Как снять шестерню коленвала на ямз 236


ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Коленвал двигателя ЯМЗ-236 Коленвал двигателей ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ - стальной, изготовлен методом горячей штамповки. Шейки коленчатого вала закалены с нагревом токами высокой частоты. Коленчатый вал ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 имеет четыре коренные опоры и три шатунные шейки. В последних есть закрытые заглушками внутренние полости, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Эти полости наклонными каналами сообщаются с поперечными каналами в коренных шейках.

Для уравновешивания двигателя ЯМЗ-236 и разгрузки коренных подшипников от инерционных сил возвратно-поступательно движущихся масс поршней и шатунов и неуравновешенных центробежных сил на щеках коленчатого вала установлены противовесы, в сборе с которыми коленвал балансируется.

Кроме того, в систему уравновешивания входят две выносные массы, одна из которых выполнена в виде прилива на маховике, другая представляет собой противовес, установленный на переднем конце коленчатого вала ЯМЗ-236.

Осевая фиксация коленвала ЯМЗ-236 осуществляется четырьмя бронзовыми полукольцами, установленными в выточках задней коренной опоры.

Для предохранения от проворачивания нижние полукольца своими пазами входят в штифты, запрессованные в крышку заднего коренного подшипника. Носок и хвостовик коленчатого вала ЯМЗ-236 уплотняются резиновыми самоподжимными манжетами. На двигатели устанавливается коленчатый вал 236НЕ-1005009 (маркировка 236Н-1005015-У). Маркируется коленчатый вал на 5-й щеке. Шейки коленчатого вала могут быть двух номинальных размеров и поэтому возможны следующие варианты маркировки и применение соответствующих им вкладышей.

Размеры коленвалов и вкладышей двигателей ЯМЗ-236 НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ

Коленвал 236Н –1005015-У

Диаметр коренных шеек, мм - 110-0,022 Маркировка коренных вкладышей 236-1005170-В и 236-1005171-В Толщина коренного вкладыша, мм 2,965-0,012 Диаметр шатунных шеек, мм 88,00-0,022 Маркировка шатунного вкладыша 236-1004058-В Толщина шатунного вкладыша, мм 2,490-0,012

Коленвал 236Н –1005015-У Ш1

Диаметр коренных шеек, мм 110-0,022 Маркировка коренных вкладышей 236-1005170-В и 236-1005171-В Толщина коренного вкладыша, мм 2,965-0,012 Диаметр шатунных шеек, мм 87,75-0,022 Маркировка шатунного вкладыша 236-1004058-В Р1 Толщина шатунного вкладыша, мм 2,615-0,012

Коленчатый вал 236Н –1005015-У К1

Диаметр коренных шеек, мм 109,75-0,022 Маркировка коренных вкладышей 236-1005170-В Р1 и 236-1005171-В Р1 Толщина коренного вкладыша, мм 3,090-0,012 Диаметр шатунных шеек, мм 88,00-0,022 Маркировка шатунного вкладыша 236-1004058-В Толщина шатунного вкладыша, мм 2,490-0,012

Коленчатый вал 236Н 1005015-У Ш1К1

Диаметр коренных шеек, мм 109,75-0,022 Маркировка коренных вкладышей 236-1005170-В Р1 и 236-1005171-В Р1 Толщина коренного вкладыша, мм 3,090-0,012 Диаметр шатунных шеек, мм 87,75-0,022 Маркировка шатунного вкладыша 236-1004058-В Р1 Толщина шатунного вкладыша, мм 2,615-0,012

Вкладыши коленвала ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236БЕ

Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала ЯМЗ-236 автомобилей Урал-4320, 43206, Урал-5557 и МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и нижней головки шатуна (рис. 5) сменные, тонкостенные, имеют стальное основание и рабочий слой из свинцовистой бронзы.

Рис.5. Вкладыши подшипников коленвала ЯМЗ-236

1–верхний вкладыш коренного подшипника; 2–нижний вкладыш коренного подшипника; 3–вкладыши нижней головки шатуна Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника коленвала ЯМЗ-236 не взаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеются отверстие для подвода масла и канавка для его распределения. Вкладыши нижней головки шатуна взаимозаменяемы. На двигателях ЯМЗ-236 БЕ, ЯМЗ-236Б, ЯМЗ-236 НЕ2 и ЯМЗ-236Н через отверстие во вкладыше масло подводится к втулке верхней головки шатуна и поршневому пальцу.

Маховик двигателя ЯМЗ-236

Маховик ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236БЕ автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 отлит из серого чугуна. Маркирован маховик в выемке на нерабочей поверхности в отливке.

На двигатели могут быть установлены маховики следующих видов:

Маховик двигателя ЯМЗ-236 под установку на двигатель диафрагменного однодискового сцепления:

- 236-1005115-К (под зубчатый венец с модулем 4,25); - 236-1005115-Н (под зубчатый венец с модулем 3,75).

Маховик двигателя ЯМЗ-236 под установку на двигатель двухдискового сцепления:

- 236-1005115-Ж (под зубчатый венец с модулем 4,25); - 236-1005115-Л (под зубчатый венец с модулем 3,75). Все перечисленные выше маховики автомобилей Урал-4320, 43206, Урал-5557 и МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 в сборе с зубчатыми венцами между собой невзаимозаменяемые, причем маховики 236-1005115-К и 236-1005115-Ж (под зубчатый венец с модулем 4,25) стыкуются со стартером модели 2501.3708-01, а маховики 236-1005115-Н и 236-1005115-Л (под зубчатый венец с модулем 3,75) стыкуются со стартером модели 2501.3708-21. Маховик крепится к коленвалу ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236БЕ болтами. Под болты устанавливается стальная пластина высокой твердости (одна под все болты). Отсутствие самоотворачивания болтов обеспечивается моментом затяжки 235-255 Нм (24-26 кг/м). Для точной фиксации маховика относительно шеек коленчатого вала служат два штифта, при этом, отверстия с маркировкой на маховике и на пластине должны совпадать со смещенным штифтом на коленчатом вале.

Смещенный штифт расположен в плоскости первого кривошипа. Маркировка на пластине в виде точки должна быть снаружи.

Двенадцать радиальных отверстий предназначены для провертывания коленчатого вала при регулировках двигателя ЯМЗ-236. Доступ к отверстиям возможен при снятой крышке нижнего люка картера маховика.

