнительная прокладка.
  • Отворачивается топливный клапан.
  • Снимается крышка пускового устройства и извлекается диафрагма.
  • Отворачивается с боку крышки топливный фильтр.
  • При необходимости снимается сектор привода дроссельными заслонками. Для этого отворачивается гайка крепления, вынимается шарик с пружиной и удаляется рычаг.
  • Аккуратно поддеваются отверткой и вытаскиваются распылители ускорительного насоса.
  • Разбирается ускорительный насос, снимаются пружина и диафрагма.

Удаленные из карбюратора пружина и диафрагма (по стрелкам)

  • Аналогично разбирается экономайзер мощностных режимов. Если под крышкой устройства установлена пластмассовая заглушка, она просто удаляется.
  • Выкручиваются эмульсионные трубки. Корпус карбюратора переворачивается, и вытряхиваются, предварительно выкрученные, основные топливные жиклеры.
  • Снимается провод датчика винта, регулирующего количество смеси.

Устранение неисправностей

При выполнении всех работ самостоятельно цена ремонта карбюратора ВАЗ 21 099 будет значительно ниже, чем такую же работу выполнит специалист. В справочниках по ремонту автомобилей существует инструкция, облегчающая проведение ремонта в домашних условиях. Итак:

  • Промывается в ацетоне и продувается сжатым воздухом топливный жиклер.
  • Меняется на новую уплотнительная прокладка, в случае ее повреждения.
  • Следует обратить внимание на плоскости соединения корпуса с крышкой. Если отпечатки от соединения деталей не сплошные, это указывает на износ привалочной поверхности. В этом случае нужно притереть плоскость корпуса или крышки.
  • Проверяется работа топливного клапана. Игла его входит без заедания, нельзя допустить большого поперечного люфта. По своей оси легко должен перемещаться демпфирующий шарик. Если такие неисправности выявлены топливный клапан подлежит замене.
  • Проверяется работа пускового устройства. Нельзя допустить механических повреждений диафрагмы, а материал, из которого она изготовлена, не должен потерять эластичность. Пружина должна быть не сильно вытянута.
  • Отмачивается в ацетоне, продувается сжатым воздухом топливный фильтр.
  • Осматриваются уплотнения распылителей, при необходимости их нужно заменить. Распылители можно помыть в ацетоне, продуть сжатым воздухом и установить обратно.
  • Крышка насоса промывается ацетоном.

Карбюратор ВАЗ 21099 ремонт завершен, сборка осуществляется в последовательности обратной разборке.

MasteraVaza.ru

Как отрегулировать карбюратор на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Как и узел других машин, карбюратор ВАЗовских моделей 2108, 2109, 21099 требует регулярной регулировки. Это позволяет улучшить работу двигателя, повысить его приемистость, а также снизить расход горючего. Каким же образом, и в каком порядке осуществляется данная процедура?

Вся операция регулировки карбюратора состоит из нескольких этапов регулировок: 

  1. уровня горючего в поплавковой камере;
  2. пускового устройства;
  3. привода карбюратора;
  4.  холостого хода мотора.

Для осуществления работ потребуется:

• набор торцевых ключей; • отвертка; • специальный регулировочный калибр (желательно).

Вся процедура достаточно длительная, потому необходимо запастись терпением и вниманием. Итак, можно начинать:

  1. Для начала необходимо открутить торцевым ключом на 10 все крепежные гайки крышки воздушного фильтра и открыть ее. Сам фильтр также следует снять.
  2. Для лучшего доступа лучше открутить крепежные болты самого корпуса фильтра и демонтировать его.
  3. Для того чтобы отрегулировать уровень горючего в поплавковой камере, необходимо при помощи специального калибра измерить правильность монтажа поплавков. Крышку нужно зафиксировать в горизонтальном положении вверх поплавками. Калибр нужно держать перпендикулярно крышке. При этом зазор между ним и поплавками не должен превышать 1 мм. При других значениях поплавки регулируют путем подгибания рычагов и язычков поплавков. Отметим, что опорная поверхность каждого язычка должна быть ровной, без повреждений. При этом она должна находиться перпендикулярно оси игольчатого клапана.
  4. При регулировке пускового устройства необходимо повернуть рычаг воздушной заслонки против хода часовой стрелки до упора. При этом под влиянием пружины, заслонка должна находиться в полностью закрытом положении. В противном случае необходимо найти и устранить заедание заслонки.Держа воздушную заслонку в полностью закрытой позиции, нужно нажать шток пускового устройства до отказа. Воздушная заслонка при этом должна открыться на 3 мм. При несоответствии данного параметра, его нужно отрегулировать соответствующим винтом.
  5. Для того чтобы отрегулировать привод карбюратора нужно полностью нажать педаль «газа». В результате дроссельная заслонка первой камеры должна стать в полностью открытую позицию. Если педаль отпустить, заслонка должна полностью закрыться. Тягу воздушной заслонки необходимо закрепить так, чтобы при полностью вытянутом «подсосе» она закрывалась полностью, а при полностью утопленном – открывалась.
  6. Для регулировки холостого хода необходимо открутить винт качества смеси до достижения максимальных оборотов. Далее заворачиванием винта количества смеси нужно довести обороты холостого хода до превышения нормы на 100-120 об/мин. (около 1000 об/мин.). После этого нужно закручивать винт качества смеси до достижения оборотами холостого хода нормального значения в 850-900 об/мин. Этот метод достаточно эффективен, особенно, если машина оборудована тахометром. Читайте так же статью о том как отрегулировать карбюратор на ВАЗ 2107.
Читайте также:

automoyo.ru


Смотрите также