Почему бензин дорожает а нефть дешевеет


Нефть дешевеет, бензин дорожает: почему? Почему нефть дешевеет, а бензин в России дорожает?

На современном рынке энергоносителей можно наблюдать занятную ситуацию. В то время как нефть дешевеет, бензин дорожает. Почему именно таким образом складывается ситуация, детально практически никто объяснить не может. Эксперты связывают явление с ценовым произволом, который никак не ограничивается со стороны государства. Монополисты, перевернув ситуацию в свою пользу, не упускают возможности хорошо заработать. Манипуляция ценами осуществляется в личных интересах. Речь не идет об общественном сговоре. Владельцы заправок просто ориентируются друг на друга и поддерживают цены на приблизительно одинаковом уровне. Рыночную экономику, при которой нефть упала практически на 38%, а топливо поднялось не меньше чем на 8%, назвать честной весьма проблематично.

Антимонопольный комитет бездействует

Из-за бездействия антимонопольного комитета нефть дешевеет - бензин дорожает. Почему правительство не принимает кардинальные меры, объяснить весьма проблематично. Можно сказать о нежелании ввязываться в конфликты и распри. Весьма распространены слухи о том, что ситуация на рынке несет определенную материальную выгоду самим чиновникам, хоть это и невозможно доказать напрямую.

Как изменить ситуацию в теории: из опыта развитых стран мира

Вопрос о том, почему бензин не дешевеет вслед за нефтью, интересует многих. При этом, действий со стороны властных структур не наблюдается. Исправить ситуацию вполне реально, если антимонопольной службе предоставить возможность делать работу любой структуры финансово и экономически прозрачной при возникновении подозрения на монопольное положение. В Германии распространена практика возвращать цены на прежнее место при обнаружении их скачков. Только после стабилизации ситуации начинается расследование. При этом торговец, боясь уголовной ответственности, продолжает реализовывать свой товар по старой цене. Такой подход обусловлен тем, что если на время разбирательства стоимость продукта оставить завышенной, это может нанести непоправимый ущерб экономике государства.

В Италии, во избежание угнетения малого бизнеса крупной сетевой торговлей, учредили уникальное правило. В частности, крупный супермаркет может быть возведен только в той области, где обычные магазины открыть просто невозможно. При этом определенный процент товаров на прилавках должен быть местного производства. Такую систему ведения бизнеса может с легкостью внедрить даже региональная власть.

Разрыв в ценах на бензин между странами

Произвольная ситуация в России не позволяет не переживать о том, почему нефть дешевеет, а бензин дорожает. Уровень цен в стране уже достиг американского, а местами его и перегнал. Весьма проблематично сразу понять, почему россияне платят за топливо, изготовленное из собственной нефти, больше доллара за литр, а американцы, которые закупают «черное золото» в России, заправляются по цене в 23 рубля за литр. Ситуация не меняется достаточно продолжительный период времени, и соотечественники, казалось-бы, привыкли к обстановке на рынке горючего. Однако скачки в цене за последние пару месяцев на 8%, а за последние 2 года - на 14%, даже самых состоятельных людей не оставили равнодушными.

Почему нефть дешевеет, а бензин в России дорожает: выступления политиков

Многие чиновники уже неоднократно выступали с заявлениями о том, что когда цена на нефть начинает резко увеличиваться, сдержать стоимость горючего никакими известными способами не получается. Цена на топливо взлетает очень быстро. Мало внимания уделяется тому, что при снижении стоимости нефти бензин не дешевеет, а остается на стабильном уровне.

О чем говорят эксперты?

Эксперты сделали попытки объяснить, почему нефть дешевеет, а бензин дорожает. Финансовая аналитика связывает ситуацию с непомерно большим ростом инфляции, который в ближайшее время достигнет уровня в 12%. Обратим внимание на то, что рост цен уже на данном этапе существенно превосходит установленную прогнозами планку. Экономисты обращают внимание на самый простой закон рынка. Пока потребитель будет платить, цены на горючее будут повышаться. По статистике Федеральной дорожной службы, ежегодно в России количество иномарок увеличивается. Так, к 2014 году их количество достигло 50 миллионов машин. Вывод: если люди могут покупать себе дорогой транспорт, то и на топливо у них деньги найдутся. Видение ситуации правительством весьма просто и не является критическим. Некоторые чиновники даже удивляются, почему граждан России так волнует вопрос о том, почему нефть дешевеет, а бензин дорожает.

