Нужно ли менять масло в акпп


Нужно ли менять масло в автоматической трансмиссии?

Одним из основных элементов обслуживания коробки передач является замена масла в ней. В коробке передач, равно как и в прочих механизмах и агрегатах автомобиля, детали находятся в зацеплении, поэтому следует обеспечить их минимальный износ. Сделать это можно при помощи масла. Помимо предохранения деталей от чрезмерного трения, масло выполняет и другие функции - оно частично охлаждает трущиеся механизмы (температура трущихся деталей в коробке может достигать 600 градусов), предохраняя коробку от перегрева, выносит из механизмов стружку и металлическую пыль, которые ускоряют процесс износа. В автоматических же коробках передач масло (а точнее, трансмиссионная жидкость - ATF) выполняет еще больший набор функций. Оно является "рабочим телом", которое обеспечивает передачу крутящего момента от ведущего вала двигателя к ходовой части. Во многих "автоматах" для поддержания масла в рабочем состоянии установлены специальные фильтры, которые задерживают крупные продукты износа - однако мелкая стружка продолжает циркулировать в коробке и дополнительно уменьшать ее ресурс. Поэтому ранее вопрос о том, нужно ли менять масло в "автомате", даже не поднимался. Производитель строго регламентировал сроки замены и советовал не затягивать со сменой масла, особенно в межсезонье. Однако в современных реалиях ситуация несколько иная. Современные производители автоматических трансмиссий часто заявляют, что их коробки являются необслуживаемыми, следовательно, необходимость в замене масла отсутствует. Дескать, того масла, которое залито в коробку изначально, хватит на весь срок эксплуатации автомобиля. Вопрос иной - что производитель подразумевает под "сроком эксплуатации"?

Нужно ли менять масло в АКПП?

Даже если официальные рекомендации производителей (например, Toyota) - замена масла раз в 40 000 км пробега, то исходящие из своего опыта автомобилисты советуют менять масло с периодичностью от 25 000 до 50 000 км. При этом производители подразумевают так называемую "освежающую" замену масла - слив через пробку старого масла и залив через отверстие щупа такого же количества свежего масла. Такие же замены рекомендуют делать раз в год.

Делать частичную или полную замену масла - личное дело каждого; все зависит от состояния масла и предпочтений автовладельца. Рекомендуется проверять состояние масла (его уровень, цвет, прозрачность) каждую неделю. Если масло потемнело, приобрело "горелый" запах, в нем появились темные вкрапления - менять.

Зарубежные производители АКПП рассчитывают в первую очередь на условия и сроки эксплуатации, актуальные для западных стран. А это подразумевает не только езду по дорогам с высококачественным покрытием (хотя качество дорог тоже весьма сильно влияет на ресурс коробки и ATF, находящейся в ней). Производитель подразумевает, что срок эксплуатации автомобиля по хорошим дорогам составляет приблизительно 170-200 тысяч километров пробега, или же 7 лет эксплуатации, в зависимости от того, что наступит раньше. И при соблюдении данных условий масла, залитого в коробку, вполне достаточно - крупные продукты износа, находящиеся в коробке, задерживаются специальными неодимовыми магнитами. 