Шатунные шейки коленвала ЯМЗ-236

При каждом снятии коленвала ЯМЗ-236 с двигателя для замены вкладышей очистить полости шатунных шеек, предварительно удалив заглушки 2 (рис. 6), которыми закрыты полости. Заглушки заменить новыми, их повторное использование не допускается.

Рис.6

Перед установкой заглушек запилить вспучивание металла у кромок отверстий от предыдущей раскерновки, промыть вал и продуть масляные каналы.

Заглушки запрессовать на глубину 5–6 мм от кромки отверстия, после чего раскернить внутри отверстия в трех точках, равнорасположенных по окружности, для предотвращения самопроизвольного выпрессовывания заглушек.

Шлифовку шеек коленчатого вала ЯМЗ-236 на ремонтные размеры производить в пределах предусмотренных размеров, при этом обеспечить выполнение следующих требований:

При перешлифовании шеек вала на ремонтные размеры обеспечить плавный радиус 6-0,5 мм перехода от шеек к щекам без подрезов, прижогов, грубых рисок; шероховатость поверхностей шеек не должна превышать 0,20 мкм, радиусов галтелей – 0,32 мкм. Величина радиусов осей всех кривошипов коленвала ЯМЗ-236 должна быть 70±0,12 мм. Допуск параллельности осей средних коренных шеек относительно общей оси крайних коренных шеек не должен превышать 0,010 мм, допуск параллельности осей шатунных шеек относительно общей оси крайних коренных шеек должен быть не более 0,03 мм на длине 100 мм или 0,022 мм на длине шейки. Овальность, конусность, вогнутость и бочкообразность коренных и шатунных шеек не допускаются более 0,005 мм. Трещины на поверхности коленвала ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 не допускаются. Отсутствие поверхностных дефектов проверить магнитным дефектоскопом с обязательным последующим размагничиванием.

Установка коленвала ЯМЗ-236 на двигатель

При установке коленчатого вала ЯМЗ-236 на двигатель обеспечить соответствие размеров вкладышей подшипников размерам шеек вала. Перед установкой обеспечить чистоту наружных поверхностей и внутренних полостей коленчатого вала ЯМЗ-236 и других сопряженных поверхностей. Смазать шейки и рабочие поверхности чистым моторным маслом. Для облегчения установки маховика в правильное положение относительно коленчатого вала на ступице маховика нанесена цифра «6», которую при сборке совместить с цифрой «2» на торце коленчатого вала ЯМЗ-236. Крышки коренных пошипников не взаимозаменяемы; при их установке следить, чтобы клеймо на крышке соответствовало клейму на блоке. Затяжку крышек коренных подшипников начинать с вертикальных болтов и затягивать в два приема с крутящим моментом после повторной затяжки 430 – 470 Нм (43 – 47 кг/см), затем затянуть в два приема горизонтальные болты с окончательным моментом затяжки 90 – 120 Нм (9 – 12 кг/см). Перед затяжкой заднего упорного коренного подшипника выровнять осевой зазор, для чего, слегка притянув болтами крышку подшипника, перемещать коленчатый вал ЯМЗ-236 НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ назад вперед в осевом направлении до упора при помощи ломика сначала назад, затем вперед, выравнивая положение крышки. Затянув болты, проверить щупом осевой зазор. Он должен быть одинаковым с обеих сторон крышки. Шестерню коленчатого вала ЯМЗ-236 можно заменить без снятия коленчатого вала с двигателя. При снятых шкиве и передней крышке блока передний противовес и шестерню спрессовать с помощью съемника. Перед установкой шестерню и передний противовес нагреть до температуры 105–155ºС и последовательно подпрессовывать их до упора с помощью специального приспособления.

Поршневая группа двигателя ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ

Шатун ЯМЗ-236 (рис. 7) – стальной, двутаврового сечения, с косым разъемом нижней головки. Шатун окончательно обрабатывается в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов не взаимозаменяемы. На крышке и шатуне со стороны короткого болта выбит порядковый номер цилиндра, а со стороны длинного болта выбиты метки спаренности в виде числа, одинакового для шатуна и крышки. В нижнюю головку шатуна ЯМЗ-236 устанавливаются сменные вкладыши, а в верхнюю — запрессована сталебронзовая втулка. Втулка обрабатывается после запрессовки в шатун. На двигатели ЯМЗ-236 БЕ2, ЯМЗ-236 НЕ2 устанавливаются шатуны 7511.1004045-02 (маркировка на стержне 7511.1004045), у которых увеличено на 15 мм расстояние между осями отверстий в верхней и нижней головках, скосы на верхней головке, увеличен до 52 мм диаметр отверстия под поршневой палец и отсутствует масляный канал в стержне. В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка 7511.1004052-21 с наружным диаметром 56 мм.

На двигатели ЯМЗ-236 БЕ, ЯМЗ-236Б, ЯМЗ-236 НЕ и ЯМЗ-236Н автомобилей Урал-4320, 43206, Урал-5557 и МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 устанавливаются шатуны 236 1004045-Б3 (маркировка 236-1004045-Б2) с масляным каналом в стержне.

В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка 840.1006026-10 с наружным диаметром 54 мм.

Рис.7. Шатун двигателей ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236Б, ЯМЗ-236НЕ и ЯМЗ-236Н

1–шатун; 2–втулка верхней головки; 3–крышка; 4–короткий болт крышки; 5–длинный болт крышки

Поршень и поршневые пальцы ЯМЗ-236

Рис.8. Поршень двигателя ЯМЗ-236НЕ2

1–поршень; 2–верхнее компрессионное кольцо; 3–второе компрессионное кольцо; 4–маслосъемное кольцо; 5–поршневой палец; 6–стопорные кольца Поршни ЯМЗ-236 (рис. 8) отлиты из эвтектического алюминиево-кремнистого сплава. Охлаждение поршня маслом производится из неподвижной форсунки. На юбке поршня ЯМЗ-236 имеется выемка для форсунки охлаждения. В днище поршня выполнена камера сгорания. Поршни маркируются в литье изнутри, на днище. На двигатели могут устанавливаться поршни со следующими конструктивными особенностями: Поршень 7511.1004015-10 с тремя канавками под поршневые кольца (два под компрессионные и одна под маслосъемное). Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна (типа "нирезист"). Камера сгорания смещена на 5 мм, боковая поверхность с поднутрением, имеет вытеснитель. На днище имеются выточки под клапаны газораспределения. Поршень 238НБ-1004015-Б4 с четырьмя канавками под поршневые кольца (три под компрессионные и одна под маслосъемное). Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна (типа "нирезист") с целью повышения износостойкости. Камера сгорания смещена на 5 мм, боковая поверхность с поднутрением, имеет вытеснитель. Высота от днища до оси пальца увеличена до 100 мм. Уменьшен диаметр под поршневой палец до 50 мм. Поршень 238НБ-1004015 аналогичен предыдущему, только на нем отсутствует "нирезистовая" вставка под верхнее компрессионное кольцо. Камера сгорания смещена на 5 мм, без вытеснителя.

