Как свеча зажигания работает


Свечи зажигания: понятие и принцип работы

20:00, 25 августа 2016 4   0   1317

Свеча зажигания — это, по сути, электрод, который подает электроэнергию из системы зажигания в камеру сгорания. Система зажигания должна сгенерировать величину напряжения, которой будет достаточно для формирования искры.

Что такое свеча зажигания?

Свеча зажигания — специальное устройство для воспламенения горючей смеси в цилиндре двигателя. Процесс работы одного цилиндра можно разделить на 4 пункта:

  • Заполнение цилиндра горючим веществом.
  • Сжатие горючего вещества поршнем и воспламенение вещества свечой.
  • Процесс расширения объема цилиндра за счет движения поршня в обратном направлении (При воспламенении давление существенно увеличивается, из-за чего происходит обратное движение поршня и за счет этой силы автомобиль может ездить).
  • Выталкивание продуктов сгорания через выхлопную трубу машины.

Процесс работы двигателя — круговой, в двигателе любой машины далеко не один цилиндр, количество свечей всегда равняется количеству цилиндров. Из-за этого могут возникать огромные проблемы с двигателем. Ведь если у вас сломается свеча в одном цилиндре, или же случится поломка в самом цилиндре, вы не сможете отличить эти нюансы. При каких-либо проблемах с двигателем большинство первым делом меняет свечи, отчасти это правильный ход. Ведь починка двигателя и даже его разбор стоит дороже чем новые свечи.

Отклонения от нормального процесса сгорания

Отклонения в работе свечи от нормального процесса сгорания бывают разными, при неисправной свечи могут пропускаться воспламенения, что чревато отказа в работе одной камеры цилиндра. Одним из частых отклонений является калильное зажигание, оно сопровождается ранним выходом искры или же запозданием, вследствие чего двигатель не будет работать на полную мощность. Очень распространенной проблемой является также детонация. Она возникает в наиболее удаленном от свечи месте в цилиндре и происходит из-за сильного сжатия топлива.

Признаки и причины неисправности

Теперь поговорим о неисправности свечей, если же вы не хотите покупать новые свечи или же просто хотите разобраться в проблеме, то первым делом нужно вынуть каждую из свечей и осмотреть её на наличие какого-либо налёта или влажных отложений. Если сопротивление между земельным и заземляющим электродом падает до нуля, то конец свечи может быть загрязнен сажей. Из-за чего это происходит? Чаще всего это загрязнение воздушного типа фильтра и слабая искра. Сажистые отложения приводят к тому, что свеча иногда будет пропускать воспламенение.

Из-за резкого роста температур в камере цилиндра при усиленной работе цилиндра свеча может частично плавиться, на свече появляется свинцовый налет. На повышение температур очень сильно влияет само топливо, которое использует машина. Это возникает из-за калильного зажигания свечи. Тут проблема может быть в выпускном клапане, поршне, поршневых кольцах, в результате чего может оплавиться изолятор свечи.

При наличии металлических стуков во время езды, вибрациях, увеличении расхода топлива, возможна детонация топлива в поршне. Чаще детонация происходит на относительно небольших скоростях при подъеме. Причин возникновения детонаций много:

  1. это слишком быстрая работа поршня (поршень сжимает смесь очень быстро и давление увеличивается до максимально допустимого);
  2. очень большая задержка в работе свечи (свеча срабатывает с огромным опозданием, за это время поршень увеличивает давление до максимально допустимого);
  3. неисправность всего цилиндра или двигателя.

При выборе свечей на свой автомобиль нужно учитывать два основных параметра:

  • габариты свечи;
  • калильное число.

Габариты свечи очень важны, ведь свеча с другими габаритами может просто не подойти к вашему автомобилю и в магазине вам могут отказать в возврате товара. Калильное число тоже играет огромную роль:

  1. Свечи с низким калильным числом чаще всего используются на легковых автомобилях, которые не предназначены для скоростной езды.
  2. Свечи со средним калильным числом рассчитаны на медленную и спокойную езду, а также невысокую нагрузку.
  3. Свечи с высоким калильным числом используют для спортивных автомобилей, такие свечи имеют большой запас прочности и более стойки к работе в условиях повышенной температуры.

При покупке свечей нужно знать рекомендации, которые указаны производителем в ТУ на вашу машину. Обычно там указаны варианты замены свечей, на машину можно ставить свечи с разным калильным числом.

Также нужно учитывать ваше местоположение, ближе к югу, где температура значительно превышает другие области, нагрузка на свечи существенно увеличивается.

Перед покупкой нужно обязательно учитывать все нюансы, съездить в несколько магазинов и спросить у продавцов, но главное, конечный выбор должны сделать вы, от этого зависит производительность вашего двигателя и его долговечность.

advicelawyer.ru

Зажигаем правильно.

Как работают свечи зажигания.

Свечи зажигания работают на заключительном этапе системы зажигания. Свечи зажигания производят искру, чтобы зажечь топливную смесь. При плохой или слабой искре двигатель работает с перебоями, увеличивается расход, потеря тяги и даже может не завестись мотор.