Ежики стружки на магните АКПП

Однако для российского автолюбителя машина с пробегом в 170 тысяч, сошедшая с конвейера 7 лет назад и эксплуатировавшаяся лишь за рубежом (недаром во многих объявлениях о продаже авто жирным шрифтом выделена фраза - "без пробега по РФ") является вполне приемлемым вариантом. Только производитель не рассчитывал ни на российские дороги, ни на столь долгий срок эксплуатации. Так что же происходит с маслом в АКПП и почему его все же нужно менять?  Во-первых, в процессе езды в коробке образуется большое число мелких продуктов износа, которые не задерживаются магнитами (да и не в каждой коробке они установлены). Для того, чтобы обеспечить очистку ATF, в АКПП предусмотрены специальные фильтры по типу масляных, но с большими значениями тонкости фильтрации. Масляный фильтр задерживает частицы диаметром примерно в 20-30 микрон. У фильтров для ATF это значение варьируется от 60 до 120. Обусловлено это тем, что трансмиссионная жидкость при охлаждении становится более плотной, чем обычное трансмиссионное масло, и фильтр должен пропускать достаточное ее количество даже при низких температурах окружающей среды. Во-вторых, среди компонентов, входящих в состав трансмиссионной жидкости, имеются соединения, которые повышают стойкость деталей к износу, коррозии и окислению, а также присадки, предотвращающие вспенивание (вспененная трансмиссионная жидкость лишит автомобиль возможности двигаться в штатном режиме). Со временем эффективность данных добавок значительно снижается. По факту, масло, прошедшее около 100 тысяч километров по нашим дорогам, уже практически исчерпало все возможности этих компонентов и подлежит замене.

В третьих, чрезмерно высокая нагрузка на трансмиссию приводит к увеличению температуры в ней, что способствует уменьшению ресурса

ATF. Жидкость, заливаемая в АКПП, рассчитана на эксплуатацию в температурном режиме около 90 градусов. Если коробка работает в таком режиме, срок ее службы соответствует заявлениям производителей. Однако если температура приближается к 150, трансмиссионная жидкость потеряет свои свойства за менее чем 1000 километров!

При нагреве до 200 срок работы ATF - не более получаса, после этого она уже не может работать. А теперь стоит задуматься о том, сколько раз коробка попадает в такие ситуации. К "тяжелым условиям эксплуатации", которые предусматривают более частую замену жидкости, относятся:

·         Буксировка автомобилей и прицепов; перевозка тяжелых грузов, езда с максимальным числом пассажиров в салоне.

·         Длительное передвижение по дорогам с грунтовым, песчаным или снежным покрытием, особенно в межсезонье в условиях пробуксовки.

·         Эксплуатация автомобиля при высокой или низкой температуре воздуха в течение длительного времени.

·         Работа системы "старт-стоп" в пробках; ежедневная эксплуатация в городе.

·         Агрессивная езда.

Поэтому ответ однозначен - менять масло в АКПП следует в обязательном порядке.

К сожалению, эти, на первый взгляд, простые условия, не всегда соблюдаются. Жидкость нередко меняется не вовремя и неправильно, за уровнем водители следят редко, а если и подливают жидкость в "автомат", то не знают, какой именно тип ATF в нем используется. А результатом этой халатности стал стереотип, сложившийся в отношении надежности АКПП.

Чтобы избежать поломок, необходимо не только следить за уровнем и чистотой жидкости, но и знать, какой именно марки и типа ATF используется в "автомате", так как от этого в значительной степени зависят как свойства жидкости, так и срок, в течение которого ее можно использовать до замены.

С какой периодичностью менять масло в АКПП?

Итак, с необходимостью замены мы разобрались - менять все же нужно. Когда же нужно его менять, если производитель это не регламентирует? Как правило, специалисты рекомендуют производить замену трансмиссионной жидкости и фильтра, очищающего ее, примерно раз в 2-3 года или за 60 тысяч километров пробега. Если КПП часто подвергается высоким нагрузкам (буксирование, езда с прицепом, агрессивный стиль езды с обилием переключений), то данные сроки стоит уменьшить вдвое. Однако различные неисправности могут серьезно повлиять на работу трансмиссии, поэтому необходимо уметь оценить, нужна ли замена ATF в данный момент.

Как определить необходимость замены? Предположим, в коробке передач слышен какой-то посторонний шум или же вы купили автомобиль с рук. В обоих случаях вам следует проверить, нужно ли заменить трансмиссионную жидкость.