По величине диаметра юбки поршни ЯМЗ-236 разделены на размерные группы:

Маркировка / Диаметр юбки поршня, мм

238НБ-1004015 / 7511.1004015-10

АНБ - 129,80-129,82 / 129,85-129,87 БНБ - 129,82-129,84 / 129,87-129,89 ЖНБ - 129,84-129,86 / 129,89-129,91 Размерная группа маркируется на днище поршня.

Поршневой палец ЯМЗ-236

Поршневой палец ЯМЗ-236 – пустотелый, плавающего типа с цементированной наружной поверхностью. Палец устанавливается в отверстие в поршне. Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами, устанавливаемыми в специальные канавки в бобышках поршня. Поршневой палец двигателей ЯМЗ-236НЕ2,БЕ2 азотированный и имеет увеличенный наружный диаметр.

Варианты комплектования Гильза – Кольца - Поршень

ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236Б, ЯМЗ-236 НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ (общие головки цилиндров)

Основной вариант

Гильза - Фосфатированная 236-1002021-А5 Комплект колец - Четырёхколечный комплект с плотным хромом (заводская комплектация) Поршень - С четырьмя канавками и с нирезистовой вставкой 238НБ-1004015-Б4

Допустимые варианты (при ремонте двигателя)

Гильза - Не фосфатированная 236-1002021-А Комплект колец - Четырёхколечный комплект с пористым хромом 236-1004002-А4 Поршень - С четырьмя канавками и с нирезистовой вставкой 238НБ-1004015-Б4 или без вставки 238НБ-1004015 В эксплуатации при ремонте работавших двигателей ЯМЗ-236 допустима установка новых поршневых колец в старую гильзу цилиндра, находящуюся в исправном состоянии, при этом использовать только комплект поршневых колец с пористым хромом 236-1004002-А4

Поршневые кольца ЯМЗ-236

Поршневые кольца ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 изготовлены из специального чугуна, разрезные, хромированные, устанавливаются в канавки поршня. В зависимости от выполняемой задачи в рабочем процессе кольца имеют различную конструкцию и устанавливаются на поршень комплектно в определенном порядке.

На поршни могут быть установлены следующие комплекты колец:

Трехколечный комплект 7511.1004002

− первое компрессионное имеет в сечении двухсторонней трапеции со смещенной вниз бочкообразной рабочей поверхностью хромированной плотным хромом. Номер кольца 7511.1004030. − второе компрессионное кольцо прямоугольного сечения, минутное с покрытием плотным хромом. Номер кольца 7511.1004032. − маслосъемное кольцо коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 7511.1004034.

Четырехколечный комплект

− первое компрессионное имеет в сечении одностороннюю трапецию. Рабочая поверхность хромирована плотным хромом. Номер кольца 236-1004030-Б. − второе и третье компрессионные кольца имеют в сечении одностороннюю трапецию, минутные. Номер кольца 236-1004032-А3. − маслосъемные кольца коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 236-1004034.

Четырехколечный комплект 236-1004002-А4

− первое компрессионное имеет в сечении одностороннюю трапецию. Рабочая поверхность хромирована пористым хромом. Номер кольца 236-1004030-А2. − второе и третье компрессионные кольца имеют в сечении одностороннюю трапецию, минутные. Номер кольца 236-1004032-А3. − маслосъемные кольца коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 236-1004034. При установке поршневых колец ЯМЗ-236 обращать особое внимание на правильность их расположения. Слово "Верх " должно быть обращено к днищу поршня. Для обеспечения точной посадки при сборке поршень и гильза должны подбираться из одних размерных групп. В разные цилиндры двигателя допускается установка комплектов гильза-поршень разных размерных групп. Маркировка гильзы - А, АНБ, Б Маркировка поршня - БНБ, Ж, ЖНБ

Рис.9. Поршень, поршневые кольца, палец ЯМЗ-236

слева–поршень 238НБ-1004015-Б4 кольца и палец к нему; справа–поршень 7511.1004015-10 кольца и палец к нему

Замена поршневых колец ЯМЗ-236

Для замены поршневых колец ЯМЗ-236 предварительно демонтировать поршень с шатуном при снятых головке цилиндров и поддоне. Двигатели оборудованы масляным охлаждением поршней. При демонтаже поршневой группы ЯМЗ-236 автомобилей Урал-4320, 43206, Урал-5557 и МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 на указанных двигателях предварительно снять форсунки охлаждения поршней во избежание их поломок. Для более легкого извлечения поршня очистить нагар с верхнего пояса гильзы. Отвернуть болты крепления крышки шатуна, снять крышку и извлечь через цилиндр поршень в сборе с шатуном. Для отсоединения шатуна от поршня ЯМЗ-236 вынуть стопорные кольца поршневого пальца, нагреть поршень в масляной ванне до 80ºС и извлечь поршневой палец. Для снятия поршневых колец ЯМЗ-236 надеть щипцы на кольцо, ввести губки щипцов в замок кольца и, сжав до упора рукоятки щипцов, осторожно вывести кольцо из канавки и снять его с поршня. Установку поршневых колец производить в обратном порядке. Осторожно очистить поршень от нагара, предохраняя его от повреждений (особенно торцовые поверхности канавок под поршневые кольца).

Перед сборкой поршневой ЯМЗ-236 все детали тщательно промыть, а масляные каналы продуть сжатым воздухом.

Сборку поршня с пальцем производить легким нажатием руки, при этом необходимо обильно смазать моторным маслом отверстие в поршне и палец. Не допускается запрессовка пальца в поршень. Для того, чтобы установить в гильзу цилиндра ЯМЗ-236 поршень в сборе с поршневыми кольцами и шатуном, предварительно сжать кольца, утопив их в канавки поршня. Для сжатия колец применять оправку (рис. 10) с конической внутренней поверхностью и буртиком, позволяющим правильно сцентрировать оправку на гильзе цилиндра. Установив поршень в оправку, осадить его в гильзу цилиндра.

