Принцип работы трамблера


Устройство трамблера ваз 2109: отличие контактной и бесконтактной систем зажигания и регулировка опережения зажигания

Схема трамблера ваз 2109 с датчиком холла вместо контактов

В народе трамблером называется датчик – распределитель либо прерыватель – распределитель, все зависит от устройства системы зажигания. Трамблер предназначен для коммутации с катушкой зажигания (передачи сигнала к коммутатору) и  распределения искры зажигания на свечи. Устройство трамблеров с контактной и бесконтактной системой зажигания практически одинаковое.  Главными узлами трамблера являются прерыватель либо датчик и распределитель. Для ваз 2109 схема трамблера с датчиком холла приведена на верхнем рисунке. Прерыватель служит для коммутации катушки при контактном зажигании или служит датчиком в контактно транзисторном зажигании. Устройство прерывателя и датчика практически идентичное. Единственно чем отличается на ваз 2109 устройство трамблера это контакты либо датчик вместо них.

Детальное устройство и принцип работы трамблера

Начнем рассматривать на ваз 21093, схема трамблера (внизу) с контактной группой:

Схема трамблера ВАЗ с контактной группой

  • Прерыватель собран из таких деталей: корпуса (фото вверху), вала, бегунка, контактной пластины с грузиками и пружинами, вакуумного октан-корректора, конденсатора
  • Сам вал выполнен из двух частей подвижно связанных между собой
  • На верхней либо нижней его части расположены кулачки, тут все зависит от конструкции, количество кулачков соответствует числу цилиндров
  • Обе части вала соединяется между собой подвижно, посредством центробежного октан-корректора, который собран из кулачков, а так же пружин разной степени жесткости
  • Когда вал вращается кулачки, расходятся под воздействием центробежной силы, при этом растягиваются пружины и проворачивается только верхняя часть по отношению к нижней на определенный угол
  • А вакуумный октан-корректор соединяется посредством тяги с контактной пластинкой и вакуумной трубкой связан с впускным коллектором
  • Когда происходит открытие дроссельной заслонки, тогда разряжение воздуха во впускном коллекторе растет, что приводит к поворачиванию подвижной контактной пластины относительно кулачков
  • Чтобы снизить искрение, и повысит вторичное напряжение, на корпусе трамблера находится конденсатор, который подключен в электрическую схему параллельно контактам
  • А на верхней части этого вала надет ротор (народное название «бегунок»), который предназначен для распределения тока высокого напряжения на свечки зажигания, распределение происходит через выводы на крышке трамблера

Чем отличается устройство трамблера на ваз 2109 с датчиком холла:

  • Трамблер автомобилей ВАЗ с бесконтактной системой зажигания отличается полным отсутствием в его устройстве контактов, их роль играет электронный коммутатор
  • Здесь вместо контактов в трамблере установлен датчик, работа которого основана на эффекте, открытом Холлом, исследовавшим поведение полупроводников в электромагнитном поле

Датчик Холла

  • На подвижную пластину трамблера установлен датчик, имеющий специальную прорезь
  • В этой прорези расположены с одной стороны постоянный магнит, с другой стороны полупроводник
  • На вал трамблера установлена металлическая шторка, имеющая с прорези прямоугольной формы, которая в процессе вращения проходит сквозь прорезь датчика, она перекрывает магнитный поток, идущий к полупроводнику от магнита
  • Датчик в это время перестает пропускать ток, проходящий через него на коммутатор
  • Вращаясь далее, шторка проходит вырезом мимо датчика и тогда полупроводник попадает в поле действия постоянного магнита, и тогда пропускает ток, который проходит на вывод коммутатора
  • А коммутатор зависимости от этого открывает либо закрывает силовой транзистор, посредством которого соединяется вывод от катушки зажигания с массой

Вот мы и рассмотрели ваз 2109 трамблера устройство, и принцип работы, чтобы разобрать его и отремонтировать понадобится другая статья. Водителям часто приходится сталкиваться с регулировкой угла опережения зажигания, думаю, вам это тоже будет полезно знать.

После того как мы изучили на ваз 2109 устройство трамблёра, переходим к регулировке угла опережения зажигания. Для выполнения этой работы вам понадобятся:

  • Кривой стартер, либо ключ для храповика
  • Шлицевая (плоская) отвертка прочная и с мощным широким жалом
  • Набор щупов
  • Рожковый ключ «12х13»
  • Конусная резиновая пробка
  • Свечной ключ, либо подходящая вместо него головка с воротком

Подготовка к регулировке

Чтобы мотор вашей машины работал, как положено, необходимо, чтобы проскакивала искра свечи зажигания в нужное время, которая воспламеняла бы смесь к моменту прохождения поршня ВМТ и газ, выполнив работу по расширению, толкал поршень вниз. Чтобы образование искры происходило вовремя, в системе зажигания применяется распределитель, основными узлами которого являются контактная группа и бегунок. наиболее важные регулировки кулачкового зажигании это: зазоры между кулачками, углы замкнутого состояния контактов (УЗСК) и момент опережение зажигания. Прежде чем начинать установку опережения зажигания своими руками вам надо убедиться что:

  • Свечи зажигания исправны и годятся для дальнейшей эксплуатации
  • Если на них присутствует масляный нагар, тогда рекомендуется их прокалить
  • Применять для чистки наждачную бумагу, даже мелкую не рекомендуется, мелкий абразив от нее может остаться на керамическом изоляторе и как результат свечку начнет пробивать
  • Докрасна прокаливать свечки совсем не обязательно главное, выжечь масляные отложения
  • Затем отрегулируем зазоры всех свечей, в соответствии с руководством
  • Для этого используйте проволочный щуп
  • Непременно проверяем состояние контактов нашего прерывателя
  • Если на них следы выгорания металла, или следы коррозии замените контакты
  • Ремонтировать их не рекомендуется, по одной простой причине, после ремонта контакты прослужат не долго! Проще их заменить и позабыть на долгое время
  • Проверяем конденсатор с помощью тестера на заряд и разряд
  • Ток стекать должен плавно и медленно
  • Для этого лучше использовать стрелочный тестер, на нем нагляднее видно
  • Надо убедиться в хорошем контакте главного провода идущего от катушки зажигания
  • Её кстати проверить, тоже не мешает
  • Проверять можно тоже тестером, мегомметром или проще всего и совершенно бесплатно в хорошем магазине автомобильных запчастей на стенде
  • Удаляем грязь с катушки зажигания, крышки распределителя и трамблера
  • Если образовался на крышке распределителя нагар, надо замените ее
  • Не стоит экономить, берите фирменную заводскую крышку, цена окупится качеством
  • Грамотно оцениваем состояние карбюратора
  • Если карбюратор не отзывается на регулировку, ему пора в ремонт. Но об этом отдельная статья
  • Проверяем работу вакуумного опережения зажигания
  • Чтобы его привод ходил без заедания, а трубка была толстостенная без трещин и прорывов

Вставляем сам прерыватель-распределитель

Убедившись, что все элементы системы исправны, проступаем к регулировке, сначала рассмотрим ситуацию, когда трамблер снимался целиком:

  • Теперь, чтобы вставить его на место, необходимо выбрать один из цилиндров 1-вый или 4-тый в котором поршень идет в такт сжатия ВМТ при совмещении отметок шкива коленвала и лобовой крышки
  • Делается это просто. Берем резиновую конусную пробку, выкручиваем свечу первого цилиндра, вставляем пробку в свечное отверстие, потуже
  • Плавно вращаем коленвал кривым стартером либо ключом храповика
  • Как только нужный (первый в нашем случае) цилиндр придет в ВМТ резиновая пробка из него
  • Советую сразу привязать пробку, чтобы долго ее искать потом
  • Теперь совмещаем отметки на шкиве и лобовой крышке (с самой длинной)
  • Потом вставляем трамблер строго по шлицам, чтобы бегунок стоял ровно и перпендикулярно плоскости головки двигателя и смотрел на нее
  • Затем приподымаем трамблер по чуть-чуть, чтобы дать возможность крутить вал и не зацепить шлицы, и переставляем по направлению перемещения часовой стрелки на один зуб
  • Мы выполняем это чтобы, дать трамблеру максимально полный ход для регулировки

Непосредственно регулировка

Инструкция по регулировке, когда трамблер на месте:

  • Необходимо выставить зазор между контактами, строго по руководству автомобиля
  • Для классики этот зазор равен 0.45
  • Углы замкнутого состояния выставляются лишь на специальных тестерах, поэтому самостоятельно их выставлять не надо, просто не получится
  • Подключаем все провода, как положено, и выставляем регулировку момента по середине хода
  • Затем вставляем свечу 1-вого цилиндра в свечной провод, соответствующий первому цилиндру и включаем зажигание
  • Вращаем шкив против движения часовой стрелки примерно градусов на 45
  • Затем создаем контакт массы свечи зажигания и плавно проворачиваем шкив в направлении движения часовой стрелки
  • Как только между электродами проскочит искра, прекращаем вращать коленвал
  • Проверяем отметки (на крышке и шкиве)
  • Если между ними есть разбег, надо провернуть трамблер на один — два градуса в необходимую сторону
  • Когда отметка шкива убегает вперед от отметки лобовой крышки в направлении вращения, значит, зажигание позднее и следует повернуть трамблер против движения часовой стрелки
  • Когда отметка наоборот не доходит до отметки на крышке, значит, зажигание раннее и следует повернуть трамблер по направлению движения часовой стрелки
  • Далее повторяем предыдущую процедуру с вращением шкива назад и снова ловим момент проскакивания искры, сравниваем отметки и регулируем
  • При некотором опыте все получится быстро и легко

Совет: чем аккуратнее и медленнее и вы вращаете шкив, тем точнее получится выставить зажигание

  • Когда достигли точного совпадения отметок, затягиваем трамблер и проворачиваем коленвал на два полных оборота, затем проверяем регулировку еще раз
  • При появлении разбега, устраняем его, если всё совпало, заводим мотор, и прогреваем
  • Далее разгоняем автомобиль до скорости 40-50километров в час, и включаем четвертую передачу, затем резко жмем на газ
  • Если вдруг услышали звук перебора клапанов, тогда зажигание надо выставить попозднее
  • Обычно при точной регулировке больше настраивать не надо

Быстрый метод

Более быстрый метод годится для первого запуска двигателя после ремонта:

  • Устанавливаете трамблер на место по выше описанному принципу
  • Момент опережения выставить проще
  • Найдя ВМТ поршня 4-того цилиндра, совмещаем отметку коленвала со средней отметкой на крышке
  • Затем проворачиваем трамблер медленно по часовой и против часовой стрелки, как только проскочит искра, прекращаем, фиксируем трамблер
  • Зажигание выставлено

Выставляем опережение по стробоскопу

Существует способ регулировки зажигания по стробоскопу. Он наиболее простой, и точный, однако зависит от исправности прибора. Все стробоскопы разные по конструкции, однако, принцип действия у всех один:

  • Подключаем провода питающие стробоскоп на клеммы, а провод, принимающий импульсы на колпачок свечки не снимая его

Схема подключения стробоскопа

  • Настройка выполняется на оборотах холостого хода
  • Стробоскоп наводим на отверстие (лючок) в кожухе сцепления(см.Ваз 2109: ремонт сцепления в домашних условиях)
  • Лучше пометить отметку на маховике коленвала ярким белым маркером либо корректором
  • Направляем на шкив стробоскоп и под действием вспышек выдаваемых стробоскопом с некоторой частотой, видим помеченную отметку неподвижной

Лючок в кожухе сцепления, на который наводим стробоскоп

  • Вращаем трамблер в необходимую сторону до совпадения необходимых отметок и фиксируем

Предупреждение:: если отметка под лучами стробоскопа движется туда-сюда, это сообщает о неисправности системы зажигания (как правило, конденсатора либо контактов).

Вот регулировка завершена, видео по этому вопросу прояснит все непонятные моменты.

MasteraVaza.ru

Разбираемся в процессе обслуживания и ремонта трамблера на автомобиле ВАЗ 2106

Для корректной эксплуатации мотора «шестерки» требуется качественное искрообразование, и для этого применяется такой электронный гаджет, который способствует ее формированию в ВМТ поршневой группы. Это происходит в разный период времени работы «движка» для каждого цилиндра. Такое устройство носит название трамблер ВАЗ 2106, и без его участия невозможна эксплуатация двигателя внутреннего сгорания.

Корректная эксплуатация системы зажигания (СЗ) зиждется на воспламенении воздушно-капельной смеси в определенное время. Для этого происходит необходимое накопление электроэнергии с помощью конденсатора на трамблере, которое далее транслируется на свечи СЗ. На электродах этих элементов происходит искрообразование, ведущее к воспламенению и сгоранию воздушно-капельной смести, что служит для последующей эксплуатации силовой установки транспортного средства.

Такое электронное устройство, как трамблер, предназначен для:

  1. Инициации процесса искрообразования (в зависимости от типа прерывателя-распределителя, если контактного типа – из-за размыкания контактной группы, а в бесконтактном трамблере – из-за работы датчика Холла).
  2. Направления созданного в бобине высоковольтного тока на требуемую СЗ.
  3. Изменения времени в моменте образования разрядной искры при разных режимах работы мотора и применяемого горючего.
  4. Обеспечения с помощью конденсатора на трамблере требуемого заряда и разряда величины тока в катушке зажигания.

В зависимости от типа зажигания цена трамблера ВАЗ 2106 может варьироваться от 1500 до 2300 рублей, причем изделия с электронным зажиганием оцениваются на порядок дороже. Автомобильный трамблер состоит из многих элементов, каждый из которых выполняет свою функцию. Трамблер состоит из нескольких взаимосвязанных групп электронных приборов, которые, в конечном счете, отвечают за систему распределения энергии на свечи СЗ. Рекомендуется осуществлять проверку распределителя и бегунка при каждом тестировании энергосистемы транспортного средств.

Роль конденсатора на трамблере уже определена, поэтому рассмотрим предназначение некоторых других компонентов этого электронного устройства. Так, при размыкании контактов трамблера ВАЗ шестой модели по достижению цилиндром ВМТ в бобине СЗ аккумулируется ток с высокой разностью потенциалов, проходящий через бегунок трамблера, с последующей трансляцией на крышку трамблера «шестерки» и далее – на соответствующую свечу СЗ.

Всегда необходимо обращать внимание на подшипник трамблера, т.к. его неудовлетворительное состояние, а именно люфты и износ, значительно влияют на качество движения. В случае дефектов подшипника трамблера транспортное средство будет эксплуатироваться в некорректном режиме, дергаться, слабо набирать мощность. Большое значение приобретает штатный привод трамблера ВАЗ, который отвечает за взаимодействие с силовой установкой.

При эксплуатации БСЗ используется бесконтактный трамблер ВАЗ 2106, в котором применяется транзисторное коммутаторное устройство и вместо прерывателя механического принципа действия автомобили последней генерации оснащаются датчиками Холла. Конструктивно этот детектор представляет несложный в своем составе элемент, индуцирующий магнитные волны. Это пластинка, на которой, с одной плоскости, располагается магнит постоянного типа, а с другой стороны – собственно датчик. Между этими компонентами находятся прорези специального вида.

При корректной установке трамблера на ВАЗ 2106, когда экранирующий элемент изолирует магнитное поле от смонтированного магнита, этот детектор показывает нулевое выходное напряжение, а при открытии специальных прорезей поступает высоковольтный ток. Необходимый порядок импульсных параметров трамблер транслирует в конечном итоге на бобину автомобиля.