Сделать это самостоятельно можно по следующим критериям:

·         Цвет масла (свежая трансмиссионная жидкость имеет розоватый цвет, "рабочая" - золотистый или светло-коричневый, отработавшее или горелое масло имеет темный, почти черный цвет);

·         Запах (если запах слишком резкий, пахнет горелым - масло необходимо менять и произвести диагностику АКПП для выяснения причины перегрева);

·         Консистенция (если в ATF присутствуют пузырьки воздуха, значит часть ее необходимо слить);

·         Работа трансмиссии (если коробка "затыкается", переключение происходит слишком медленно, присутствуют рывки - в ATF слишком много примесей и забит фильтр);

·         Тест на окисление (нанесите на полотенце небольшое количество трансмиссионной жидкости: если пятно не распространилось, жидкость окислена и подлежит замене).

 Цвет масла из АКПП

auto-forum.club

Замена масла в АКПП -нужна или нет?

К сожалению, среди производителей автомобилей появилась тенденция заливать масло один раз во время производства автомобиля и не менять его в течение всей эксплуатации машины.  Они перестали устанавливать сливные пробки для слива жидкости и производить щупы, с помощью которых определяется уровень масла в коробке передач.

Но можно привести пример лексусов. Владельцы этих машин продолжают ездить на окисленном, черном, отработанном масле, которое потеряло свою вязкость. Российские дороги – это тяжелые условия для любой машины. В автомате со временем скапливаются продукты износа: металлическая стружка, пудра, которые следует убирать из коробки путем его замены. Хотя лексусы все выдерживают, но смена жидкости в АКПП еще не принесла вреда ни одной коробке передач, а вот повышенный износ при эксплуатации в тяжелых условиях гарантирован. Делайте выводы!

Когда следуем менять масло

Коробка автомат и механическая трансмиссия отличаются тем, что между коленвалом мотора и первичным валом АКПП отсутствует жесткая связь. Роль сцепления играет гидродинамический трансформатор (ГДТ).

Если своевременно менять ATF в АКПП, то коробка будет правильно работать и прослужит долгие годы. О периодичности замены масла в коробке передач написано в руководстве по эксплуатации вашего авто.

Только производители, которые изготовили вашу коробку точно знают, когда менять масло в акпп. Сервисное обслуживание автомобиля зависит от условий, в которых он эксплуатируется: дорожное покрытие, температура воздуха, нагрузка на двигатель. Поэтому ATF надо менять в два раза чаще, чем это предусматривается инструкцией, если машина эксплуатируется в трудных условиях, такими являются:

  • перевозка тяжелых грузов, большого количества пассажиров, буксировка прицепов и др., что дает большую нагрузку на коробку;
  • плохая поверхность дорожного покрытия: грунтовка, песок, сложные погодные условия: снег, гололед;
  • жаркий климат, высокая температура воздуха, при которой коробка перегревается, а масло при этом быстрее стареет;
  • низкие температуры;
  • эксплуатация автомобиля в условиях города и городских пробок, когда приходится часто переключать скорости;
  • пробуксовка колес, если машина загрузла;
  • резкий разгон с места.

Осталось выяснить периодичность замены, если автомобиль эксплуатировался в обычных условиях. Согласно международных норм, трансмиссионную жидкость необходимо менять полностью, когда автомобиль проедет 50 000 километров. При этом вместе с жидкостью обязательно надо менять фильтр. После полной замены в дальнейшем смену жидкости следует делать, когда автомобиль проедет пятнадцать тысяч километров. Отработанная жидкость сливается из поддона автоматической коробки, это примерно равно 35-40% полного объема жидкости. Хотя бы раз в год ATF надо полностью менять, так как она стареет.

Проверка уровня масла

Для правильной проверки уровня масла в Акпп рычаг выбора диапазона (РВД) сначала надо по очереди устанавливать во все положения, каждый раз дожидаясь срабатывания автомата. Для проверки рычаг селектора надо установить в положение «P». Кроме того, проверка выполняется при работающем двигателе. Если рассмотреть проверочный щуп, то на нем можно увидеть несколько меток. Две метки, которые расположены сверху, являются показателем нормального уровня масла. Рабочая температура при этом составляет 65-90 градусов. Часто на этом участке можно увидеть надпись «Hot» или соответствующую насечку.