Искра создается, когда высокое напряжение, подаваемое с катушки зажигания, проскакивает между электродами свечи. Высокое импульсное напряжение от катушки подается на электрод в центре, ионизирует воздух между электродами (воздушный зазор) и образует искру (дугу). Начальное напряжение, требуемое для образования искры может варьироваться от 4000 до 28 000 вольт в зависимости от зазора между электродами, нагрузки на двигатель и степень сжатия увеличивает требуемое напряжение. Время жизни искры, около миллисекунды, но этого достаточно, чтобы воспламенить смесь.

Возникновение искры происходит точно совпадает с положением поршня, по мере приближения, в верхней мертвой точке на такте сжатия. На большинстве двигателей, искра происходит раньше на несколько градусов, прежде чем поршень достигает верхней мертвой точки. Если искра возникает слишком рано, то произойдет взрыв смеси, когда поршень еще не поднялся до верхней мертвой точке и это приведет к потере мощности. Это также может вызвать повреждение двигателя от «детонации». Если искра возникает слишком поздно, это также приводит к потере мощности. Время возникновения искры контролируется компьютером и модулем зажигания, а не свечами зажигания, поэтому раннее или позднее зажигание будет указывать на проблемы датчика или модуля.

Диагностика по свечам зажигания.

Если двигатель раскручивается, но не запускается, одна из первых вещей, которые вы должны проверить, искра. Если нет искры в любом цилиндре, то это обычно указывает на проблемы с зажиганием (катушка, модуль зажигания, датчик коленвала и т.д.).

Если двигатель работает, но с перебоями, одна или несколько свечей зажигания могут быть изношены или загрязнены, или пробивают один или несколько проводов свечей зажигания. Для диагностики такого рода проблем, требуется осциллограф. При повышенном потреблении напряжения в одном цилиндре может указывать на чрезмерное сопротивление в разъемах провода, сильно изношенных или неправильном зазоре свечи зажигания (слишком большой). При пониженном потреблении напряжения в одном цилиндре может указывать на короткое замыкание провода зажигания, или загрязненные или поврежденные свечи зажигания.

Загрязнение (нагар) является причиной номер один, чтобы заменить свечи зажигания. Свечи с большим зазором также должны быть заменены, для профилактики, так как это приводит к постепенному увеличению напряжения зажигания. Зазор стандартной свечи зажигания увеличивается от 0.016 мм до 0,032 мм на каждые 1500 километров обычной езды, а это потребление напряжения растет около 500 вольт на каждые 15000 до 20000 километров пробега. Поэтому, если долго не менять свечи, то это может привести к проблемам с системой зажигания.

С одной загрязненной свечей зажигания вы теряете до 25% мощности двигателя, в четырехцилиндровом двигателе. Загрязненная свеча также вызывает значительное увеличение расхода топлива и выбросов (более чем достаточно, чтобы загорелась лампочка индикации OBD 2).

Нагар образуется, если в цилиндры просачивается масло. При износе сальников клапанов и направляющих, масло засасывается в камеру сгорания. Густые черные отложения на свече и впускном клапане указывает на такие проблемы. Изношенные или сломанные кольца или повреждение стенки цилиндра может также позволить маслу проникнуть в камеру сгорания.

Долгая работа автомобиля на холостом ходу и / или короткие поездки, может также привести к нагару. Это происходит потому, что мотор не достаточно нагревается, чтобы сжечь отложения.

Черные отложения может произойти от «углеродного загрязнения». Основной причиной является богатая смесь топлива. На старых карбюраторных двигателях, проблема в карбюраторе. На двигателях с впрыском топлива, проблема может быть в форсунках, неисправный датчик кислорода или датчик охлаждающей жидкости, который дает команду системе управления двигателем работать в замкнутом цикле.

Белый нагар означает, что в цилиндры попадает охлаждающая жидкость. В большинстве случаев, пробита прокладка головки блока.

Замена свечей зажигания не решит ни одну из этих проблем, и новые свечи, скорее всего, постигнет та же участь, если основная проблема не выявлена и не устранена.

«Тепловой диапазон» свечи зажигания.

«Тепловой диапазон» свечи зажигания определяет, как свеча работает при рабочей температуре. Если тепловой диапазон подобран правильно ,для данного типа двигателя, свеча будет работать достаточно горячей, при нормальных условиях движения, чтобы сжечь загрязнения, прежде чем они смогут вызвать проблемы. Кроме того, свеча не будет перегреваться и стать источником преждевременного возгорания топлива, вызывая повреждение зажигания и детонации. Если тепловой диапазон слишком холодный, нагар может образоваться быстрее, чем он сжигается.

По этой причине, всегда следуйте инструкциям изготовителя автомобиля при выборе свечей зажигания. В двигателе с двумя свечами на цилиндр, может оказаться, что свечи идентичны снаружи, но имеют совершенно разные диапазоны тепла.

Следует заметить, что есть ситуации когда имеет смысл перейти на свечи горячее или холоднее, чем рекомендуется. Переход на слегка горячие свечи зажигания, может помочь уменьшить загрязнение в старом двигателе, который расходует масло, для двигателя, который работает много времени на холостом ходу или используется для коротких поездок. Но горячие свечи не должны использоваться, если двигатель имеет проблемы с загрязнением. Для повышения производительности моторов (двигателя, которые работают под нагрузкой или на высоких оборотах в течение длительных периодов времени), переход на свечи чуть холоднее, может минимизировать риск раннего зажигания и детонации. Несмотря на это, холодная свеча может увеличить риск загрязнения при длительной работе на холостом ходу и управление на низкой скорости.