Рис.10. Оправка для установки поршня ЯМЗ-236 в гильзу цилиндра

1 – гильза цилиндра; 2 – блок цилиндров; 3 – обжимное приспособление; 4 – поршневые кольца; 5 – поршень

При сборке поршневой ЯМЗ-236 и установке их на двигатель выполнять следующие требования:

Поршень и гильза ЯМЗ-236 должны быть одинаковых размерных групп. Компрессионные кольца устанавливать клеймом «верх» к днищу поршня. Замки соседних поршневых колец ЯМЗ-236 развести в противоположные стороны в плоскость поршневого пальца. Установить поршень так, чтобы смещенная камера сгорания в поршне была направлена внутрь двигателя, в сторону топливного насоса. Клейма спаренности на шатуне и крышке должны быть одинаковыми. Грязь, заусеницы и забоины на шлицах шатуна и крышки не допускаются.

Резьбу и опорные торцы головок. болтов крепления крышек шатунов смазать моторным маслом и затянуть в два приема, начиная с длинного болта, сначала моментом 100 Нм (10 кг/см), окончательно моментом 200 – 220 Нм (20 – 22 кг/см).

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

spezz.ru

Как ремонтировать коленчатый вал дизеля ЯМЗ автомобиля МАЗ

Страница 1 из 3

Коленчатый вал стальной, изготовлен методом горячей штамповки. Шейки вала закалены с нагревом токами высокой частоты. Коленчатый вал имеет четыре коренные опоры и три шатунные шейки. В последних есть закрытые заглушками внутренние полости, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Эти полости наклонными каналами сообщаются с поперечными каналами в коренных шейках.

Для уравновешивания двигателя и разгрузки коренных подшипников от инерционных сил возвратно-поступательно движущихся масс поршней и шатунов и неуравновешенных центробежных сил на щеках коленчатого вала установлены противовесы, в сборе с которыми вал балансируется. Кроме того, в систему уравновешивания входят две выносные массы, одна из которых выполнена в виде прилива на маховике, другая представляет собой противовес, установленный на переднем конце коленчатого вала.

Осевая фиксация вала осуществляется четырьмя бронзовыми полукольцами, установленными в выточках задней коренной опоры. Для предохранения от проворачивания нижние полукольца своими пазами входят в штифты, запрессованные в крышку заднего коренного подшипника.

Носок и хвостовик коленчатого вала уплотняются резиновыми самоподжимными манжетами.

На двигатели устанавливается коленчатый вал 2З6НЕ-1005009 (маркировка 236Н-1005015-У)

Маркируется коленчатый вал на 5-й щеке.

Шейки коленчатого вала могут быть двух номинальных размеров и поэтому возможны следующие варианты маркировки и применение соответствующих им вкладышей.

Маркировка

коленчатого

вала

236Н

1005015-У

236Н

1005015-У Ш1

236Н

1005015-У К1

236Н

1005015-УШ1К1

Диаметр

коренных

шеек, мм

110-0,022

109-0,022

109,75-0,022

109,75-0,022

Маркировка

коренных

вкладышей

236-1005170-В

и

236-1005171-В

236-1005 170-В

и

236-1005171-В

236-1005170-В Р1

и

236-1005171-В Р1

236-1005170-В Р1

и

236-1005171-В Р1

Толщина

коренного

вкладыша, мм

2,965-0,012

2,965-0,012

3,090-0,012

3,090-0,012

Диаметр

шатунных

шеек, мм

88,00-0,022

87,75-0,022

88,00-0,022

87,75-0,022

Маркировка

шатунного

вкладыша

236-1004058-В

236-1 004058-В Р1

236-1004058-В

236-1 004058-В Р1

Толщина

шатунного

вкладыша, мм

2,490-0,012

2,615-0,012

2,490-0,012

2,615-0,012

Примечание: Буквы «Н», «У», «Ш», «К» и цифра «1» клеймятся при маркировке ударным способом.

Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна (рис. 1) — сменные, тонкостенные, имеют стальное основание и рабочий слой из свинцовистой бронзы.

рис. 1

Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника коленчатого вала не взаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеются отверстие для подвода масла и канавка для его распределения.

Вкладыши нижней головки шатуна взаимозаменяемы.

На двигателях ЯМЗ-2З6БЕ, ЯМЗ-236Б, ЯМ3-2З6НЕ и ЯМ3-236Н через отверстие во вкладыше масло подводится к втулке верхней головки шатуна и поршневому пальцу.

Установка коленчатого вала на двигатель

При установке коленчатого вала на двигатель обеспечить соответствие размеров вкладышей подшипников размерам шеек вала.

Перед установкой обеспечить чистоту наружных поверхностей и внутренних полостей коленчатого вала и других сопряженных поверхностей. Смазать шейки и рабочие поверхности чистым моторным маслом.

Для облегчения установки маховика в правильное положение относительно коленчатого вала на ступице маховика нанесена цифра «6», которую при сборке совместить с цифрой «2» на торце коленчатого вала.

Крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы; при их установке следить, чтобы клеймо на крышке соответствовало клейму на блоке.

Затяжку крышек коренных подшипников начинать с вертикальных болтов и затягивать в два приема с крутящим моментом после повторной затяжки 430 — 470 Нм (43 — 47 кгсм), затем затянуть в два приема горизонтальные болты с окончательным моментом затяжки 90 — 120 Нм (9 — 12 кгсм).

Перед затяжкой заднего упорного коренного подшипника выровнять осевой зазор, для чего, слегка притянув болтами крышку подшипника, перемещать коленчатый вал назад-вперед в осевом направлении до упора при помощи ломика сначала назад, затем вперед, выравнивая положение крышки. Затянув болты, проверить щупом осевой зазор. Он должен быть одинаковым с обеих сторон крышки.

autoruk.ru

Разборка двигателя

Снятый с автомобиля для ремонта двигатель разбирают полностью или частично, в зависимости от характера повреждения. Полная разборка двигателя осуществляется в три этапа: частичная разборка, разборка двигателя на узлы и детали и разборка узлов двигателя на детали. Разборку двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 выполняют с учетом конструктивных особенностей.