Как стоимость топлива влияет на ценообразование в России?

По краткосрочному прогнозу, в ближайшие несколько месяцев бензин будет активно дорожать. Есть весьма «хорошая перспектива», что в ближайшем будущем посещать автозаправку станет роскошью. Настораживает тот момент, что от стоимости бензина зависят цены практически на все продукты. Стоимость, предлагаемая потребителю за любой товар, уже включает транспортные расходы. Это не только транспортировка с одного места в другое, но и доставка сырья на место производства продукции. Фиксируется активный рост себестоимости многих товаров. Скачок топлива вскоре ударит по карманам не только бизнесменов и владельцев машин, но и пенсионеров, которые, придя один раз в магазин за хлебом и молоком, увидят непомерно высокие цены на продукты.

Стоимость бензина в разных странах мира

Далеко не во всех странах нефть дешевеет - бензин дорожает. Почему это происходит, определяет внутренняя политика каждой страны. Цена горючего формируется под воздействием одновременно нескольких факторов:

  • себестоимость горючего;

  • наценка производителя;

  • размер налогов и акциз;

  • оптовые и розничные накрутки (объем накруток и наценка производителя не должны быть более 10% на каждой стадии).

Основная часть цены топлива определяется размером налогов и акцизами. Каждое государство имеет свой подход к вопросу налогооблажения нефтяного сектора. Самые высокие налоги в Европе, что и приводит к высокой стоимости бензина в таких странах, как Голландия и Португалия, Норвегия и Германия. К числу стран с самыми высокими ценами на горючее относится и Россия. Вторая категория стран — это те, у которых налоги не составляют более 20% розничной стоимости топлива. Самый яркий представитель категории — это Америка. Третья категория государств не только не устанавливает высокие налоги, но и выделяет дотации из бюджета на развитие отрасли. Политика работает в Кувейте и Туркменистане, в Саудовской Аравии и в Алжире, в Венесуэле.

Сложившаяся ситуация определила четкую ценовую политику стран и фиксированную стоимость топлива. К настоящему моменту рынок горючего имеет следующие очерки:

  • Венесуэла - 1,2 руб. за литр;
  • Иран — 3,5;
  • Саудовская Аравия — 4,57;
  • Ливия — 3,67;
  • Египет — 5,6;
  • Россия — 35,7;
  • США - 23,8;
  • Великобритания — 52,7;
  • Норвегия — 71,8;
  • Голландия — 72,2;
  • Сьерра-Леоне — 116;

Какими методами можно снизить стоимость бензина?

После того как актуальность вопроса о том, почему нефть дешевеет, а бензин в России дорожает, повысилась в разы, эксперты стали рассматривать методики снижения цен. Длительные исследования экономики привели к выводу, что изменить ситуацию может только государство. Частные лица ни при каких обстоятельствах не будут отказываться от своей прибыли. Попытки натянуть одеяло на себя и стали причиной того, что нефть дешевеет, бензин дорожает. Почему большинство не хочет менять ситуацию, вполне очевидно — это материальная выгода. Достаточно проблематично взять и заморозить цены на топливо в один миг по всей стране. Изначально власти должны сократить налоги на горючее, которые соответствуют 55% его розничной стоимости. Скажем сразу, это делать никто не будет, ведь порядка 40% федерального бюджета — это прибыль от энергетической сферы.

Почему чиновники не понижают налог?

Чиновники категорически отказываются понижать налог на «черное золото», ведь это приведет к опустошению бюджета государства. О том, что правительство не желает терять прибыль от энергетической отрасли, говорят все новости. Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает, становится весьма очевидным. Высокая стоимость топлива позволяет стране держаться на плаву, особенно в ситуации с падением курса рубля и активными поставками нефти на международный рынок Америкой.

Можно сказать, что снижение стоимости горючего может привести к тому, что у людей появится желание скупать дешевое горючее в России и реализовать его по более высокой цене за рубежом. Единственный более-менее объективный способ изменить ситуацию - это направить все силы на улучшение уровня благополучия населения страны.