Внеплановая регулировка трамблера «шестерки» проводится в случае выявления следующих дефектов хода транспортного средства:

  • неустойчивые холостые обороты мотора;
  • не подлежащая запуску силовая установка;
  • прекращающий работу в движении двигательный агрегат.

Основная причина возникновения этой группы неисправностей – трамблер транспортного средства. Конечно, можно подумать о том, как поменять трамблер и поставить новое изделие. Однако установка трамблера «шестерки» преждевременна, можно обойтись предварительной проверкой «на искру», протестировать бегунок трамблера и высоковольтные провода электронного устройства.

Следующий этап – контакты и крышка трамблера ВАЗ 2106, которые проверяют на обгорание, а контакты – еще и на величину зазора на трамблере, но для этого требуется наличие специального щупа. Внеплановый ремонт трамблера с БСЗ проводится крайне редко в силу ее надежности. Для установки электронного трамблера предлагается следующая схема подключения:

Использование БСЗ позволяет избавиться от такой проблемы, как выставить трамблер на ВАЗ 2106, что крайне важно для корректной работы устаревшей контактной системы зажигания.

avtovx.ru

Трамблер, устройство и схема: бегунок, привод, подшипник, конденсатор, контактная группа, втулка и бронепровода, как работает бесконтактное зажигание

Ни для кого не секрет, что работа бензиновых и дизельных двигателей основана на сгорании топливовоздушной смеси. Формируясь в карбюраторе или инжекторе, она попадает в цилиндры, после чего воспламеняется и тепловая энергия толкает поршни, приводящие в движение валы мотора. В итоге, машина едет. Алгоритм работы двигателя налажен очень чётко, однако для его верной организации важна не только своевременная подача топлива в цилиндры. Немаловажен в этой системе и процесс искрообразования, который достигается при помощи системы зажигания машины. Одной из основных составляющих в ней является трамблёр, подающий искру именно на свечу того цилиндра, где в данный момент поршень достигает нужного положения. Более подробно о работе именно этой детали машины и её особенностях поговорим сегодня.

Принцип работы трамблёра

Как стало ясно из введения сегодняшней статьи, трамблёр (также называемый – прерыватель-распределитель зажигания) – это очень важный элемент системы зажигания многих автомобилей. Его основной задачей является отправка образовавшейся искры в цилиндры мотора. При этом, в каждый цилиндр искра подаётся в разные моменты времени, что связано с хаотичностью движения их поршней. А как известно, для воспламенения топливной смеси поршень должен находиться в верхней мёртвой точке (честно говоря, взрыв топлива происходит за мгновенье до того, как поршень принимает эту позицию).

Для того чтобы понять общий принцип работы трамблёра, давайте рассмотрим полный цикл его функционирования. В упрощённом варианте он выглядит так:

  1. Всё начинается с того, что автомобилист поворачивает ключ в замке зажигания, тем самым давая команду карбюратору или инжектору для подачи топлива в цилиндры;
  2. Затем в момент запуска мотора стартер толкает маховик коленвала. Последнее путём взаимодействия с системой искрообразования (преимущественно с коммутатором) провоцирует возникновение искры на катушке зажигания;
  3. В это же время коленвал передаёт на устройство трамблёра сигнал, что тот должен начать работать. После этого контакты узла попеременно замыкаются и размыкаются, тем самым передавая искру на каждый конкретный цилиндр исключительно при достижении поршнем верхней мёртвой точки. Непосредственно регуляция подачи искры происходит из-за того, что трамблёр взаимодействует с коленвалом и путём несложных операций получает от него нужную информацию.

Помимо грамотного распределения тока, трамблёр чётко реагирует на изменение интенсивности подачи топлива в мотор, регулируя угол опережения зажигания. Происходит это благодаря тому, что устройство соединено либо с впускным коллектором, либо непосредственно с карбюратором/инжектором, но об этой и других функциях рассматриваемого механизма поговорим позже.

Примечание! Описанный выше принцип работы трамблёра двигателя максимально упрощён. Непосредственно взаимодействие узла с той же катушкой зажигания или топливной системой устроено намного сложнее с физической точки зрения. Однако так как все мы не физики, а автомобилисты – нам достаточно знать лишь обобщённый алгоритм того, как работает трамблёр.

Устройство трамблёра

Устройство трамблёра – это целая совокупность, знакомых для всех элементов системы зажигания автомобиля. Типовой узел подобной формации состоит не только из распределителя искры, но и из катушки зажигания, образующей эту самую искру. Реже в эту систему вводится коммутатор, но, как правило, он всё-таки вынесен отдельным элементом системы.

