Как отрегулировать клапана на урале 4320


Газораспределительный механизм Урал | Грузовики и спецтехника

Урал — 4320

Распределительный вал газораспределительного механизма автомобиля Урал стальной, с закаленными кулачками и шестерней привода распределителя зажигания, лежит на пяти опорах с установленными в них втулками из биметаллической ленты.

Осевое перемещение распределительного вала ограничивается фланцем, расположенным между шестерней и торцом первой шейки.

Осевой зазор распределительного вала определяется разницей между высотой распорного кольца, надетого на переднюю цапфу распределительного вала, и толщиной фланца. Осевой зазор у нового двигателя находится в пределах 0,080-0,208 мм.

Распределительный вал приводится во вращение парой косозубых шестерен, которые установлены так, что метки находятся на одной прямой. Втулки распределительного вала тонкостенные, штампованные из биметаллической ленты, запрессованы с натягом 0,120-0,210 мм.

Клапаны верхние, изготовлены из жаропрочной стали. Выпускные клапаны пустотелые с натриевым охлаждением и жаропрочной наплавкой посадочной фаски. Угол рабочей фаски выпускных клапанов- 45°, впускных -30°. Для повышения долговечности выпускных клапанов предусмотрен механизм вращения.

Толкатели клапанов стальные, пустотелые. Для повышения работоспособности пары кулачок-толкатель на торец толкателя наплавлен отбеленный чугун. В нижней части толкателя предусмотрены отверстия для слива масла, попадающего в толкатель.

Штанги толкателей стальные, с закаленными сферическими концами, радиус сферы в нижней части штанги больше радиуса сферы в верхней части.

Коромысла клапанов кованые, стальные, со втулкой из оловянистой бронзы. Коромысла установлены на полую закаленную стальную ось. Под каждым коромыслом в оси имеется сверление для подвода масла.

Ось коромысла закреплена на головке цилиндров при помощи стоек и болтов, пропущенных через стойки.

Впускной трубопровод отлит из алюминиевого сплава, общий для обоих рядов цилиндров, расположен между головками и снабжен водяной рубашкой для подогрева горючей смеси.

Привалочные поверхности впускного трубопровода уплотняются резиновыми прокладками.

Выпускные трубопроводы изготовлены из ковкого чугуна, составные (из трех частей). Уплотнение соединений осуществляется асбостальными прокладками со стяжными хомутами.

Стык прокладки должен быть расположен под стяжным болтом хомута.

Газораспределительный механизм автомобиля Урал

Техническое обслуживание газораспределительного механизма автомобиля Урал

Между торцом стержня клапана и носиком коромысла установлен тепловой зазор 0,25-0,30 мм для впускных и выпускных клапанов. Его регулируют на холодном двигателе при помощи винта, установленного в коротком плече коромысла. Для регулировки необходимо установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку хода сжатия. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала должно располагаться под меткой ВМТ на указателе установки момента зажигания. В этом положении регулировать зазор следующих клапанов: впускного и выпускного 1-го цилиндра, выпускного 2-го цилиндра, впускного 3-го цилиндра, выпускного 4-го цилиндра, выпускного 5-го цилиндра, впускного 7-го цилиндра, впускного 8-го цилиндра. Зазоры у остальных клапанов регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот). Номера цилиндров указаны на патрубках впускного трубопровода.

Длительная работа двигателя с неправильно установленными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма, обгоранию клапанов, износу носиков коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.

Гайки крепления выпускного трубопровода затягивать в следующей последовательности: средний фланец — нижняя гайка, затем верхняя гайка (момент затяжки 5,5-6,0 кгс-м); крайние фланцы (момент затяжки 3,0-3,5 кгс-м). Гайки крепления впускного трубопровода к головке цилиндров затягивать равномерно крест-накрест от середины к краям трубопровода. Момент затяжки гаек должен быть 1,5-2,0 кгс-м.

www.dymz.ru

Устройство механизма газораспределения КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320

Категория:

   Автомобили Камаз Урал

Устройство механизма газораспределения КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320

Механизм газораспределения служит для впуска в цилиндры свежего воздуха и выпуска из них отработавших газов в соответствии с принятым для данного двигателя порядком работы цилиндров и фазами газораспределения.

Открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов происходит в строго определенных положениях поршня по отношению к верхней и нижней мертвым точкам, которые соответствуют углам поворота коленчатого вала, указанным в диаграмме фаз газораспределения (рис. 2.10). Начало открытия впускного клапана — при положении поршня, соответствующем 10° п. к. в. до ВМТ, закрытия — 46° после НМТ. Начало открытия выпускного клапана — 66° до НМТ, закрытия — 10° после ВМТ. Перекрытие клапанов при положении поршня у ВМТ составляет 20° п. к. в.

Рис. 2. 10. Диаграмма фаз газораспределения: I — ьерхняя мертвая точка (ВМТ); II — нижняя ысртьая точка (НМТ); 1 — впуск; 2 — выпуск

Механизм газораспределения верхнеклапанный.

Верхнее расположение клапанов по сравнению с нижним обеспечивает: – лучшее наполнение цилиндров, так как поток воздуха меньше меняет свое направление; более удобную регулировку зазоров клапанов; – наиболее выгодную по форме камеру сгорания, что повышает скорость сгорания горючей смеси;

– более легкую возможность уменьшения камеры сгорания и, тем самым, увеличения степени сжатия при необходимости форсирования двигателя.

Однако механизм газораспределения с верхним расположением клапанов более сложен по сравнению с механизмом с нижним расположением клапанов.