Сколько стоит бензин в России?

Ведя активные дискуссии о том, почему нефть третий месяц дешевеет, а бензин дорожает, стоит рассмотреть фактическую ситуацию в стране. Так, с начала 2014 года было зафиксировано повышение цен на 9,2%, что значительно выше официального объема инфляции (7,6%). Колебания стоимости топлива варьируются по стране в зависимости от региона. Самое дорогое топливо в Ульяновской области, и об этом говорят все новости. Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает самыми быстрыми темпами именно в этом регионе (на 11,7%), объяснить специалистам не удается. Спокойная обстановка только среди владельцев дизельного транспорта. Горючее для них изменилось в цене на копейки.

Заканчивая рассмотрение вопроса о том, почему бензин дорожает, если нефть дешевеет, стоит сказать, что в связи увеличением предложения и сокращением спроса на международном рынке отечественные компании несут определенные убытки. Компенсация материальных расходов осуществляется именно благодаря жесткой ценовой политике на горючее. Пока ситуация на международном мировом рынке не стабилизируется, пока нефтяные компании не перестанут терять деньги по причине падения стоимости барреля нефти, ситуация на автозаправках не изменится, а возможно и усугубится.

fb.ru

Почему бензин дорожает, если нефть дешевеет

Что же касается вклада нефти в цену литра бензина или дизеля, то, по признанию Deutsche Welle, он неощутим. Немецкие бензоколонки ориентируются не на нефтяные котировки, а на цены НПЗ в Роттердаме. А те, в свою очередь, опять-таки реагируют не на цену барреля, а на текущую конъюнктуру спроса и предложения и приводят пример: «Прошлым летом нефть дешевела, но бензин тем не менее в какой-то момент даже подорожал, поскольку вдруг подскочил спрос на него из США».

Такая же, почти один в один, логика ценообразования утвердилась и на российском рынке. Цены на АЗС реагируют на конъюнктуру, а не на нефть. Но, несмотря на совпадение общих подходов к ценообразованию, российские цены на топливо подвержены специфике финансовой и налоговой системы страны.

Первое – это акцизы. В Германии налоги на энергию (аналог акциза), а это 65,4 евроцента в литре бензина и 47 евроцентов в литре дизеля, не повышались 13 лет, с 2003 года.

В России ставки акцизов за такой же период увеличены на бензин почти в пять раз, с 1,6 до 7,6 руб./литр, на дизель – в восемь, с 0,5 до 4,4 руб./литр. Германия может себе позволить не повышать налог на топливо, в России же поступления от нефтегазовых компаний являются хребтом бюджета, а потому чем ниже мировые цены на нефть, тем круче Минфин повышает внутренние налоги и акцизы, а соответственно, и цены.  То есть реально зависимость цен от нефтяных котировок в стране существует, но это обратная зависимость. А вопрошающим, почему цены на АЗС не падают вслед за сырьем, следует адресовать внимание к параметрам российского бюджета, хотя бы к его доходной части.   

Второе – это жесткая, почти линейная связь между курсом доллара и мировыми ценами на нефть. Чем дешевле нефть, тем слабее рубль. То есть цены на нефть для внутренней переработки в рублевом эквиваленте практически не снизились. Так, при стодолларовой цене барреля его цена в рублевой зоне оценивалась на уровне 3700 руб./т. Баррель подешевел вдвое - с $100 до $50, а в рублях лишь на 13%, до 3200 руб./т.

Третье – это яркая сезонность в сегменте бензина.  Несмотря на то что российские НПЗ в целом по году выпускают достаточное количество автомобильного бензина для удовлетворения внутреннего спроса, в сезон летних отпусков спрос на бензин опережает мощности отечественных НПЗ. В итоге на рынке формируется дефицит, из-за которого оптовые цены на бензин взлетают почти на 20%.

Типичное поведение биржевых цен на бензин марки Аи92 в 2015 году представлено на диаграмме, где сплошная красная кривая – это статистика биржевых (оптовых) цен на протяжении года.  Первый всплеск, пришедшийся на февраль, отображает рост налоговой нагрузки на отрасль в 2015 году, а вторая фаза роста на 20% по времени совпадает с летним периодом, после которого цены к концу года возвращаются к уровням начала года.