Перед разборкой двигатель временно устанавливают на подставку, предохраняя поддон от повреждений, отвертывают болты крепления картера сцепления, снимают коробку передач вместе с картером сцепления, поддерживая ее снизу, чтобы не повредить ведомые диски сцепления или ведущий вал коробки, отвертывают болты крепления кожуха сцепления к маховику и снимают нажимной диск с кожухом в сборе. Отворачивать болты надо постепенно, ослабляя один за другим, так как в противном случае последние оставшиеся болты могут быть сорваны силой нажимных пружин. Далее необходимо вынуть ведомый диск. У двухдисковых сцеплений ЯМЗ-238К, ЯМЗ-238, ЯМЗ-236К следует снять также средний ведущий и передний ведомый диски. После этого необходимо расшплинтовать и отвернуть два стяжных болта 2 (рис. 126) крепления стартера, снять стартер 3, генератор и компрессор пневмотормозов, отвернув болты, снять крыльчатку 10 (рис. 127) вентилятора, отвернуть стержень и снять воздушный фильтр 16, снять четыре боковые заглушки 23 (см. рис. 126) - по две с правой и левой стороны.

Установив двигатель на стенд (рис. 128) и закрепив его четырьмя фиксаторами, вводимыми в отверстия водяных каналов, необходимо: вынуть указатель уровня масла; ослабить винты стяжных хомутиков, снять перепускную 14 (см. рис. 127) и соединительные патрубки водяных термостатов; снять соединительный патрубок 15 (см. рис. 126) впускных коллекторов и скобы крепления топливных трубок высокого давления; отсоединить трубки 12 и отводящую топливную трубку 11, предварительно освободив ее от кляммера.

Сняв крышки 10 головок цилиндров, необходимо: отсоединив дренажные трубки форсунок, отвернуть гайки крепления скоб форсунок и снять форсунки 9; снять коромысла 18 с осями в сборе, вынуть штанги 5 толкателей; снять головки 8 цилиндров и их прокладки.

Повернув двигатель на стенде картером маховика вниз, снимают поддон 27, масляный насос 28 с дифференциальным клапаном 26 и трубками, вывертывают шатунные болты и снимают крышки шатунов, вынимают поршни 4 в сборе с шатунами 4 и ставят крышки шатунов на соответствующие шатуны, руководствуясь метками, нанесенными на заводе-изготовителе, и привертывают их болтами

Далее следует повернуть двигатель в рабочее положение, отсоединить трубки низкого давления, топливный фильтр снять топливный насос высокого давления в сборе с автоматической муфтой опережения впрыска и регулятором; отвернуть гайку крепления полумуфты на валу ведомой шестерни привода топливного насоса; снять полумуфту вместе с шайбой полумуфты и выпрессовать из вала шпонку; снять фильтры грубой и центробежной очистки масла и маховик.

Для снятия маховика рекомендуется применять воротки (рис. 129), которые ввёртываются в специальные отверстия с резьбой М12 х 1,75 до упора в коленчатый вал. Во избежание перекоса маховика воротки необходимо вворачивать одновременно.

Затем снимают картер маховика, боковину шкива водяного насоса и ремень привода водяного насоса. Отвернув болт крепления шкива коленчатого вала, съёмником, изображенным на рис. 130 снимают шкив и выпрессовывают шпонку из коленчатого вала. После этого снимают кронштейн передней опоры двигателя и верхнюю крышку блока, корпус привода вентилятора, крышку шестерен распределения в сборе с водяным насосом.

Повернув двигатель на картерной частью вверх, следует расшплинтовать и вывернуть болты крепления крышек коренных подшипников, снять крышки 26, вынуть коленчатый вал 3 из блока цилиндров 23, пользуясь специальной подвеской (рис. 131), предохраняя шейки вала от повреждений; вынуть вкладыши и упорные полукольца из опор и крышек коренных подшипников, поставить крышки коренных подшипников на свои места, руководствуясь метками; вывернуть болты крепления упорного фланца 5 (см. рис. 127) распределительного вала, отогнув предварительно замковые шайбы вынуть распределительный вал 21 в сборе с шестернями; выпрессовать, начиная с задней, оси 20 толкателей и снять толкатели 19 и дистанционные втулки толкателей.

Повернув двигатель на стенде картерной частью вниз, вывертывают болты крепления упорного фланца ведомой шестерни привода топливного насоса. Отогнув предварительно стопорные шайбы, извлекают шестерню 7 в сборе с валом 9 и подшипниками, а также все гильзы цилиндров. Гильзы из блока цилиндров извлекают при помощи приспособления, изображенного на рис. 132. Приспособление вводят во внутреннюю полость гильзы, надевают плечики упорной пластины 1 на нижний торец гильзы 2, надевают втулки 6 на шпильки 5 блока 3 цилиндров и, наворачивая за ручки 7 гайку на винт 4, извлекают гильзу из блока цилиндров.

При разборке головки цилиндров отвертывают гайки крепления впускного и выпускного трубопроводов и водораспределительной трубы, снимают трубопроводы, водораспределительную трубу и прокладки. Сжимая пружину клапана, вынимают сухари крепления клапана и коническую втулку тарелки, а затем тарелку, наружную и внутреннюю пружины. В такой же последовательности выполняют работы для остальных клапанов.

Затем поворачивают головку цилиндров головками клапанов вверх, вынимают клапаны из направляющих втулок.

Для разъединения поршня с шатуном щипцами (рис. 133) удаляют стопорные кольца поршневого пальца и выталкивают его оправкой. Затем с поршня снимают компрессионные и маслосъемные кольца.

Разборку распределительного вала производят в приспособлении изображенном на рис. 134. Распределительный вал задней опорной щейкой устанавливают в подпятник, передней шейкой в прижим 4 и вращением рукоятки 3 закрепляют. Для предохранения вала от проворачивания в верхней плите 1 имеется призматический вырез, куда входит кулачок распределительного вала.

Для снятия шестерни распределительного вала надо отвернуть гайку, предварительно отогнув усы замковой шайбы граней гайки, и вывернуть болты крепления шестерни привода топливного насоса к шестерне распределительного вала. Затем, ввернув в два технологических резьбовых отверстия в теле шестерни болты 5 съемника (рис. 135) и вращая винт 2 с упором 8 в направлении торца вала, спрессовывают шестерню.

Разборка картера маховика заключается в выпрессовке заднего сальника коленчатого вала. Крышку картера маховика и указатель верхней мертвой точки поршня не снимают, и необходимость в их замене определяется в процессе ремонта.