Рабочая температура, при которой выполняется проверка, достигается, если проехать около 15-20 километров. Когда рабочая температура достигнута, надо найти площадку, где будет делаться проверка. Поверхность площадки должна быть ровной и горизонтальной и установить на нее автомобиль. При этом затягивается стояночный тормоз, а автомобиль удерживается с помощью рабочего тормоза. Для замера уровня ATF, надо достать щуп и вытереть его тряпкой насухо, чтобы не осталось следов масла, затем снова засунуть до упора и снова вытянуть. Уровень ATF определяется по самому нижнему сухому месту. Если жидкость темная, имеет неприятный запах, то это может указывать на то, что ее надо менять.

Кроме того, на щупе расположены еще нижние метки. По этим меткам определяется приблизительное количество трансмиссионной жидкости. Обычно это показатель уровня, когда жидкость находится в холодном состоянии. Они служат также для определения наличия ATF в акпп. Заливается жидкость через тонкое отверстие щупа, очень важно, чтобы оно было новым и чистым.

Надо помнить, что нагретая жидкость расширяется, поэтому ее уровень по щупу должен быть выше этого же количества холодной жидкости на 6-7 мм. Автомобили Honda и Acura имеют свои особенности проверки уровня ATF. Для проверки уровня аналогично надо достичь рабочей температуры, но проверку проводить, когда двигатель не работает.

Замену ATF в не обслуживаемых коробках надо проводить по принципу, сколько жидкости слито, столько следует заливать. Так как щуп отсутствует, то определить, сколько нужно жидкости невозможно. Поэтому слитую жидкость надо измерить с помощью мерной емкости. Заливать надо столько, сколько вылилось. При этом надо учитывать, что объем разогретой жидкости увеличивается. Поэтому на щупе есть метка для рабочей температуры и холодной.

Если уровень ATF недостаточно высокий, то возникает опасность того, что в насос кроме масла может засасываться воздух. В этом случае оно не сжимает как положено диски фрикционов, они начинают пробуксовывать относительно друг друга, и сгорают. Если эксплуатировать авто со вспененным ATF автомат быстро выйдет из строя.

Чтобы АКПП прослужила много лет, необходимо следить за уровнем и качеством ATF. Если в этом есть необходимость, то ATF надо менять частично или полностью. Замену можно сделать либо на станции техобслуживания, либо можно поменять самому, но с учетом особенностей, которые надо соблюдать при замене.

Видео «Замена масла в АКПП»

На записи показано, как правильно провести замену масла в АКПП.

MineAvto.ru

Когда и как часто менять масло в АКПП

 На сегодняшний день, автомобили комплектующиеся автоматическими коробками передач становятся все больше популярными. В этом нет ничего удивительного, АКПП значительно упрощает и повышает комфорт управления транспортного средства, делая часть необходимой работы вместо водителя. Тем более, за последние годы развития технологий, автоматические коробки передач перестали уступать механическим в надежности и удобстве эксплуатации в сложных дорожных условиях.   В данной статье, мы раскроем самые важные вопросы о замене трансмиссионного масла в коробках передач и важности регулярного обслуживания. Данная информация поможет разобраться среди множества мнений от водителей со стажем.  Многие автовладельцы не подозревают, что масло во многих автоматических трансмиссиях играет не только роль смазочного материала, но и роль главного механизма способствующего передачи крутящего момента от двигателя на колеса. Автомобили с вариаторной трансмиссией — это исключения в данном правиле, поэтому. Они не будут рассматриваться в данной статье.