Если бы розничные цены следовали точно в соответствии с оптовыми, как это принято на западных рынках, то и они (на диаграмме пунктирная красная линия) дали бы летний прирост порядка 20%. Реакцию водительского сообщества на такое поведение цен, полагаю, нетрудно представить.  Однако российские регуляторы рынка в лице Федеральной антимонопольной службы (ФАС) таких колебаний не допускают. В мягкой форме, в виде прогноза руководители службы публично высказывают мнение, что цены на АЗС, конечно же, могут вырасти и вырастут, но темпы роста при этом будут оставаться в русле годовой инфляции, а возможно, и не превысят ее. И прогнозы ФАС сбываются на 100%. Так, в 2014 году годовая инфляция зарегистрирована на уровне 11,4%, а бензин подорожал лишь на 7-8%, дизельное топливо – на 3%. В 2015 году инфляция составила 12,9%, а цены на топливо - вдвое ниже: бензин – плюс 6%, дизель – плюс 3%.

Характер поведения розничных цен представлен на диаграмме сплошной синей линией. Цены на АЗС в начале года стартовали на значениях 34,80 руб./литр, в высокий сезон спроса перестроились к уровню 34,80 руб./литр и на этом значении завершили год, несмотря на то что оптовые цены во второй половине года резко снижались. Средняя цена по году составила 33,70 руб./литр. А если бы ФАС не вмешивалась в ценовую политику нефтяных компаний на розничном рынке, то цены на АЗС гуляли бы в таких же пределах, что и оптовые (прерывистая красная линия на диаграмме), а средняя цена по году составила бы (внимание!) 33,80 руб./литр, практически неотличимых от регулированных антимонопольщиками. И в этом позитив для рынка. Иначе на пустом месте получили бы «марши пустых канистр», недовольство огромной армии автовладельцев, пожары в гаражах и на балконах запасливых автомобилистов.

www.forbes.ru

Блоги / Борис Немцов: Почему нефть дешевеет, а бензин в России дорожает

Почему цены на нефть на мировом рынке уже третий месяц подряд падают, а цены на бензин в России растут? Парадокс, правда?

Парадокс это только на первый взгляд. Поясню.

1. Главная причина роста цен на бензин у нас в стране — запредельная монополизация рынка. Роснефть (Сечин) добывает 200 млн тонн в год, то есть почти 40% российской нефти (годовая добыча 525 млн). Роснефть вместе с Лукойлом (85 млн тонн), Сургутом (60 млн) и Газпромнефтью (50 млн) контролируют 75% добычи. Неестественная монополизация и национализация нефтяного сектора происходила на протяжении всех долгих лет правления Путина. Сначала был ЮКОС. В 2003 году после ареста Ходорковского Сечин организовал принудительное банкротство компании и через рюмочную «Лондон» в Твери захватил ее. В 2005 году Газпром купил у Абрамовича Сибнефть, а в 2012-2013 Сечин купил почти за 60 млрд долларов ТНК-ВР. Конкуренция резко снизилась, что позволило диктовать цены на рынке. Бандитская монополизация и национализация продолжается. Я уверен, что арест Евтушенкова связан с желанием Сечина захватить Башнефть — единственную нефтяную компанию в России, которая сильно увеличила добычу нефти, более чем на 9 процентов, в первом полугодии 2014 года. (http://www.oilcapital.ru/upstream/247812.html) Так, что спокойно можно назвать персонально виновных в росте цен. Это Сечин и Путин.

2. Вторая причина роста цен — огромные долги Роснефти (почти 70 млрд долларов), возникшие в результате аферы с покупкой ТНК-ВР. Поскольку цена на нефть на мировом рынке падает, Сечин ее увеличивает на внутреннем, чтобы компенсировать потери от экспорта и расплатиться с долгами.

3. Девальвация — важнейшая причина роста цен на бензин. Поскольку долги нефтяных компаний — это кредиты западных банков в долларах, сечины повышают цены, чтобы не снижалась долларовая выручка. То есть цена на бензин следит за курсом рубля, а не за мировой ценой на нефть.