После разборки двигателя очищают все сопрягаемые поверхности от остатков прокладок и грязи и тщательно промывают детали.  

maz-auto.info

Коленвал и поршневая группа ЯМЗ-236

РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

______________________________________________________________________________________________

Коленвал двигателя ЯМЗ-236 Коленвал двигателей ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ - стальной, изготовлен методом горячей штамповки. Шейки коленчатого вала закалены с нагревом токами высокой частоты. Коленчатый вал имеет четыре коренные опоры и три шатунные шейки. В последних есть закрытые заглушками внутренние полости, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Эти полости наклонными каналами сообщаются с поперечными каналами в коренных шейках.

Для уравновешивания двигателя и разгрузки коренных подшипников от инерционных сил возвратно-поступательно движущихся масс поршней и шатунов и неуравновешенных центробежных сил на щеках коленчатого вала установлены противовесы, в сборе с которыми коленвал балансируется.

Кроме того, в систему уравновешивания входят две выносные массы, одна из которых выполнена в виде прилива на маховике, другая представляет собой противовес, установленный на переднем конце коленчатого вала. Осевая фиксация коленвала ЯМЗ-236 осуществляется четырьмя бронзовыми полукольцами, установленными в выточках задней коренной опоры. Для предохранения от проворачивания нижние полукольца своими пазами входят в штифты, запрессованные в крышку заднего коренного подшипника. Носок и хвостовик коленчатого вала уплотняются резиновыми самоподжимными манжетами. На двигатели устанавливается коленчатый вал 236НЕ-1005009 (маркировка 236Н-1005015-У). Маркируется коленчатый вал на 5-й щеке. Шейки коленчатого вала могут быть двух номинальных размеров и поэтому возможны следующие варианты маркировки и применение соответствующих им вкладышей.

Размеры коленвалов и вкладышей двигателей ЯМЗ-236 НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ

Коленвал 236Н –1005015-У

Диаметр коренных шеек, мм - 110-0,022 Маркировка коренных вкладышей 236-1005170-В и 236-1005171-В Толщина коренного вкладыша, мм 2,965-0,012 Диаметр шатунных шеек, мм 88,00-0,022 Маркировка шатунного вкладыша 236-1004058-В Толщина шатунного вкладыша, мм 2,490-0,012

Коленвал 236Н –1005015-У Ш1

Диаметр коренных шеек, мм 110-0,022 Маркировка коренных вкладышей 236-1005170-В и 236-1005171-В Толщина коренного вкладыша, мм 2,965-0,012 Диаметр шатунных шеек, мм 87,75-0,022 Маркировка шатунного вкладыша 236-1004058-В Р1 Толщина шатунного вкладыша, мм 2,615-0,012

Коленчатый вал 236Н –1005015-У К1

Диаметр коренных шеек, мм 109,75-0,022 Маркировка коренных вкладышей 236-1005170-В Р1 и 236-1005171-В Р1 Толщина коренного вкладыша, мм 3,090-0,012 Диаметр шатунных шеек, мм 88,00-0,022 Маркировка шатунного вкладыша 236-1004058-В Толщина шатунного вкладыша, мм 2,490-0,012

Коленчатый вал 236Н 1005015-У Ш1К1

Диаметр коренных шеек, мм 109,75-0,022 Маркировка коренных вкладышей 236-1005170-В Р1 и 236-1005171-В Р1 Толщина коренного вкладыша, мм 3,090-0,012 Диаметр шатунных шеек, мм 87,75-0,022 Маркировка шатунного вкладыша 236-1004058-В Р1 Толщина шатунного вкладыша, мм 2,615-0,012

Вкладыши коленвала ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236БЕ

Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна (рис. 5) сменные, тонкостенные, имеют стальное основание и рабочий слой из свинцовистой бронзы.

Рис.5. Вкладыши подшипников коленвала ЯМЗ-236

1–верхний вкладыш коренного подшипника; 2–нижний вкладыш коренного подшипника; 3–вкладыши нижней головки шатуна Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника коленвала не взаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеются отверстие для подвода масла и канавка для его распределения. Вкладыши нижней головки шатуна взаимозаменяемы. На двигателях ЯМЗ-236 БЕ, ЯМЗ-236Б, ЯМЗ-236 НЕ2 и ЯМЗ-236Н через отверстие во вкладыше масло подводится к втулке верхней головки шатуна и поршневому пальцу.

Маховик двигателя ЯМЗ-236

Маховик ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236БЕ отлит из серого чугуна. Маркирован маховик в выемке на нерабочей поверхности в отливке.

На двигатели могут быть установлены маховики следующих видов

Маховик под установку на двигатель диафрагменного однодискового сцепления:

- 236-1005115-К (под зубчатый венец с модулем 4,25); - 236-1005115-Н (под зубчатый венец с модулем 3,75).

Маховик под установку на двигатель двухдискового сцепления:

- 236-1005115-Ж (под зубчатый венец с модулем 4,25); - 236-1005115-Л (под зубчатый венец с модулем 3,75). Все перечисленные выше маховики в сборе с зубчатыми венцами между собой невзаимозаменяемые, причем маховики 236-1005115-К и 236-1005115-Ж (под зубчатый венец с модулем 4,25) стыкуются со стартером модели 2501.3708-01, а маховики 236-1005115-Н и 236-1005115-Л (под зубчатый венец с модулем 3,75) стыкуются со стартером модели 2501.3708-21. Маховик крепится к коленвалу ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236БЕ болтами. Под болты устанавливается стальная пластина высокой твердости (одна под все болты). Отсутствие самоотворачивания болтов обеспечивается моментом затяжки 235-255 Нм (24-26 кг/м). Для точной фиксации маховика относительно шеек коленчатого вала служат два штифта, при этом, отверстия с маркировкой на маховике и на пластине должны совпадать со смещенным штифтом на коленчатом вале. Смещенный штифт расположен в плоскости первого кривошипа. Маркировка на пластине в виде точки должна быть снаружи. Двенадцать радиальных отверстий предназначены для провертывания коленчатого вала при регулировках двигателя. Доступ к отверстиям возможен при снятой крышке нижнего люка картера маховика.

Шатунные шейки коленвала ЯМЗ-236

При каждом снятии коленвала с двигателя для замены вкладышей очистить полости шатунных шеек, предварительно удалив заглушки 2 (рис. 6), которыми закрыты полости. Заглушки заменить новыми, их повторное использование не допускается.

Рис.6

Перед установкой заглушек запилить вспучивание металла у кромок отверстий от предыдущей раскерновки, промыть вал и продуть масляные каналы.