Многие свечи имеют очень широкий тепловой диапазон, поскольку производители используют медный сердечник или платиновый центральный электрод.

Замена свечей зажигания.

Рекомендуется интервал замены стандартных свечей зажигания каждые 30000 45000 километров. Но большинство усиленных свечей имеют специальные износостойкие электроды из платины, иридия, никеля иттрия или других сплавов, которые минимизируют эрозию электродов. Такие свечи служат 100000 километров, практически без износа электродов. Несмотря на это, они все же накапливают нагар, если двигатель имеет проблемы с расходом масла или работает чрезмерное количество времени на холостом ходу.

Усиленные свечи являются хорошим решением для многих двигателей, но не лучшим выбором для старых двигателей, которые «кушают» масло.

Один из производителей свечей заявил, что свечи с платиновыми электродами нагреваются сильнее, чем стандартные электроды. Это может увеличить риск раннего зажигания и детонации в некоторых двигателях с турбонаддувом. Для таких моторов, стандартная свеча с холодным тепловым диапазоном может быть безопасным выбором.

Есть также широкий спектр конфигураций электродов, представленных на рынке. Каждый производитель утверждает, определенные преимущества в производительности для их определенного дизайна. Это уменьшение износа электродов, либо повышения надежности зажигания.

Некоторые из этих свечей зажигания (а также стандартные) имеют несколько электродов (два, три или четыре электрода заземления). Свечи зажигания с более чем одним боковым электродом-по прежнему будут производить только одну искру на цикл. Но в одном из четырех путей, что повышает вероятность получения хорошей искры. Наличие более чем одного бокового электрода также распределяет износ, чтобы минимизировать эрозию электродов. Некоторые такие свечи имеют эффект самоочищения.

Есть премия зажигания стоит дополнительных денег? Они, если они могут обеспечить длительный срок службы плагин, снизить потребность в техническом обслуживании или повысить общую производительность зажигания. Свечи, во многих переднеприводных легковых автомобилях и микроавтобусах с двигателями V6, очень трудно заменить. Установка усиленных свечей может избавить от хлопот, связанные с последующей заменой, т.к. периодичность замены увеличивается.

При замене свечей зажигания, подождите, пока двигатель остынет. Двигатель должен быть, приблизительно, комнатной температуры, а не горячим. Это очень важно с алюминиевыми головками цилиндров, так как уменьшает риск повреждения нитей в головках цилиндров, когда свечи выкручиваются (алюминий гораздо мягче металла, чем чугун).

При установке новых свечей, всегда следуйте рекомендациям производителя автомобиля, по моменту затяжки.

Уделяйте внимание на состояние проводов и наконечников свечей зажигания. Убедитесь, что провода правильно соеденены со свечами (порядок работы цилиндров). Также посмотрите, чтобы провода не контактировали с горячим выпускным коллектором.

blogautolive.ru

Свечи зажигания - основные понятия, типы свечей, и принцип действия.


Скидки - Программа скидок до 50%

Свеча зажигания является главной деталью двигателя втнутреннего сгорания и выполняет две основные функции:

  • Воспламенение топливовоздушной смеси
  • Отвод тепла из камеры сгорания

Главной задачей для свечей зажигания, является воспламенение топлово-воздушной смеси. Свеча зажигания представляет собой - электрод, который передает электрическую энергию из системы зажигания в камеру згорания в виде искры. Система зажигания должна генерировать величину напряжения достаточную для формирования искры в зазоре свечи.

Температура рабочего конца свечи должна поддерживаться достаточно низкой для предотвращения раннего зажигания и, одновременно, достаточно высокой для предотвращения образования нагара. Это свойство свечи называется тепловой характеристикой, и определяется выбором теплового диапазона свечи.

Важно помнить, что свечи зажигания не генерируют, а только отводят тепло. Свеча зажигания функционирует как теплообменник, отводя излишнюю тепловую энергию от камеры сгорания и передавая ее системе охлаждения двигателя. Тепловой диапазон характеризуется как способность свечи к рассеиванию (передаче) тепла.

Величина теплопередачи определяется следующими факторами:

  • Длинной изолятора рабочего кончика свечи
  • Объемом газовой полости вокруг изолятора рабочего кончика свечи
  • Материалом и конструкцией центрального электрода и керамического изолятора

Тепловой диапазон свечей зажигания не зависит от фактического напряжения передаваемого через свечу зажигания. Вернее, тепловой диапазон есть величина способности свечи к отводу тепла от камеры сгорания. Величина теплового диапазона определяется несколькими факторами: длинной керамического центрального изолятора рабочего кончика свечи и его способности к поглощению и передаче тепла процесса сгорания, материалом изолятора и центрального электрода.

Тепловая мощность и тепловой поток через свечи зажигания NGK

Горячий тип

  • Развитая поверхность контакта с газами камеры сгорания.
  • Медленный отвод тепла.
  • Быстрый нагрев рабочего кончика свечи.

Холодный тип

  • Небольшая поверхность контакта с газами камеры сгорания.
  • Быстрый отвод тепла.
  • Медленный нагрев рабочего кончика свечи.