Рис. 2. 11. Механизм газораспределения: 1 — распределительный вал; 2 — толкатель клапана; 3 — направляющая толкателя; 4 — штанга толкателя; 5 — регулировочный винт; 6 — коромысло; 7—контргайка; 8 — коническая втулка; о – упорная тарелка пружины; 10 — внутренняя пружина; 11 — наружная пружина; 12 — шайба пружины; 13 — сухарь клапана; 14 — впускной клапан; 15 — выпускной клапан; 16 — корпус подшипника; 17— шестерня распределительного вала

Рис. 2.12. Установка шестерен привода агрегатоо: 1 — ведущая шестерня коленчатого вала; 2, 3 — промежуточные шестерни; 4 — шестерня распределительного вала; 5 — шестерня привода топливного насоса; 6 — шестерня привода насоса гидроусилителя руля; 7 — шестерня привода компрессора

Механизм газораспределения (рис. 2.11) состоит из распределительного вала с шестерней, толкателей, штанг, коромысел, осей коромысел со стойками, впускных клапанов, выпускных клапанов и пружин, с деталями крепления.

Привод распределительного вала, осуществляется от коленчатого вала через шестерни привода агрегатов. Установка шестерен привода распределительного вала и агрегатов показана на рис. 2.12. На торце каждой шестерни выбиты метки «О» и риски, совпадение которых должно быть обеспечено при сборке двигателя для обеспечения правильности фаз газораспределения.

При вращении распределительного вала его кулачки в определенной последовательности набегают на толкатели и поднимают их вместе со штангами 4, сообщая качательное движение коромыслам. Последние, нажимая на стержни клапанов, преодолевают сопротивление пружин, и открывают отверстия впускного или выпускного каналов в головке цилиндров. Закрытие клапанов происходит под действием разжимающихся пружин.

Распределительный вал стальной, рабочая поверхность кулачков и опорных шеек цементирована и закалена токами высокой частоты. Профиль кулачков неодинаковый для впускных и выпускных клапанов. Распределительный вал установлен в развале блока цилиндров на пяти подшипниках скольжения, представляющих собой стальные втулки, залитые антифрикционным сплавом. На задний конец распределительного вала насажена прямозубая шестерня. От осевого перемещения распределительный вал фиксируется подшипником задней опоры, установленным в корпусе, в торцы которого упираются с одной стороны ступица шестерни, с другой — упорный бурт задней опорной шейки вала. Корпус подшипника крепится к блоку цилиндров тремя болтами.

Толкатели клапанов стальные, пустотелые, тарельчатого типа, с цилиндрической направляющей частью. Для повышения работоспособности пары кулачок—толкатель торец тарелки толкателя наплавлен отбеленным чугуном и имеет сферическую форму. Торец толкателя, контактирующийся со штангой, заканчивается сферическим гнездом для упора нижнего конца штанги. Для слива масла с направляющей части толкателя имеются два отверстия. Толкатели клапанов устанавливаются в направляющих, изготовленных из серого чугуна.

При работе двигателя толкатели все время вращаются вокруг своих осей, что необходимо для их равномерного износа. Вращение толкателей достигается за счет выпуклых поверхностей их нижних головок и скошенных поверхностей кулачков распределительного вала.

Штанги толкателей стальные, пустотелые, с запрессованными наконечниками. Нижний наконечник имеет выпуклую сферическую поверхность, верхний наконечник выполнен в виде сферической чашечки для упора регулировочного винта коромысла. Для прохода смазки через полость штанги в наконечниках выполнены отверстия.

Коромысла клапанов — стальные кованые двухплечие рычаги с запрессованными бронзовыми втулками. Носик коромысла длинного плеча закален до высокой твердости. В короткое плечо коромысла ввернут регулировочный винт с контргайкой для регулировки зазора между коромыслом и торцом стержня клапана. Коромысла впускного и выпускного клапанов установлены консольно на осях, выполненных заодно со стойками коромысел. Стойки фиксируются штифтами и крепятся на головке шпильками. К каждому коромыслу через отверстие в стойке подводится смазка.

Клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Каждый цилиндр имеет один впускной и один выпускной клапаны. Стержни клапанов перемещаются в металлокерамиче-ских направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндра. Для улучшения приработки стержни клапанов перед сборкой покрывают графитом. Смазываютая стержни маслом, которое вытекает из сопряжений коромысел с осями и разбрызгивается клапанными пружинами.

Для лучшего наполнения цилиндров свежим воздухом диаметр тарелки впускного клапана больше, чем диаметр тарелки выпускного.

Каждый клапан имеет две цилиндрические пружины с равномерным шагом и с противоположной навивкой, что обеспечивает высокую резонансную характеристику клапанному механизму. Нижними торцами пружины опираются на головку через стальную шайбу, верхними — в упорную тарелку. Последняя упирается в коническую втулку, которая соединена со стержнем клапана двумя конусными сухарями. Разъемное соединение втулка — тарелка имеет небольшое трение при относительном перемещении благодаря разности углов наклона образующих соприкасающихся конических поверхностей, что дает возможность пружинам при их сжатии проворачивать клапаны относительно седел (так как пружины при сжатии несколько скручиваются). Этим самым достигается равномерный износ рабочих поверхностей и нагрев клапанов при работе, что значительно повышает продолжительность их работы.

Читать далее: Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320

Категория: - Автомобили Камаз Урал

stroy-technics.ru

Основные регулировки рулевых управлении

Категория:

   Автомобили Камаз Урал

Основные регулировки рулевых управлении

Проверка и регулировка рулевого управления автомобилей КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310. Техническое состояние рулевого управления в целом оценивается величиной свободного хода рулевого колеса.

Для его проверки необходимо установить снаряженный автомобиль на горизонтальной площадке при положении управляемых колес для прямолинейного движения. Давление в шинах передних колес должно составлять 730 кПа (7,3 кгс/см2); гидравлическая система рулевого управления должна быть заправлена и прокачана.

Свободный ход рулевого колеса на режимах работы двигателя в интервале 600… 1200 об/мин не должен превышать 25° (для новых автомобилей— 15°).