Углубляясь в рассмотрение конструкции узла, отметим следующие его составляющие:

  • Привод трамблёра, представленный обычным ротором. Входит в зацеп с валом мотора, тем самым запускает систему искрообразования и контроль за ней;
  • Катушка зажигания, постоянно взаимодействующая и с элементами трамблёра, и с коммутатором. Формирует искру и передаёт излишки тока на конденсатор для их запасания или дальнейшего распределения по системе автомобиля;
  • Конденсатор трамблёра, получающий от катушки зажигания ток на «хранение» и, при необходимости, способный управляться коммутатором. Накапливает излишний заряд для использования такового в системе автомобиля;
  • Бронепровода, обеспечивающие взаимодействие элементов системы и передачу тока в ней;
  • Бегунок трамблёра или специальный датчик, получающий искру от катушки зажигания и распределяющий её между цилиндрами. Типовая схема трамблёра предполагает, что данный распределитель вынесен наверх узла и от него отходят высоковольтные провода на свечи зажигания;
  • Вакуумный октан-корректор или подобный узел, следящий за поточностью и качеством подаваемого топлива в цилиндры. На разных версиях распределителей может быть представлен сильно отличающимися механизмами, но зачастую основан на вакуумном сжатии и всегда соединён с системой подачи топлива. То есть, чем сильнее нагнетается топливовоздушная смесь, тем раньше распределитель передаёт искру на свечи, дабы всё горючее выгорало с максимальным КПД.

Помимо описанных выше элементов трамблёра, стоит выделить и вспомогательные узлы, которые необходимы для построения единой системы. Если быть точнее, то к таким элементам устройства относят:

  • Во-первых, контакты трамблёра. Пожалуй, одну из основных функций выполняет именно контактная группа трамблёра, которая и обеспечивает взаимодействие его составляющих;
  • Во-вторых, подшипник трамблёра. Он увеличивает ресурс роторного механизма, что существенно продлевает срок службы всего устройства;
  • И в-третьих, многочисленные втулки трамблёра, кулачки и крепления. Все они обеспечивают единую и надёжную конструкцию распределителя.

Важно! На современных машинах встретить трамблёр получается очень редко. Связано это с тем, что большинство из производимых моделей имеет электронное зажигание, а там распределением искры занимается специальный чип. В системе же контактного и бесконтактного зажигания роль этого узла играет рассматриваемый сегодня трамблёр.

Функции распределителя и немного о его истории

Резюмируя сегодняшнюю статью, обобщим всю рассмотренную теорию и выделим основные функции трамблёра. В классическом понимании этого устройства распределитель должен:

  • Инициировать искрообразование;
  • Распределять искру по цилиндрам;
  • Регулировать искрообразования под конкретный режим работы двигателя;
  • Обеспечивать накопления излишек тока в «бобине» (конденсаторе);
  • Осуществлять размещение скопленного заряда по системе.

Отметим, что первые трамблёры появились в начале 00-х годов 20 века. Тогдашние принципы работы ДВС вполне соответствовали функционированию механического распределителя искры. Однако с течением времени подходы к созданию автомобилей менялись, поэтому обычные трамблёры с бегунком становились всё примитивней. Сначала в системах бесконтактного зажигания их активно начал замещать датчик Холла, а позднее уже в электронном зажигании стали использоваться микропроцессоры.

Помимо этого, прогресс в автомобилестроении полностью электронизировал подачу горючего в мотор. В итоге, вакуумные октан-корректоры стали бесполезными и им на смену в системах с электронным зажиганием пришли специальные датчики. Учитывая стремительные темпы развития автомобильной сферы, ничего удивительно в том, что трамблёры затронули лишь несколько поколений машин, нет. Большинство российских автомобилистов и вовсе знают подобный распределитель искры по ВАЗовской «классике».  Более же новые модели с электронным зажиганием устроены принципиально по-иному, поэтому в их конструкции найти трамблёр не выйдет.

Пожалуй, на этом наиболее важная информация по сегодняшней теме подошла к концу. Надеемся, статья была для вас полезна и дала ответы на интересующие вопросы. Удачи в обслуживании и эксплуатации авто!

SwapMotor.ru

Как работает система зажигания.

Цель системы зажигания является создание искры, которая зажигает топливо-воздушную смесь в цилиндре двигателя. Это должно быть сделано в нужное мгновение и со скоростью до нескольких тысяч раз в минуту, для каждого цилиндра в двигателе. Если возникновение искры отклонится лишь на малую долю секунды, двигатель будет плохо работать или не работать вообще.

Система зажигания посылает чрезвычайно высокое напряжения к свече на каждом цилиндре, во время когда поршень находится в верхней мертвой точке, такта сжатия. Между центральным и боковым электродами свечи зажигания есть зазор, в котором проскакивает высокое напряжение. Вот здесь и возникает искра.

Напряжение, которое подается на свечи зажигания, находится где-то между 20000 и 50000 вольт и выше. Работа системы зажигания заключается в производстве высокого напряжения от 12 вольтового источника и подать его в каждый цилиндр в определенном порядке, точно в нужное время.

Давайте посмотрим, как это делается.

Система зажигания решает две задачи. Во-первых, она должна создавать достаточно высокое напряжение (20 000 +), чтобы возникла дуга через зазор свечи зажигания, таким образом, создавая искру достаточно сильную, чтобы зажечь топливо- воздушную смесь. Во-вторых, она должна контролировать сроки, чтобы искра возникала в самый нужный момент и отправить ее на нужный цилиндр.