Длина изолятора рабочего кончика свечи есть расстояние между кончиком изолятора со стороны искрового зазора и точкой контакта изолятора с металлическим корпусом свечи. Так как кончик изолятора является самой нагретой частью свечи, его температура является первичной причиной раннего зажигания и образования нагара. Температура кончика свечи должна находиться в диапазоне от 500°C до 850°C, вне зависимости от того, используется ли она в двигателе газонокосилки, лодки или гоночной машины.

Если температура кончика ниже 500°C, поверхность изолятора, окружающего центральный электрод, будет недостаточной для сгорания углеродных и прочих отложений. Накопление отложений может вызвать загрязнение свечи, что ведет к пропускам зажигания. Если температура кончика выше 850°C, свеча будет перегреваться, что может вызвать повреждение керамической оболочки центрального электрода и плавление электродов. Это может привести к раннему зажиганию/детонации и серьезному повреждению двигателя. Для одинаковых типов свечей зажигания изменение теплового диапазона на 1 единицу приводит к изменению температуры в камере сгорания на величину от 70°C до 100°C, а температура кончика свечи зажигания с заземляющим электродом выступающей формы при этом изменяется на 10°C-20°C.

Температура кончика изолятора и внешний вид свечи зажигания

Внешний вид свечи зажигания также зависит от температуры кончика свечи зажигания. Существует три основных критерия для диагностики свечей зажигания: нормальные, загрязненные и перегретые. Граница раздела между областями загрязнения и оптимального функционирования лежит около 500°C и называется температурой самоочистки свечи. При этой температуре скопившиеся углеродные и прочие отложения сгорают.

Необходимо иметь в виду, что длина изолятора рабочего кончика свечи является определяющим фактором теплового диапазона свечи. Чем он длиннее, тем меньше поглощается тепла и, в дальнейшем, тепло должно передаваться охлаждающей воде в каналах головки блока цилиндров. Это означает, что свеча имеет большую внутреннюю температуру и является свечой горячего типа. Свеча горячего типа поддерживает высокую внутреннюю рабочую температуру, обеспечивая сгорание масла и углеродных отложений, и не зависит от интенсивности или качества искры.

И наоборот, свеча зажигания холодного типа имеет меньшую длину изолятора и поглощает больше тепла камеры сгорания. Тепло проходит меньшую дистанцию, позволяя свече работать при более низкой внутренней температуре. Холодный диапазон необходим для тяжелонагруженного функционирования или работы на высоких оборотах в течении продолжительного периода времени. Свечи холодного типа более быстро отводят тепло и, таким образом, снижают вероятность раннего зажигания/детонации и плавления или повреждения рабочего кончика свечи. (Температура двигателя может влиять на рабочую температуру свечи, но не на тепловой диапазон свечи).

Ниже приведен перечень некоторых возможных внешних факторов, влияющих на рабочую температуру свечи. Следующие симптомы или условия могут иметь воздействие на фактическую температуру свечи. Свеча не может создавать эти условия, но должна быть способна выдерживать тепловые нагрузки, иначе пострадают эксплуатационные возможности и двигатель может выйти из строя.

Соотношение/качество топливовоздушной смеси имеет значительное влияние на эксплуатационные возможности двигателя и рабочую температуру свечи зажигания.

  • Богатая топливовоздушная смесь вызывает падение температуры кончика свечи, провоцируя возникновение нагара и низкие эксплуатационные возможности.
  • Бедная топливовоздушная смесь вызывает возростание температуры в камере сгорания и кончика свечи, в результате, приводя к возникновению раннего зажигания, детонации и возможности серьезных повреждений свечи зажигания и двигателя.
  • Важно многократно проверять состояние свечей зажигания в процессе работы, чтобы достигнуть оптимального соотношения топливовоздушной смеси.

Высокая компрессия / наддув поднимают температуру в камере сгорания и температуру кончика свечи зажигания.

  • Компрессия может возрастать при следующих модификациях:
    • снижение объема камеры сгорания, то есть применение куполообразных поршней, головок блока цилиндров измененной конструкции и т.д.
    • дополнительный наддув (Nitrous, Turbocharging или Supercharging)
    • модификация распредвала
  • При возрастании компрессии следует: использовать свечи более низкого температурного диапазона; применять высокооктановое топливо; необходимо осторожно и внимательно подбирать момент зажигания и соотношение топливовоздушной смеси. Ошибка в выборе свечи зажигания холодного типа может привести к повреждению свечи / двигателя.

Смещение момента зажигания в сторону опережения

  • Смещение момента зажигания в сторону опережения на 10° вызовет нагрев кончика свечи примерно на 70°-100°C Обороты двигателя и нагрузка.
  • Возрастание температуры кончика свечи пропорционально увеличению оборотов двигателя и его нагрузки. При работе на высоких оборотах или при большой нагрузке следует устанавливать свечи более холодного теплового диапазона.

Температура окружающего воздуха

  • При снижении температуры окружающего воздуха возростает плотность/объем воздуха, в результате, происходит обеднение топливовоздушной смеси.
  • Это способствует возростанию температуры/давления в цилиндре и вызывает повышение температуры кончика свечи. Таким образом, следует увеличить подачу топлива.
  • С возрастанием температуры плотность и объем всасываемого воздуха уменьшается, таким образом следует снизить подачу топлива.