При повышении указанных значений необходимо проверить крепления рулевого колеса, колонки, карданной передачи рулевого механизма, состояние шарниров, крепление сошки, регулировку и крепление управляемых колес.

При осевом смещении рулевого колеса следует подтянуть гайку с моментом затяжки 30…80 Н • м (3…8 кгс • м). Момент вращения вала при отсоединенной карданной передаче должен быть в пределах 60…80 Н • м (6…8 кгс • м).

Чрезмерная затяжка гайки с последующим ее отпусканием недопустима, так как при нтом возможны повреждения уплотнений и подшипников.

Проведение крепежных операций допустимо с соблюдением следующих условий: момент затяжки гайки крепления рулевого колеса должен находиться в пределах 60…80 Н • м (6…8 кгс • м), гаек крепления клиньев карданной передачи — 14…17 Н • м (1,4… 1.7 кгс • м), болтов крепления сошки— 180…320 Н -м (18…32 кгс ■ м), гаек крепления колес — 250…300 Н ■ м (26… 30 кгс • м).

Кроме того, следует проверить установку управляемых колес, наличие смазки в деталях и узлах рулевого управления и ступицах колес.

Проверка и регулировка рулевого механизма проводится при отсоединенной продольной тяге и неработающем усилителе.

Усилие на ободе рулеиого колеса измеряется динамометром в различных его положениях. При повороте рулевого колеса более чем на 2 оборота от среднего положения усилие должно быть в пределах 6… 16 Н (0,6… 1,6 кгс). При повороте рулевого колеса на 0,75— 1 оборот от среднего положения величина усилия не должна превышать 23 Н (2,3 кгс). С переходом рулевого колеса через среднее положение усилие на ободе должно быть на 4…6 Н (0,4… 0,6 кгс) больше, чем во втором положении, но не превышать 28 Н (2,8 кгс). Регулировка этих параметров производится смещением зубчатого сектора при вращении регулировочного винта в крышке рулевого механизма. При вращении винта по направлению хода часовой стрелки усилие при повороте рулевого колеса возрастает в противоположном направлении — уменьшается. Осевое смещение регулировочного винта должно быть в пределах 0,02…0,08 мм.

Несоответствие усилий на ободе рулевого колеса в нервом положении свидетельствует о необходимости регулировки упорных подшипников золотника. Регулировка подшипников производится подтягиванием гайки при снятой передней крышке.

Изменение усилий на ободе рулевого колеса во второй позиции может быть вызвано повреждением шариковой гайки или износом ее деталей.

Проверка и регулировка давления жидкости в гидравлическом усилителе. Перед проверкой необходимо прогреть двигатель и масло в бачке несколькими поворотами колес до упора с выдержкой в течение 10… 15 с.

Установить в магистрали высокого давления между насосом и рулевым механизмом приспособление с манометром со шкалой до 10 000 к Па (100 кгс/см2) и вентилем.

Открыть вентиль и, работая на частоте вращения коленчатого вала 600 об /мин, замерить давление масла по манометру. Давление масла должно быть не менее 5500 кПа (55 кгс/см2). При меньшем давлении следует, медленно закрывая вентиль, оценить изменение его значения. При исправном насосе давление масла должно повышать-™ 6000 кПа (60 кгс/см2) на новом насосе и до 7500 и 6500 кПа (75 и 65 кгс/см2) на отремонтированном. В этом случае следует провести регулировку предохранительного клапана.

Если давление масла при закрывании вентиля не поднимается следует заменить или отремонтировать насос.

Шум, возникающий при срабатывании предохранительного клапана, не свидетельствует о его неисправности.

При проверке работы клапана управления гидроусилителя еле- -i дует отсоединить продольную тягу, установить частоту вращения вала двигателя 800… 1000 об/мин, при открытом вентиле повернуть рулевое колесо до упора влево и вправо усилием не менее 100 Н • м (10 кгс • м).Со снятием усилия с рулевого колеса давление масла должно понизиться до 300…500 кПа (3…5 кгс/см2), свидетельствуя, что золотник клапана управления под воздействием реактивных пружин и плунжеров сместился к среднему положению.

Если давление масла не снижается, следует проверить, не загрязнены ли отверстия плунжеров, не ослабли ли пружины, не заклинило ли золотник в корпусе клапана управления.

В процессе проверки не следует держать вентиль закрытым, а колеса повернутыми до упора более 5 с.

Регулировка рулевого управления автомобиля Урал-4320. Перед проверкой технического состояния рулевого управления необходимо дозаправить масло к удалить воздух из гидравлической системы.

На исправном автомобиле усилие на ободе рулевого колеса при движении груженого автомобиля по дороге с твердым покрытием не должно превышать 150 Н (15 кгс). Угол свободного поворота рулевого колеса при движении автомобиля по прямой дороге не должен превышать 25°, что соответствует длине дуги 120 мм, измеренной по ободу рулевого колеса. Если свободный ход рулевого колеса превышает указанное значение, следует провести вначале крепежные, затем регулировочные работы.

Основные проверочные операции (проверка крепления рулевого колеса, рулевой колонки, вилок карданных шарниров, картера рулевого механизма, деталей рулевого привода) проводятся по следующим показателям.

Моменты при затяжке основных крепежных деталей должны находиться в пределах: для гаек крепления шаровых пальцев тяг 250…320 Н ■ м (25…32 кгс • м), сошки 400…550 Н • м (40… 55 кгс • м), вала рулевого управления 160…190 Н • м (16… 19 кгс • м), гайки золотника распределительного устройства 60 Н • м (6 кгс • м).

Если крепежные операции не обеспечивают снижения свободного хода рулевого колеса до установленного значения, проводится регулировка рулевого механизма.

Проверка и регулировка рулевого механизма. Правильность регулировки рулевого механизма оценивается по величине осевого перемещения вала с сектором; замер свободного хода проводится индикатором при фиксированном положении сошки.