Коротко. Цена на бензин зависит от курса доллара. Доллар дорожает, бензин тоже. (А доллар дорожает, когда нефть на мировом рынке дешевеет) И от аппетитов Сечина-Путина. Хотят повысить цены и повышают. Потери на внешнем рынке компенсируют ростом цен в России.

То же самое с газом. Снижение цены на газ в Европе и падение экспорта неминуемо приводит к росту цен на газ в России.

echo.msk.ru

Повышаем финансовую грамотность: почему нефть дешевеет, а бензин дорожает

Обвал цен на нефть, начавшийся в 2014 году, привёл к нестабильности в отрасли, росту дефициту бюджета и ухудшению экономической ситуации в России, зависимой от сырьевого экспорта. Хотя спад стоимости нефти вызвал удешевление топлива в ряде стран мира, цена на российский бензин продолжает расти. Очевидно, что нефть не влияет на ценообразование в торговле топливом в РФ, а к формированию его стоимости подключаются совсем другие факторы влияния.

Динамика стоимости нефти и топлива

Несмотря на то что в ряде иностранных государств после резкого снижения стоимости нефти, которое охватило отраслевой рынок в 2014 году, цены на бензин начали снижаться, в России наблюдается ситуация противоположного характера. К примеру, стоимость литра топлива марки Аи-95 с января 2014 года по январь 2015 года выросла с 32,51 рубля до 35,41 рубля, в то время, как цена эталонной нефти Brent за этот период рухнула со $106,85 до $50,04 за баррель.

К моменту наступления одного из пиков дешевизны нефти — января 2016 года — когда сырьё продавалось по $32,13 за баррель, снизившись за два года в стоимости на $74,72 (почти на 70%), цену на бензин Аи-95 в России установили на уровне 36,68 рубля, что на 4,17 рубля (около 13%) дороже расценки января 2014 года. Темпам изменения цен на российский бензин не характерна и скачкообразность, которая наблюдалась с динамикой стоимости «чёрного золота».

Налоги и государственная политика

При попытке разобраться в причинах роста цен на бензин нужно запомнить главное — львиная доля его стоимости, по мнению отраслевых экспертов — до 70%, формируется исключительно налоговой нагрузкой на производителей. По оценке ФАС, доля налогов в ценообразовании на топливном рынке достигает 60%. Остальные крупные компоненты цены приходятся на прибыль добывающих компаний, а также доходы владельцев заправок.

По данным РАНХиГС, доля налогов и акцизных сборов в структуре цены только растёт из года в год. По информации Московской топливной ассоциации, стоимость бензина на рынке России находится в зависимости от налоговой нагрузки не в меньшей мере, чем от себестоимости поставок. Представители же отраслевых компаний настаивают на том, что отсутствие зависимости между удешевлением нефти и изменением стоимости бензина поясняется именно особенностями взимания налогов, а также наличием акцизной составляющей (то есть дорожных сборов) в цене на топливо. Повышение налоговой нагрузки и нивелирует эффект от снижения цен на нефть.

Аналитики отмечают, что в последнее время наблюдается наращивание налоговой нагрузки на отраслевые предприятия, работающие с поставками топлива. На 55% выросла ставка налога на добычу ископаемых, увеличились акцизы. В свою очередь, в Минфине подчёркивают, что фактическая нагрузка налоговой части в структуре расходов предприятий, напротив, снизилась в сравнении даже с 2014 годом. В частности, в тот период в бюджет изымалось до 50% от объёма выручки компаний, а с 2015 года данный показатель снизился до 40%, подчеркнули в ведомстве.

Сама по себе подакцизность горючего предполагает, что правительство рассматривает бензин как предмет роскоши. Ответ на вопрос о политике государства в отношении топливной розницы дал ещё в 2010 году президент России, выступивший за финансовую поддержку нефтекомпаний, подчеркнувший, что граждане, владеющие автомобилями, были в состоянии приобрести их, потому и смогут найти деньги для покупки бензина.

Кроме того, существование акцизов свидетельствует о том, что продажа бензина является важным источником средств для государства. Через налоги львиную долю доходов компаний забирает правительство. Разумно предположить, что в условиях сложившегося экономического кризиса вряд ли стоит надеяться на снижение налоговой нагрузки и, соответственно, на изменение ценовой ситуации.