Влажность

  • С возростанием влажности снижается объем всасываемого воздуха.
  • В результате, уменьшается компрессия и температура сгорания, вызывая снижение температуры свечи и доступной мощности.
  • Следует обеднять топливовоздушную смесь в зависимости от температуры окружающей среды.

Барометрическое давление/Высота над уровнем моря

  • Также влияет на температуру рабочего кончика свечи.
  • С повышением высоты над уровнем моря снижается компрессия. Вследствие падения температуры сгорания уменьшается температура рабочего кончика свечи.
  • Многие механики пытаются при этом изменять тепловой диапазон свечей.
  • Наиболее реальный вариант заключается в регулировке жиклеров или соотношения топливовоздушной смеси с целью увеличения подачи воздуха в двигатель.

ВАРИАНТЫ НЕНОРМАЛЬНОГО ПРОЦЕССА СГОРАНИЯ

Ранний момент зажигания

  • Определяется как: воспламенение топливовоздушной смеси раньше предварительно установленной отметки.
  • Вызвано горячими участками камеры сгорания, причиной может являться: ранний момент зажигания, перегрев свечи, низкооктановое топливо, обедненная топливовоздушная смесь, чрезмерно высокая компрессия, недостаточное охлаждение двигателя.
  • Может помочь повышение октанового числа топлива, применение свечи более холодного теплового диапазона, обогащение топливовоздушной смеси или снижение компрессии.
  • Также может понадобиться смещение момента зажигания в сторону запаздывания и проверка системы охлаждения.
  • Ранний момент зажигания обычно приводит к детонации. Ранний момент зажигания и детонация являются двумя отдельными случаями.

Детонация

  • Злейший враг свечей зажигания! (наравне с нагаром).
  • Может вызвать повреждение изоляторов или заземляющих электродов.
  • В большинстве случаев ранний момент зажигания приводит к детонации.
  • Темпрература рабочего кончика свечи в процессе сгорания может превышать 1650°С (гоночные двигатели).
  • Наиболее часто вызывается перегретыми участками камеры сгорания.
  • Перегретые участки приведут к раннему моменту зажигания топливовоздушной смеси. Когда поршень движется вверх под действием шатуна, преждевременное воспламенение смеси вызовет усилие в обратном направлении. Если поршень не может подняться вверх (вследствии преждевременного воспламенения) и не может двигаться вниз (вследствие воздействия шатуна в верхнем направлении), он будет колебаться из стороны в сторону. В результате, ударная волна воплотится в слышимый глухой звук. Такое явление называется детонацией.
  • Разрушающее воздействие для двигателя более критично от возникновения детонации, нежели чем от перегрева.
  • Свечи зажигания повреждаются как от повышенных температур, так и от сопутствующей ударной волны или сотрясения.

Перебои/пропуски зажигания

  • Считается, что свеча дает пропуск зажигания, когда в нужный момент хода поршня в камеру сгорания подается искровой разряд недостаточный для полного воспламенения топливовоздушной смеси (несколько градусов до верхней мертвой точки).
  • Свеча зажигания может генерировать слабую искру (или вообще не генерировать искру) по различным причинам: поврежденная катушка зажигания, слишком высокая компрессия вкупе с неправильным зазором свечи, сухой или влажный налет на свечах, сбитый момент зажигания и т.д.
  • Незначительные пропуски зажигания могут вызвать потерю мощности по очевидным причинам (не генерируется энергия, непостоянная подача топлива).
  • Частые пропуски зажигания вызовут повышенный расход топлива, низкие эксплуатационные возможности и могут привести к повреждению двигателя.

Нагар

  • Возникает, когда температура рабочего кончика свечи недостаточна для сжигания углеродных, топливных, масляных и других отложений.
  • Вызовет закорачивание электродов на землю, так, что искра не будет проскакивать через зазор свечи, соответственно, возникнут пропуски зажигания.
  • Влажные свечи должны заменяться, так как не происходит образования искры.
  • Иногда свечи с сухим налетом могут быть очищены увеличением рабочей температуры двигателя.
  • Перед заменой зашлакованных свечей убедитесь в устранении причины их загрязнения.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ

При компетентной диагностике свечи зажигания, она может являться помощником в различных настройках двигателя. Анализируя цвет изолятора рабочего кончика свечи, опытный механик может получить множество информации о рабочих условиях двигателя.

Вообще, светлый желтовато-коричневый/серый цвет свечи говорит о том, что двигатель функционирует в нормальном режиме при оптимальной температуре. Темный цвет, например, черные влажные или сухие отложения, может указывать на чрезмерно богатую смесь, слишком холодный тепловой диапазон свечи, возможное снижения вакуума, низкую компрессию, поздний момент зажигания или слишком большой искровой зазор свечи.

Присутствие влажного налета может быть вызвано повреждением прокладки головки блока цилиндров, износом маслосъемного колца, или возникновением проблем в механизме газораспределения, или работой двигателя на чрезмерно богатой смеси - в зависимости от состава влажных отложений на рабочем кончике свечи. Следы нагара или перегрева необходимо обнаруживать как можно быстрее с целью предотвращения ухудшения ходовых возможностей и повреждения двигателя.