На новом рулевом механизме осевое смещение вала при установке сектора в среднем положении должно находиться в пределах 0,01.. .0,05 мм, а в крайних положениях — 0,25…0,6 мм.

Вследствие износов в процессе эксплуатации зазоры в зацеплении увеличиваются. Для восстановления требуемых величин зазоров изменяют подбором толщину регулировочных шайб 19 (см. рис. 6.10) под боковой крышкой 18 картера. Перед снятием боковой крышки следует слить масло из картера рулевого механизма. Осевое перемещение вала при крайних положениях сектора всегда должно быть больше, чем при среднем положении сектора. itjpH эт0м вал рулевого механизма должен вращаться во всем диапазоне свободно, без заеданий.

Масло в картер рулевого механизма заливается до уровня маслоналивного отверстия, допустимое снижение уровня масла — не ниже поверхности червяка.

Проверка и регулировка рулевого привода. В рулевом приводе проверяют и при необходимости регулируют схождение и максимальные углы поворота управляемых колес.

Для проверки схождения управляемых колес необходимо установить автомобиль на горизонтальной площадке в положение для прямолинейного движения, проверить и довести давление воздуха в шинах до нормы.

Установить телескопическую линейку перед передней осью, горизонтально, между ободами на высоте осей колес и измерить расстояние.

Продвинуть автомобиль вперед так, чтобы линейка установилась за осью на той же высоте, и провести второй замер. Разность между вторым и первым замерами на автомобиле КамАЗ-5320 должна быть в пределах 2…5 мм, на автомобиле КамАЗ-4310—1…2мм, на автомобиле Урал-4320 — 3…8 мм.

Для регулировки схождения колес необходимо снять стяжные болты наконечников (см. рис. 6.7), навернутых на поперечную тягу, и укоротить ее при больших или удлинить при меньших значениях схождения колес. Затем зафиксировать наконечники, затянуть гайки с моментом 50…60 Н • м (5…6 кгс-м).

Максимальные углы поворота колес регулируются болтами, ввернутыми в поворотные кулаки передней оси. На автомобиле К.а-мАЭ-5320 они должны быть равны 45°. Для проверки и регулировки максимальных углов поворота колес на автомобиле Урал-4320 необходимо отсоединить продольную тягу и шток цилиндра усилителя от рычага.

Упорные болты (рис. 6.16) ввернуть до отказа, повернуть колеса вправо и соединить тягу и шток цилиндра с правым рычагом.

При необходимости изменить длину штока, сняв защитный чехол и вывернув болт, поворачивать наконечник. Вывернуть регулировочный болт до упора и закрепить его контргайкой.

Повернуть управляемые колеса влево и закрепить левый упорный болт.

Максимальные углы поворота колес при повороте замеряются специальным приспособлением и должны быть равны ЗГЗО’ для внутреннего и 26° для наружного управляемых колес.

Рис. 6.16. Регулировка схождения управляемых колес: 1,2 — упорные болты; 3 — поперечная тяга; 4 — передний мост

Развал колес, углы наклона шкворней в эксплуатации не регулируют, а восстанавливают заменой изношенных деталей.

Максимальные углы поворота передних колес автомобиля Ка-мАЗ-4310 должны быть 30°.

Читать далее: Возможные неисправности рулевого управления

Категория: - Автомобили Камаз Урал

stroy-technics.ru

Рулевое управление автомобиля Урал-4320, Урал-5557 и его детали

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Рулевое управление автомобиля Урал-4320, 5557 состоит из рулевой колонки, рулевого механизма, рулевого привода и гидроусилителя.

Рис. 39. Рулевое управление Урал-4320, 5557 с механизмом типа червяк-боковой сектор

1- насос; 2-механизм рулевой; 3-бак масляный; 4,5-шланги низкого давления; 6,14,15-шланги высокого давления; 7,9-валы карданные рулевого управления; 8-опора промежуточная; 10-колонка рулевая; 11-колесо рулевое; 12,13-трубки высокого давления; 16-механизм усилительный; 17-тяга сошки; 18-сошка; 19-корпус; 20-подшипники; 21-втулка распорная; 22,24-кольца стопорные; 23-вал; 25-шпонка; 26-гайка; 27-шайба; 28-болт; 29-вал; 30-вилка карданная На автомобилях Урал-4320, 5557 возможна установка рулевого управления двух исполнений: с рулевым механизмом типа червяк-боковой сектор или винт-шариковая гайка-рейка-сектор, при этом карданные валы 7 (рис. 39) и 10 (рис. 40) отличаются длиной.

Рис. 40. Рулевое управление Урал-4320, 5557 с механизмом типа винт-шариковая гайка-рейка-сектор

1-механизм рулевой; 2-насос; 3-бак масляный; 4,5-шланги низкого давления; 6,11,12-шланги высокого давления; 7- колесо рулевое; 8,10-валы карданные рулевого управления; 9-опора промежуточная; 13-трубка высокого давления; 14-механизм усилительный; 15-тяга сошки; 16-сошка; 17-корпус; 18-подшипники; 19-втулка распорная; 20,22-кольца стопорные; 21-вал; 23-шпонка; 24-гайка; 25-шайба; 26-болт; 27-вал; 28-вилка карданная На корпусе золотника рулевого механизма (рулевого редуктора) Урал-4320, 5557 типа червяк-боковой сектор между нижними штуцерами имеется глухое сверление диаметром 12 мм и глубиной 5 мм, которое является отличительной меткой. Механизмы без этого сверления в рулевом управлении Урал-4320, 5557 с гидроусилителем, закрепленным на левом лонжероне рамы, не применять. Рулевая колонка Урал-4320, 5557 соединяется с рулевым механизмом карданными валами через промежуточную опору 8 (см.рис. 39). В конструкции промежуточной опоры применены подшипники закрытого типа, не требующие смазки.