Заглушки запрессовать на глубину 5–6 мм от кромки отверстия, после чего раскернить внутри отверстия в трех точках, равнорасположенных по окружности, для предотвращения самопроизвольного выпрессовывания заглушек.

Шлифовку шеек коленчатого вала на ремонтные размеры производить в пределах предусмотренных размеров, при этом обеспечить выполнение следующих требований:

При перешлифовании шеек вала на ремонтные размеры обеспечить плавный радиус 6-0,5 мм перехода от шеек к щекам без подрезов, прижогов, грубых рисок; шероховатость поверхностей шеек не должна превышать 0,20 мкм, радиусов галтелей – 0,32 мкм. Величина радиусов осей всех кривошипов коленвала должна быть 70±0,12 мм. Допуск параллельности осей средних коренных шеек относительно общей оси крайних коренных шеек не должен превышать 0,010 мм, допуск параллельности осей шатунных шеек относительно общей оси крайних коренных шеек должен быть не более 0,03 мм на длине 100 мм или 0,022 мм на длине шейки. Овальность, конусность, вогнутость и бочкообразность коренных и шатунных шеек не допускаются более 0,005 мм. Трещины на поверхности коленвала не допускаются. Отсутствие поверхностных дефектов проверить магнитным дефектоскопом с обязательным последующим размагничиванием.

Установка коленвала ЯМЗ-236 на двигатель

При установке коленчатого вала на двигатель обеспечить соответствие размеров вкладышей подшипников размерам шеек вала. Перед установкой обеспечить чистоту наружных поверхностей и внутренних полостей коленчатого вала и других сопряженных поверхностей. Смазать шейки и рабочие поверхности чистым моторным маслом. Для облегчения установки маховика в правильное положение относительно коленчатого вала на ступице маховика нанесена цифра «6», которую при сборке совместить с цифрой «2» на торце. Крышки коренных пошипников не взаимозаменяемы; при их установке следить, чтобы клеймо на крышке соответствовало клейму на блоке. Затяжку крышек коренных подшипников начинать с вертикальных болтов и затягивать в два приема с крутящим моментом после повторной затяжки 430 – 470 Нм (43 – 47 кг/см), затем затянуть в два приема горизонтальные болты с окончательным моментом затяжки 90 – 120 Нм (9 – 12 кг/см). Перед затяжкой заднего упорного коренного подшипника выровнять осевой зазор, для чего, слегка притянув болтами крышку подшипника, перемещать коленчатый вал ЯМЗ-236 НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ назад вперед в осевом направлении до упора при помощи ломика сначала назад, затем вперед, выравнивая положение крышки. Затянув болты, проверить щупом осевой зазор. Он должен быть одинаковым с обеих сторон крышки. Шестерню коленвала можно заменить без снятия коленчатого вала с двигателя. При снятых шкиве и передней крышке блока передний противовес и шестерню спрессовать с помощью съемника. Перед установкой шестерню и передний противовес нагреть до температуры 105–155ºС и последовательно подпрессовывать их до упора с помощью специального приспособления.

Поршневая группа двигателя ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ

Шатун (рис. 7) – стальной, двутаврового сечения, с косым разъемом нижней головки. Шатун окончательно обрабатывается в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов не взаимозаменяемы. На крышке и шатуне со стороны короткого болта выбит порядковый номер цилиндра, а со стороны длинного болта выбиты метки спаренности в виде числа, одинакового для шатуна и крышки. В нижнюю головку шатуна устанавливаются сменные вкладыши, а в верхнюю — запрессована сталебронзовая втулка. Втулка обрабатывается после запрессовки в шатун. На двигатели ЯМЗ-236 БЕ2, ЯМЗ-236 НЕ2 устанавливаются шатуны 7511.1004045-02 (маркировка на стержне 7511.1004045), у которых увеличено на 15 мм расстояние между осями отверстий в верхней и нижней головках, скосы на верхней головке, увеличен до 52 мм диаметр отверстия под поршневой палец и отсутствует масляный канал в стержне. В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка 7511.1004052-21 с наружным диаметром 56 мм. На двигатели ЯМЗ-236 БЕ, ЯМЗ-236Б, ЯМЗ-236 НЕ и ЯМЗ-236Н устанавливаются шатуны 236 1004045-Б3 (маркировка 236-1004045-Б2) с масляным каналом в стержне. В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка 840.1006026-10 с наружным диаметром 54 мм.

Рис.7. Шатун двигателей ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236Б, ЯМЗ-236НЕ и ЯМЗ-236Н

1–шатун; 2–втулка верхней головки; 3–крышка; 4–короткий болт крышки; 5–длинный болт крышки

Поршень и поршневые пальцы

Рис.8. Поршень двигателя ЯМЗ-236НЕ2

1–поршень; 2–верхнее компрессионное кольцо; 3–второе компрессионное кольцо; 4–маслосъемное кольцо; 5–поршневой палец; 6–стопорные кольца Поршни (рис. 8) отлиты из эвтектического алюминиево-кремнистого сплава. Охлаждение поршня маслом производится из неподвижной форсунки. На юбке поршня имеется выемка для форсунки охлаждения. В днище поршня выполнена камера сгорания. Поршни маркируются в литье изнутри, на днище. На двигатели могут устанавливаться поршни со следующими конструктивными особенностями: Поршень 7511.1004015-10 с тремя канавками под поршневые кольца (два под компрессионные и одна под маслосъемное). Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна (типа "нирезист"). Камера сгорания смещена на 5 мм, боковая поверхность с поднутрением, имеет вытеснитель. На днище имеются выточки под клапаны газораспределения. Поршень 238НБ-1004015-Б4 с четырьмя канавками под поршневые кольца (три под компрессионные и одна под маслосъемное). Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна (типа "нирезист") с целью повышения износостойкости. Камера сгорания смещена на 5 мм, боковая поверхность с поднутрением, имеет вытеснитель. Высота от днища до оси пальца увеличена до 100 мм. Уменьшен диаметр под поршневой палец до 50 мм. Поршень 238НБ-1004015 аналогичен предыдущему, только на нем отсутствует "нирезистовая" вставка под верхнее компрессионное кольцо. Камера сгорания смещена на 5 мм, без вытеснителя.

По величине диаметра юбки поршни ЯМЗ-236 разделены на размерные группы:

Маркировка / Диаметр юбки поршня, мм

238НБ-1004015 / 7511.1004015-10

АНБ - 129,80-129,82 / 129,85-129,87 БНБ - 129,82-129,84 / 129,87-129,89 ЖНБ - 129,84-129,86 / 129,89-129,91 Размерная группа маркируется на днище поршня.