Нормальное состояние

Состояние двигателя может быть оценено по внешнему облику рабочего кончика свечи зажигания. Если рабочий кончик свечи коричневый или светло-серый, состояние двигателя нормальное и свеча функционирует в оптимальном режиме.

СУХИЕ И ВЛАЖНЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ

Хотя существует множество различных вариантов, но если сопротивление между центральным и заземляющим электродом выше 10 Ом, двигатель можно нормально завести. Если сопротивление изолятора падает до значения 0 Ом, запальный конец свечи зажигания загрязнен либо сухими сажистыми, либо влажными масляными отложениями.

Причины образования сажистых отложений: неправильные регулировки карбюратора; слишком обогащенная топливно-воздушная смесь; сильное загрязнение воздушного фильтра; слабая искра; неправильное функционирование/заедание воздушной заслонки; проблема чаще всего возникает при использовании двигателя для перемещения на короткие расстояния; свечи зажигания имеют слишком низкую рабочую температуру; индекс теплового диапазона свечи зажигания слишком низкий.

Результат: пропуски в зажигании, трудности в запуске двигателя.

Исправления: отрегулировать настройки карбюратора и воздушной заслонки; проверить состояние воздушного фильтра. Если загрязнены только одна или две свечи комплекта, то проверьте на наличие заедания клапанов или неисправности выводов системы зажигания. После исправления причины неисправности необходимо провести обслуживание свеч зажигания и снова их установить.

Причины образования масляных отложений: высокое содержание масла в камере сгорания. Повышенный уровень масла в картере двигателя; износ поршневых колец, гильз блока цилиндров или направляющих втулок клапанов. Может возникать в период обкатки нового двигателя или двигателя после капремонта (такие загрязненные свечи могут пройти обслуживание и устанавливаться снова).

Результат: пропуски в зажигании, трудности в запуске двигателя.

Исправления: проведение капитального ремонта двигателя, отрегулировать соотношение топливно-масляной смеси (2-тактные двигатели), заменить свечи зажигания на новые.

СВИНЦОВЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ И ПЕРЕГРЕВ

При перегреве свечи зажигания отложения, которые скапливаются на рабочем кончике изолятора, расплавляются и придают ему глазурованный или глянцевый внешний вид коричнево-желтого цвета.

Причины: резкое повышение температуры в камере сгорания, вызванное резким ускорением при большой нагрузке приводит к образованию лаковых отложений. Также использование топлива со свинцово-содержащими присадками приводит к образованию лаковых отложений.

Результат: при большой нагрузке лаковые отложения становятся электропроводными и приводят к пропускам в зажигании. Они не могут быть обнаружены замером сопротивления между центральным и заземляющим электродами при комнатной температуре.

Исправления: заменить свечи зажигания на новые. При повторении таких явлений рекомендуется использовать свечи с более холодным диапазоном и обслуживать их чаще.

Изолятор имеет мутно-белый или серый цвет и выглядит вспученным. Электроды подверглись эррозии и отложений не наблюдается.

Причины: использование свеч зажигания со слишком высоким тепловым диапазоном; чрезмерное опережение зажигания; неисправность системы охлаждения двигателя; обеднение топливно-воздушной смеси; протечка впускного коллектора или заедание клапанов.

Исправления: проверить правильность: используемого теплового диапазона свечи зажигания, установки момента зажигания, регулировок карбюратора; проверить герметичность впускного коллектора и состояние клапанов. Заменить свечи зажигания.

ЗОЛЬНЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ

Обильные порошкообразные отложения белого или желтого цвета на изоляторе и заземляющем электроде. Рекомендуется проверить исправность двигателя, в некоторых случаях рекомендуется замена свечей зажигания на новые. Возможно,понадобится смена типа используемого машинного масла.

Причины: использование определенных марок топлива и масел, содержащих присадки различного типа; образование отложений зависит от наличия утечки масла, качества используемого топлива и продолжительности работы двигателя.

Результат: может возникать самовоспламенение топливно-воздушной смеси, приводящее к потере мощности и и возможному повреждению двигателя.

Исправления: накопление отложений в зоне заземляющего электрода и корпуса изолятора могут быть необычно большими, но они легко снимаются. Можно проводить обслуживание и повторную установку свеч.

СКОЛ, КРОШЕНИЕ, РАЗРУШЕНИЕ ИЗОЛЯТОРА

Причины: разрушение изолятора обычно вызвано тепловым расширением и тепловым ударом, вследствие внезапного нагрева или охлаждения; механическое повреждение, вызванное падением свечи зажигания, или прикладыванием чрезмерного усилия на центральный электрод при выставлении зазора; в исключительных случаях формирование отложений между центральным электродом и изолятором, а также коррозия центрального электрода могут привести к разрушению изолятора (это чаще происходит при слишком большом периоде эксплуатации двигателя).

Результат: пропуски в зажигании, искра проскакивает в промежутке, недоступном для воспламенения свежей порции топливно-воздушной смеси, подающейся в камеру сгорания.

Исправления: замена свечи зажигания на новую.