Рис. 41. Рулевой механизм (редуктор) Урал-4320, 5557 (червяк-боковой сектор)

1-картер рулевого механизма; 2-подшипник радиальный роликовый; 3-червяк; 4,34-пробки наливного и сливного отверстий; 5-сектор рулевого управления; 6-вал рулевого управления; 7,24,26-манжеты; 8-подшипник упорный; 9-шайба пружинная; 10-кольцо уплотнительное; 11-плунжер; 12-пружина; 13-гайка золотника; 14-кольцо уплотнительное; 15,16-кольца стопорные; 17,20-штифты; 18-крышка картера боковая; 19-шайбы регулировочные; 21-прокладка; 22-втулка распорная; 23-подшипник игольчатый; 25-сошка рулевого управления; 27-крышка корпуса золотника; 28-кольцо плунжеров подвижное; 29-болт; 30-корпус золотника; 31-золотник; 32-кольцо уплотнительное; 33-шайба упорная; 35-крышка; 36-гайка червяка Рулевой механизм Урал-4320, 5557 с клапаном управления усилительным механизмом состоит из червяка 3 (рис. 41) и червячного сектора 5 со спиральными зубьями. Сошка 25 рулевого управления Урал-4320, 5557 соединена с валом сектора коническим шлицевым соединением. Сектор упирается в боковую крышку 18 картера через регулировочные шайбы 19. Прогиб сектора ограничен штифтом 17, установленным в крышке картера. На картере рулевого механизма (рулевого редуктора) Урал-4320, 5557 установлен клапан управления усилительным механизмом золотникового типа. Корпус клапана соединен трубопроводами с насосом и цилиндром усилительного механизма. При прямолинейном движении автомобиля золотник находится в нейтральном положении, при этом масло из насоса поступает в корпус золотника и через зазоры между ним и золотником по сливному трубопроводу в бачок. В этом случае полости цилиндра гидроусилителя Урал-4320, 5557 находятся под одинаковым давлением, и поршень остается неподвижным. При повороте рулевого колеса, вследствие реактивных усилий, возникающих в паре червяк-сектор, происходит осевое перемещение червяка и вала рулевого управления с золотником. Необходимое перемещение вала обеспечивается конструкцией подшипника 2. Так как золотник перемещается относительно неподвижного корпуса золотника 30, то одна полость цилиндра гидроусилителя Урал-4320, 5557 соединяется с линией высокого давления, а другая — с линией слива. Вследствие этого шток цилиндра гидроусилителя ГУР Урал-4320, 5557 будет перемещаться до тех пор, пока не прекратится вращение рулевого колеса. Движение штока передается на управляемые колеса через шаровой палец и рычаг поворотного кулака. При поворотах рулевого колеса влево и вправо происходит изменение потока масла в гидроусилителе Урал-4320, 5557.

Рис. 42. Механизм рулевого управления (рулевой редуктор) Урал-4320, 5557 (винт-шариковая гайка-рейка-сектор)

1-сектор; 2-кольцо стопорное; 3-кольцо защитное; 4-манжета; 5,13-кольца уплотнительные; 6-шарики; 7-винт; 8-гайка-рейка; 9-картер; 10-фиксатор; 11,19,22-крышки; 12-прокладки регулировочные; 14-подшипники; 15-направляющая; 16,20-штифты; 17-распределитель; 18-подшипники; 21-вкладыш; 23-болт; 24-уплотнитель; 25-гайка; а-от насоса; b-слив; с,d-к силовому цилиндру

Распределитель гидроусилителя руля автомобиля Урал-4320, 5557

Рулевой механизм (редуктор) с распределителем Урал-4320, 5557 (рис. 42) включает в себя винт 7 и шариковую гайку-рейку 8, находящуюся в зацеплении с сектором 1. Полукруглые винтовые канавки на винте и гайке-рейке образуют канал, заполненный при сборке механизма шариками 6 высокой точности. Зубчатый сектор 1 установлен в подшипниках 18, которые, в свою очередь, запрессованы во вкладыши 21, имеющие для регулировки зубчатого зацепления ряд отверстий на торцах. Оси наружных поверхностей вкладышей 21 смещены относительно осей отверстий подшипников 18 на величину эксцентриситета «e», что дает возможность регулировать зубчатое зацепление сектора-гайки-рейки поворотом вкладышей 21. На торце шлицевого конца сектора 1 имеется риска, которая совмещается с риской на торце сошки.

Рис. 43. Распределитель гидроусилителя руля Урал-4320, 5557

1-корпус рулевого механизма; 2-гайка; 3,10-подшипники; 4-кольца уплотнительные; 5-корпус золотника; 6-клапан обратный; 7-шарик; 8-крышка распределителя; 9-втулка; 11,20-прокладки регулировочные; 12-манжета; 13-кольцо стопорное; 14-кольцо; 15-вал; 16,23-штифты; 17-торсион; 18-кольцо уплотнительное; 19-крышка; 21-плунжеры; 22-золотник; 24-винт; а-канал для подвода рабочей жидкости от насоса; b-канал для отвода рабочей жидкости от насоса; c,d-каналы для подвода (отвода) рабочей жидкости к полостям усилительного механизма; e,k,f-канавки кольцевые; m,n-сверления для соединения полостей корпуса и крышки распределителя со сливом; t-зазор Распределитель ГУР Урал-4320, 5557 (рис. 43) установлен на рулевом механизме. В корпусе 5 золотника имеются три кольцевые канавки «е», «k», «f». Средняя канавка «е» соединена с каналом «а» для подвода рабочей жидкости от насоса, крайние канавки «k» и «f» - с каналом «b» для отвода рабочей жидкости на слив. В трех реактивных камерах корпуса 5 размещены плунжеры 21, имеющие возможность осевого перемещения в своих каналах. Золотник 22 закреплен через подшипники 3 гайкой 2 на втулке 9. Втулка 9 шлицами соединена без бокового зазора с винтом 24 рулевого механизма с возможностью осевого перемещения и винтовым соединением с входным валом 15. Шлицевое соединение вала 15 и винта 24 выполнено с боковым зазором «t». Зазор выбран из условия обеспечения полного хода золотника. Входной вал 15 также соединен торсионом 17 с винтом 24 рулевого механизма. В канал средней канавки «е» ввернут обратный клапан 6.