 Поэтому, трансмиссионная жидкость и ее техническое состояние очень важно для правильной работы автоматической коробки передач. Требования к качеству повышаются еще тем фактом, что рабочая температура масла в автоматической трансмиссии очень важна и может составлять около 100-120 градусов по Цельсию. Именно на данной температуря, жидкость приобретает расчетную вязкость, которая учитывалась при проектировании механизмов, и соответственно, при такой температуре, на вязкость жидкости очень влияет чистота и возраст. 

 Все изменения рабочих свойств технической жидкости значительно влияют на продолжительность работы автоматической трансмиссии. Поэтому, далее будет рассмотрено большинство факторов влияющих на состояние масла для АКПП.  Вы можете удивиться, что на свойства трансмиссионной жидкости могут повлиять самые различные мелочи, перечисленные ниже:  • Качество дорог для передвижения автомобиля;  • Количество времени проводимого в пробках;  • Качество топлива;  • Техническое состояние автоматической коробки передач;  • Характер езды за рулем автомобиля.

 Плохое дорожное покрытие вынуждает автомобилиста ездить на маленьких скоростях, при этом используются 1 и 2 ступень АКПП. Казалось бы, проблем в этом нет, но стоит учитывать, что скорость вращения гидравлической муфты и первичного вала абсолютна одинакова в сравнении с разными ступенями передач. Другими словами, при езде по трассе в спокойном режиме, АКПП израсходует такой же ресурс своих деталей, как при передвижении по плохой дороге на протяжении 20 км (расстояния указаны предположительно, для понимания разницы нагрузки на коробку передач). Следовательно, и ресурс гидравлической жидкости расходуется во много раз быстрее. 

 Такой же эффект получается при агрессивной манере езды или при передвижении в пробке. А топливо низкого качества снижает мощность силового агрегата, что вынуждает автоматику удерживать более высокие обороты двигателя при передвижении, тем самым повышая нагрузку на трансмиссию.

 Также, из-за постепенной выработки металлических деталей, в масле появляется мелкая металлическая стружка, наносящая дополнительный урон шестерням и другим элементам, при этом специальный магнит на сливной пробке не способен собрать всю стружку. 

 Еще следует учитывать повышенный износ деталей и большую нагрузку на саму жидкость до выхода всей трансмиссии на рабочую температуру. Поэтому, автомобили с автоматическими коробками передач рассчитаны только на штатное использование и не любят экстремальных перегрузок.  В то же время, механические коробки передач менее зависимы от качества масла, оно служит только для смазывания деталей. А ресурс механической трансмиссии зависит только от степени выработки механических элементов.  Стоит отметить, что многие автомобильные производители уверяют, что гидравлическая жидкость в современных автоматических трансмиссиях отлично служит весь срок эксплуатации автомобиля. Но стоит учитывать, что срок эксплуатации автомобиля для производителя — это гарантийный срок, и тем более, не учитывающий всех факторов увеличивающих нагрузку на АКПП, тем более на территории Российской Федерации и стран бывшего СССР.

 Но, автовладельцу со средним достатком, хочется эксплуатировать автомобиль как можно дольше, при этом не обращаясь на станции технического обслуживания по серьезным поводам, несущим большой расход денежных средств. Для этого, стоит периодически производить замену гидравлической жидкости в пределах 100 тысяч километров пробега. 

 Данное решение поможет продлить срок службы автоматической трансмиссии до 500 - 600 тысяч километров, в сравнении со средним значением в 350 тысяч. Теперь, каждый может согласиться, что продление срока службы почти в два раза — стоит двух или трех замен трансмиссионного масла.  Теперь перейдем к основному вопросу, когда же необходимо менять масло, если некоторые производители вообще не советуют его менять, другие указывают разные интервалы.

 Тут стоит учитывать, что стандартный средний пробег до следующей замены гидравлической жидкости не должен превышать 150 000 километров, но данный параметр учитывает правильную эксплуатацию автомобиля. Выраженную в предельно плавных стартах и торможениях. Минимальное нахождение в автомобильных пробках, движение с постоянной скоростью на трассе без повышенных оборотов двигателя и использования качественного топлива. 