НОРМАЛЬНЫЙ ИЗНОС

Результат: изношенная свеча зажигания не только излишне расходует топливо, но также осложняет работу всей системы зажигания, потому что зазор увеличенный вследствие эррозии требует большего напряжения. Нормальный уровень увеличения зазора при эксплуатации: четырехтактные двигатели: 0.01~0.02 мм / 1000 км, двухтактные двигатели: 0.02~0.04 мм / 1,000 км.

Исправления: замена свечи зажигания на новую в случае чрезмерного износа ее электродов.

НЕНОРМАЛЬНАЯ ЭРРОЗИЯ

причины: ненормальная эррозия электрода возникает под воздействием коррозии, окисления и реакции со свинцом - все это приводит к увеличению искрового зазора.

результат: пропуски в зажигании, трудный запуск.

исправления: замена свечи зажигания на новую.

СВИНЦОВАЯ ЭРРОЗИЯ

Типичная свинцовая эррозия вызывает утоньшение заземляющего электрода, и кончик центрального электрода выглядит расщепленным.

Причины: свинцовая эррозия вызвана присутствием свинцовых примесей в топливе, которые при высоких температурах вступают в химическую реакцию с материалом электродов (никелевый сплав); структура никелевого сплава разрушается, вследствие проникновения и разделения структуры зерен никелевого сплава свинцовыми соединениями.

Результат: пропуски в зажигании, трудный запуск.

Исправления: замена свечи зажигания на новую.

ЧРЕЗМЕРНЫЙ ИЗНОС ЗАЗЕМЛЯЮЩЕГО ЭЛЕКТРОДА

Причины: присутствие агрессивных добавок в топливе и масле. Снижена пропускная способность смеси в камере сгорания, вероятно, вследствие наличия отложений. Детонация. Перегрев отсутствует.

Результат: пропуски в зажигании, особенно в режиме ускорения; трудный запуск.

Исправления: замена свечи зажигания на новую.

ВОГНУТАЯ ЭРРОЗИЯ ЗАЗЕМЛЯЮЩЕГО ЭЛЕКТРОДА

Центральный электрод имеет только следы нормального износа.

Причины: нарушение полярности при подключении катушки зажигания.

Результат: Пропуски в зажигании, неравномерная работа двигателя на холостом ходу.

Исправления: Поменяйте полярность подключения проводов к первичной обмотке катушки зажигания. Замена свечи зажигания на новую.

ЧРЕЗМЕРНЫЙ ИЗНОС ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОДА

Причины: не соблюден интервал замены свечей зажигания. Свеча давно требует замены.

Результат: пропуски в зажигании, особенно в режиме ускорения; трудный запуск.

Исправления: замена свечи зажигания на новую.

ЭРРОЗИЯ, КОРРОЗИЯ, ОКИСЛЕНИЕ

Материал электродов окисляется, и когда происходит сильное окисление, поверхность электрода приобретает зеленый оттенок. Поверхность электрода также изношенная и неровная.

Результат: Пропуски в зажигании; трудный запуск

Исправления: Замена свечи зажигания на новую.

РАСПЛАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОДОВ

Работа двигателя при чрезмерно высокой температуре в камере сгорания приводит к возникновению чрезмерно раннего зажигания и расплавлению электродов. Температура плавления никелевого сплава составляет 1,200~1,300°C. Первым плавится центральный электрод, затем, заземляющий электрод. Чаще всего поверхность электрода глянцевая и неровная, изолятор - белого цвета, имеет пористую и мягкую структуру но может быть грязным, если присутствовали пропуски в зажигании. Электроды могут быть частично расплавленными с присутствием расплавленных посторонних включений на них (крайний справа снимок).

Причины: перегрев, вызванный самовоспламенением топливной смеси, например, при чрезмерно раннем зажигании; отложения в камере сгорания; повреждение распраделителя зажигания; использование топлива низкого качества; обеднение топливно-воздушной смеси; нарушения в работе системы охлаждения двигателя; использование свечи зажигания с чрезмерно низким числовым значением теплового диапазона; утечка через впускной коллектор; недостаток в смазке.

Результат: пропуски в зажигании; потеря мощности (повреждение двигателя).

Информацию собрал и отредактировал Vdovin/

www.studiplom.ru

Не работают свечи зажигания. Причины.

Новый автомобиль радует покупателя отточенной работой всех механизмов – стабильно и надежно служа владельцу, с бесперебойностью функционирования всех агрегатов и узлов. Но проходит время, сопровождающееся износами и переменами, начинают возникать проблемы в работе двигателя, показатели выходят за рамки нормы, даже на холостых оборотах. Возникает естественный вопрос автомобилиста – что же предпринять в подобной ситуации?

Практика подтверждает – причиной проблемы нередко становится состояние свечей зажигания. Если не работают свечи зажигания, возможны определенные последствия для общей работы двигателя и стабильности автомобиля.

Не работают свечи зажигания – основные причины проблемы

Однако в чем же причина, почему не работают свечи зажигания? Что необходимо учитывать для эффективной профилактики проблем со свечами зажигания и непосредственно с двигателем автомобиля? Остановим свое внимание на самых распространенных причинах, в числе которых особенного внимания заслуживают:

  • Излишние, иногда неоправданно высокие нагрузки для автомобильного двигателя.
  • Недочеты монтажа – ошибки с выставлением зазора (он должен составлять 0.7 мм.), выбор в пользу свечи, которая не соответствует конкретному разъему либо мощности.
  • Некачественное топливо и масло.
  • Не обеспечивается своевременный, должный уход за состоянием топливной системы и мотора машины. 