Работа рулевого управления автомобиля Урал-4320, Урал-5557

При прямолинейном движении автомобиля Урал-4320, 5557 , когда усилие к рулевому колесу не приложено, золотник занимает нейтральное положение в корпусе. Рабочая жидкость от насоса поступает к средней канавке «е» (cм. рис. 43). Поскольку в этом положении золотника канавки «е», «k» и «f» соединяются между собой, то масло, заполняя их и реактивные камеры, из распределителя через крайние канавки «k» и «f» и отверстие «b» сливается в масляный бак. При повороте рулевого колеса, например, вправо, втулка 9 с закрепленным на ней золотником 22, за счет винтового соединения перемещается в осевом направлении влево (в сторону рулевого механизма). В начальный момент перемещения, когда давление в гидросистеме невелико, усилие на рулевом колесе, в основном, создается за счет закручивания торсиона, который непосредственно воздействует на вал 15. Винтовое соединение при этом перемещает золотник и практически не нагружается. При смещении золотника, величина которого ограничена зазором «t» в шлицевом соединении, прекращается доступ рабочей жидкости к кольцевой канавке «f». Жидкость от насоса подается к средней канавке «е», а затем через канал «d» в корпусе и далее по трубопроводу поступает в бесштоковую полость усилительного механизма 14 (см.рис. 40). Усилие от ГУР Урал-4320, 5557 передается на рычаг поворотного кулака переднего управляемого моста. Происходит поворот управляемых колес вправо. Из штоковой полости усилительного механизма жидкость по трубопроводам, через канал «с» (см.рис. 43) распределителя поступает в кольцевую канавку «k» и далее через отверстие «b» сливается в бак. При увеличении сопротивления повороту управляемых колес возрастает давление в гидросистеме рулевого управления Урал-4320, 5557 и, следовательно, в реактивных камерах, что вызывает пропорциональное увеличение усилия на рулевом колесе. Таким образом, водитель получает информацию об увеличении сопротивления повороту управляемых колес. При прекращении дальнейшего вращения рулевого колеса (снятии усилия с него) торсион 17 и плунжеры 21 возвращают золотник в нейтральное положение. Поступление жидкости в бесштоковую полость гидроусилителя прекращается, и автомобиль движется по окружности заданного радиуса. При вращении рулевого колеса влево втулка 9 и золотник 22 перемещаются в осевом направлении вправо (от рулевого механизма). Жидкость от насоса под давлением через канавку «е», канал «с» поступает в штоковую полость усилительного механизма. При неисправном ГУР Урал-4320, 5557 обратный клапан 6 обеспечивает перепуск масла из одной полости усилительного механизма в другую, что облегчает управление автомобилем.

Гидроусилитель руля (ГУР) Урал-4320, Урал-5557

Гидроусилитель руля (ГУР) Урал-4320, 5557 смягчает удары, передаваемые на рулевое колесо при движении по неровной дороге, повышает безопасность движения, позволяет сохранить первоначальное направление движения при проколе шины переднего колеса, уменьшает усилие, необходимое при повороте передних колес.

Рис. 44. Гидроусилитель руля Урал-4320, 5557

1-наконечник цилиндра; 2,6-кольца уплотнительные; 3-гайка наконечника; 4-цилиндр; 5-поршень со штоком в сборе; 7-кольцо опорное; 8-манжета; 9-кольцо нажимное; 10,13-хомуты; 11-гайка; 12-муфта защитная; 14-болт; 15-наконечник штока ГУР Урал-4320, 5557 шарнирно соединен с рамой и рычагом поворотного кулака переднего моста. Длина штока отрегулирована в пределах, обеспечивающих установленные углы поворота передних колес. Для изменения длины штока освободите болт 14 (рис. 44) зажима наконечника, снимите с наконечника защитную муфту 12 и ключом вращайте шток в ту или другую сторону. Если имеется течь по штоку, то подожмите уплотнение гайкой 11.

Насос гидроусилителя руля Урал-4320, 5557

Рис. 45. Насос гидроусилителя руля (ГУР) Урал-4320, 5557

1-болт; 2-коллектор; 3 -кольцо уплотни-тельное; 4-прокладка; 5 -крышка; 6-клапан перепускной в сборе с предохранительным клапаном; 7-диск распределительный; 8-ротор; 9-лопасть; 10-статор; 11-подшипник игольчатый; 12-манжета; 13-проставка; 14-корпус; 15-шкив; 16-кольцо стопорное; 17-ремень; 18-винт; 19-втулка; 20-шайба; 21-гайка; 22-валик; 23-шпонка сегментная; 24-шарикоподшипники; а-к рулевому механизму; b-направление усилия; I-установка насоса Насос ГУР Урал-4320, 5557 (рис. 45) лопастного типа двойного действия. При вращении вала насоса лопасти прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла под ним. В полостях всасывания масло попадает в пространство между лопастями, а затем при повороте ротора вытесняется из полости нагнетания. Торцовые поверхности корпуса и распределительного диска отшлифованы. Забоины и заусенцы на них, а также на роторе, статоре и лопастях недопустимы. В крышке насоса ГУР Урал-4320, 5557 расположены два клапана. Перепускной клапан ограничивает количество масла, подаваемого насосом в силовой цилиндр. Предохранительный клапан, помещенный внутри перепускного, ограничивает давление масла в системе, открываясь при давлении 7500-8500 кПа (75-85 кгс/см2). Натяжение ремня насоса гидроусилителя руля Урал-4320, 5557 контролируйте усилием 40 Н (4 кгс) в середине ветви в направлении стрелки b. Допустимый прогиб при этом должен составлять 7-13 мм. Натяжение ремня регулируйте винтом 18 с квадратным хвостовиком.