Система зажигания состоит из двух разделов, первого и второго контура. Низкое напряжение первичной цепи работает от 12 до 14,5 вольт и отвечает за генерацию сигнала на свечи зажигания в точное время и заключается в том, чтобы отправить сигнал на катушку зажигания . Катушка зажигания является компонентом, который преобразует 12 вольтовый сигнал в высокое напряжение 20000 + вольт. Как только напряжение увеличили, оно идет на вторичный контур , который затем направляет заряд на нужную свечу зажигания в нужное время.

Основы.

Все автомобили работают на постоянном токе, или от постоянного тока. Это означает, что ток движется в одном направлении, от положительной клеммы аккумулятора к минусовой клемме аккумулятора. В случае с автомобилем, минусовая клемма аккумулятора связана кабелем непосредственно к кузову и блоку двигателя. Кузов и любые металлические компоненты находящиеся в контакте с ним, называется Земля. Это означает, что схема, которую необходимо отправить обратно в текущую минусовую сторону батареи может быть подключена к любой металлической части автомобиля.

Теперь вернемся к системе зажигания. Основной принцип электрической системы зажигания не изменилась за более чем 75 лет. Что изменилось, так это метод, посредством которого искра создается и как она распределяется.

В настоящее время существуют три различных типа системы зажигания. В механической системе зажигания использовалась механическая и электрическая части, и не использовалась электроника. При понимании механической системы, будет легче понять новые электронные и компьютерные системы зажигания, так что не пропустите ее. Электронная система зажигания начала свой путь в производстве автомобилей в начале 70-х и стала популярной, потому что обеспечивает лучший контроль и повысила надежность системы. Наконец, система распределения зажигания с компьютерным управлением стала доступна в середине 80-х. Эта система не содержит движущихся частей, поэтому надежность была значительно улучшена. Большинство из этих систем не требует обслуживания, кроме замены свечей зажигания.

Давайте подробно рассмотрим каждую систему и посмотрим, как они работают.

Механическая система зажигания.

Распределитель (трамблер) центр механической системы зажигания и решает две задачи. Во-первых, он отвечает за запуск катушки зажигания для создания искры в определенный момент. Во-вторых, трамблер отвечает за направление, чтобы искра возникла в нужном цилиндре (именно поэтому его называют распределитель.)

Когда Вы вставляете ключ в замок зажигания и поворачиваете ключ в положение запуск, вы посылаете ток от батареи, через провод, непосредственно к положительной (+) стороне катушки зажигания. Внутри катушки серия медных обмоток, которые намотаны вокруг катушки и выходят из отрицательной (-) стороны катушки. Оттуда, проводник принимает ток к трамблеру и подключенному к специальной кнопке включения / выключения, называемых точками. Когда точки закрыты, ток идет непосредственно на землю. При протекании тока из замка зажигания, через обмотки катушки, на землю, он образует сильное магнитное поле внутри катушки.

Точки состоят из неподвижной точки контакта, который крепится к пластине внутри трамблера, и подвижный контактный установленный на конце подпружиненного рычажка Подвижные точки расходятся 4,6 или 8 раз за полный оборот (в зависимости от числа цилиндров в двигателе) вращающегося вала внутри трамблера. Вал трамблера вращается в такт двигателя, делает один полный оборот на каждые два обороты двигателя. Когда вал вращается, кулачок толкает контакты, чтобы открыть и закрыть их. Каждый раз, когда контакты открыты, поток тока прерывается через катушку, тем самым рушится магнитное поле и высвобождается высокое напряжение через вторичные обмотки катушки. Это перенапряжение выходит из верхней части катушки и через высоковольтные провода катушки.

Теперь у нас есть напряжение, необходимое для искры свечи зажигания, но мы все еще должны направить его на правильный цилиндр. Центральный провод идет от катушки непосредственно в центр крышки трамблера. Под крышкой находится ротор, который устанавливается на верхней части вращающегося вала. Ротор (бегунок) имеет металлическую полосу на вершине, которая находится в постоянном контакте с центром крышки трамблера. Он получает высокое импульсное напряжение от катушки и отправляет его на другом конце ротора, который вращается попеременно контактируя с каждым терминалом свечи зажигания внутри крышки. Вращаясь на валу ротор посылает напряжение на нужный провод свечи зажигания, который в свою очередь, отправляет его на свечи зажигания. Напряжение поступает на свечи зажигания на центральный электрод, затем проскакивает через зазор на кончике свечи зажигания, создавая искру подходящую для воспламенения топливно-воздушной смеси внутри этого цилиндра.

Описание, которое вы только что прочитали является упрощенной версией, но должны быть полезны для визуализации процесса, мы пропустили несколько вещей, которые составляют этот тип системы зажигания. Например, мы не говорили о конденсаторе, который подключен к контактам, и мы не говорим о системе раннего зажигания. Давайте посмотрим на каждый раздел и изучим его более подробно.

Замок зажигания.

Существуют две отдельные схемы, которые идут от замка зажигания на катушку. Один контур проходит через резистор для того, чтобы снять около 15%, напряжение чтобы защитить контакты от преждевременного износа. Другая схема посылает полное напряжение батареи к катушке. Единственный раз, когда эта схема используется, во время запуска. Так как стартер потребляет значительное количество энергии, чтобы осуществить пуск двигателя, дополнительное напряжение необходимо для питания катушки. Поэтому, когда ключ повернут в подпружиненное положение запуска, используется полное напряжение батареи. Как только двигатель завелся, водитель отпускает ключ в рабочее положение, и направляет ток через резистор к первичной обмотке катушки.