Визуальный осмотр для проверки свечей

Прежде всего, при определении возможной причины проблемы в состоянии свечей зажигания, важное значение отводится визуальному осмотру:

- Проверьте, действительно ли отсутствуют даже несущественные разрушения либо дефекты, включая трещины, сколы и другие возможные деформации.

- Необходимо сравнить состояние тепловых конусов, существующий на них объем гари и сажи. Оптимальный вариант – должны быть примерно одинаковые показатели, что подтверждает равномерность подачи топлива, также стабильность его сжигания. Однако при значительных различиях в количестве нагара на разных свечах, нужно обратить, где  его больше всего. Вероятно, возникают сбои при подаче топлива. 

- Масляный нагар на одной либо нескольких свечах – признак необходимости срочного механического ремонта двигателя в частности и топливной системы в целом. При наличии такого дефекта свечи не в состоянии будут гарантировать достаточно своевременное и эффективное воспламенение топливной массы. Следствием подобного состояния будет становится появление сбоев в полноценной работе двигателя автомобиля.

-Проверка наличия следов от пробоя наконечников необходима для самих свечей зажигания, также их изоляция. Такие следы визуально подобны черным дорожкам, фактически представляя собой разрушенный глазурованный слой, покрывающий изолятор.

Хотя следует также подчеркнуть, что определенные визуальные признаки еще не могут быть абсолютным подтверждением поломки свечи зажигания. Для абсолютной уверенности в проблеме свечи потребуется специальная проверка.

Не работают свечи зажигания – эффективные методы проверки

Перед снятием свечей необходимо проверить наличие меток на проводах, идущих к свечам. Ведь благодаря меткам в итоге удастся не перепутать – например, когда сразу снимаете все свечи. Если подобных меток нет, проверка требуется каждой свечи по отдельности либо нужно предусмотреть соответствующие метки самостоятельно.

Перед выкручиванием свечей необходимо продумать либо тщательно вытереть существующую грязь – чтобы она случайно не оказалась в двигателе. Для этого же на место вытянутой свечи рекомендуем закрутить заглушку – её роль может выполнить и старая свечи зажигания.

Первый способ – испытание свечи зажигания на искру

Такой метод широко известен как «испытание на искру». Обычно он производится на СТО – задействовано соответствующее оборудование, включающее тестер и стенд. Хотя такая проверка может осуществляться и в полевых условиях – достаточно наличия щупа.

Особых сложностей при подобной проверке не возникает – щупом регулируется межэлектродный зазор, далее присоединяется свеча к приводу, с подведением к корпусу двигателя вплотную. Затем предстоит запустить стартер. Рекомендуется выполнять данную процедуру в резиновых перчатках, чтобы исключить опасность удара.

Далее возможна оценка работы свечи – при стабильной и сильной ярко-голубой искре можно говорить об исправном состоянии. Но при появлении красной искры высока вероятность неисправность свечи, для которой требуется чистка. Полное отсутствие искры – можно её выбрасывать.

Следует также добавить, что подобный фокус на ряде современных двигателей выполнить оказывается достаточно проблематично. Поскольку дотянуться к незаизолированной части двигателя не удается из-за двигателя. Возникает необходимость снимать. Да и при самостоятельном выполнении этой процедуры в одиночку справиться непросто.

Второй способ – работа с тестером для проверки свечи зажигания

При таком методе выполняется проверка с применением тестера – для контроля электросопротивления свечи. Для выполнения проверки используется такой метод – требуется подключение к наконечнику свечи и электроду клемм, затем его включаем.

При зашкаливании и колебании стрелки можно говорить о нормальной работе свечи зажигания. При небольших изменениях в данных прибора можно говорить о сбоях свечи, как минимум.

3-й способ – обычная зажигалка для проверки свечей

Чтобы выполнить проверку по данной методике, достаточно стандартной зажигалки с пьезоэлектрическим механизмом. Из неё стоит достать блок пъезоэлектрики, подключив небольшой провод к выходному контакту. Затем требуется надежная изоляция стандартной изолентой.

Подносится зажигалка непосредственно к свече – с подсоединением провода к верхнему контакту. Остается нажать на пуск зажигалки – контролируйте реакции свечи. Наличие искры свидетельствует об отсутствии особых проблем в работе свечи. Отсутствие искры говорит о необходимости замены свечи зажигания.

Подводя итоги – что следует помнить о работе свечей зажигания

В своем резюме можем с уверенностью утверждать – самостоятельная проверка работоспособности свечи не представляет особой сложности. Справиться с этой задачей может и не самый опытный автомобилист. Основное условие – необходима должная внимательность, регулярно осматривайте состояние двигателя и его разных комплектующих. Как правило, рассчитаны свечи зажигания на пробег в 40 тыс. километров, однако порой возникает необходимость их более частой замены. Благодаря регулярному обслуживанию поддерживается эффективная, качественная работа мотора, без сопутствующих проблем во время поездки. 

ru.megasos.com


Смотрите также