Бак масляный рулевого управления Урал-4320, 5557

Масляный бак установлен отдельно от насоса. В баке имеется заливной фильтр 3 (рис. 46).

Рис. 46. Бак масляный рулевого управления Урал-4320, 5557

1-корпус; 2-фильтр; 3-фильтр заливной; 4-пробка заливной горловины со щупом; 5,6-кольца уплотнительные; 7-крышка фильтра; 8-клапан перепускной Масло, возвращаясь в бак, проходит через фильтр 2. В случае засорения фильтрующих элементов открывается клапан 8. Уровень масла в баке должен находиться в пределах плоского участка на указателе и замеряется указателем при незавернутой пробке 4.

Рулевые тяги автомобиля Урал-4320, 5557

Тяги сошки рулевого управления Урал-4320, 5557 и рулевой трапеции регулируемые по длине.

Рис. 47. Шарнир рулевого привода Урал-4320, 5557

1-палец шаровой; 2-наконечник; 3-масленка; 4-пружина; 5-заглушка; 6-кольцо стопорное; 7-уплотнитель; 8-обойма пружины; 9-вкладыш нижний; 10-вкладыш верхний; 11-накладка; 12-муфта защитная; 13-шайба Шарниры рулевых тяг и усилительного механизма Урал-4320 с кольцевыми вкладышами 9 и 10 (рис. 47). В процессе эксплуатации шарниры не регулируются. В новых шарнирах допускается суммарный люфт в направлении, перпендикулярном оси пальца до 0,3 мм. Долговечность шарниров зависит от состояния защитных муфт 12, поэтому поврежденные в процессе эксплуатации муфты необходимо заменять.

Регулировка рулевого управления Урал-4320, 5557

Техническое обслуживание рулевого управления Урал-4320, 5557

Техническое обслуживание рулевого управления Урал-4320, 5557 заключается в периодической проверке крепления рулевого механизма, трубопроводов, защитной муфты штока усилительного механизма, свободного хода рулевого колеса, а также в обслуживании агрегатов гидросистемы. Собирайте и разбирайте агрегаты только при необхо­димости и в условиях полной чистоты. При потере упругости и уплотняющих свойств резиновые кольца замените. Перед разборкой насоса отметьте положение распределительного диска относительно статора, а также положение статора относительно корпуса насоса (стрелка на статоре указывает направление вращения вала насоса). Статор, ротор и лопасти насоса гидроусилителя руля Урал-4320, 5557 подобраны друг к другу индивидуально, как и перепускной клапан и крышка насоса, поэтому не нарушайте их комплектность. При незначительных задирах торцовые поверхности ротора, корпуса и распределительного диска притрите друг к другу. При разборке насоса обратите внимание на сохранность резиновых уплотнительных колец. Перед сборкой детали насоса, гидроусилителя и клапана управления Урал-4320, 5557 промойте в керосине или бензине, просушите (но не протирайте) и смажьте маслом. При наполнении смазкой шарниров рулевого привода следите, чтобы давлением смазки защитная муфта заметно не деформировалась.

Замена масла в гидросистеме рулевого управления Урал-4320, 5557

Прогрейте двигатель, масло в гидросистеме рулевого управления Урал-4320 должно иметь температуру не ниже 20 °С. Поднимите домкратом передний мост. Поверните колеса вправо до упора. Отсоедините шланги усилительного механизма от трубопроводов, идущих от рулевого механизма Урал-4320. Снимите крышку масляного бака, фильтр и промойте фильтр. Слейте масло из усилительного механизма рулевого управления, для чего поверните управляемые колеса влево до упора. Подсоедините шланги гидроусилителя к трубопроводам рулевого механизма Урал-4320, 5557. Удалите остатки масла из бачка насоса, установите сетчатый фильтр и крышку бачка на место.

Промойте гидросистему, для чего:

- залейте в бачок 1,5 л чистого масла; - пустите двигатель и долейте масло до верхней метки мерной линейки, после чего в режиме холостого хода поверните управляемые колеса в обе стороны до упора (два-три раза) и установите колеса в крайнее правое положение.

Заправьте гидросистему маслом, для чего:

- залейте в бачок 1,5 л чистого масла; - пустите двигатель и долейте масло до верхней метки, после чего в режиме холостого хода удалите воздух из гидросистемы вращением рулевого колеса до упора в обе стороны (до прекращения выделения пузырьков воздуха в бачке); - остановите двигатель; - проверьте уровень масла в бачке и при необходимости долейте; - установите пробку заливной горловины бачка на место.