Распределитель зажигания (трамблер).

При снятии крышки трамблера, вы увидите контакты и конденсатор. Конденсатор может хранить небольшое количество тока. Когда контакты начинают открываться, ток, протекающий через контакты, ищет альтернативные пути к земле. Если бы не было конденсатора, ток попытается прыгнуть через промежуток, между контактами, поскольку они начинают открываться. Если допустить, контакты быстро сгорят, и вы бы слышали помехи на автомобильном радиоприемнике. Чтобы предотвратить это, конденсатор действует как путь к земле.. Поскольку дуги через контакты устранены, контакты прослужат дольше и нет помех на радио.

Контакты требуют периодической регулировки, чтобы двигатель работал эффективнее. Это происходит потому, что трение кулачка и контакта изнашивает поверхность соприкосновения и с течением времени меняется зазор между контактами. Есть способ, чтобы измерить зазор, чтобы увидеть нуждаются ли контакты в регулировке. Он заключается в измерении зазора между открытыми контактами.

Регулировку производят при неработающем двигателе и снятой крышкой трамблера. Нужно ослабить неподвижный контакт и переместить ее немного, затем измерить зазор, с помощью щупа, и затянуть его в нужном положении.

Катушка зажигания.

Катушка зажигания ничего более, чем электрический трансформатор. Она содержит первичные и вторичные обмотки. Первичная обмотка содержит от 100 до 150 витков тяжелых медных проводов. Этот провод должен быть изолирован, чтобы напряжение не прыгало из цикла в цикл (короткое замыкание). Если бы это случилось, она не сможет создать первичное магнитное поле, которое требуется. Первичная проводная схема проходит в катушке через положительный вывод, циклы вокруг первичной обмотки, и выходит через отрицательный вывод.

Схема вторичной обмотки содержит от 15000 до 30000 витков тонкой медной проволоки, которые также должны быть изолированы друг от друга. Вторичная обмотка сидит внутри первичной обмотки. Для дальнейшего повышения магнитного поля катушки вокруг обмотки обернута мягким железом. Чтобы противостоять жаре, катушка заполнена маслом.

Катушка зажигания является сердцем системы зажигания. Через катушку создается сильное магнитное поле.

Угол опережения зажигания.

Искра возникает в тот момент, когда контакты размыкаются, при помощи кулачка вращающемся в трамблере.

Точная установка контактов важна для двигателя для правильной работы. Необходимо изменять время возникновения искры, в зависимости от оборотов и нагрузки двигателя. Если мы сможем двигать площадку, на которой расположены контакты, мы смогли бы изменить время возникновения искры в соответствии с потребностями двигателя.

Зачем нам нужно раннее зажигание, когда двигатель увеличивает обороты?

Когда возникает искра на свече зажигания в камере сгорания, она воспламеняет все топливо и смеси на кончике свечи зажигания. Топливо, которое окружает свечу, зажигается. Это топливо продолжает расширяться на определенной скорости, которая всегда одинаково, независимо от оборотов двигателя. Оно не толкает поршень вниз, пока оно заполняет камеру сгорания и не имеет выхода. Так что, чем быстрее двигатель вращается, тем раньше должна возникнуть икра, для получения максимальной мощности.

Существуют два механизма, которые позволяют изменить угол опережения зажигания: центробежные и вакуумные.

Центробежные система изменения угла опережения по отношению к оборотам двигателя, использует пару подпружиненных противовесов, которые, под действием центробежной силы, меняют положение кулачка на валу трамблера. Когда вал вращается быстрее, вытягиваются противовесы, преодолевая силу пружины, меняя положение верхнего вала, по отношении к нижнему, в результате чего получаем раннее зажигание.

Вакуумные механизмы работают, изменяя положение контактов по отношению к корпусу трамблера. Двигатель производит вакуум во время его работы с закрытым дросселем. Другими словами, ваша нога не на педали газа. В этой ситуации, поступает мало топлива и воздуха в камеру сгорания.

Вакуумные механизмы используют диафрагмы подключенные к вакуумной линии, которые двигают площадку, на которой расположены контакты. Когда дроссельная заслонка открыта, вакуум действует на диафрагму, которая в свою очередь передвигает площадку с контактами, таким образом получаем раннее зажигание.

Провода зажигания.

Эти кабели предназначены для работы с 20000 до более чем 50000 вольт, достаточное напряжения, чтобы отбросить вас через всю комнату, если вы столкнетесь с ним. Работа проводов заключается, чтобы передать без утечки эту огромную силу на свечи зажигания. Провода свечей зажигания должны выдерживать тепло работающего двигателя, а также резкие изменения погоды. Провода зажигания довольно толстые, но большая часть толщины, занимает изоляция, а по центру очень тонкий проводник. Изоляция поддается теплу двигателя и начинает затвердевать, образуются трещины, сохнут, или ломаются. Когда это произойдет, они не будут в состоянии обеспечить необходимое напряжение на свечи зажигания. Чтобы устранить эту проблему, провода зажигания должны быть заменены.