Только в этом моменте усматривается косвенная зависимость стоимости бензина от нефтяных цен — удешевление сырья вызвало спад бюджетных доходов, потому власти приняли решение нарастить налоговую нагрузку с целью компенсации выпадающих поступлений. Вслед за повышением сборов растут и цены.

Впрочем, не стоит рассматривать государство в топливной сфере исключительно как игрока, действия которого вызывают рост цен. Если бы Федеральная антимонопольная служба не регулировала розницу, то цена на бензин на АЗС попала бы в прямую зависимость от стоимости оптовых партий, что сработало бы явно не в пользу рядового потребителя. Непосредственно в ведомстве утверждают, что существенного роста цен, который выходил бы за пределы инфляционного уровня, не ожидается. Таков не просто прогноз, но твёрдая позиция службы, отметили в ФАС.

Нефть и другие составляющие бензиновых цен

Что касается главного поднятого вопроса — видимого отсутствия связи цен на бензин и нефтяных цен, то её не существует и на самом деле. Особенность российского топливного рынка заключается в том, что его участники изначально не привязывают стоимость «чёрного золота» к ценам на бензин.

В Московской топливной ассоциации заявили — отсутствие зависимости стоимости нефти и бензина связана с тем, что Россия поставляет сырьё на экспорт, но не приобретает его. Даже самые серьёзные колебания стоимости нефти практически не влияют на бензиновые цены на внутреннем рынке страны, уверены в Российском топливном союзе. По оценкам организации, доля стоимости нефти в ценах на бензин не превышает 4%.

Аналогичного мнения придерживаются и в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Специалисты академии отмечают, что доля нефти в цене бензина А-95 составляет порядка 3,7%, достигая максимума на отметке в 4%. В свою очередь, в компании «РусХОЛТС», занятой в поставках товаров нетопливной группы на автозаправки, подчёркивают, что в любом случае себестоимость нефтедобычи для российских компаний не изменилась, вне зависимости от динамики цен на сырьё.

По подсчётам экспертов, стоимость бензина в среднем колеблется в пределах цены на 1,6–2 литра нефти, в этом разрезе повышения цены на горючее не наблюдается уже несколько последних лет. К примеру, в 2008 году литр топлива условно торговался по 1,73 литра нефти, в 2015 году — по 1,75 литра нефти.

Таким образом, не изменилась не только доля стоимости нефти в ценовой формуле бензина, но и непосредственно расценка на топливо в нефтяном эквиваленте. По данным Федеральной антимонопольной службы, в течение последних восьми лет стоимость бензина растёт не выше уровня инфляции и независимо от цен на нефть.

Роль, хоть и гораздо большую, чем нефть, но не основную, в формировании цены играет в том числе транспортный фактор. Чтобы оценить его значимость, нужно представить, что, к примеру, увеличение железнодорожного тарифа на 10% вызовет рост стоимости литра бензина на АЗС на 30 копеек. Серьёзная, но также не ключевая, роль отводится расходам, связанным с переработкой нефти (до 17%). В свою очередь, надбавки заправок являются малосущественным фактором.

Цены подвержены воздействию непостоянных факторов, в том числе спекуляций на рынке. Также нужно учитывать сезонные колебания, поскольку в летний период спрос на топливо опережает возможности НПЗ, что, в свою очередь, может вызвать временное удорожание топлива чуть ли не на 20%. Росту угрозы дефицита топлива способствует и выполнение инвестиционных программ, направленных на модернизацию нефтепереработки. Не везде эти мероприятия реализованы, ряд предприятий не успели усовершенствовать производства до наступления рублёвой девальвации.

В формировании дефицита и росте розничных цен участвует ситуация с увеличением поставок за рубеж. Ослабление рублёвого курса произошло после резкого падения стоимости нефти ввиду значительной зависимости экономики страны от сырьевого экспорта. Экспорт ввиду девальвации рубля и смягчения пошлинных требований стал более выгодным для компаний. На внутреннем рынке, непосредственно на заправочных станциях, стоимость бензина не только не повышается, но и снижается при пересчёте стоимости с рубля на конвертируемую валюту. Цена бензина в рублях увеличилась, однако при этом валютная стоимость горючего упала в два раза. Хотя эти детали не должны волновать рядового российского автовладельца, который получает свои доходы в рублях и рассчитывается ими же на заправках, всё же следует отметить, что о каком-то ценовом заговоре компаний на внутреннем рынке, фактически утративших прибыли в розничном секторе из-за девальвации нацвалюты, говорить не стоит.