Проверка свободного хода рулевого колеса Урал-4320, 5557

Угловой свободный ход рулевого колеса Урал-4320, 5557 проверяйте, покачивая рулевое колесо в ту и другую сторону до начала поворота управляемых колес. Проверку проводите на снаряженном автомобиле при работающем в режиме холостого хода двигателе. Автомобиль должен стоять на горизонтальной площадке с твердой сухой поверхностью (асфальт, бетон). Положение управляемых колес должно соответствовать движению автомобиля по прямой, гидросистема рулевого управления Урал-4320, 5557 должна быть заправлена, воздух из рабочей жидкости удален. Угловой свободный ход рулевого колеса не должен превышать 25°. Если свободный ход превышает это значение и зазоры в элементах рулевого привода устранены, необходимо провести регулировку зацепления рулевого механизма. Перед регулировкой рулевого механизма Урал-4320, 5557 слейте из него масло. Регулировка зацепления рулевого механизма Урал-4320 (см.рис. 41) должна производиться после полной сборки клапана управления усилительным механизмом. При правильно собранном клапане управления зазор между торцом корпуса клапана и торцом подвижного кольца плунжеров должен быть 2,08-2,27 мм. При проверке этого зазора щупом сектор введите в зацепление с червяком и создайте момент на валу червяка 17-19 Нм (1,7-1,9 кг/см). Общее перемещение золотника относительно корпуса составляет 4,16-4,54 мм. Зацепление выполнено так, что осевой зазор между зубьями червяка и сектора, когда сектор находится в среднем положении, минимален и постепенно увеличивается при повороте сектора в любую сторону. В новом рулевом механизме Урал-4320, 5557 осевое перемещение сектора в крайних положениях находится в пределах 0,30-0,65 мм, а в среднем положении — в пределах 0,05-0,10 мм. При регулировке зацепления осевое перемещение сектора в среднем положении установите минимально возможным (не менее 0,01 мм), при этом осевые перемещения сектора в крайних его положениях должны быть больше. Зацепление регулируется подбором регулировочных шайб 19, при этом должна быть сохранена толщина 0,8 мм уплотнительной прокладки 21 под боковой крышкой картера. Правильность регулирования осевого зазора на собранном рулевом механизме Урал-4320 проверяйте индикатором по величине осевого перемещения вала сектора. После регулировки рулевого механизма Урал-4320, 5557 обратите внимание на то, чтобы вал руля вращался свободно, без заеданий. На торце сектора против второго зуба и на червяке имеются метки. При сборке, чтобы не нарушить приработки червяка и сектора, эти метки совместите. В рулевом механизме Урал-4320, 5557 (см.рис. 42) регулируйте натяг в подшипниках 14 и зазор в зацеплении гайки-рейки 8 с сектором 1. Винтовое соединение (винт 7, шарики 6, гайка-рейка 8) и распределитель в процессе эксплуатации не регулируются. Комплектность этих деталей, принятую при заводской сборке, нарушать не разрешается. Перед регулировкой натяга в подшипниках 14 закрепите рулевой механизм в тисках за проушины картера, отсоедините карданный шарнир. Вращением вала 15 (см.рис. 43) установите гайку-рейку 8 (см.рис. 42) и сектор 1 в одно из крайних положений. Определите момент, необходимый для проворачивания вала 15 (см.рис. 43) из крайнего положения в среднее (вал проворачивайте на угол примерно 30°). Если момент меньше 0,9 Нм (0,1 кг/см), отрегулируйте натяг в подшипниках 14 (см.рис. 42), уменьшив количество прокладок 12. После этой регулировки рулевого редуктора Урал-4320, 5557 момент, необходимый для проворачивания вала 15 (см.рис. 43), должен быть в пределах 0,9-1,5 Нм (0,1-0,15 кг/см). Для проверки наличия зазора в зубчатом зацеплении вращением вала 15 установите гайку-рейку и зубчатый сектор в среднее положение (полное число оборотов вала 15 разделить пополам). Покачиванием сошки в обе стороны определите наличие зазора (при наличии зазора слышен стук в зубчатом зацеплении). Наличие зазора определяйте также поворотом вала 15 влево и вправо до начала закрутки торсиона 17 при зафиксированном секторе. Для регулировки зубчатого зацепления снимите сошку, крышки 19 (см.рис. 42) и 22 и поверните вкладыши 21 с подшипниками 18 по часовой стрелке (если смотреть со стороны вала сектора) на одинаковый угол так, чтобы исключить зазор в зубчатом зацеплении. После поворота вкладышей одно из отверстий во вкладышах должно располагаться в плоскости, проходящей через диаметрально расположенные резьбовые отверстия в картере 9 для крепления крышек 19 и 22. Установку крышек производите таким образом, чтобы фиксаторы 10 вошли в отверстия во вкладышах 21 и располагались друг против друга. При незначительном несовпадении фиксаторов и отверстий поверните вкладыши в ту или другую сторону до совпадения фиксаторов и отверстий, обратив внимание на отсутствие зазора в зубчатом зацеплении. Крышки 19 и 22 после регулировки могут быть повернуты на 90°, 180° и 270° относительно первоначального положения. После установки крышек момент, необходимый для проворачивания вала 15 (см.рис. 43) в среднем положении, должен быть в пределах 2,7-4,1 Нм (0,27-0,41 кг/см).

Регулировка схождения передних колес автомобиля Урал-4320, 5557

Схождение передних колес Урал-4320, 5557 проверяйте при номинальном давлении воздуха в шинах замером разности расстояний В1 и В (рис. 48) по бортам ободьев колес.

Рис.48

Порядок проверки:

установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием так, чтобы передние колеса соответствовали движению по прямой; раздвижной линейкой замерьте расстояние В1 между бортами ободьев колес в задней части на уровне центров колес и отметьте места замеров. Перекатите автомобиль, чтобы отмеченные точки оказались впереди, и замерьте расстояние В. Спереди расстояние должно быть на 1-3 мм меньше, чем сзади. Если разность расстояний В1 и В выходит за вышеуказанные пределы, то регулируйте схождение колес автомобиля Урал-4320, 5557 изменением длины поперечной рулевой тяги, ослабив затяжку болтов наконечников тяги рулевой трапеции. Отрегулировав схождение, затяните болты наконечников рулевой тяги Урал-4320, 5557.

Углы поворота ограничиваются постоянными нерегулируемыми упорами, величина их указана на рис. 48.

_______________________________________________

  • Автокраны и КМУ на базе грузовиков

_______________________________________________

_______________________________________________

  • Гидроусилитель руля Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Передняя ось и рулевые тяги Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Регулировка сцепления Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Регулировка и ремонт КПП Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Детали переднего моста и рулевые тяги Маз-5516, 5440
  • Рулевое управление Маз-5516, 5440
  • Детали ведущих мостов Маз-5516, 5440

autotextrans.ru


Смотрите также