Провода зажигания идут от крышки трамблера к свечам зажигания в определенном порядке. Это называется «зажигание» и является частью конструкции двигателя. Каждая свеча зажигания должна сработать в конце такта сжатия. Каждый цилиндр имеет такт сжатия в разное время, поэтому важно, чтобы отдельный провод свечи зажигания передавал напряжение на нужный цилиндр.

Например порядок работы цилиндров на двигателе V8 составляет 1, 8, 4, 3, 6, 5, 7, 2. Цилиндры пронумерованы от передней к задней с цилиндром № 1 на передней левой части двигателя. Так цилиндров на левой стороне двигателя с номерами 1, 3, 5, 7, а в правой части с номерами 2, 4, 6, 8. На некоторых двигателях, правая сторона составляет 1, 2, 3, 4, а на левой стороне 5, 6, 7, 8. Руководство по ремонту укажет вам правильный порядок работы цилиндров двигателя.

Свечи зажигания.

Последнее звено, в цепочке системы зажигания, свечи.

Современные свечи зажигания выполняют свою задачу на протяжении очень длительного периода и не требуют обслуживания. Эти электрические чудеса бывают разных конфигураций и тепловых диапазонов, для правильной работы в данном двигателе.

Тепловой диапазон свечей зажигания диктует, будет ли температура достаточна, чтобы сжечь любой остаток, который собирается на кончике свечи, но не горячей, чтобы не вызывать раннее зажигание в двигателе. Раннее зажигание возникает, когда свечи зажигания сильно нагреются и зажигают топливо-воздушную смесь преждевременно, до возникновения искры. Большинство свечей зажигания содержат резистор для подавления радиопомех. Зазор на свечах зажигания имеет также важное значение и должны быть установлены до того как свечи зажигания установлены в двигатель. Если зазор слишком большой, может не возникнуть искра. Если зазор слишком мал, искра может оказаться недостаточной, чтобы зажечь бедную топливно-воздушную смесь, которая также приводит к перебоям.

Электронная система зажигания.

(с 1970-х годов до наших дней)

В этом разделе будут описаны основные различия между ранней механической системой и более новыми электронными системами. Если вы не знакомы, как работает система зажигания в общем, я настоятельно рекомендую, чтобы вы сначала прочитали предыдущий раздел механической системы зажигания.

В электронной системе зажигания, контакты и конденсатор были заменены электроникой. В этих системах есть несколько способов, используемых для замены контактов и конденсатора, чтобы вызвать разряд катушки. Один из способов, используется металлическое колесо с зубьями, как правило, по одному для каждого цилиндра. Это называется якорем. Магнитный импульс, когда зуб проходит, посылает сигнал на блок управления на катушку зажигания.

Другая система, использует датчик холла и ротор с прорезями, чтобы послать сигнал электроникой, что пришло время для запуска катушки. Эти системы по-прежнему используют механизм опережения зажигания и трамблер.

Преимущество этой системы, кроме того, что она не нуждается в обслуживании, является то, что модуль управления может работать намного выше первичного напряжения, чем механические контакты. Так что катушка может создавать гораздо лучшую искру, порядка 50 000 вольт вместо 20 тысяч вольт на механической системе. В этой системе идет только один провод от замка зажигания на катушку, первичный резистор больше не нужен.

На некоторых автомобилях, модуль управления установлен внутри трамблера, вместо контактов. На других конструкциях, модуль управления установлен за пределами трамблера с внешней проводкой.

Более высокое напряжение, позволяют использовать более широкий зазор на свечах зажигания. Более мощная искра обеспечивает воспламенение более бедной смеси, что позволило улучшить топливную экономичность.

Ранние электронные системы были ограничены и не имели вычислительных мощностей, так что опережение регулировалось при помощи центробежных и вакуумных механизмов.

На более поздних системах, внутри трамблера пусто и все процессы осуществляются с помощью датчика, который отслеживает положения зубчатого колеса на коленчатом валу или распредвала. Эти устройства называются датчиками положения коленчатого вала или датчиками положения распределительного вала. В этих системах, работа трамблера заключается исключительно для распределения искры на нужный цилиндр при помощи крышки трамблера и ротора. Компьютер обрабатывает угол опережения, необходимый для бесперебойной работы двигателя.

Электронная система распределения зажигания.

(с 1980-х годов до наших дней).

Новые системы, произошли от механической системы (трамблера). Электронная система распределения зажигания полностью неподвижна, без движущихся частей. Эти системы полностью контролируется бортовым компьютером. Вместо трамблера, используются несколько катушек, каждая из которых обслуживает одну или две свечи зажигания. Типичный 6-цилиндровый двигатель имеет 3 катушки, которые устанавливаются вместе в «пакет».,

Провод свечи зажигания выходит из каждой стороны отдельных катушек и идет в соответствующие свечи зажигания. Одна свеча зажигания работает на такте сжатия, для воспламенения топливно-воздушной смеси, в то время как другие свечи зажигания, на такте выпуска бездействуют. На некоторых автомобилях, имеются отдельные катушки для каждого цилиндра, установленные непосредственно на свечу зажигания. Такая конструкция полностью исключает провода высокого напряжения, для еще большей надежности. Большинство из этих систем используют свечи, которые предназначены для большого пробега, что сокращает затраты на обслуживание.

blogautolive.ru


Смотрите также