Поршневой палец ЯМЗ-236

Поршневой палец – пустотелый, плавающего типа с цементированной наружной поверхностью. Палец устанавливается в отверстие в поршне. Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами, устанавливаемыми в специальные канавки в бобышках поршня. Поршневой палец двигателей ЯМЗ-236НЕ2,БЕ2 азотированный и имеет увеличенный наружный диаметр.

Варианты комплектования Гильза – Кольца - Поршень

Основной вариант

Гильза - Фосфатированная 236-1002021-А5 Комплект колец - Четырёхколечный комплект с плотным хромом (заводская комплектация) Поршень - С четырьмя канавками и с нирезистовой вставкой 238НБ-1004015-Б4

Допустимые варианты (при ремонте двигателя)

Гильза - Не фосфатированная 236-1002021-А Комплект колец - Четырёхколечный комплект с пористым хромом 236-1004002-А4 Поршень - С четырьмя канавками и с нирезистовой вставкой 238НБ-1004015-Б4 или без вставки 238НБ-1004015 В эксплуатации при ремонте работавших двигателей допустима установка новых поршневых колец в старую гильзу цилиндра, находящуюся в исправном состоянии, при этом использовать только комплект поршневых колец с пористым хромом 236-1004002-А4

Поршневые кольца ЯМЗ-236

Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна, разрезные, хромированные, устанавливаются в канавки поршня. В зависимости от выполняемой задачи в рабочем процессе кольца имеют различную конструкцию и устанавливаются на поршень комплектно в определенном порядке.

На поршни могут быть установлены следующие комплекты колец:

Трехколечный комплект 7511.1004002

− первое компрессионное имеет в сечении двухсторонней трапеции со смещенной вниз бочкообразной рабочей поверхностью хромированной плотным хромом. Номер кольца 7511.1004030. − второе компрессионное кольцо прямоугольного сечения, минутное с покрытием плотным хромом. Номер кольца 7511.1004032. − маслосъемное кольцо коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 7511.1004034.

Четырехколечный комплект

− первое компрессионное имеет в сечении одностороннюю трапецию. Рабочая поверхность хромирована плотным хромом. Номер кольца 236-1004030-Б. − второе и третье компрессионные кольца имеют в сечении одностороннюю трапецию, минутные. Номер кольца 236-1004032-А3. − маслосъемные кольца коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 236-1004034.

Четырехколечный комплект 236-1004002-А4

− первое компрессионное имеет в сечении одностороннюю трапецию. Рабочая поверхность хромирована пористым хромом. Номер кольца 236-1004030-А2. − второе и третье компрессионные кольца имеют в сечении одностороннюю трапецию, минутные. Номер кольца 236-1004032-А3. − маслосъемные кольца коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 236-1004034. При установке поршневых колец обращать особое внимание на правильность их расположения. Слово "Верх " должно быть обращено к днищу поршня. Для обеспечения точной посадки при сборке поршень и гильза должны подбираться из одних размерных групп. В разные цилиндры двигателя допускается установка комплектов гильза-поршень разных размерных групп. Маркировка гильзы - А, АНБ, Б Маркировка поршня - БНБ, Ж, ЖНБ

Рис.9. Поршень, поршневые кольца, палец ЯМЗ-236

слева–поршень 238НБ-1004015-Б4 кольца и палец к нему; справа–поршень 7511.1004015-10 кольца и палец к нему

Замена поршневых колец

Для замены поршневых колец предварительно демонтировать поршень с шатуном при снятых головке цилиндров и поддоне. Двигатели оборудованы масляным охлаждением поршней. При демонтаже поршневой группы на указанных двигателях предварительно снять форсунки охлаждения поршней во избежание их поломок. Для более легкого извлечения поршня очистить нагар с верхнего пояса гильзы. Отвернуть болты крепления крышки шатуна, снять крышку и извлечь через цилиндр поршень в сборе с шатуном. Для отсоединения шатуна от поршня вынуть стопорные кольца поршневого пальца, нагреть поршень в масляной ванне до 80ºС и извлечь поршневой палец. Для снятия поршневых колец надеть щипцы на кольцо, ввести губки щипцов в замок кольца и, сжав до упора рукоятки щипцов, осторожно вывести кольцо из канавки и снять его с поршня. Установку поршневых колец производить в обратном порядке. Осторожно очистить поршень от нагара, предохраняя его от повреждений (особенно торцовые поверхности канавок под поршневые кольца). Перед сборкой поршневой ЯМЗ-236 все детали тщательно промыть, а масляные каналы продуть сжатым воздухом. Сборку поршня с пальцем производить легким нажатием руки, при этом необходимо обильно смазать моторным маслом отверстие в поршне и палец. Не допускается запрессовка пальца в поршень. Для того, чтобы установить в гильзу цилиндра поршень в сборе с поршневыми кольцами и шатуном, предварительно сжать кольца, утопив их в канавки поршня. Для сжатия колец применять оправку (рис. 10) с конической внутренней поверхностью и буртиком, позволяющим правильно сцентрировать оправку на гильзе цилиндра. Установив поршень в оправку, осадить его в гильзу цилиндра.

Рис.10. Оправка для установки поршня ЯМЗ-236 в гильзу цилиндра

1 – гильза цилиндра; 2 – блок цилиндров; 3 – обжимное приспособление; 4 – поршневые кольца; 5 – поршень

При сборке поршневой группы и установке их на двигатель выполнять следующие требования:

Поршень и гильза должны быть одинаковых размерных групп. Компрессионные кольца устанавливать клеймом «верх» к днищу поршня. Замки соседних поршневых колец развести в противоположные стороны в плоскость поршневого пальца. Установить поршень так, чтобы смещенная камера сгорания в поршне была направлена внутрь двигателя, в сторону топливного насоса. Клейма спаренности на шатуне и крышке должны быть одинаковыми. Грязь, заусеницы и забоины на шлицах шатуна и крышки не допускаются.

Резьбу и опорные торцы головок. болтов крепления крышек шатунов смазать моторным маслом и затянуть в два приема, начиная с длинного болта, сначала моментом 100 Нм (10 кг/см), окончательно моментом 200 – 220 Нм (20 – 22 кг/см).

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

___________________________________________________________

___________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ

texav.ru


Смотрите также