 Естественно, соблюдать все эти условия невозможно, поэтому существует примерная формула для расчета пробега до следующей замены. При регулярном несоблюдении одного из условий, то интервал замены стоит уменьшить на 20%, если не соблюдается два условия, то процент стоит увеличить в два раза.

 Может быть. Некоторые автовладельцы не поверят приведенным данным, или не придадут большого значения данной статье. Но стоит задуматься, что замена гидравлической жидкости в автоматической трансмиссии на 100% не может ему повредить, а использование новых компонентов (любых), продлевает срок службы других. Стоит ли рисковать, или лучше перестраховаться — решает каждый сам для себя.

 Автор статьи: 

 Готовчик Дмитрий, 2017

CarsWeek.ru

Нужно ли, и как часто менять масло в коробке-автомате

По статистике, на отечественном автомобильном рынке  на каждую сделку с новым автомобилем приходится четыре сделки с машинами с пробегом, когда авто меняет своего хозяина. Больше половины иномарок при этом оборудованы автоматической трансмиссией. Как правило, после покупки подержанного авто новый владелец меняет на ней расходники, рабочие жидкости, моторное масло. Однако, что касается автоматической коробки передач, большинство владельцев новоприобретённых автомобилей не представляют, нужно ли менять масло в автоматической коробке.

Автоматическая коробка передач

Рекомендации автопроизводителя

Когда дело касается техобслуживания автомобиля, всевозможных деталей и нюансов, то, эксперты рекомендуют ориентироваться на рекомендации завода-производителя. Однако в случае покупки подержанной машины эта рекомендация не всегда работает как надо. Дело в том, что в последние лет десять автопроизводители сменили стратегию, сегодня всё больше компаний ставят на одноразовость машины. Простыми словами, автомобиль после продажи должен беспроблемно (не доставляя хлопот дилерскому центру, а также водителю) ездить весь гарантийный срок. Что будет после, уже другая история, касающаяся исключительно автовладельца, пусть он хоть развалится. Таким образом стимулируется потенциальный покупатель к покупке новых автомобилей вместо рынка подержанных машин.

Обслуживать необслуживаемое?

Нужно ли менять масло в АКПП

Вернёмся к нашим автоматам, у большинства марок заявлено, что их автоматические коробки не являются обслуживаемыми на весь гарантийный срок, то есть не требуют никакой замены масла (трансмиссионной жидкости). Что же рекомендуют производители самих трансмиссий, если в этом вопросе не нельзя опираться на производителей авто? Компании, выпускающе АКПП из Германии и Японии говорят, что своевременная замена ATF (рабочая жидкость трансмиссии) требуется любой современной автоматической коробке. Периодичность замены трансмиссионного масла примерно 60-70 тысяч километров пробега, либо каждые три-пять лет, в зависимости от  того, как используется машина. Мы помним, что даже если автомобиль стоит в гараже, и не эксплуатируется, рабочие жидкости, в том числе и трансмиссионное масло, стареют, теряют свои свойства.

Замена масла в автомате, это не прихоть перфекциониста, это необходимость, поскольку любая коробка передач, вся их механика работы, построена на взаимодействии различных деталей, то есть на трении. А результатом трения, как мы знаем, становятся мелкие частицы металла – продукты износа. Фрикционные материалы начинают образовываться с первых же километров пробега машины.

Замена рабочей жидкости в АКПП

Не просто так в каждой коробке предусмотрен специальный фильтр, который улавливает эти частички, очищая жидкость от них. С течением времени, фильтры засоряются, сама ATF меняет свойства (жидкость стареет). Если масло и фильтр не менять, то, в конце концов, каналы забьются, гидросистема, начиная с клапанов, начнёт работать нестабильно, и всё это выльется в далеко «некопеечный» ремонт.

autowestnik.ru


Смотрите также