В целом же спад курса рубля можно назвать серьёзным ценовым фактором для розницы. Девальвация сама по себе, «автоматически» вызвала изменение рублёвых ценников на автозаправочных станциях вследствие удешевления нацвалюты. В то же время, снижение курса рубля выступило своеобразным регулятором для стоимости нефти для отечественных закупщиков. Цена на нефть для отечественных НПЗ практически не изменилась в российской национальной валюте, несмотря на уменьшение стоимости сырья во всём мире. В частности, при цене барреля в пределах сотни долларов стоимость нефти в пересчёте на рубли составляла 3,7 тыс. рублей за тонну. После уменьшения цены на нефть в два раза её цена для перерабатывающих производств снизилась всего на 13% и достигла 3,2 тыс. рублей.

Всё ли так плохо с российским бензином?

Критики ценовой политики отечественных операторов могут сказать о том, что после начала падения стоимости нефти в тех же США за 2014–2016 годы цена на бензин упала на 38%. Тем не менее, они не учитывают, что, в отличие от российской системы ценообразования, ситуация в США выглядит совсем по-другому.

Структура стоимости топлива на американском рынке на 37% состоит из цены на нефть, 30% — маркетинга, 22% — налогов и 11% — затрат на переработку. Кроме того, доллар не коснулась девальвация, чего не удалось избежать российской валюте. Сама по себе цена на нефть для США достаточно высока, поскольку часть её поставляется их арабских стран, часть — с дорогих в разработке американских сланцевых месторождений.

Цена на бензин в США определяется вовсе не налогами и ситуацией с национальной валютой, но именно стоимостью нефти и сопутствующими расходами, чем и объясняется удешевление горючего для американцев после обвала цен на «чёрное золото».

С другой стороны, формула ценообразования на топливо более близка к российской в странах Европы. В этих регионах на налоги приходится порядка 60% цены на горючее, однако стоимость топлива в Европе выше минимум в два раза, чем в России. Ситуация на отечественном рынке на фоне ценовых предложений на европейских АЗС выглядит достаточно привлекательной.

Если этому найдутся разумные возражения о несопоставимых доходах населения в Европе и в РФ, то можно привести примеры Монголии, Ирака или Пакистана, стран, где уровень жизни граждан гораздо ниже, чем в российском государстве, а, следовательно, люди значительно беднее. В упомянутых регионах стоимость бензина аналогична ценам на европейских заправках, так что и в сравнении с этими регионами Россия выигрывает.

Кроме того, если проанализировать масштаб выплат рядовых россиян за бензин достаточно сложно, то автотранспортные компании, декларирующие свои затраты, отчитываются, что в среднем тратят на ГСМ лишь 25% своих текущих расходов. Напоследок напомним — даже литр бутилированной воды в России при гораздо меньших, чем у предприятий ТЭК, расходах поставщиков, стоит дороже литра бензина, а ведь горючее, как правило, приобретают более обеспеченные граждане, чем те, у кого автотранспорт и вовсе отсутствует. Несмотря на это, проблема дороговизны бутилированной воды не воспринимается в России настолько остро, как повышение цен на бензин.

Рост цен на горючее — вовсе не следствие заговора операторов или какой-то избыточной экономической политики государства. Не влияют на ситуацию со стоимостью топлива и цены на нефть. Бензин на заправках может серьёзно расти в цене лишь по двум причинам — девальвация рубля и рост налогов.

Нужно брать в расчёт и то, что удорожание горючего — понятие относительное, его последствия зачастую преувеличены, поскольку рассматриваются сквозь призму падения уровня доходов населения в условиях экономического кризиса. В любом случае, главный регулятор и критерий обоснованности цен — это спрос, критического снижения которого пока не наблюдается.

пронедра.ру

pronedra.ru


Смотрите также